К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Резюме

Обеспечение конкурентоспособности российского образования по качеству преподавания и воспитанию гармонично развитой, социально ответственной личности является целью национального проекта Российской Федерации "Образование" (2018). В соответствии с данным программным документом при подготовке специалистов практического здравоохранения необходимо учитывать современное требование времени - полное обеспечение потребностей общества в реализации комплексной профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ). В статье представлены теоретические и практические аспекты реализации психолого-педагогических инновационных технологий при преподавании дисциплины "Медицинская профилактика и формирование здорового образа жизни"; подходы к обучению студентов медицинских специальностей, выявлению и профилактике факторов риска НИЗ, формированию компетенции грамотно и убедительно приводить аргументы о необходимости изменения образа жизни на более здоровый, используя при этом методики эффективной коммуникации.

Ключевые слова:медицинская профилактика, образование, учебная программа, инновационные технологии, факторы риска, формирование здорового образа жизни

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Блинкова Л.Н., Дахкильгова Х.Т., Мажаров В.Н. К вопросу преподавания медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни студентам медицинских университетов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 45-52. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-45-52

Угроза и глобальное бремя неинфекционных заболеваний представляют собой серьезную проблему для общественного здравоохранения, которая подрывает социальное и экономическое развитие во всем мире и, в частности, приводит к росту различий между странами и внутри населения" [1]. Это обусловливает тенденции широкого применения превентивной медицины и внедрения здоровьесберегающих технологий. В современной мировой научной литературе накоплено большое количество исследований и практических рекомендаций по проведению профилактических медицинских и немедицинских мероприятий различных видов и уровней. Меры по оздоровлению населения способствуют его активному долголетию и активизируют познавательную деятельность людей в области сохранения здоровья [1-3]. Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ ст. 4 п. 8 определен "приоритет профилактики в сфере охраны здоровья" [4]. Профилактика в настоящее время рассматривается в качестве стратегического направления сохранения здоровья нации [1-3].

Врач практической медицины должен понимать возможности здоровьесбережения в предупреждении развития неинфекционной патологии, быть личным примером приверженности сохранению здоровья, стремиться соответствовать требованиям и мировым тенденциям профилактической медицины [3, 5, 6]. Национальные приоритеты поставили задачу перед российским высшим медицинским образованием по воспитанию врача новой формации, владеющего технологиями персонализированной превенции и предикции [2, 7]. Профилактическое образование будущего врача и знание им принципов здорового образа жизни (ЗОЖ), способность управления как индивидуальным, так и общественным здоровьем являются не только медико-педагогической, но и важной социальной задачей [3]. Учебные программы вузов должны это учитывать [7].

У студентов медицинского университета, по сравнению с обучающимися других вузов, имеется больше возможностей учебно-познавательной мотивации для приверженности ЗОЖ, для определения устойчивой внутренней позиции на уровне закрепления здоровых стереотипов поведения в связи с пониманием причинно-следственных патогенетических механизмов развития НИЗ. Преодоление разрыва между знаниями, умениями и практическими навыками проводится в процессе профессионального и общекультурного образования. Основная цель образования в медицинском вузе - не только освоение знаний через теорию, но и овладение целостным комплексом профессиональных компетенций, развитие личностных качеств будущего врача, повышение уровня общей и профессиональной культуры [3, 4, 6]. Новые образовательные программы высшего профессионального образования (ВПО) для улучшения осмысления студентом своей будущей практической деятельности в настоящее время разработаны с учетом новых требований и с применением инновационных технологий, включая разные методики обучения, оценочные системы подготовки и контроля качества образования.

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России для выполнения поставленной задачи по подготовке врача новой формации, воспитания у молодых специалистов определенных ценностных установок объявлен университетом ЗОЖ.

В числе первых высших образовательных учреждений университет разработал учебный материал для преподавания дисциплины "Медицинская профилактика" (МП) студентам лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Авторским коллективом преподавателей университета были изложены общетеоретические основы МП в опубликованном им учебнике "Общие и частные вопросы медицинской профилактики" [2], рабочих тетрадях по ЗОЖ, "Словаре медицинских терминов" и др. Для улучшения понимания иностранными обучающимися трактовки базовых определений и умения правильно использовать профессиональную терминологию в области ЗОЖ, данный словарь был переведен на иностранные языки (арабский, китайский, хинди, английский). Были разработаны учебно-методические пособия по скринингу факторов риска (ФР) и профилактике НИЗ. Информация, необходимая для подготовки специалистов, владеющих технологиями медицинской профилактической деятельности на всех уровнях проведения, составила основу рабочей программы "Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика", которая в 2015 г. была успешно интегрирована в учебный процесс для студентов ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России.

Рабочая программа и модули дисциплины по медицинской профилактике рассчитаны на очное обучение и проводятся в количестве 108 ч (3 ЗЕТ). Аудиторные занятия - 40 ч, из них лекций - 10 ч, практических занятий - 30 ч. Самостоятельная работа составляет 68 ч в течение всего цикла обучения. По окончании проводится зачетное занятие. Программа реализуется на кафедре "Общественное здоровье и здравоохранение, МП и информатика". Организация учебно-педагогического процесса по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике строится на основе модульной системы обучения (МСО), разделы взаимосвязаны друг с другом. Методологическую основу рабочей учебной программы составляют 3 модуля. 2 модуля в количестве 28 очных часов и 32 ч самостоятельной работы проводятся по скринингу основных факторов риска развития НИЗ и их профилактике. Третий модуль - пути улучшения грамотности в вопросах здоровья населения и приверженность лечению - включает 14 ч очного преподавания и 18 ч самостоятельного изучения темы. МСО содержит современные знания об основных направлениях профилактики социально значимых заболеваний: артериальной гипертензии, дислипидемии, ожирения. В учебных материалах приведены основные статистические показатели, уровни и виды медицинской профилактики, даны примеры для каждого уровня. Изучаемый материал разбит на блоки в соответствии с разделами рабочей учебной программы. В блоках МСО представлены образовательные инновационные технологии развития групповых навыков у студентов по профилактике ФР - табакокурения, низкой физической активности (ФА), алкоголизма, копинга стресса, нарушения питания и обмена веществ и т.п. [1,9]. Подробно изложены научные подходы к формированию санитарно-гигиенических навыков по профилактике гриппа и ОРВИ, ВИЧ/СПИДа [5]. Особое внимание уделено актуальным вопросам приверженности лечению и коммуникации в медицине, различным аспектам грамотности в вопросах здоровья населения. Дана трактовка нормативно-правовых документов (приказов, постановлений и др.), определяющих проведение профилактических мероприятий, структуру Центра здоровья и его работу, тематику школ здоровья.

В процессе обучения на курсе применяются стандартные средства оценки, основанные на принципах:

- соответствия оценки поставленным целям обучения;

- единообразия стандартов и критериев оценивания (достижения результата);

- соответствия результатов обучения поставленным задачам развития профессиональных компетенций, знаний и умений (эффективности).

Для текущей и промежуточной аттестации студентов используется входящий контроль знаний в виде тестов и исходящий контроль знаний по отработке теоретических моделей и понятий: типовые задачи, контрольные работы и др.

Будущим врачам необходимы знания и навыки для успешного решения как клинических, так и профилактических задач, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям. Нельзя не учитывать, что большую роль в повышении приверженности ЗОЖ играют авторитет врача, навыки аргументированного убеждения [8]. В контексте этого подхода используется контроль освоения профессиональных компетенций (ПК), которые формируются у специалиста новой формации еще на стадии обучения в форме готовности к осуществлению комплекса мероприятий профилактического направления. При освоении дисциплины по медицинской профилактике закладываются знания, ПК и практические навыки по формированию приверженности ЗОЖ, а также появляются возможности проведения медицинского скрининга НИЗ. "Хотя заболеваемость и смертность от неинфекционных заболеваний в основном происходят в зрелом возрасте, воздействие факторов риска начинается в раннем возрасте" [1]. Специалист должен уметь выявлять причины и условия возникновения ФР развития НИЗ, обладать навыком выражения собственной и профессиональной точки зрения для устранения у пациента вредного влияния на здоровье ФР (курения, алкоголизации, гиподинамии, нарушения структуры и режима питания и т.д.) [1, 2, 6, 9].

Образовательная технология МСО по учебной программе "Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика" строится на основе структурирования научного знания. Данная специфика ценностно-ориентированного развивающего процесса использует разнообразные психолого-педагогические техники в обучении будущего врача, который должен владеть оценочными методиками для самоконтроля знаний, умений и сформированных навыков (табл. 1) [6].

Таблица 1. Перечень оценочных средств

Игровые модели в группах способствуют развитию внутригруппового взаимодействия, личностно-ориентированного развития будущего врача и определения путей для самоактуализации, предиктивного и превентивного мышления [5, 6, 8].

В учебную программу дисциплины "Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика" для создания ПК по проведению профилактических мероприятий, включая навыки работы в команде, тьютерства, были включены как игровые модели, так и инновационные проблемно-поисковые, рефлексивные, имитационно-игровые и другие технологии. Приведем несколько примеров техники проведения игровых моделей, часто используемых в процессе обучения:

- "Техника аквариума". Это разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников группового обсуждения разных проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Процедура выглядит следующим образом.

1. Постановка проблемы ведущим, например наличие у пациента зависимостей (курение, злоупотребление алкоголем, гиподинамию и др.).

2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.

3. Каждая подгруппа выбирает одного выступающего, который представляет позицию подгруппы.

4. Студенты в совместном обсуждении предлагают решение проблемы внутри своей группы для определения общей точки зрения. Для командной работы в условиях форс-мажора задается фиксированное время.

5. Преподаватель приглашает выступающих для представления позиции своей подгруппы.

6. Участники могут задавать провокационные вопросы своим оппонентам.

7. Совместный разбор качества аргументации выступающих.

- "Интеллектуальная дуэль". Форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность будущих врачей по заданной теме. Приглашаются два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по теме. Остальные студенты выступают в роли секундантов и коллегиально оценивают качество вопросов (по теории и практике) и ответов (корректность, соответствие научной доказательности). Голосованием определяется победитель.

- "Круглый стол". Это одна из организационных форм познавательной деятельности для обсуждения и анализа определенной проблемы, которая способствует воспитанию логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями на равных. Инновационные технологии по развитию личности и связи ее с профессиональной деятельностью проявляются, когда связаны жизненные смыслы и ценности человека [2, 4, 5]. Знания не должны быть самоцелью (выучить, чтобы сдать зачет или экзамен), но условием формирования профессиональных компетенций [2, 4].

В процессе медицинского образования с применением данных технологий будущие врачи в конкретной моделирующей профессиональной ситуации осваивают язык коммуникации специалистов, навыки живого общения и креативного мышления, приемы консультирования по изменению образа жизни на более здоровый, что, несомненно, облегчает адаптацию молодых специалистов к работе в практическом здравоохранении и будет способствовать повышению качества первичной медико-санитарной помощи населению [2, 6, 8].

Заключение. Разработка и практическое использование инновационных педагогических технологий медицинского образования в сфере медицинской профилактики НИЗ - это, безусловно, требование времени [4]. Среди важнейших компетенций молодого врача особое место занимают знания и навыки выявления факторов риска НИЗ, эффективной коммуникации и профилактические технологии всех уровней.

Литература

1. Global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases 2013-2020. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/94384/9789244506233_rus.pdf;jsessionid=E2E5E922F4AAAA26DE0B043981F58AED?sequence=5.

2. Общие и частные вопросы медицинской профилактики: учебник / ред. К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 512 с.

3. Abu Suhaiban H., Grasser L.R., Javanbakht A. Mental health of refugees and torture survivors: a critical review of prevalence, predictors, and integrated care. Review // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16, N 13. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16132309.

4. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья в граждан Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895.

5. Блинкова Л.Н., Соколова И.Ю. Теоретико-методологические основы формирования у студентов культуры здоровья / Я-концепция субъекта образовательной среды высшей школы: материалы Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2017. С. 37-40.

6. Блинкова Л.Н., Мажаров В.Н., Соколова И.Ю. и соавт. Инновационные обучающие модели профессиональной подготовки врачей новой формации / Здоровье населения и среда обитания: Материалы научно-практической конференции "22-я ежегодная неделя медицины Ставрополья". Ставрополь : "Параграф", 2018. С. 186-191.

7. Амлаев К.Р., Блинкова Л.Н., Койчуева С.М. Критерии выбора образовательной организации высшего медицинского образования и работодателя // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 3. С. 132-146.

8. Мажаров В.Н., Блинкова Л.Н. и соавт. Новые подходы к реализации образовательных программ высшего профессионального образования третьего поколения / Проблемы управления качеством подготовки специалистов в медицинском ВУЗе: материалы III Республиканской учебно-методической конференции с международным участием. Махачкала, 2018. С. 81-84.

9. Амлаев К.Р. Медицинская профилактика: учебник. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. С. 10, 78.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»