К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Резюме

Обеспечение конкурентоспособности российского образования по качеству преподавания и воспитанию гармонично развитой, социально ответственной личности является целью национального проекта Российской Федерации "Образование" (2018). В соответствии с данным программным документом при подготовке специалистов практического здравоохранения необходимо учитывать современное требование времени - полное обеспечение потребностей общества в реализации комплексной профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ). В статье представлены теоретические и практические аспекты реализации психолого-педагогических инновационных технологий при преподавании дисциплины "Медицинская профилактика и формирование здорового образа жизни"; подходы к обучению студентов медицинских специальностей, выявлению и профилактике факторов риска НИЗ, формированию компетенции грамотно и убедительно приводить аргументы о необходимости изменения образа жизни на более здоровый, используя при этом методики эффективной коммуникации.

Ключевые слова:медицинская профилактика, образование, учебная программа, инновационные технологии, факторы риска, формирование здорового образа жизни

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Блинкова Л.Н., Дахкильгова Х.Т., Мажаров В.Н. К вопросу преподавания медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни студентам медицинских университетов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 45-52. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-45-52

Угроза и глобальное бремя неинфекционных заболеваний представляют собой серьезную проблему для общественного здравоохранения, которая подрывает социальное и экономическое развитие во всем мире и, в частности, приводит к росту различий между странами и внутри населения" [1]. Это обусловливает тенденции широкого применения превентивной медицины и внедрения здоровьесберегающих технологий. В современной мировой научной литературе накоплено большое количество исследований и практических рекомендаций по проведению профилактических медицинских и немедицинских мероприятий различных видов и уровней. Меры по оздоровлению населения способствуют его активному долголетию и активизируют познавательную деятельность людей в области сохранения здоровья [1-3]. Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ ст. 4 п. 8 определен "приоритет профилактики в сфере охраны здоровья" [4]. Профилактика в настоящее время рассматривается в качестве стратегического направления сохранения здоровья нации [1-3].

Врач практической медицины должен понимать возможности здоровьесбережения в предупреждении развития неинфекционной патологии, быть личным примером приверженности сохранению здоровья, стремиться соответствовать требованиям и мировым тенденциям профилактической медицины [3, 5, 6]. Национальные приоритеты поставили задачу перед российским высшим медицинским образованием по воспитанию врача новой формации, владеющего технологиями персонализированной превенции и предикции [2, 7]. Профилактическое образование будущего врача и знание им принципов здорового образа жизни (ЗОЖ), способность управления как индивидуальным, так и общественным здоровьем являются не только медико-педагогической, но и важной социальной задачей [3]. Учебные программы вузов должны это учитывать [7].

У студентов медицинского университета, по сравнению с обучающимися других вузов, имеется больше возможностей учебно-познавательной мотивации для приверженности ЗОЖ, для определения устойчивой внутренней позиции на уровне закрепления здоровых стереотипов поведения в связи с пониманием причинно-следственных патогенетических механизмов развития НИЗ. Преодоление разрыва между знаниями, умениями и практическими навыками проводится в процессе профессионального и общекультурного образования. Основная цель образования в медицинском вузе - не только освоение знаний через теорию, но и овладение целостным комплексом профессиональных компетенций, развитие личностных качеств будущего врача, повышение уровня общей и профессиональной культуры [3, 4, 6]. Новые образовательные программы высшего профессионального образования (ВПО) для улучшения осмысления студентом своей будущей практической деятельности в настоящее время разработаны с учетом новых требований и с применением инновационных технологий, включая разные методики обучения, оценочные системы подготовки и контроля качества образования.

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России для выполнения поставленной задачи по подготовке врача новой формации, воспитания у молодых специалистов определенных ценностных установок объявлен университетом ЗОЖ.

В числе первых высших образовательных учреждений университет разработал учебный материал для преподавания дисциплины "Медицинская профилактика" (МП) студентам лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Авторским коллективом преподавателей университета были изложены общетеоретические основы МП в опубликованном им учебнике "Общие и частные вопросы медицинской профилактики" [2], рабочих тетрадях по ЗОЖ, "Словаре медицинских терминов" и др. Для улучшения понимания иностранными обучающимися трактовки базовых определений и умения правильно использовать профессиональную терминологию в области ЗОЖ, данный словарь был переведен на иностранные языки (арабский, китайский, хинди, английский). Были разработаны учебно-методические пособия по скринингу факторов риска (ФР) и профилактике НИЗ. Информация, необходимая для подготовки специалистов, владеющих технологиями медицинской профилактической деятельности на всех уровнях проведения, составила основу рабочей программы "Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика", которая в 2015 г. была успешно интегрирована в учебный процесс для студентов ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России.

Рабочая программа и модули дисциплины по медицинской профилактике рассчитаны на очное обучение и проводятся в количестве 108 ч (3 ЗЕТ). Аудиторные занятия - 40 ч, из них лекций - 10 ч, практических занятий - 30 ч. Самостоятельная работа составляет 68 ч в течение всего цикла обучения. По окончании проводится зачетное занятие. Программа реализуется на кафедре "Общественное здоровье и здравоохранение, МП и информатика". Организация учебно-педагогического процесса по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике строится на основе модульной системы обучения (МСО), разделы взаимосвязаны друг с другом. Методологическую основу рабочей учебной программы составляют 3 модуля. 2 модуля в количестве 28 очных часов и 32 ч самостоятельной работы проводятся по скринингу основных факторов риска развития НИЗ и их профилактике. Третий модуль - пути улучшения грамотности в вопросах здоровья населения и приверженность лечению - включает 14 ч очного преподавания и 18 ч самостоятельного изучения темы. МСО содержит современные знания об основных направлениях профилактики социально значимых заболеваний: артериальной гипертензии, дислипидемии, ожирения. В учебных материалах приведены основные статистические показатели, уровни и виды медицинской профилактики, даны примеры для каждого уровня. Изучаемый материал разбит на блоки в соответствии с разделами рабочей учебной программы. В блоках МСО представлены образовательные инновационные технологии развития групповых навыков у студентов по профилактике ФР - табакокурения, низкой физической активности (ФА), алкоголизма, копинга стресса, нарушения питания и обмена веществ и т.п. [1,9]. Подробно изложены научные подходы к формированию санитарно-гигиенических навыков по профилактике гриппа и ОРВИ, ВИЧ/СПИДа [5]. Особое внимание уделено актуальным вопросам приверженности лечению и коммуникации в медицине, различным аспектам грамотности в вопросах здоровья населения. Дана трактовка нормативно-правовых документов (приказов, постановлений и др.), определяющих проведение профилактических мероприятий, структуру Центра здоровья и его работу, тематику школ здоровья.

В процессе обучения на курсе применяются стандартные средства оценки, основанные на принципах:

- соответствия оценки поставленным целям обучения;

- единообразия стандартов и критериев оценивания (достижения результата);

- соответствия результатов обучения поставленным задачам развития профессиональных компетенций, знаний и умений (эффективности).

Для текущей и промежуточной аттестации студентов используется входящий контроль знаний в виде тестов и исходящий контроль знаний по отработке теоретических моделей и понятий: типовые задачи, контрольные работы и др.

Будущим врачам необходимы знания и навыки для успешного решения как клинических, так и профилактических задач, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям. Нельзя не учитывать, что большую роль в повышении приверженности ЗОЖ играют авторитет врача, навыки аргументированного убеждения [8]. В контексте этого подхода используется контроль освоения профессиональных компетенций (ПК), которые формируются у специалиста новой формации еще на стадии обучения в форме готовности к осуществлению комплекса мероприятий профилактического направления. При освоении дисциплины по медицинской профилактике закладываются знания, ПК и практические навыки по формированию приверженности ЗОЖ, а также появляются возможности проведения медицинского скрининга НИЗ. "Хотя заболеваемость и смертность от неинфекционных заболеваний в основном происходят в зрелом возрасте, воздействие факторов риска начинается в раннем возрасте" [1]. Специалист должен уметь выявлять причины и условия возникновения ФР развития НИЗ, обладать навыком выражения собственной и профессиональной точки зрения для устранения у пациента вредного влияния на здоровье ФР (курения, алкоголизации, гиподинамии, нарушения структуры и режима питания и т.д.) [1, 2, 6, 9].

Образовательная технология МСО по учебной программе "Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика" строится на основе структурирования научного знания. Данная специфика ценностно-ориентированного развивающего процесса использует разнообразные психолого-педагогические техники в обучении будущего врача, который должен владеть оценочными методиками для самоконтроля знаний, умений и сформированных навыков (табл. 1) [6].

Таблица 1. Перечень оценочных средств

Игровые модели в группах способствуют развитию внутригруппового взаимодействия, личностно-ориентированного развития будущего врача и определения путей для самоактуализации, предиктивного и превентивного мышления [5, 6, 8].

В учебную программу дисциплины "Формирование здорового образа жизни и медицинская профилактика" для создания ПК по проведению профилактических мероприятий, включая навыки работы в команде, тьютерства, были включены как игровые модели, так и инновационные проблемно-поисковые, рефлексивные, имитационно-игровые и другие технологии. Приведем несколько примеров техники проведения игровых моделей, часто используемых в процессе обучения:

- "Техника аквариума". Это разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников группового обсуждения разных проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Процедура выглядит следующим образом.

1. Постановка проблемы ведущим, например наличие у пациента зависимостей (курение, злоупотребление алкоголем, гиподинамию и др.).

2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.

3. Каждая подгруппа выбирает одного выступающего, который представляет позицию подгруппы.

4. Студенты в совместном обсуждении предлагают решение проблемы внутри своей группы для определения общей точки зрения. Для командной работы в условиях форс-мажора задается фиксированное время.

5. Преподаватель приглашает выступающих для представления позиции своей подгруппы.

6. Участники могут задавать провокационные вопросы своим оппонентам.

7. Совместный разбор качества аргументации выступающих.

- "Интеллектуальная дуэль". Форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность будущих врачей по заданной теме. Приглашаются два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по теме. Остальные студенты выступают в роли секундантов и коллегиально оценивают качество вопросов (по теории и практике) и ответов (корректность, соответствие научной доказательности). Голосованием определяется победитель.

- "Круглый стол". Это одна из организационных форм познавательной деятельности для обсуждения и анализа определенной проблемы, которая способствует воспитанию логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями на равных. Инновационные технологии по развитию личности и связи ее с профессиональной деятельностью проявляются, когда связаны жизненные смыслы и ценности человека [2, 4, 5]. Знания не должны быть самоцелью (выучить, чтобы сдать зачет или экзамен), но условием формирования профессиональных компетенций [2, 4].

В процессе медицинского образования с применением данных технологий будущие врачи в конкретной моделирующей профессиональной ситуации осваивают язык коммуникации специалистов, навыки живого общения и креативного мышления, приемы консультирования по изменению образа жизни на более здоровый, что, несомненно, облегчает адаптацию молодых специалистов к работе в практическом здравоохранении и будет способствовать повышению качества первичной медико-санитарной помощи населению [2, 6, 8].

Заключение. Разработка и практическое использование инновационных педагогических технологий медицинского образования в сфере медицинской профилактики НИЗ - это, безусловно, требование времени [4]. Среди важнейших компетенций молодого врача особое место занимают знания и навыки выявления факторов риска НИЗ, эффективной коммуникации и профилактические технологии всех уровней.

Литература

1. Global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases 2013-2020. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/94384/9789244506233_rus.pdf;jsessionid=E2E5E922F4AAAA26DE0B043981F58AED?sequence=5.

2. Общие и частные вопросы медицинской профилактики: учебник / ред. К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 512 с.

3. Abu Suhaiban H., Grasser L.R., Javanbakht A. Mental health of refugees and torture survivors: a critical review of prevalence, predictors, and integrated care. Review // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16, N 13. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16132309.

4. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья в граждан Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895.

5. Блинкова Л.Н., Соколова И.Ю. Теоретико-методологические основы формирования у студентов культуры здоровья / Я-концепция субъекта образовательной среды высшей школы: материалы Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2017. С. 37-40.

6. Блинкова Л.Н., Мажаров В.Н., Соколова И.Ю. и соавт. Инновационные обучающие модели профессиональной подготовки врачей новой формации / Здоровье населения и среда обитания: Материалы научно-практической конференции "22-я ежегодная неделя медицины Ставрополья". Ставрополь : "Параграф", 2018. С. 186-191.

7. Амлаев К.Р., Блинкова Л.Н., Койчуева С.М. Критерии выбора образовательной организации высшего медицинского образования и работодателя // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 3. С. 132-146.

8. Мажаров В.Н., Блинкова Л.Н. и соавт. Новые подходы к реализации образовательных программ высшего профессионального образования третьего поколения / Проблемы управления качеством подготовки специалистов в медицинском ВУЗе: материалы III Республиканской учебно-методической конференции с международным участием. Махачкала, 2018. С. 81-84.

9. Амлаев К.Р. Медицинская профилактика: учебник. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. С. 10, 78.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии №1 ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, генеральный директор ООО "ГЭОТАР-Мед", генеральный представитель AMEE (Ассоциация по медицинскому образованию в Европе), председатель Оргкомитета форума "РОСМЕДОБР", член Европейского симуляционного общества (SESAM) и Международного медицинского симуляционного сообщества (SSH), Москва, Российская Федерация
РОСМЕДОБР 2021
Медицина сегодня
IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии.

IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии 28-30 апреля 2022 г. в Екатеринбурге состоится IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии (ЕАКО). Свое название конференция получила неслучайно, ведь именно в городе, расположенном на границе Европы и Азии, раз в два...

III Съезд онкологов Московской области.

III Съезд онкологов Московской области 22 октября 2021 года состоится III Съезд онкологов Московской области. Специалисты Подмосковья, занимающиеся лечением злокачественных новообразований разных локализаций, снова встретятся, чтобы обсудить проблемы, новые тренды в...

Образовательная сессия "Амбулаторный приём"

Самые актуальные данные по фармакотерапии для вас! Приглашаем врачей поликлиник 14 сентября в 09:00 (мск) присоединиться к научно-образовательной сессии "Амбулаторный приём". Доступен очный и заочный формат мероприятия. ВАС ЖДУТ: насыщенная научная и культурная программа,...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»