ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ПО ИНТЕГРИРОВАННЫМ МОДУЛЯМ

Резюме

Введение. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) - важный валидный механизм оценки практических знаний обучающихся. В Республике Казахстан ОСКЭ включен как обязательный компонент итогового контроля для студентов промежуточных и выпускающих курсов медицинских университетов страны.

Материал и методы. В статье прослеживается опыт проведения ОСКЭ у студентов III курса по специальности "общая медицина" Медицинского университета Караганды, Республика Казахстан.

Результаты. Авторами показано, что ОСКЭ помогает продемонстрировать освоение студентами следующих компетентностей обучения по дисциплине "патология органов и систем": знание биомедицинских наук, коммуникативные навыки, навык работы в команде. Авторы отмечают, что к положительным сторонам данного метода преподавания относится возможность показать студентам интегрированные знания, полученные при изучении дисциплины, при освоении навыков, а преподавателям объективно оценить практические навыки.

Заключение. Практика использования ОСКЭ в высших медицинских учебных заведениях для оценки клинических компетентностей в разных странах мира составляет более 40 лет. Однако в литературе имеются единичные сведения о процедуре сдачи практических навыков по клиническим дисциплинам в зарубежных медицинских вузах, именуемой как "экзамен с полным описанием клинических случаев". С 2014 г. в Республике Казахстан ОСКЭ является обязательным компонентом итогового контроля для студентов медицинских вузов, обучающихся по программе "бакалавриат" на старших курсах и по программе "резидентура". Сложность заключается в интегрированном преподавании и контроле освоения клинической компетенции у студентов III курса, изучающих базовые и обязательные дисциплины по патологии 8 систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной, опорно-двигательной.

Ключевые слова:объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), студенты III курса по специальности "общая медицина", компетентности образования, форма итогового контроля

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С., Жиенбаева К.М., Абдикадирова Х.Р., Сулейменова Б.М., Барышникова И.А. Оценка клинической компетенции с использованием объективного структурированного контроля по интегрированным модулям // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 8-18. DOI: https://doi.org/l0.33029/2220-8453-2021-12-1-8-18

Целью исследования стал анализ клинической компетенции с использованием объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) по интегрированной дисциплине "патология органов и систем", включающая 9 предметов: "анатомия", "гистология", "нормальная физиология", "биохимия", "патологическая физиология", "патологическая анатомия", "визуальная диагностика", "введение в клиническую медицину", "фармакология"; с использованием клинической ситуационной задачи, стандартизированных пациентов, аускультации на учебном тренажере Harwey и коммуникативного навыка.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Результаты сдачи ОСКЭ студентами III курса по специальности "Общая медицина" обобщены и обработаны статистически с использованием корреляционного анализа Пирсона, параметрического t-критерия Стьюдента [1-3].

В Центре практических навыков университета разворачивали 16 станций для сдачи ОСКЭ на русском, казахском и английском языках, постоянно велась видео- и аудиозапись. На каждой станции присутствовали по 2 экзаменатора. Одномоментно на каждую станцию заходили по 2 студента под определенными номерами, на компьютере были представлены 10 вариантов клинических ситуационных задач с различными синдромами и нозологическими формами по патологии 8 систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной, опорно-двигательной. В условие клинической задачи был включен весь спектр лабораторного и клинико-инструментального исследования. Продолжительность сдачи клинической компетенции с использованием клинической ситуационной задачи, стандартизированных пациентов, навыка аускультации на учебном тренажере Harwey, коммуникативного навыка составляла 16 мин. По окончании экзаменаторы, проанализировав результат, заполняли оценочные листы коллегиально. Оценочные листы подвергались обработке с помощью автоматизированной системы подсчета баллов с использованием оптического распознания оценочных листов, разработанного сотрудниками Центра практических навыков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В Медицинском университете г. Караганды на протяжении 6 лет оценка клинической компетенции с использованием ОСКЭ студентов III курса по специальности "общая медицина" осуществляется по 9 интегрированным дисциплинам [4-7].

Анализ эффективности работы профессорско-преподавательского состава (ППС) показал отклонения в оценивании блоков дисциплин между преподавателями кафедры. Так, у 74% ППС разброс оценок варьировал от 43 до 100%, в то время как у 26% преподавателей он находился в диапазоне от 73 до 90%. Данный диапазон соответствует по балльно-рейтинговой системе оценки значениям "хорошо" и "отлично". Педагогический стаж среди первой группы респондентов составил от 5 до 37 лет, второй - от 3 до 5 лет.

В ходе анализа оценочных листов наибольшие затруднения у студентов вызвали вопросы по блокам "Патологическая физиология", "Патологическая анатомия" дисциплины "патология органов и систем" были по станциям ОСКЭ "Интерпретация и клинико-морфологическая характеристика пищеварительной системы". Значимо низкие результаты на данной станции от 43 до 47% были отмечены у 11 (10%) студентов.

Наивысшие оценки на казахском, русском, английском языках обучения наблюдались на станции ОСКЭ "Интерпретация и клинико-морфологическая характеристика нервной системы" и варьировали от 63 до 100% респондентов.

ОСКЭ помогает продемонстрировать студентам освоение компетентностей обучения, таких как знание биомедицинских наук, коммуникативные навыки, навык работы в команде, которые соответствуют стандарту образования [8-10]. Овладение коммуникативными навыками оценивалось при осмотре студентами стандартизированного пациента на станциях ОСКЭ "Интерпретация и клинико-морфологическая характеристика пищеварительной системы", "Интерпретация и клинико-морфологическая характеристика нервной системы".

Нами выявлена высокая корреляционная связь между блоками дисциплины "Патология органов и систем" и уровнем освоения компетентностей обучения знания биомедицинских наук: знание патологической анатомии и патологической физиологии (r=0,72, р<0,001) (рис. 1), заметная корреляционная связь между знанием патологической анатомии и лучевой диагностики (r=0,65, р<0,01) (рис. 2) и также заметная корреляционная связь между знанием патологической физиологии и лучевой диагностики (r=0,6 р<0,01) (рис. 3).

Рис. 1. Корреляционная связь между патологической анатомией и патологической физиологией

Рис. 2. Корреляционная связь между патологической физиологией и лучевой диагностикой

Рис. 3. Корреляционная связь между патологической анатомией и лучевой диагностикой

Аналогичная тенденция сохраняется при установлении статистической взаимосвязи (r=0,55, р<0,05) между средним баллом по разным формам итогового контроля: ОСКЭ и компьютерным тестированием по 9 интегрированным дисциплинам (рис. 4).

Рис. 4. Сравнительная корреляция между компьютерным тестированием и результатами объективного структурированного клинического экзамена по дисциплине "Патология органов и систем"

Однако между компьютерным тестированием и ОСКЭ по дисциплинам интеграции прослеживается средняя корреляционная связь (r=0,35, р<0,05) (рис. 5).

Рис. 5. Сравнительная корреляция между компьютерным тестированием и объективным структурированным клиническим экзаменом по дисциплинам интеграции

Установлено однонаправленное изменение среднего балла по дисциплинам интеграции за 3 последних учебных года у студентов, обучающихся на казахском, русском, английском отделениях (рис. 6).

Уровень освоения компетентности знания биомедицинских наук у студентов казахского и русского отделений на 8-12% выше, чем в группах английского отделения (см. рис. 6).

Рис. 6. Средний балл по результатам объективного структурированного клинического экзамена по дисциплине "патология органов и систем" у студентов казахского, русского и английского отделений

Материал к ОСКЭ по интегрированным дисциплинам соответствовал основным положениям к ОСКЭ, был достоверным, открытым, так как осуществляется аудио-и видеозапись всего процесса. Сама данная форма контроля отвечает принципам ОСКЭ: надежности, гибкости, справедливости, удовлетворенности ППС [11, 12]. ОСКЭ позволяет охватить большое количество студентов, 672 (100%) студента III курса по специальности "общая медицина"; у них оценивались навыки интерпретации механизмов развития патологического процесса с использованием анализов результатов обследования, описанием морфоструктуры пораженного органа на практике, использованием чек-листов или оценочных листов. Интегрированная дисциплина "Патология органов и систем" включает материал теоретических предметов: пререквизитов к постреквизитам - клиническим дисциплинам, следовательно, определяется их тесная взаимосвязь. Таким образом, ОСКЭ стимулирует обучающихся к изучению клинических компетентностей.

ОСКЭ - это форма экзамена с чек-листами, одинаковым набором заданий, использованием технических средств оснащения: это анатомические муляжи, гистологические снимки, макро- и микропрепараты, данные лабораторных и клинико-инструментальных исследований ЭКГ, УЗИ, МРТ, спирографии; опрос, пальпация, перкуссия и аускультация стандартизированных пациентов и аускультация на учебном тренажере Harwey (видео- и аудиозапись ответа) [13-15]. Преподаватель, имея перед собой лист ответа, не имеет права задавать студентам наводящие вопросы. Таким образом, исключается фактор несправедливого оценивания, который бывает при традиционной форме экзамена.

Удовлетворенность ОСКЭ определялась по данным анкетирования ППС и студентов.

Анкета ППС по результатам проведения ОСКЭ включала следующие вопросы:

1. Проведен ли инструктаж для экзаменаторов по общим правилам проведения ОСКЭ и системе оценивания?

2. Какие ошибки наиболее часто совершала команда студентов?

3. Были ли затруднения в выборе индивидуальной оценки студентов?

4. Достаточно ли времени было выделено на оценивание студентов?

5. Испытывали ли вы дискомфорт и усталость при проведении ОСКЭ?

6. Были ли вы удовлетворены проведением ОСКЭ?

92% респондентов ответили, что им доступно объяснили правила проведения ОСКЭ и систему оценивания. 87% преподавателей сумели легко использовать электронный чек-лист, также они заметили, что сотрудники Центра практических навыков в любую минуту были готовы оказать помощь решить проблемы системы оценивания обучающихся. 89% опрошенных преподавателей заметили, что выделенного времени на разбор заданий ОСКЭ было достаточно, это объясняется предварительным пилотированием станций ОСКЭ. У 75% респондентов со стажем работы от 5 до 30 лет не возникло проблем с оцениванием, в то время как у 25% преподавателей со стажем работы менее 3 лет были затруднения при выставлении индивидуальной оценки студентам. На третий вопрос лишь 16% преподавателей в возрасте от 59 лет и старше ответили "недостаточно", 84% респондентов ответили положительно и объяснили свой ответ удобной шкалой оценок в чек-листе и использованием планшетов при выставлении оценок. 24% преподавателей обратили внимание на доминирование одного из экзаменуемых при пассивности другого. 70% респондентов отметили большую загруженность педагогическим процессом и появление усталости после ОСКЭ. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что ОСКЭ проводится в конце учебного года и наслаивается на аудиторные занятия. 87% преподавателей высказались в пользу ОСКЭ как важного рычага в оценивании практических навыков студентов. В проведении ОСКЭ были задействованы опытные педагоги кафедры. При анализе оценок значительных отклонений в оценивании знаний и навыков студентов между отдельными педагогами не наблюдалось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следовательно, педагогическая технология оценки итогового контроля знаний обучающихся - ОСКЭ - позволяет мобилизоваться студентам и продемонстрировать интегрированные знания по 9 дисциплинам при освоении клинической компетенции, а преподавателям объективно оценить практические навыки. Качество оценивания зависит от стажа работы ППС. Проведение ОСКЭ дало положительную обратную связь как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Таким образом, ОСКЭ является достоверным методом оценивания знаний и навыков с высочайшей степенью надежности. По сопоставлению с классическими тестовыми экзаменами, которые доминируют в институтах в качестве итогового контроля знаний, ОСКЭ обеспечивает более достоверную оценку компетентностей. Экзаменатор заблаговременно продумывает оглавление экзамена для испытания конкретных познаний, умений, способностей и уровень его трудности. Оценивание уровня освоения компетентностей не зависит от определенного экзаменатора, что, собственно, гарантирует более беспристрастную оценку и ее верность. С другой стороны, выявлены и отрицательные стороны ОСКЭ.

1. Как и любая другая форма экзамена, ОСКЭ - это стресс как для студентов, так и для неопытных преподавателей.

2. Экзамен создает дополнительную нагрузку на преподавателей, так как проводится во время учебного процесса. Для подготовки к ОСКЭ работники кафедры тратят существенно больше времени, чем при привычном экзамене, что значительно повышает нагрузку на экзаменаторов.

3. Не дает представления о согласованной деятельности органов и систем как целого организма.

4. В связи с отсутствием практических навыков у студентов ОСКЭ вызывает затруднения, так как студент в конце семестра демонстрирует лишь теоретические знания.

5. Кроме психологических аспектов, негативно влияющих на сдачу ОСКЭ, есть и социально-коммуникативные факторы: межличностные отношения преподавателей со студентами, а также влияние социальной среды на студентов.

6. Во время проведения ОСКЭ могут быть проблемы с материально-техническим обеспечением - технические неполадки, неисправность материала.

Литература

1. Ойвин И.А. Статистическая обработка результатов экспериментальных исследований // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1960. № 4. С. 76-85.

2. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клинические эпидемиологические основы доказательной медицины. Москва : Медиа Сфера, 1998. 345 с.

3. Кан К.З., Рамачандран С., Гонт К., Пушкар П. ОСКЭ. Руководство АМЕЕ № 81. Часть 1: Исторические и теоретическая перспектива // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 2. С. 23-40.

4. Куркин А.В., Есимова Р.Ж., Джумабаева С.К., Нурсеитова К.Т. Объективный структурированный клинический экзамен, интегрированный с биомедицинскими дисциплинами // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 3. С. 30-33.

5. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен : руководство // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 3. С. 27-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnyy-strukturirovannyy-linicheskiy-ekzamen-rukovodstvo-2016

6. Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С. Об опыте внедрения современных методов образования в учебный процесс кафедры патологической физиологии Карагандинского государственного медицинского университета // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2018. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28113

7. Щастный А.Т., Редненко В.В., Коневалова Н.Ю., Поплавцев Е.В. Перспективы внедрения объективного клинического экзамена в Витебском государственном медицинском университете // Вестник ВГМУ. 2017. Т. 16, № 4. С. 111-118.

8. Frazer R.C., Mckinley R.K., Mulholland H. Consultation competence in general practice: establishing the face validity of prioritized criteria in the Leicester assessment package // Br. J. Gen. Pract. 1994. Vol. 44, N 380. P. 109-113.

9. Ponnamperuma G.G. et al. The long case and its modification a literature review // Med. Educ. 2009. Vol. 43, N 10. P. 936-941.

10. Gleeson F. Assessment of clinical competence using the Objective Structured Long Examination Recon (OSLER) // Med. Teach. 1997. Vol. 19. P. 7-14.

11. Harden R.M., Gleeson F.A. Assessment of clinical competence using an objective structured clinical examination (OSCE) // Med. Educ. 1979. Vol. 13, N 1. P. 41-54.

12. Troncon L.E.A. et al. A standardized, structured long-case examination of clinical competence of senior medical students // Med. Teach. 2000. Vol. 22, N 4. P. 380-385.

13. Sood R. Long case examination - can it be improved? // J. Indian Acad. Clin. Med. 2001. Vol. 2, N 4. P. 251-255.

14. Hamdy H. et al. Undergraduate medical education in the Gulf Cooperation Council: a multi-countries study (Part 2) // Med. Teach. 2010. Vol. 32, N 2. P. 290-295.

15. Wass V., van der Vleuten C. The long case // Med. Educ. 2004. Vol. 38, N 11. P. 1176-1180.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»