Дорогие коллеги!

Вот уже год мы с вами живем внутри апокалиптического фильма - пандемия изменила весь уклад нашей жизни, рабочий график и привычки. Станет ли "новая нормальность" постоянной практикой, покажет наступивший 2021-й год. Пока же можно констатировать, что вынужденный экстренный переход в 2020 г. на дистанционное обучение приносит мало пользы медицинскому образованию и вряд ли станет нормой после пандемии.

Неоднозначная ситуация и с учебными мероприятиями, конференциями для медицинских работников: с марта 2020-го практически все конференции и выставки вынужденно были перенесены в онлайн-формат, что, с одной стороны, позволило виртуально участвовать в мероприятиях гораздо большему числу участников, а с другой стороны, сделало участие поверхностным, с меньшим вовлечением. Трансляция расслабляет, снимает ответственность, позволяет заниматься параллельно другими вопросами, и вовлечение, а тем более удержание внимания на экране - это задача, которую не всегда удается решить даже голливудским режиссерам. Открытые соседние вкладки, разговоры с коллегами, переписки в мессенджерах - все то, что стыдно делать на обычной конференции, легко прячется за выключенной камерой. Существующие сегодня инструменты для проведения онлайн-конференций - программы и даже виртуальные миры не могут обеспечить живые коммуникации - критически важную часть любой конференции. Оказались малоэффективны и онлайн-выставки, людям важно трогать, разглядывать товары, смотреть в глаза друг другу, а не в монитор.

Обучение с использованием дистанционных технологий оказалось гораздо сложнее, чем просто включение зума на ноутбуке и начитывание лекций. Зрители избалованы красивой картинкой блогеров и ютуб-трансляций, с хорошим освещением и сменой планов каждые 10 с, поэтому удержать их внимание без всего этого может только действительно важная информация.

Мой личный учебный опыт показывает, что, несмотря на мотивацию, постоянный интерактив, работу в малых группах, наконец, требование держать камеру всегда включенной, материал усваивается существенно хуже, чем при аудиторном обучении, а рутинные заботы на рабочем месте не дают полностью вовлечься в обучение.

В то же время очевидно, что какую-то часть обучения давно было пора переносить в онлайн-режим, и вынужденный опыт, наверное, будет способствовать этим изменениям. Важно найти баланс и использовать все имеющиеся в распоряжении преподавателя инструменты максимально эффективно, отслеживая результат с помощью исследований.

Отдельной большой проблемой в медицинском образовании является оценка компетенций обучающихся, проведение ее в дистанционном формате обычно связано с использованием тестовых заданий. На первый взгляд тестирование кажется простым и привычным инструментом, однако качество тестовых заданий, которые мы используем, вызывает много вопросов.

Руководство АМЕЕ, опубликованное в этом номере, вначале достаточно скучное, так как посвящено психометрическим измерениям, содержит крайне полезные практические советы по измерению надежности и валидности применяемых инструментов оценки. Методы, описанные в руководстве, можно применять не только для рутинных измерений, но и для проведения качественных исследований в области медицинского образования.

Главный редактор, кандидат медицинских наук Залим Балкизов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»