ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ РОСМЕДОБР-2020 (29-30 октября 2020 г., онлайн)

Впервые форум РОСМЕДОБР прошел в онлайн-формате. Это дало возможность поучаствовать в нем всем тем, кто многие годы откладывал поездку или не имел возможность посетить конференцию лично. Более 5000 участников, 3 параллельные секции, более 50 докладов отечественных и зарубежных экспертов, панельные дискуссии и круглые столы по самым актуальным вопросам медицинского образования.

Пленарное заседание (Потребности здравоохранения в период пандемии) открыл Тревор Гиббс, президент Международной ассоциации по медицинскому образованию (АМЕЕ). В своем выступлении, обсуждая ситуацию в современном здравоохранении, Тревор напомнил, что "образование и здравоохранение неразрывно связаны <...> эффективное образование способствует эффективному здравоохранению". Коснулся Тревор и новых подходов к отбору абитуриентов в медицинские вузы. Все более актуальным становится не просто наличие знаний, а способность быть гибким, адаптироваться к меняющимся условиям. И на первый план выступают личные качества будущих студентов, выявляющиеся в ходе наставничества, а также экзаменов в виде мини-интервью, в ходе которых выясняются особенности ситуативного мышления будущих врачей. Такой отбор возможен и при собеседованиях в онлайн-формате.

В качестве положительного опыта, связанного с пандемией COVID-19, Тревор отметил внедрение в медицинских вузах по всему миру новых методик преподавания, эффективных в дистанционном формате обучения. "Направленное самообучение" - вот новая тенденция в медицинском образовании, "студент и преподаватель оказываются одинаково вовлеченными в процесс, они становятся друзьями, партнерами. Нужно делать упор на сотрудничество и коллегиальность".

Подходы к оценке также изменились, приоритет в условиях пандемии сместился не к итоговой, а к текущей, формативной оценке, "оценке для обучения".

Одной из главных проблем медицинского образования по всему миру остается недооценка важности преподавателей, они "не получают признания и поддержки".

На вопрос о том, как изменится качество подготовки студентов-выпускников, которые оканчивают вуз в период пандемии и не пострадают ли их клинические умения, Тревор ответил, что "все вузы с интегрированным учебным планом обучения в период пандемии уверены в себе, потому что их студенты рано приступают к клинической практике. Те школы, которые оставляли клинические составляющие на последний год обучения, сегодня страдают. Это убедило многие учреждения в необходимости внедрения интегрированных, практико-ориентированных программ".

Пленарное заседание продолжило выступление Татьяны Владимировны Семеновой, заместителя министра здравоохранения РФ. Она осветила такие вопросы, как нехватка и квалификация кадров в медицинском образовании, "один из ключевых вызовов в мире - это профессионализм профессорско-преподавательского состава".

Отметила Т.В. Семенова и "людей, которых тяжело учить, - лидеров, управленцев в системе здравоохранения". Их роль чрезвычайно важна, ведь "если неправильно управлять потоками людей, если неправильно расставлять волонтеров, если неправильно расставлять студентов, координаторов, то, сколько бы людей в отрасль ни приходило, эффективного оказания медицинской помощи не будет".

Напомнила Татьяна Владимировна и о "необходимости ухода от того патологического формата, который сформировался на протяжении десятилетий, - это чтение лекций в аудиториях в том формате, в котором он есть. Если мы вспомним нашу медицинскую школу, российскую, всегда это была демонстрация пациентов. У нас лекционные залы были так построены - специально для того, чтобы всем можно было видеть нашего пациента, задавать ему вопросы, собирать анамнез. Мы превратили это в демонстрацию слайдов, для которых не надо собирать аудиторию в 300 человек. И мы с вами про это уже говорили и говорили, что максимально все надо унести на дистанционный контент. Мы меняем программу на дистанционный контент. Мы говорили, что симуляционное обучение нельзя было внедрить в ущерб практике. А в ущерб чему его можно было внедрить? Только в ущерб лекционным мероприятиям, которые неэффективны. Лекции можно посещать или не посещать. Что делают студенты на лекции? Пишут, а если они пишут, у них совсем другое, отвлеченное сознание. Сегодня можно показывать видеоролики, учебники уже не так актуальны, потому что их не успевают переиздавать. Так все быстро меняется, особенно в клинических дисциплинах. Меняются подходы, соответственно и все инновации. Без сомнения, мы это делали до пандемии, но думаю, что это углубится после пандемии. Когда будет вся теория в красивом контенте, в электронных модулях. Лекции целиком или разделенные на маленькие кусочки. Плюсы самостоятельного обучения: можно вернуться к любому контенту, повторить. Это удобно, комфортно. У нас есть социологический опрос учащихся, они к этому абсолютно готовы. Но не может быть заменено и часа практической подготовки, общение с пациентом, ведение пациента, для этого у нас симуляционные классы, для этого у нас возможность отработки на муляжах автоматизации навыка, который хоть косвенно может нанести ятрогенное повреждение нашему пациенту. Поэтому совершенно однозначно это уйдет в светлое будущее. Все больше будет практико-ориентированным, а теоретические знания будут уходить в облачное пространство, но тесно с контролем их усвоения, это понятно, с обратной связью и поддержкой обучающихся".

Коснулась Татьяна Владимировна и непрерывного медицинского образования, изменений в 273-й и 323-й Федеральные законы, портфолио медицинских специалистов и первичной специализированной аккредитации.

"Непрерывное медицинское образование только с использованием дистанционных технологий невозможно, в медицине никогда нельзя будет обучиться только дистанционно, так же как и правильно поставить диагноз, и вылечить больного, пользуясь телеконсультациями, системой гаджетов. Никто не может заменить прямого контакта - что при получении образования, что при оказании медицинской помощи. Поэтому технологии являются только подспорьем, не являются заменителями того, что было реализовано на этапе образования..."

"Мы, действительно, когда было некоторое затишье в некоторых регионах РФ по количеству лиц, заболевших новой коронавирусной инфекцией, сняли ограничения на проведение процедуры аккредитации. Мы готовились к этому году, поэтому все оценочные средства для первично специализированной аккредитации были готовы, и ее вполне можно было внедрять. Сегодня она внедряется там, где это возможно. Мы предусмотрели в рамках приказа № 334 более широкие полномочия на этот период для председателей аккредитационной комиссии, которые в зависимости от ситуации на месте могут принимать решения об изменениях, о последовательности, сроках проведения этапов аккредитации. Но во многих случаях необходимость снять такие ограничения диктовалась сложностями наших выпускников, которые не имели еще ни одного допуска к профессиональной деятельности, при трудоустройстве и при возникновении спорных ситуаций с качеством оказания ими помощи. Поэтому мы сегодня не будем снова возвращаться к норме запрета, потому что мы говорим, что ограничения сняли, но, тем не менее, штаб на территории, председатель аккредитационной комиссии самостоятельно принимают решение, проводить аккредитацию или не проводить. Я хочу сказать, что федеральные ресурсы, информационные ресурсы, платформа полностью готовы, симуляционные центры полностью готовы, и если есть такая возможность, пожалуйста, участвуйте и проводите процедуру аккредитации, потому что она защищает в правовом поле наших выпускников, особенно тех, у кого первый допуск к профессиональной деятельности, от всяких нападок...".

"Сегодня мы не можем проводить аккредитацию напрямую, но мы к ней готовы, значит, мы начнем проводить ее завтра. Потому что аккредитация гарантирует качество подготовки специалистов и дает нашим подготовленным специалистам гарантии профессионального сообщества в том, что уровень их подготовки позволяет заниматься той или иной деятельностью, обеспечивает защиту их прав на различных площадках, в том числе юридических, перед нашими, иногда специфическими, пациентами."

Отметила Т.В. Семенова и важность профессионализма в педагогике: "Студенты ставят перед преподавательским составом новые вызовы. Мы должны быть готовы к въедливому, заинтересованному в получении знаний студенту, который приходит не в иерархию подчинения, а выстраивает партнерские отношения, то есть он имеет свое мнение, он готов дискутировать, обсуждать, у него много разных источников, и это накладывает на нас с вами дополнительную ответственность. И сегодня важность профессионализма, важность лидерских качеств, важность объединения в единых целях существует, чтобы сохранить лучшие традиции, но при этом очень планомерно меняться под запрос окружающей среды".

Татьяна Владимировна подчеркнула необходимость объединения усилий в медицинском образовании: "все хирурги должны быть вместе, чтобы не было разницы в школах, чтобы все мы понимали стандарты, порядки оказания медицинской помощи, чтобы не было нареканий к системе образования".

О состоянии системы здравоохранения в своем выступлении рассказала Гузель Эрнстовна Улумбекова, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением.. Среди главных проблем отрасли она отметила децентрализацию управления, недофинансирование системы и, как следствие, дефицит кадров, низкую оплату труда профессорско-преподавательского состава. Подчеркнула она и необходимость внедрения "единых стандартов финансирования материально-технического оснащения медицинских образовательных организаций вне зависимости от ведомственной подчиненности".

Продолжилась конференция работой параллельных секций.

Секцию, посвященную аккредитации (Аккредитация специалистов: организационно-методические вопросы), открыла Жанна Михайловна Сизова, директор Методического центра аккредитации специалистов на базе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Она рассказала о процедуре первичной специализированной аккредитации, о разработке фонда оценочных средств для 94 медицинских и фармацевтических специальностей: "порядка 500 авторов из 65 организаций работают вместе с нами, для того чтобы актуализировать этот фонд. Более 750 экспертов, которые осуществляют очень ответственную функцию: оценивают содержательную часть. Что же касается первичной специализированной аккредитации, то это сотни тысяч тестов, это десятки тысяч ситуационных задач нового формата - интерактивных кейсов. Было создано 146 паспортов станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), более 570 сценариев паспортов ОСКЭ".

Рассказала Жанна Михайловна и о готовности аккредитационных площадок: "предполагалось, что в 2020 г. около 46,5 тыс. выпускников пройдут процедуру первичной аккредитации, ординаторы - по 86 специальностям и профессиональную переподготовку - по 94 специальностям. Мне хотелось бы сказать о том, что аккредитация сейчас началась, она началась 5 октября. По состоянию на 27 октября проходит аккредитация порядка 20 тыс. человек в 40 субъектах РФ на 99 площадках по 79 специальностям".

Продолжается "совершенствование оценочного инструментария" - "это широкомасштабная профессиональная экспертиза оценочных средств, это разработка содержания оценочных средств на основе национальных клинических рекомендаций. Мы завершаем работу по разработке российских стандартов качества оценочного инструментария, предполагаем направить эти документы на одобрение профессионального сообщества. Ведется подготовка преподавателей, разработана программа по подготовке специалистов на базе образовательных организаций - тестологов в объеме 288 ч, проводятся программы и циклы, в ноябре очередная такая программа. Ну и, наконец, ради чего мы все это делаем. Прежде всего чтобы повысить качество образования, которое позволит образовательным организациям получать необходимую структурированную информацию о качестве подготовки выпускников и о соответствии требованиям рынка труда, а руководителям медицинского образования - анализировать причины неудач при подготовке врачей и фармацевтов".

Татьяна Николаевна Малахова, заместитель директора Методического центра аккредитации специалистов ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) подробнее рассказала о разработке измерителей для процедуры аккредитации и разных уровнях тестовых заданий для "трех диапазонов профессиональных стандартов: минимального, базового и высокого".

В работе секции участвовал и Леонид Михайлович Рошаль, президент Национальной медицинской палаты (НМП), который отметил ее роль в организации процедуры аккредитации, а также отдельно подчеркнул необходимость поощрения членов аккредитационных комиссий материально и баллами в системе НМО.

Ряд экспертов осветили актуальные вопросы первичной специализированной аккредитации фармацевтических специальностей (Елена Викторовна Неволина, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию аптечной отрасли "Аптечная гильдия" и Союза "Национальная фармацевтическая палата"), стоматологических специальностей (Дмитрий Александрович Трунин, заведующий кафедрой стоматологии Института профессионального образования, директор Стоматологического института ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, президент Стоматологической ассоциации России, главный внештатный специалист-стоматолог ПФО), медико-профилактических специальностей (Алла Яковлевна Миндлина, заместитель директора, руководитель образовательного департамента Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

Сотрудники ФГБУ НМИЦ им. В.А. Алмазова Минздрава России рассказали участникам об особенностях организации аккредитации в многопрофильном медицинском центре, а также о трудностях и вопросах, возникших в ходе подготовки оценочных средств.

Очень жарко прошел круглый стол "Подготовка в ординатуре", в котором приняли участие, пожалуй, самые медийные специалисты здравоохранения и медицинского образования.

Павел Бранд критиковал сроки обучения в ординатуре, считая 2 года недостаточными для получения умелых узких специалистов, что идет вразрез с западной практикой. По его мнению, выпускники ординатуры "плохо подготовлены, и им требуется дополнительное образование". Отсутствие единой программы в ординатуре - одна из главных проблем российского медицинского образования.

Проблему допуска ординаторов к операциям и пациентам пояснила Полина Габай: "ординатор сам по себе оперировать не может, потому что рядом должны быть представители медицинской организации и образовательной организации. И тут тоже встает вопрос участия каждой, это полноценно в законодательной базе не прописано".

Алексей Кащеев считает, что "инвестировать в свое медицинское образование в России становится не очень выгодным", так как стипендия ординатора и зарплата врача совсем их не покрывает, врачи не мотивированы совершенствоваться.

Качество подготовки в ординатуре отстаивала Ольга Владимировна Осетрова, которая представляет Российскую медицинскую академию непрерывного профессионального образования, является руководителем направления высшего образования.

Она осветила нормативное регулирование в части образовательной программы в ординатуре, это "федеральный образовательный стандарт по специальностям. То есть по каждой медицинской специальности, а их около 70, имеется свой федеральный образовательный стандарт. И образовательная программа разрабатывается в рамках этого стандарта. И за эту программу отвечает то образовательное учреждение, которое берет ординаторов. А в образовательной программе и федеральном стандарте предусмотрена вариативная часть. И эту специфику, уважаемые коллеги, можно заложить, и там очень большой период времени предоставлен, с 6 до 12 зачетных единиц, одна зачетная единица - это 36 часов, то есть реально в этой вариативной части инклюзивное образование, но для этого нужно разрабатывать рабочие программы. И зачастую формальный подход к образовательным программам приводит к тому, что рабочие программы сформированы формально, там отсутствуют и региональные компоненты, и особенности специальности. Если тщательнее готовить методические учебные материалы, то будет боле тщательная, более детализированная подготовка ординаторов. Но тем не менее федеральные государственные образовательные стандарты подлежат актуализации и обновлению".

"Федерально-образовательный стандарт по специальности "хирургия" сейчас утвержден и изменить его нельзя, можно изменить профессионально-образовательную программу, которую конкретно вы разрабатываете для ваших ординаторов. Обратить внимание опять же на вариативную часть. Уделить внимание особенностям вашей специальности. Поменять стандарт может Министерство образования и науки, если будут обращения соответствующие. Конкретная организация, ваш центр, ее поменять не может, но сформировать программу, которая подходит для выработки навыков и умений у ваших ординаторов, может, это в ваших руках..."

Отдельная секция "Разработка оценочных средств для аккредитации" была посвящена процессу разработки паспортов станций для первичной специализированной аккредитации и его итогам. Как сказала Жанна Михайловна Сизова, "это самый ресурсозатратный этап в аккредитации. Он самый сложный с точки зрения методологии, с точки зрения внедрения его в практику".

Александра Владимировна Белобородова рассказала о методическом сопровождении при разработке практических заданий, разработке шаблонов паспортов станций, их апробации, подготовительных вебинарах. Главные сложности, по ее мнению, "это отсутствие опыта в планировании станций ОСКЭ, написании паспортов станций. Это достаточно короткие сроки, за которые нужно было разработать качественные паспорт и оценочный чек-лист. Это отсутствие симуляционного оборудования на базе Методического аккредитационно-симуляционного центра (МАСЦ) в самом начале, оно появилось позднее. Это желание использовать редкие дорогие симуляторы, дорогое медицинское оборудование. Это необходимость учитывать, что разные площадки на территории РФ имеют различную оснащенность". Из-за указанных трудностей пришлось перенести сроки внедрения ряда станций на будущий год. Другим препятствием оказалось "наличие разногласий между представителями разных научных школ в рамках одной специальности", "отсутствие согласованного мнения между МАСЦ и профессиональным обществом по специальности. Однако эти трудности были успешно решены, и оценочный фонд по всем 94 специальностям по практической части практико-ориентированного этапа был успешно разработан". Озвучила Александра Владимировна и перспективы разработки паспортов: устранение неоднозначности пунктов чек-листов, внедрение весовых коэффициентов для каждого пункта чек-листа в зависимости от их значимости и пилотный проект их оценки, внедрение автоматизированной оценки правильности самостоятельного заполнения заключения аккредитуемым и разработка специального программного обеспечения, которое позволит полностью исключить человеческий фактор и оптимизировать работу членов аккредитационной подкомиссии, введение новых станций ОСКЭ, введение новых ситуаций (сценариев) на уже разработанных станциях.

Коллеги из ведущих научных, научно-исследовательских, образовательных организаций поделились своим опытом в разработке фонда оценочных средств.

Елизавета Мухтаевна Хаматханова, руководитель симуляционнотренингового центра ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России, рассказала о результатах деятельности рабочей группы по специальностям "акушерство и гинекология" и "неонатология".

Старший научный сотрудник Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Сергей Сергеевич Волков, один из авторов станции по сердечно-сосудистой хирургии "Базовые навыки проведения операции на сердце в условиях искусственного кровообращения", не только поделился историей создания паспорта станции, но и продемонстрировал выполнение данной станции на видеозаписи.

Александр Александрович Андреенко (Федерация анестезиологов и реаниматологов) начал свое выступление с актуальных проблем образования: "в абсолютном большинстве центров есть оборудование, которое необходимо для системного обучения, но по ряду причин оно не используется. Это уникальная ситуация в нашей стране. Мы вышли на оценку специалистов на мировом уровне (обучение на симуляторах есть только в США, Израиле и еще в паре стан). Но уникальность нашей ситуации в том, что наша аккредитация опережает систему подготовки. И все проблемы, которые связаны с непониманием станций, высказыванием тезисов о неготовности проведения аккредитации, говорят о том, что преподавательское сообщество на соответствующих кафедрах в последние годы не использовало дорогостоящие технологии, которые у нас уже были. В результате отсутствие практического опыта привело к тому, что многие подходят в напряжении к системе оценки. Если бы опыт имелся, то это была бы всего лишь одна из форм проверки знаний и навыков на регулярной основе на всех контрольных этапах обучения".

Сконцентрировался Александр Александрович на станции "Экстренная ситуация в анестезиологии и интенсивной терапии", "потому что наша специальность - это специальность высокого риска и ответственности. Цена ошибки анестезиолога в десятки раз выше, чем цена ошибки других специалистов. Я не умаляю значимости других специальностей, но во всем мире давно очевидно, что не технические навыки, а умение мыслить более значимо, чем умение выполнять манипуляции. Мы не выполним манипуляцию одним способом - мы выполним ее другим способом. И те базы, которые оценивают манипуляционные навыки, для нас менее важны. А станции экстренной ситуации, где мы поверяем умение интегрально принимать решения (это тоже трудовая функция), представляются для нас крайне важными. Мы бы хотели видеть их в будущем списке станций. Возможно даже, есть смысл разделить экстренную анестезию и интенсивную терапию".

Еще одним возможным решением в станции по экстренной ситуации Александр счел "начать использовать такое оценочное средство, как рейтинговые шкалы, и надо рекомендовать нашим преподавателям изучать его валидность. Во всем мире при оценке действия анестезиолога во время экстренных ситуаций используют не только оценочные листы с попунктовой оценкой и весовыми коэффициентами, относящимися к ключевым действиям, но и рейтинговые шкалы, которые показывают высокую валидность. Их внедрение не представит большого труда, нужно лишь перенять опыт и поработать над этим вопросом. Поэтому этот момент представляется мне важным, его надо развивать".

Выразил эксперт и несогласие в отношении "открытости" оценочных средств: "На мой взгляд, не совсем оптимально демонстрировать паспорта станций со сценариями, которые будут в аккредитации. Во всем мире практика подготовки ординаторов к аккредитации предполагает демонстрацию в виде учебников, онлайн-сценариев, видео, типовых ситуаций, но не тех ситуаций, которые реально оказываются в процедуре аккредитации. Сейчас у нас есть ограниченный лимит жизнеугрожающих сценариев - 3, но вообще их около 15. Таким образом, если я сейчас посмотрю на процедуру глазами ординатора, то я увижу, что должен выучить 3 сценария".

Продолжила рассказ о разработке паспортов станций Татьяна Александровна Кузнецова, главный специалист организационно-методического отдела ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России. Среди проблем разработки она отметила недостаточные опыт и знания разработчиков в сфере преподавания, симу-ляционных технологий, аккредитации, приоритет в сторону клинической, а не методической работы: "Мы быстро поняли, что тот продукт, который выдают врачи, требует существенной доработки для того, чтобы его принял Методический центр аккредитации". Поэтому ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России сформировал такое "промежуточное звено, которое дорабатывает тесты, кейсы до нужных требований". Другой трудностью для разработчиков стало "отсутствие утвержденных профессиональных стандартов по высокомолекулярной хирургии и эндоскопии. Не было утвержденных клинических рекомендаций, не было источников, на которые можно бы было ссылаться". Также сотрудниками центра по запросу выпускников была начата работа по создание учебных фильмов.

Любовь Евгеньевна Паролина, руководитель Центра образования НМИЦ фтизио-пульмонологии и инфекционных заболеваний Минздрава России, рассказала о сотрудничестве НМИЦ с ведущими профессиональными сообществами и организациями при создании паспортов станций по специальностям "фтизиатрия", "инфекционные болезни", "пульмонология" и "торакальная хирургия".

"Самая большая сложность, особенно по торакальной хирургии, была в том, что нужно было оценить те навыки, которые не укладываются в 10 мин. Технические навыки, которые могут уложиться в 10 мин, это этапы операции". У разработчиков присутствовали страхи работы с новым дорогостоящим оборудованием, страх "показать свою некомпетентность перед обучающимися". "Обязательно должно быть обучение преподавателей, прежде чем мы их привлекаем к совершенствованию станций <...> важно привлечение преподавателей в обучение на симуляторах именно с основных кафедр".

Владимир Вячеславович Митьков, заведующий кафедрой ультразвуковой диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, в своем выступлении отметил, что "целесообразно более широкое привлечение людей, которые профессионально всю жизнь занимаются преподаванием". "Нужно адаптировать подготовку наших ординаторов, программы переподготовки врачей. Нужно найти ту грань, когда мы не перейдем на натаскивание наших обучающихся на аккредитационный экзамен... мы должны найти ту грань, когда мы будем качественно обучать и готовить людей, чтобы они обладали знаниями и умениями".

Участники секции призвали всех, кто заинтересован в вопросе аккредитации, давать обратную связь, что "позволит нам понять, правильно ли мы все разработали, где требуется доработка".

Опытом организации НМО в Соединенных Штатах Америки поделился в своем выступлении на секции "Участие индустрии в НМО. Этические принципы" Грэм МакМахон,

президент и главный исполнительный директор Совета по аккредитации НМО. Грэм рассказал про механизмы регулирования образовательных мероприятий и аккредитацию провайдеров НМО в США, стандарты для получения аккредитации, принцип доверия, регуляцию деятельности Совета, международное сотрудничество с другими подобными организациями, возможности для России по сотрудничеству с ACCME, взаимному признанию баллов НОМО.

Об особенностях регулирования мероприятий НМО в России, в частности нормативного, рассказала председатель Этического комитета AIPM Ольга Владимировна Иванова. Она осветила санкции за недобросовестность для участников ассоциаций, а Залим Замирович Балкизов, ответственный секретарь комиссии по оценке мероприятий и материалов для НМО, подвел итоги дискуссии и осветил особенности системы НМО в РФ.

На секции, посвященной дистанционному обучению "Дистанционное обучение: истории успеха", преподаватели поделились опытом по применению методик, которые помогли им в период весенней пандемии продолжать эффективно обучать студентов.

Ректор Ярославского государственного университета Алексей Владимирович Павлов рассказал об уникальной разработке - электронном учебно-методическом комплексе для дистанционного изучения нормальной и патологической гистологии. Методика основывается на применении технологий виртуальной микроскопии и была внедрена еще до пандемии в 2018 г., а в 2020 г. обрела формат платформы, была дополнена методическими материалами и успешно применялась при обучении студентов. Разработчики планируют дальше развивать такой формат обучения и распространить его на другие базовые дисциплины.

Эсма Ивановна Авакян, преподаватель ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), директор офиса AMEE в России, рассказала об интерактивном, проблемно-ориентированном обучении, методике "перевернутый класс" и распределении ролей преподавателя и обучающегося в этой модели. Ее коллега Дарья Олеговна Кургузова продолжила тему сравнением данной методики в очном и дистанционном формате. "Технологии не заменят учителей. Но учителя, которые используют технологии, возможно, заменят тех, кто их не использует".

Коллега из Казахстана Гульшат Сейтмуратовна Кемелова (Медицинский университет Караганды) рассказала о своем опыте: "...мы не испытывали проблем с дистанционным обучением и решали все клинические задачи. с принципами дистанционного обучения мы были знакомы с 2004 г. <...> поэтому в Казахстане, когда наступила пандемия, все прошло безболезненно как для университетов, так и для средних школ и колледжей. Даже в ситуации ожидания второй волны 30% наших обучающихся сегодня проходят обучение в непосредственном контакте с преподавателями".

Итоги секции подвела эксперт в области электронного обучения, автор популярного телеграм-канала и директору eLearning центра Елена Владимировна Тихомирова. Она подчеркнула важность системного подхода к дистанционному обучению в любой сфере, важность качественного контента, важность общения и обратной связи, по которой студент может понять, правильно он делает или нет. "Дистанционное образование нельзя сравнивать с очным, оно другое. И его нужно строить как самостоятельную систему, а не что-то откуда-то переносить или что-то в него встраивать."

Успешно прошла секция "Профессиональное развитие преподавателей медицины".

Эсма Ивановна Авакян рассказала о деятельности Российского центра AMEE, курсах для преподавателей, организованных на базе Сеченовского университета, о международном сотрудничестве.

Тревор Гиббс в своем выступлении, посвященном медицинским преподавателям будущего, подчеркнул важность научных подходов в медицинском образовании: "Мы перешли от образования как искусства к образованию как к искусству и науке", а также важность планирования и исследований. Коснулся он и проблемы недооценки преподавателей: "Почему же мы не признаем медицинских преподавателей? Почему не превозносим, не награждаем, не продвигаем?".

Дэвид Тейлор, профессор The Gulf Medical University, подробнее остановился на исследованиях в медицинском образовании и ключевых концепциях.

Питер де Йонг, профессор Лейденского университета, главный редактор журнала "Medical science educator", рассказал о "7 шагах успеха" при публикации статей в научных журналах: выбор исследовательского вопроса, выбор журнала, аудитории, формата публикации и многого другого: "И я дам несколько советов по процессу написания статьи. Важно сконцентрироваться на одной ясной теме, не нужно пытаться в одной статье осветить сразу несколько идей, это расфокусирует внимание. Попробуйте найти соавторов. Будет лучше, если вы будете писать с другими, у вас улучшится качество, если у вас будут коллеги по работе. Как редактор могу сказать, что статьи, написанные авторами более чем из одного учреждения, часто являются более сильными. Также важно отражать в своей работе недавние исследования, сделанные в течение последних 5-10 лет. Что касается навыков письма, у вас должен быть хороший язык. Постарайтесь найти тех, кто вам поможет, если у вас есть с этим затруднения. И, конечно, очень важно в медицинских журналах использовать правильную методологию, не пренебрегать сбором данных и корректной статистикой. Еще обязательно следовать инструкциям для авторов. Где-то нужно предоставить сопроводительное письмо, где-то не превысить допустимый объем".

Виктор Петрович Риклефс, проректор по учебно-методической работе Медицинского университета Караганды, представил на секции свой доклад по индивидуальной траектории профессионального развития преподавателей. В университете реализованы две траектории развития: научная и академическая. "Программа обучения составляется исходя из индивидуальной потребности преподавателя". Ежегодно проходит оценка портфолио преподавателя: "учитываются его самооценка, рейтинг по индикаторам, по публикационной активности, по инновациям", а также "принимаются определенные системные решения на уровне вуза, чтобы поддержать преподавателя... это стимулирование, повышение зарплаты, дополнительные надбавки, оплата командировочных и т.д.".

В вузе определены 3 уровня компетенций преподавателей - это базовый уровень, когда преподаватель имеет только знания, продвинутый уровень, когда есть знания плюс документированный опыт, и эксперт - это знания, портфолио и трансфер опыта. Эксперт является ментором (наставником) для кого-то или активно делится опытом, участвуя в различных конференциях, выступая с докладами или проводя обучение преподавателей.

Параллельно с форумом проходил также в онлайн-режиме Конгресс Российского общества медицинских библиотекарей, и в рамках форума было проведено совместное заседание, где руководители Ассоциации медицинских библиотекарей осветили основные вопросы, обсуждавшиеся на конгрессе.

Наталья Александровна Мешечак, исполнительный директор Ассоциации, рассказала об исследовании, продемонстрировавшем обеспеченность медицинских вузов международными базами цитирования, аналитическими инструментами и надстройками над ними.

Любовь Александровна Шамардина, вице-президент Ассоциации, рассказала о проекте "Мониторинг чтения", направленном на изучение информационного поведения пользователей - студентов-медиков. В проекте изучалось, как часто студенты в процессе обучения пользуются ресурсами и какими, а также ранжирование этих ресурсов по частоте использования.

Отдельной линией в рамках форума прошла конференция "Медсимтех", в ходе которой российские и зарубежные спикеры поделились своим опытом организации обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии.

Конференция открылась лекцией профессора Абдулазиза Бокера, директора Центра клинических навыков и симуляционных технологий Университета короля Абдул-Азиза в Джидде, Саудовская Аравия. Профессор Бокер поделился опытом организации работы симуляционного центра в обычное время, а также осветил особенности, связанные с работой в период пандемии.

Валерий Козменко, директор центра практических умений и симуляций Медицинской школы Университета Южной Дакоты, и Илья Шехтер, технический директор по симуляционному обучению Центра безопасности Университета Майами и Госпиталя им. Джексона, рассказали об особенностях организации работы своих симуляционных центров в условиях пандемии, особенностях оценки в дистанционном режиме, и даже об опыте проведения ОСКЭ в онлайн-формате.

Елизавета Мухтаевна Хаматханова, руководитель симуляционно-тренингового центра ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова" Минздрава России, рассказала об изменениях, которые претерпел центр при перепрофилировании под ковид-госпиталь, об изменении в программах тренингов, успехах и сделанных выводах.

Также в рамках конференции "Медсимтех" прошли мастер-классы по использованию симуляционных технологий в гинекологии - под руководством Лейлы Владимировны Адамян и в неонатологии - под руководством Константина Валентиновича Титкова.

Изменения в программах обучения обсуждались на секции "Пандемия - сдвиг приоритетов в контенте образования".

Секцию "Пандемия - сдвиг приоритетов в контенте образования" открыло выступление Ольги Федоровны Природовой, в котором были раскрыты 2 важные темы: дистанционное обучение в условиях пандемии и мотивация специалистов в условиях обязательности дистанционного обучения.

На портале непрерывного медицинского образования Минздрава России зарегистрировано почти 1,5 млн медицинских специалистов, размещено более 800 дополнительных образовательных программ для обучения различных категорий специалистов.

Анализ активности пользователей портала показал, что в 2020 г. резко повысилось число людей, пользующихся порталом, и показатели все больше растут. Большинство врачей не сидели дома, а работали в "красных зонах", тем не менее они находили время, для них было важно проходить дистанционное обучение. На сентябрь 2020 г. более 520 тыс. врачей освоили не менее 1 интерактивного модуля. Значительно возросла и субъективная оценка удовлетворенности качеством в сравнении с доковидным периодом.

Опросы по удовлетворенности пользователей порталом показывают, что повысилась не только удовлетворенность интерфейсом портала после его модернизации, но и удовлетворенность качеством образовательных элементов.

В связи с вышесказанным можно сделать следующие выводы. Значимая положительная динамика активности врачей в обучении с использованием дистанционно-образовательных технологий на портале в период с марта по июнь 2020 г. обусловлена нормативно-правовой регуляцией на федеральном уровне, введением ограничительных мер в связи с угрозой COVID-19.

Любовь Евгеньевна Паролина, руководитель Центра образования НМИЦ фтизио-пульмонологии и инфекционных заболеваний Минздрава России, который стал ведущей организацией по разработке рекомендаций по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, рассказала о работе, проделанной центром за 2020 г.; временные методические рекомендации - это то, с чего началась работа. Рабочая группа была сформирована Минздравом, на настоящий момент в ней участвуют 107 соавторов, из них 17 сотрудников НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Минздрава России, которые занимаются координацией работ.

Центром за время пандемии было проведено 109 вебинаров в 85 субъектах РФ, к ним было подключено 65 015 медицинских организаций, подготовлено 13 учебных фильмов, разработано 7 интерактивных образовательных модуля, освоенных более чем 250 тыс. специалистов.

Центром созданы короткие порядки - алгоритмы действий при оказании медицинской помощи, ведь временные рекомендации - это очень серьезный документ, который на данный момент достиг объема в 303 страницы, и практическому врачу трудно следить за изменениями, трудно сразу найти нужную информацию. Все эти материалы представлены на портале непрерывного медицинского образования,

Юрий Иванович Логвинов, руководитель симуляционного центра Боткинской больницы, рассказал об обучении специалистов в условиях пандемии, центром был разработан курс по искусственной вентиляции легких у пациентов с вирусной пневмонией, внедрен курс для среднего медицинского персонала по безопасной работе с пациентами с коронавирусной инфекцией, курс по УЗИ легких при вирусной пневмонии COVID-19, по ультразвуковой визуализации при обеспечении сосудистого доступа и регионарной анестезии.

В настоящее время симуляционный центр Боткинской больницы по решению правительства г. Москвы проводит обучение персонала непосредственно в госпиталях, в том числе и во временных.

Евгений Германович Рипп, руководитель симуляционно-аккредитационного центра ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России рассказал о симуляционных тренингах на рабочем месте. Такие тренинги позволяют устранить недостатки, присущие тренингам медработников в симуляционных центрах, - работу в чужой, непривычной обстановке, набор инструментов и оборудования, отличный от привычного, невозможность собрать всю команду из одной медицинской организации для обучения их взаимодействию.

Евгений Германович подчеркнул, что "тренинги характеризуются более уверенной работой персонала и высоким уровнем мотивации, они формируют и закрепляют навыки на рабочем месте, навыки коммуникации, способствуют устранению недостатков оснащения, вскрывают дефекты организации системы оповещения, снижают уровень психоэмоционального напряжения за счет понимания алгоритма действий, осознания своей значимости для коллективной безопасности".

Один из самых специфических и тяжелых тренингов - "Инфекционная безопасность персонала при аэрозоль-генерирующих процедурах", который проводился в отделениях анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Цели тренинга - создание команды, мобилизация ресурсов инфекционной безопасности, потому что шквал информации, материалов, которые были выложены, приводили во многих отделениях к тому, что персонал терялся. Длительность тренинга для каждой бригады 3-4 ч, персонал симуляционного центра - 2-3 человека.

"Сценариев in situ получилось меньше, чем мы делаем в симуляционном центре, потому что технология play-stop-play более длительная. Вообще тренинги на рабочем месте более трудные, они занимают больше времени, проводятся на фоне работающего лечебного учреждения. Вероятны сложности подготовки и очистки помещений. Плюс иерархия в медицине, система регистрации ошибок. Так вот, при тренингах, которые мы проводили по COVID-19, этого ничего не было. Все отделения проявляли максимальный уровень мотивации и сплоченности, - сказал Евгений Германович. - В 100% отделений реанимации, где проводились тренинги, были приняты какие-то организационные решения. Где-то выделялись отдельные помещения для проведения процедур, где-то вводились интубационные боксы, в 100% отделений были собраны наборы для интубации, упакованные в крафт-пакеты. Везде были созданы команды, и каждая понимала, чем она будет заниматься"

Марина Ажифендиевна Казанфарова рассказала о проекте выездного симуляционного центра международного медицинского класса в МКЦИБ "Вороновское". Особенностью проекта было то, что сотрудники клиники - это новая команда из 80 городов, и каждое отделение было сформировано с нуля, члены команды друг друга не знали, у всех разный уровень подготовки.

Основными факторами успеха выездного центра, со слов Казанфаровой, стали наличие современного симуляционного оборудования, возможность его транспортировать, планирование обучения исходя из конкретных запросов, готовность инструкторов находиться на территории непрерывно, постоянное совершенствование образовательного процесса.

Александр Александрович Андреенко, руководитель симуляционного центра ВМА, член президиума Федерации анестезиологов-реаниматологов, остановился в своем выступлении на проблемах и возможностях, спровоцированных пандемией.

Так, образование в онлайн-режиме доступнее, возможность донесения информации возрастает в разы, сложно в зале традиционной конференции собрать 9 тысяч человек. Резко сократилось время, доступное для традиционных форм образования, в вузах появился дефицит очных часов обучения, это заставляет преподавательские коллективы переводить теоретический блок знаний в дистанционный формат. "Когда пандемия закончится, у нас окажется пул знаний, доступный в любое время для обучаемых. Что касается отработки навыков, которые для нашей специальности характерны, работа с высокотехнологичным оборудованием - в режиме работы онлайн это не реализовать. Но мы можем какое-то количество общих вопросов перенести в дистанционное обучение за счет мастер-классов, записанных в симуляционных центрах. Однако практические вопросы подготовки должны остаться в очном режиме", - сказал Андреенко.

Продолжил дискуссию Всеволод Перельман, руководитель симуляционного центра Университета Торонто: "Впервые я столкнулся с коронавирусом в 2003 г.: тяжелым острым респираторным синдромом (SARS). Тогда 20% больных были медработники. Поэтому я очень остро ощущаю значимость и важность подготовки медработников". Для обеспечения безопасности медработников началось их обучение правилам работы при особо опасных инфекциях - подготовлены учебные видеофильмы, налажен процесс обучения и в симуляционных центрах, и на местах.

"Однако, - сказал Всеволод Перельман, - если мы посмотрим на результаты нашей деятельности, то приходим к выводу, что даже после 1,5 ч обучения 71% обучающихся совершают ошибки при раздевании, и это при наличии инструкций на стене. А раздевание - это важный процесс, потому что ты покрыт этими капельками и ты не должен их распространять. Ошибки разные: резко снимают перчатки, моют руки менее 15 с, нарушают порядок снятия средств индивидуальной защиты, трогают лицо и волосы после снятия маски, но до того, как помоют руки, и т.д. То есть система не работала, и мы решили перенять опыт из других дисциплин, например из дайвинга. Buddy system - это когда создается система партнерства, один человек контролирует, а другой концентрируется на действии. После внедрения такого метода количество ошибок упало в 3 раза. И все было бы замечательно, но через 6 нед оказалось, что процент ошибок при надевании - 12, при снятии - 27. Это, конечно, лучше чем 71, но... Момент деградации компетентности хорошо описан в литературе. Уже к 160-й неделе после какого-то обучения без повторного обучения у нас происходит деградация компетентности.

Наши протоколы были апробированы и упрощены благодаря другим методам. Например, мы изучали распространение капель по флуоресцентному методу. Это оказалось важным, потому что в разных госпиталях разные системы вентиляции".

Также Перельман подчеркнул, что пандемия продемонстрировала необходимость подержания навыков - это крайне важный элемент культуры поведения в профессиональной деятельности.

Традиционно в рамках форума обсуждались актуальные вопросы непрерывного медицинского образования (НМО). Главными вопросами заседания стали эффективность и востребованность НМО, планирование траектории профессионального развития. Дмитрий Алексеевич Сычев, ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, посвятил свое выступление применению профессионального стандарта для реализации дополнительных профессиональных программ: "Основная единица профстандарта - это трудовая функция: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Кроме того, раскрытие трудовых функций - это некая основа контента ординатуры и программ профпереподготовки. Весь фонд оценочных средств для первичной специализированной аккредитации группировался именно по трудовым функциям, и в плане непрерывного медицинского образования это также важнейший момент, потому что трудовые стандарты - это основа формирования дополнительных программ".

Отметил Дмитрий Алексеевич и наличие недобросовестных поставщиков образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования: так, ряд организаций занимается прямым копированием описания и содержания образовательных программ, учебных планов, выделяя при этом на их реализацию в разы меньше времени. Подчеркнул Сычев и необходимость для врача учиться всю жизнь: "Это должно быть естественной потребностью врача".

Ольга Федоровна Природова, руководитель Центра развития непрерывного медицинского фармацевтического образования, рассказала об особенностях формирования программ, которые попадают на портал непрерывного медицинского образования. Сегодня более 42 тыс. программ прошло через Центр непрерывного фармацевтического образования, часть из них ушла в архив, в настоящий момент активных - свыше 36 тыс.

Наибольшее количество всех программ реализуется с применением дистанционных образовательных технологий, много программ с симуляцией, программ со стажировкой. На портале edu.rosminzdrav.ru зарегистрировано более 500 личных кабинетов образовательных организаций.

Ольга Федоровна подробно рассказала об особенностях формирования программ для ДПО, проведения экспертизы при включении программ на портал.

Продолжил обсуждение Лоуренс Шерман, ответственный за развитие международных отношений. Лоуренс дал советы, как сделать непрерывное образование захватывающим, красивым и как научиться достигать высоких результатов. Прежде всего образование должно отвечать запросам потребителей, необходимо постоянно проверять его эффективность. Важно понимать механизмы передачи знаний, чтобы они могли применяться на практике.

Финальное пленарное заседание было посвящено будущему медицинского образования. Росс Скализ, директор по развитию образовательных технологий Michael S. Gordon Center for Research in Medical Education, рассказал о трансляционных исследованиях в медицинском образовании, в частности в сфере симуляционных технологий. Такие исследования позволяют нам понять, как те или иные образовательные вмешательства в итоге отражаются на качестве медицинской помощи и здравоохранении в целом. BEME (Best evidence medical education) - это образовательный аналог доказательной медицины. Ответил Росс на вопрос, как начинать подобные исследования в медицинском образовании: "нужна долгосрочная тематическая исследовательская программа, в начале которой вы отвечаете на вопрос: "Почему?" Затем вы отвечаете на вопросы: "Как? Кто?" В результате мы получаем некое понимание, как транслировать наши образовательные вмешательства в значимые результаты ухода за пациентами".

Анна Сонькина-Дорман, преподаватель и основатель школы "Сообщение", подвела итоги секции по коммуникативным навыкам. В ходе обсуждений был выявлен ряд проблем, связанных с аккредитацией по коммуникативным навыкам: это и дефицит обученных преподавателей, симулированных и стандартизированных пациентов, отсутствие методологии как в подготовке экзаменов, неподготовленность экспертов: "Мы в России поторопились с введением аккредитации по коммуникативным навыкам, мы не очень к этому готовы".

Апофеозом форума стала необходимость создания профессионального сообщества: "настал час создания центра, не привязанного ни к Минздраву, ни к чему. Это свободное сообщество, чтобы искать, переводить инструменты, вовлекать преподавателей, обмениваться, учить друг друга и формулировать для регуляторных органов согласованные правила, рекомендации... давайте учить преподавателей. Мы не можем заниматься аккредитацией, если мы не преподаем".

Пожалуй, это один из главных выводов конференции - необходимость объединения преподавателей медицины для последовательного, постоянного совершенствования медицинского образования. Только вместе мы сможем менять будущее!

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»