ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Резюме

Представлен опыт работы кафедры фтизиатрии и пульмонологии по преподаванию фтизиатрии в период пандемии COVID-19. На современном этапе преподавания, в отличие от предшествующих периодов, применение интерактивного обучения с использованием информационно-электронных ресурсов, цифровизации, автоматизированного тестового контроля позволяет организовать дистанционное образование с проведением экзамена.

Ключевые слова:фтизиатрия, педиатрия, преподавание, кафедра, профессиональные компетенции, COVID-19, дистанционное обучение

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бородулина Е.А., Вдоушкина Е.С., Бородулин Б.Е., Калинкин А.В., Еременко Е.П. Преподавание фтизиатрии и дистанционный экзамен в период пандемии COVID-19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 117-124. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-14009

Современные темпы развития медицины и практического здравоохранения предъявляют к высшему медицинскому образованию все большие требования. Одним из важных аспектов государственной политики в здравоохранении является повышение качества подготовки медицинских кадров [1, 2]. Эффективность функционирования систем здравоохранения различных стран зависит от результатов деятельности врачей и средних медицинских работников, что, в свою очередь, напрямую связано с уровнем их подготовки, наличием необходимого уровня знаний, навыков, умений и мотиваций.

Система высшего медицинского образования России активно выстраивается уже более 100 лет, унаследовав лучшие международные традиции и подходы, сложившиеся в XIX в., а также приобретения времен СССР. С начала политической и социально-экономической перестройки нашего государства происходили реформы и в высшей медицинской школе [3]. Подписание Болонского соглашения в 2003 г. стало отправной точкой адаптации отечественной медицинской школы к международному образовательному стандарту [4]. Современное образование характеризуется новыми тенденциями. Появилась трехуровневая система в вузах: специалитет, бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, новые форматы образования. Актуализировалась система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствии с требованиями действующего законодательства и профессиональных стандартов [5, 6].

Модернизация российского образования главной задачей определяет обеспечение высокого его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В этих условиях качество подготовки будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы образовательных организаций высшего образования и заключается в способности образовательных услуг удовлетворить запросы и ожидания потребителей. Задачей профессионального образования является не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники и технологии [7].

Проблема туберкулеза актуальна для нашей страны, и ее решению всегда уделялось большое внимание на государственном уровне, в том числе и при подготовке медицинских кадров. Преподавание дисциплины "фтизиатрия" осуществляют специализированные кафедры во всех медицинских вузах. За всю историю преподавания дисциплины "фтизиатрия" изучаемые вопросы рассматриваются как одни из приоритетных для врача общей практики. Распространение коронавирусной инфекции потребовало новых подходов к преподаванию, оценке знаний и проведению экзамена в дистанционном формате. В период пандемии COVID-19 и перехода студентов на дистанционное образование появилась необходимость в сжатые сроки полностью перейти на работу в электронной информационной образовательной среде (ЭИОС).

Цель - сформировать ЭИОС для проведения занятий и экзамена в дистанционном формате по дисциплине "фтизиатрия" в период пандемии инфекции COVID-19.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для занятий в дистанционном формате использовалась ЭИОС ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России на платформе системы Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды. Электронная платформа построена таким образом, что преподаватели и студенты имеют персональный доступ как для создания заданий и их последующей оценки (для преподавателя), так и ограниченный для студента. Студент имеет возможность просмотреть курс лекций и выполнить тесты и задачи, назначенные ему в соответствии с расписанием, что приближает дистанционное обучение к реальности. Загрузка системы проводилась в полном соответствии с ФГОС. Видеозаписи лекций, выложенные на https://youtube.com, были доступны для просмотра в виде прямых ссылок в системе ЭИОС.

Для каждого занятия создавали отдельный раздел в системе ЭИОС, содержащий тестовые задания и клинические задачи по теме занятия. Создавали необходимое количество разделов, соответствующих темам занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 1-й части занятия проводится тестовый контроль (называемый в обычном занятии "входной тестовый контроль"). 20 вопросов позволяли определить уровень теоретической подготовки студента к занятию. В процессе ответов студент имел возможность пользоваться лекцией, учебником и методической литературой. В тестовом вопросе из 4 вариантов ответа выбирается 1. Оценка правильности происходит автоматически, в конце всех тестовых заданий студент сразу получал количество набранных баллов и соответствующую оценку.

2-я часть занятия посвящена ситуационным клиническим заданиям. Для лучшего усвоения темы вместо ответа в форме эссе нами разработаны алгоритмизированные задачи. Студент решает от 5 до 10 задач. В алгоритме заложены все требуемые диагностические мероприятия, которые при многократном решении позволяют формировать клиническое мышление в соответствии с компетенциями ФГОС. Задание считается выполненным только в случае ответов на все вопросы в задаче. Время для прохождения занятия заложено в соответствии с реальным расписанием. После выполнения всех заданий системой сразу автоматически формируются оценка за задачу и итоговая оценка за занятие (рис. 1).

Рис. 1. Результаты тестов и задач с итоговыми оценками занятий

В конце цикла занятий вместо написания истории болезни студенты пишут реферат по выбранной теме. При проверке оценивается умение работать с дополнительной литературой и систематизировать многочисленные данные; реферат оценивается преподавателями индивидуально, оценка также добавляется в систему ЭИОС. После получения зачета по предмету студент допускается к экзамену.

Основной частью экзамена была приближенная к реальной практике клиническая задача, требующая анализа клинической картины, лабораторных данных и умения оценивать рентгенограммы. В каждой клинической задаче было по 12 вопросов, имеющих различную ценность оценки в баллах, где студентам необходимо выбрать правильный ответ (да/ нет или один вариант из списка) и поставить клинический диагноз. При выполнении задачи демонстрировались базовые знания, умение сформировать алгоритм в соответствии с профессиональными компетенциями и клиническими рекомендациями по специальности. Помимо задачи, экзаменационный билет включал 20 тестовых вопросов. Для формирования случайной выборки были созданы тематические экзаменационные банки тестовых вопросов (250 тестов) и задач (n=35).

В системе был создан тест "ЭКЗАМЕН" [8], в котором система автоматически случайным образом набирала 20 тестовых вопросов и 1 клиническую задачу. Вес/значимость каждого из вопросов - 1 балл, задачи - 16 баллов. На дистанционный экзамен отводили 40 мин, по завершении участники сразу видели оценку (рис. 2). Система ЭИОС позволила одномоментно принять экзамен у всего факультета, при этом медленной работы и сбоев не отмечено.

Рис. 2. Результаты экзамена в балльной системе по тестам (В.1-В.20) и задаче (В.21)

Система автоматически выставляла итоговую оценку в зависимости от количества набранных баллов. В тестовом режиме приняли систему оценки на 10 баллов выше обычной: при баллах 80 и выше - "отлично", 70-79 - "хорошо" и 60-69 - "удовлетворительно", менее 60% - "неудовлетворительно".

Для оценки качества заданий использовались индекс и эффективность дискриминации. Для получения более объективного результата онлайн-экзамена в конце тестирования студентам предлагается видеособеседование по потребности.

Вопросов по формату проведения экзамена у студентов не возникало, так как им заранее были представлены условия через социальные сети.

За указанное время все студенты успели закончить тестирование и решить ситуационную задачу. Анализ затраченного времени на выполнение задания показал, что в среднем было затрачено 27±3,2 мин. При сравнительном анализе достоверной разницы в затраченном времени при разных оценках не получено (р>0,1) (табл. 1).

Таблица 1. Среднее время, затраченное на онлайн-экзамен, в зависимости от оценки

Количество вопросов с отрицательным индексом дискриминации менее -20% составило 8/143 (5,6%) - это вопросы тестового контроля. Основная часть вопросов - 84/143 (58,7%) имела индекс более 70%. В задаче индексов дискриминации не было.

При оценке в системе Moodle по результату теста средняя оценка и медиана составили 67 и 68 баллов соответственно, что подтверждается низким индексом асимметрии -0,30 и низким показателем оценки распределения эксцесса -0,14. Значение стандартной ошибки в 10% является низким, что подтверждает высокую объективность тестового экзамена (рис. 3, табл. 2).

Рис. 3. Распределение ответов по балльной и оценочной системе

Таблица 2. Статистический отчет по оценке экзамена системой Moodle

По итогам тестового экзамена отвечающие оценили формат проведения экзамена положительно, отметили удобство подачи материала, корректность вопросов, качество рентгенограмм и томограмм, приложенных к каждой задаче. Многие студенты проходили экзамен с помощью смартфонов, не "привязываясь" к стационарному компьютеру и домашнему рабочему месту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные особенности преподавания с использованием информационно-электронных ресурсов, цифровизации, автоматизированного тестового контроля расширяют возможности активного и интерактивного обучения. Преподавание специальности "фтизиатрия", направленное на реализацию необходимых профессиональных компетенций, возможно в электронной информационной образовательной среде с проведением экзамена в удаленном доступе. Дистанционный формат позволил решить задачу в "виртуальной" среде с проведением экзамена по выпуску врачей в "реальную" практику. Разработанная программа для проведения экзамена в дистанционном формате решает вопросы открытости, объективности и прозрачности оценочной системы в соответствии с Государственной программой развития образования, оставляя вариант обсуждения в случае появления вопросов у студента для исключения ошибок системы. Насколько эффективна подобная дистанционная работа со студентами при изучении нового материала и как удаленная оценка знаний зарекомендует себя в дальнейшем, еще предстоит изучить в ближайшие 2-3 года. По окончании периода пандемии COVID-19 дистанционный подход может активно дополнять сложившуюся систему классического образования в медицинском вузе при подготовке врачей по специальности "фтизиатрия" на педиатрическом факультете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Филинюк О.В., Колоколова О.В., Буйнова Л.Н., Кабанец Н.Н., Янова Г.В., Земляная Н.А. Современные подходы к преподаванию фтизиатрии в условиях внедрения ФГОС ВО // Туберкулез и болезни легких. 2017. Т. 95, № 4 С. 52-57.

2. Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Фролова Ю.В., Василевская О.В., Колобанова А.А. Междисциплинарный подход к преподаванию фтизиатрии на лечебном и педиатрическом факультетах // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 2 С. 95-99.

3. Дьяченко В.Г., Дьяченко С.В. Стандартизация высшего медицинского образования, производственный контекст // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2017. № 1 (26). С. 2-24.

4. Демцура С.С. Реформа российского образования и судьба высшей школы // Социум и власть. 2017. № 4 (55). С. 43-48.

5. Поддубная Л.В., Зырянова Т.В., Шилова Е.П., Кононенко В.Г. Преподавание фтизиатрии на педиатрическом факультете // Медицина и образование в Сибири. 2015 № 5 С. 12.

6. Лозовская М.Э., Васильева Е.Б., Клочкова Л.В., Яровая Ю.А., Степанов Г.А. Новый вектор в преподавании фтизиатрии студентам-педиатрам // Туберкулез и болезни легких. 2019. Т. 97, № 5. С. 73-74.

7. Павлов В.Н., Цыглин А.А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. Т. 7, № 1. С. 84-86.

8. Бородулина Е.А., Вдоушкина Е.С., Калинкин А.В., Бородулин Б.Е., Еременко Е.П., Ступко М.Г. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2020662768 "Программа автоматизированной оценки и контроля знаний студентов по специальности "фтизиатрия". 2020.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»