ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВЫСОКИМ РИСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

РезюмеВ статье рассмотрен опыт создания и интеграции комплексной системы подготовки к оказанию первой помощи пострадавшим для сотрудников нефтехимического предприятия. На основании анализа производственных процессов предприятия, многолетней статистики развития жизнеугрожающих ситуаций, имеющихся регламентов по оказанию первой помощи (включая оснащение), соблюдения протоколов оказания первой помощи, возможностей обучения контингента предприятий была создана комплексная система, включающая подготовку внутренних преподавателей и разработку обучающей очно-заочной программы по оказанию первой помощи для всех сотрудников предприятия. Данная система успешно интегрирована в производственный процесс предприятия.

Ключевые слова:первая помощь, симуляционное обучение, нефтехимическое предприятие, контекстное обучение, цикл Колба, производственный травматизм

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Чурсин А.А., Ловчикова И.А., Тумасьева А.В., Омельчук М.В. Интеграция комплексной системы подготовки к оказанию первой помощи пострадавшим для сотрудников предприятия с высоким риском производственных факторов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 109-115. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-14008

Первая помощь представляет собой комплекс мероприятий, проводимых до медицинской помощи, при развитии состояний, угрожающих жизни, в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний. Такие состояния развиваются, как правило, внезапно и чрезвычайно быстро. Только от действий окружающих зависит, будет ли у пострадавшего шанс дождаться медицинской помощи [1]. Чем опаснее условия жизнедеятельности человека, тем выше вероятность угрожающего жизни вреда здоровью. Это делает вопросы обучения оказанию первой помощи особенно актуальными для предприятий с высоким риском производственных факторов.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Необходимо заметить, что вопросы первой помощи достаточно серьезно обоснованы с юридической точки зрения в РФ. Так, на данный момент в РФ оказание первой помощи регламентировано действующим законодательством - это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [2]. В указанном Федеральном законе четко определено понятие "первая помощь", что позволило принять и подзаконный акт - приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183). Кроме того, действующее законодательство обязывает работодателя (ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации) при несчастном случае на производстве "немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию". Для организации оказания первой помощи при несчастном случае на производстве на работодателя также возложена обязанность организовывать обучение первой помощи для всех поступающих на работу лиц и для работников, переводимых на другую работу (ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации). Для работника Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность "проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве" (ст. 214).

Цель. Таким образом, имеются и этические, и юридические предпосылки для разработки и интеграции комплексных систем подготовки к оказанию первой помощи пострадавшим для сотрудников предприятий с высоким риском производственных факторов, в том числе нефтехимических предприятий.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В 2019-2020 гг. в компании ООО "СИБУР" (г. Тобольск) была разработана и внедрена комплексная программа подготовки к оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Указанная программа включает в себя следующие важные компоненты:

1) материально-техническое оснащение;

2) учебно-методический комплекс;

3) систему подготовки внутренних преподавателей;

4) массовое обучение сотрудников.

Для проведения обучения первой помощи в Центре развития инженернотехнической экспертизы "СИБУРИНТЕХ" (г. Тобольск) был создан специальный класс, который оборудован современными разнообразными манекенами-тренажерами, расходными материалами, учебным оборудованием (Resusci Anne QCPR с электронным блоком контроля SkiLLGuide, Choking Charlie), набором имитаторов повреждений, автоматическим наружным дефибриллятором и реальными аптечками первой помощи для работников предприятий. Следует отметить, что все тематическое материально-техническое оснащение является мобильным, и это придает гибкость проводимым обучающим и иным мероприятиям.

Разработка программы обучения имеет не меньшее значение, чем материально-техническое оснащение. Высокого качества программы удалось достичь путем соединения 2 экспертиз: тематической и методологической. Вся программа выстроена по циклу Колба. При этом каждый отдельный блок программы, как и вся программа в целом, состоит из проблематизации, дискурса, практики и обратной связи. Детальная проработка методологии программы, а также насыщение ее ярким эмоциональным компонентом способствует не только повышению уровня усвоения материала, но и формированию устойчивой мотивации и к процессу обучения, и к оказанию первой помощи [3].

Учебно-методический комплекс программы подготовки к оказанию первой помощи пострадавшим на производстве состоит из 2 вариантов. 1-й включает в себя программу обучения внутренних преподавателей (ВП), 2-й - программу, по которой подготовленные ВП из числа сотрудников предприятий будут в дальнейшем обучать весь персонал ООО "СИБУР". Следует отметить, что указанные ВП не имеют медицинского и педагогического образования, а также не являются штатными преподавателями. ВП - это сотрудники предприятий холдинга, которые на 20 дней в году отвлекаются от своего непосредственного функционала на образовательную деятельность. Подбор ВП и их базовая подготовка тренерским навыкам являются этапами, предшествующими тематическому обучению первой помощи, и в данной статье не рассматриваются. Обучение ВП по разработанной программе первой помощи проводилось приглашенными тренерами Центра догоспитальной медицинской помощи на базе Центра развития инженерно-технической экспертизы "СИБУРИНТЕХ" (г. Тобольск). Программа включает в себя дистанционный и очный курс. Дистанционный курс создан и встроен в обучающую онлайн-платформу предприятия. Он содержит теоретический материал с разноуровневыми тестовыми контролями, вопросами для самоподготовки, перечнем литературных источников. Кроме того, для данной программы было разработано учебно-методическое пособие, которое можно использовать и как справочный материал, и как теоретическую базу для самостоятельного изучения. Очный курс для ВП продолжительностью 40 ч включал в себя теоретическую и более объемную практическую части. Были освещены не только вопросы собственно первой помощи, но и основные принципы обучения взрослого контингента. В данном курсе использовались всевозможные методы и приемы контекстного обучения. Для обучающихся был разработан раздаточный материал - рабочие тетради, задания, инструкции и методические пособия по работе с оборудованием. Кроме того, в течение занятий использовались специально разработанные художественные видеоролики на определенные темы курса [4]. Практические занятия строились на основе широкого применения ситуационных задач и адаптационных игр, сценарии которых были подготовлены с учетом специфики предприятия. Достаточно большое внимание ВП было уделено работе с имеющимися в оснащении оборудованием и расходными материалами.

В ходе очных занятий внутренним преподавателям была представлена отдельно разработанная программа для обучения остальных сотрудников предприятия. Данная программа строится по тому же принципу, а также включает дистанционную и очную часть. Дистанционный курс базируется на обучающей онлайн-платформе предприятия. Он включает в себя базовую теоретическую часть как по общим аспектам оказания первой помощи (юридическое обоснование, история становления, исторические личности и т.д.), так и собственно подробные презентации по состояниям, требующим оказания первой помощи, с описанием соответствующих ситуаций, необходимых навыков, алгоритмов действий, основных ошибок и мер по их предотвращению. Материалы красочно оформлены, в созданных рисунках используются человеческие фигуры в стандартной форме предприятия, что также повышает коллективную заинтересованность и вовлеченность со стороны обучающихся. Кроме того, дистанционный курс содержит контрольные материалы разного формата (вопросы для самоконтроля, тестовые задания - вступительные, итоговые и промежуточные - тематические). Достаточно подробный дистанционный теоретический курс, разработанный на основе действующих российских и европейских методических рекомендаций и гайдлайнов, внедрен с целью предварительной подготовки обучающихся [7-11]. В этом случае преподаватель на очном занятии может полностью отдать все время и внимание отработке практических навыков и алгоритмов, с достаточно многократным повторением, что для освоения любого практического приема имеет главенствующее значение.

Очная часть содержит 8 ч практических занятий по отработке основных навыков, необходимых для оказания первой помощи. Был разработан пошаговый подробный сценарий для ВП, включающий описание методик обучения практическим навыкам. К этой программе также были разработаны раздаточные материалы в виде рабочих тетрадей, условий практических заданий. Следует отметить, что очные занятия строятся по принципу контекстного обучения, используя многочисленные приемы, повышающие эмоциональную вовлеченность обучающихся в процесс. Разработаны кейсы ситуационных задач и адаптационных игр, условия которых соответствуют специфике производственного процесса [5]. Внутренние преподаватели, готовясь к собственным очным занятиям, заблаговременно решают, согласно сценарию задач, какой типаж курсантов из будущей группы подбирать на роли, какой реквизит из имеющегося на оснащении у предприятия использовать. Таким образом, занятия строятся на базе основного постулата контекстного обучения - о формировании эмоциональной вовлеченности обучающихся в процесс [6, 12].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках представленной работы проведено обучение 1-й группы ВП из числа персонала производства. Помимо собственно самой программы по оказанию первой помощи, ВП обучили основным аспектам формирования образовательного процесса, предоставив готовые сценарии занятий. После чего силами подготовленных ВП были обучены отдельные группы сотрудников предприятия. Так, комплексная программа была встроена в производственный процесс. На данный момент предприятие, выполняя предписания действующего законодательства РФ, может создать непрерывный процесс обучения первой помощи в контексте особенностей производственного процесса, периодически повышая квалификацию ВП на инструкторских курсах по оказанию первой помощи. Это гораздо эффективнее и экономичнее, чем обучать весь многочисленный персонал приглашенными сторонними тренерами с использованием базовых унифицированных программ обучения первой помощи. Тем более что в случае появления необходимости в изменении или новых вводных это будет учтено сотрудниками предприятия в виде корректировок имеющихся готовых программ обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, создание комплексных программ по обучению к оказанию первой помощи и внедрение их в производственный процесс предприятий (в том числе нефтехимических) с высоким риском производственных факторов делают возможным за счет непрерывного и обновляющегося процесса обучения поддержание знаний и умений сотрудников на должном уровне и с учетом текущей ситуации. Это положительно влияет на эффективность этапа первой помощи при развитии жизнеугрожающих ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чурсин А.А., Ловчикова И.А., Вахтина Е.Б. Методология обучения алгоритмам первой помощи в рамках действующего законодательства : учебно-методическое пособие. Воронеж : ВГМУ, 2018. 74 с.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 31.

3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46.

4. Чурсин А.А., Ловчикова И.А., Лавлинский А.Ю. Применение инновационных методик при повышении квалификации врачей в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 44-50. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13005

5. Чурсин А.А., Радушкевич В.Л., Боев Д.Е. Использование реконструкций резонансных чрезвычайных ситуаций при поэтапном симуляционном обучении в Учебной виртуальной клинике Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко // Безопасность. Бизнес. Наука (Воронеж). 2015. № 1. С. 28-31.

6. Ловчикова И.А., Веселова Е.В., Чурсин А.А. и др. Новые концепции обучения врачей в системе непрерывного медицинского образования // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016 г.). 2016. № 4 (9). С. 340-343.

7. Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации 2015 г. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Мороза. Москва : НИИОР, 2016. 197 с.

8. Perkins G.D., Handley A.J., Koster K.W. et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015. Section 2. Adult basic life support and automated external defibrillation // Resuscitation. 2015. Vol. 95. P. 81-99.

9. Рекомендации Европейского совета по реанимации 2015 г. URL: www.cprguidelines.eu

10. Российский Национальный совет по реанимации. URL: www.rusnrc.com

11. Симуляционное обучение в медицине. Росомед. Российское общество симуляционного образования в медицине / под ред. А.А. Свистунова, сост. : М.Д. Горшков. Москва : Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013.

12. Чурсин А.А., Ловчикова И.А., Боронина И.В. Использование контекстных симуляционных технологий в подготовке врачей анестезиологов-реаниматологов в системе НМО // Материалы Научно-образовательной Конференции "Актуальные вопросы и инновационные технологии в анестезиологии и реаниматологии", Санкт-Петербург, 2019.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»