ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА - ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Резюме

В настоящее время медицинское образование претерпевает значительные изменения, обусловленные тем, что сформулирована и реализуется основная доктрина преподавания - компетентность подход. Формирование компетенций начинается с I курса и продолжается в течение всего периода обучения. Изменяются и дополняются основные образовательные программы с учетом потребностей обучающихся. Возникла необходимость перехода от формально-логистического обучения к инновационным, в том числе компьютерным, технологиям. Преподаватель может учитывать индивидуальные потребности обучающихся и дополнять занятия определенным видом технологий. Интеллект-карта является надежным инструментом, позволяющим значительно улучшить процесс запоминания материала, что будет способствовать формированию общекультурных, профессиональных компетенций.

Цель - использование компьютерной технологии "Интеллект-карта" для повышения эффективности обучения на цикле "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия". Для успешного освоения теоретического материала студентам предложено создать интеллект-карту, на которой схематически отображены ключевые моменты изучаемой темы, т.е. на одной странице создается оптимальная схема по конкретной тематике. Создание подобной схемы требует от обучающегося глубокого изучения литературы, проведения анализа и синтеза полученной информации, выборки наиболее важных положений или представление алгоритма, согласно нозологической форме.

Предложенная методика с использованием интеллект-карты привела к значительному улучшению усвоения материала. Для достижения поставленной цели преподаватель должен использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе компьютерные технологии.

Ключевые слова:обучение, медицина, интеллект-карта, компетенция, компьютерная технология

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Перепелица С.А. Интеллект-карта - один из методов формирования компетенций // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 98-107. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-14007

В последние годы доктрина медицинского образования претерпевает значительные изменения, обусловленные постоянно изменяющимися потребностями обучающихся. Основной задачей медицинских институтов является подготовка врача, обладающего определенными профессиональными компетенциями [1, 2]. В связи с этим кардинально изменяются требования к содержанию образовательных программ. Происходит постепенный переход от традиционного формально-логистического обучения к инновационным педагогическим технологиям [3-5].

Включение инновационных, в том числе компьютерных, технологий в комплексный процесс обучения является относительно новой и перспективной задачей преподавания в медицинском институте.

Компьютерные технологии предоставляют набор инструментов, которые могут значительно улучшить процесс обучения [6]. Они наряду с симуляционным обучением, ролевой игрой, командным тренингом способствуют повышению мотивации, улучшению качества усвоения материала [5]. В настоящее время нельзя обучать врача, не предоставив возможности глубокого изучения необходимых дисциплин, правил коммуникации, формирования лидерских качеств [7]. В конечном итоге достигается основная цель обучения - формирование профессиональных клинических компетенций [1, 2, 8].

Одним из методов, улучшающих восприятие, усвоение необходимого материала, развивающих клиническое мышление, является создание интеллект-карт, которые представляют собой графически-логическое, художественное представление изучаемых тем. Особенностями этого метода являются развитие логического и вовлечение ассоциативного мышления, когнитивной визуализации студента. Появление ассоциативных образов изменяет процесс запоминания информации, что в значительной степени улучшает результаты обучения студентов многих специальностей [4, 9, 10, 11].

Студенты, создавая интеллект-карты, обрабатывают большой массив научной информации, используя учебники, монографии, статьи, клинические рекомендации. В результате повышается общий уровень знаний, формируется умение правильно выражать свои мысли, развивается теоретическое, индуктивное мышление. Объем полученных знаний значительно увеличивается, приобретает целенаправленный характер. Изменяется структура анализа, синтеза и обобщения изученной информации [11].

Цель - использование компьютерной технологии "Интеллект-карта" для повышения эффективности обучения на цикле "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия".

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Преподавание дисциплины "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия" программы специалитета осуществляется с помощью комплексного подхода, включающего применение компьютерной технологии "Интеллекткарта". Для успешного освоения теоретического материала студентам предлагается создание интеллект-карты, в которой схематически отображены ключевые моменты изучаемой темы, т.е. на одной странице создается оптимальная схема по конкретной тематике. Создание подобной схемы требует от обучающегося глубокого изучения литературы, проведения синтеза и анализа полученной информации, выборки наиболее важных положений или представление алгоритма, согласно нозологической форме.

Обучающимся было предложено создать интеллект-карты по следующим темам: "Препараты, применяемые в неотложной медицине", "Нозологические формы, требующие проведения экстренной медицинской помощи (инфаркт миокарда, тромбоэмболия легочной артерии, анафилактический шок, менингококковая инфекция и инфекционной токсический шок)". Создание интеллект-карт предшествовало занятиям в симуляционном центре, т.е. к началу занятий обучающиеся должны хорошо знать все алгоритмы оказания медицинской помощи, включая аспекты патогенеза, клинической картины, медикаментозную терапию. Таким образом, с помощью компьютерной технологии студенты достигают несколько целей: создают интеллект-карты, запоминают алгоритмы оказания медицинской помощи, осваивают компьютерные программы, используя текстовые редакторы, графические пакеты, электронные таблицы и др. Для создания интеллекткарт они могут использовать любые компьютерные программы, сервисы визуализации данных Coogle, программу 30-моделирования SketchUp, карандашное программирование Pencil Code и др.

Интеллект-карта "Препараты, применяемые в неотложной медицине" должна содержать обязательные разделы (рис. 1).

Рис. 1. Основные разделы интеллект-карты "Препараты"

Интеллект-карта "Нозологические формы, требующие проведения экстренной медицинской помощи", представлена в виде нескольких страниц: факторы риска заболевания, патологическая физиология и анатомия, клиническая картина, лабораторные и инструментальные методы диагностики, лечение. Студенты не ограничены в выборе представления материала.

Обучение происходит по следующей схеме: лекционный курс, электронный ресурс LMS-kantiana, в котором преподавателем выкладывается дополнительная литература, интернет-ссылки на необходимые источники, работа над интеллекткартами. Во время обучения проводилась непрерывная оценка работы студентов. Всего в обучении приняли участие 50 обучающихся. В конце цикла проведено анонимное анкетирование с целью выявления удовлетворенности студентов данной методикой.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На занятии преподаватель объясняет цель и задачи обучения. Четко формулируются тематика, разделы, которые должны быть отражены в интеллект-карте. Большинство студентов овладели этой технологией в совершенстве. Они использовали различные варианты схем, картинки для наглядного представления материала.

Студенты старались сделать свои работы информативными, наглядными, запоминающимися (рис. 2, 3). Мы видим разный подход к представлению одного и того же материала на интеллект-картах. На рис. 2 доминирует цветовая гамма, т.е. подход Art (творчество, искусство), который позволял улучшить запоминание материала и ориентироваться в карте. На рис. 3 использованы цветовая гамма и различные фигуры для акцентирования внимания ключевых разделов схемы.

Рис. 2. Интеллект-карта "Препараты, применяемые в неотложной медицине"

Рис. 3. Интеллект-карта "Препараты, применяемые в неотложной медицине"

Рис. 4. Интеллект-карта "Факторы риска тромбоэмболии легочной артерии"

Интеллект-карты "Нозологические формы, требующие проведения экстренной медицинской помощи" очень разнообразны по структуре и содержанию. Если студент глубоко изучал тему, то у него появляется больше разделов. Например, обсуждение раздела "Факторы риска при инфаркте миокарда" кажется мало существенной. Студенты до создания интеллект-карты перечисляли 5-6 причин, которые могут привести к развитию заболевания, но, поработав над созданием карты, представляют материал очень подробно (рис. 4).

Последовательность интеллект-карты "Нозологические формы, требующие проведения экстренной медицинской помощи" и логическое представление материала являются обязательным условием. Это побуждает студентов к поиску нестандартных решений использования новых компьютерных технологий (рис. 5).

Рис. 5. Интеллект-карта "Тромбоэмболия легочной артерии"

Составляя интеллект-карты, обучающиеся более глубоко формировали:

1. Общекультурные компетенции:

- ОК 1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

- ОК 5 - готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

2. Общие профессиональные компетенции:

- ОПК 1 - готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;

- ОПК 5 - способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.

Каждый из обучающихся представляет пакет своих интеллект-карт. Происходит защита работы. Обязательным разделом является дискуссия, во время которой участники акцентируют внимание на ключевых моментах представленной интеллект-карты. Обсуждаются варианты представления материала, информативность, доступность. Учитывались полнота представления и отсутствие ошибок.

В конце цикла проведено анонимное анкетирование. Респонденты ответили на 3 вопроса:

1. Нужна ли преподаваемая дисциплина "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия" в рамках специалитета?

2. Ваши личные впечатления о прошедшем цикле?

3. Как вы относитесь к созданию интеллект-карт?

Результаты анкетирования представлены в таблице.

Результаты анкетирования студентов

По мнению 94% студентов дисциплина "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия" является необходимой в рамках специалитета. Получили необходимые теоретические знания, удовлетворение от данного вида занятий 94% студентов, но 6% не получили необходимых теоретических знаний, удовлетворения от данного вида занятий. Негативный опыт обучения совпадает с отрицанием значимости изучения самой дисциплины. Часть студентов имели проблемы с усвоением материала.

В зависимости от мотивации и успешности обучения сформировались 2 группы обучающихся:

1- я - имеющие высокую мотивацию к обучению, успешно освоившие материал курса;

2- я - не имеющие мотивацию к обучению и с трудом освоившие необходимый материал.

У большинства обучающихся 1-й группы не было проблем с усвоением материала, но были студенты, у которых возникли проблемы с поиском необходимой информации, что затрудняло их дальнейшее обучение. Эта категория обучающихся была предметом повышенного внимания преподавателя. Возникала необходимость индивидуальных консультаций, во время которых предлагались доступные источники информации, которую они будут использовать для составления интеллект-карт. Во 2-й группе работа над интеллект-картами была формальной. Студентам предлагались варианты изучения материала, проводились индивидуальные консультации. В результате они представили малоинформативные интеллект-карты, уровень их теоретических знаний был низким.

Проведение анкетирования показало, что предложенная методика с использованием интеллект-карты привела к значительному улучшению усвоения материала (см. таблицу). Студенты дали положительную оценку методике, указали, что с ее помощью они смогли систематизировать и углубить имеющиеся знания, а также получить новые представления о методах диагностики и лечения неотложных состояний. Респонденты сказали, что занятия прошли продуктивно и интересно, они получили необходимые знания и практические навыки. На практических занятиях студенты продемонстрировали устойчивые теоретические знания и сформировали практические навыки.

Задачи высшего медицинского образования разнообразны, но их решение помогает достигать главной цели обучения - формирования личности будущего врача, способного проявить сострадание и милосердие к своему пациенту, обладающего профессиональными компетенциями. Во время обучения у студента должны формироваться гуманистическое профессиональное самосознание и технологические навыки [5]. Для достижения конечного результата используются различные педагогические технологии, в том числе компьютерные [4]. Интеллект-карта является разновидностью этой технологии, основанной не только на точном выполнении задания, но и на использовании творческого подхода к работе. По мнению А. Loveless, творчество в обучении - это процесс достижения цели с помощью комбинации различных навыков, знаний, мотивации, которые приводят к созданию нового ценного и оригинального продукта [12]. В отношении медицины этим продуктом являются глубокие знания и формирование необходимых личностных качеств, профессиональных компетенций. Компьютерные технологии предоставляют набор инструментов, которые могут стимулировать студента и значительно улучшить процесс обучения [6]. Они в большей степени способствуют развитию таких творческих процессов, как поиск необходимой информации, представление концепций, обсуждение и обмен идеями, что приводит к развитию совместного и творческого мышления [13]. Эти инструменты могут развивать и поддерживать успешную практику преподавания и обучения, одновременно стимулируя такие навыки, как творчество, сотрудничество и коммуникацию [14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная методика с использованием интеллект-карты привела к значительному улучшению усвоения материала. Во время обучения студентов преподаватель должен использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе компьютерные технологии. Глубокое знание патофизиологии критических состояний, фармакологических аспектов лечения, формирование устойчивого алгоритма оказания медицинской помощи во время обучения являются залогом успешной работы врача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bosch J., Maaz A., Hitzblech T., Holzhausen Y., Peters H. Medical students’ preparedness for professional activities in early clerkships // BMC Med. Educ. 2017. Vol. 17, N 1. P. 140. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-017-0971-7 PMCID: PMC5568232.

2. Janczukowicz J., Rees C. E. Preclinical medical students’ understandings of academic and medical professionalism: visual analysis of mind maps // BMJ Open. 2017. Vol. 7, N 8. Article ID e015897. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2017-015897 PMCID: PMC5629743.

3. Brauer D.G., Ferguson K.J. The integrated curriculum in medical education: AMEE Guide No. 96 // Med. Teach. 2015. Vol. 37. P. 312-322. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2014.970998 PMID: 25319403.

4. Aguilar D., Turmo M. P. Promoting social creativity in science education with digital technology to overcome inequalities: a scoping review // Front. Psychol. 2019. Vol. 10. P. 1474. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01474 PMID: 31312154. PMCID: PMC6614193.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Зорин К.В., Волошина Е.А. Педагогика для медицинских вузов. Москва : КНОРУС, 2021. 352 с.

6. Henriksen D., Mishra P., Fisser P. Infusing creativity and technology in 21st century education: a systemic view for change // Educ. Technol. Soc. 2016. Vol. 19, N 3. P. 27-37.

7. Yoder-Wise P.S. From STEM to STEAM // J. Contin. Educ. Nurs. 2018. Vol. 49, N 10. P. 443-444. DOI: https://doi.org/10.3928/00220124-20180918-01 PMID: 30257024.

8. Stephenson A., Roff S. Mapping understanding of Academic Integrity of Medical students in a London medical school using the Dundee Polyprofessionalism Inventory I // MedEdPublish. 2015. Vol. 5. P. 15. DOI: https://doi.org/10.15694/mep.2015.005.0015

9. Коротченко Е.А., Гейне И.А. Интеллект-карты в технологии кадрового продюсирования как средство повышения эффективности образовательного процесса // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 607-614.

10. Безрукавая М.В. Использование интеллект-карт при обучении // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 3-4 (63-64). С. 73-77.

11. Асадуллина Л.Ф. Применение метода интеллект-карт для повышения продуктивности обучения студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 2. С. 55-58.

12. Loveless A. Creating spaces in the primary curriculum: ICT in creative subjects // Curric. J. 2003. Vol. 14. P. 5-21. DOI: https://doi.org/10.1080/0958517032000055965

13. Gijlers H., Weinberger A., van Dijk A. M., Bollen L., van Joolingen W. Collaborative drawing on a shared digital canvas in elementary science education: the effects of script and task awareness support // Int. J. Comput. Support. Collab. Learn. 2013. Vol. 8. P. 427-453. DOI: https://doi.org/10.1007/s11412-013-9180-5

14. Kumar V., Sharma D. Cloud computing as catalyst in STEM education // Int. J. Inform. Commun. Technol. Educ. 2017. Vol. 13. P. 38-51. DOI: https://doi.org/10.4018/IJICTE.2017040104.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»