ПРЕДИКТОРЫ АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ МУЖСКОГО ПОЛА

Резюме

В статье рассматриваются вопросы влияния различных факторов на познавательную активность студентов медицинских специальностей. В процессе исследования было установлено, что активность когнитивных функций студентов имеет корреляцию средней и сильной степени с успеваемостью и количественными переменными, характеризующими поведенческие стереотипы в отношении здоровья и его объективное состояние, самооценку качества жизни. Эти характеристики при определенных обстоятельствах могут рассматриваться как прогностические параметры когнитивных возможностей студентов медицинского профиля. Кроме того, было установлено, что студенты медицинских университетов имеют значительный уровень хронической заболеваемости и одновременно высокую самооценку качества жизни, связанного со здоровьем. Респонденты неудовлетворительно оценивают качество питания, дают невысокую оценку условиям проживания в университете, однако позитивно относятся к качеству и условиям образовательного процесса.

Ключевые слова:когнитивные функции, прогностические параметры, психологический статус, физический статус, студенты медицинских специальностей, состояние здоровья

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кузнецов В.В., Косилов К.В., Костина Е.Ю., Федорищева Е.К., Барабаш О.А., Кузина И.Г. Предикторы активности познавательных функций и успешности обучения у студентов медицинских университетов мужского пола // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 81-95. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-14006

Воспитание профессионально компетентных, всесторонне образованных и обладающих высокими этическими стандартами врачебных кадров во многом зависит от уровня эффективности образовательного пространства медицинского университета, которое формируется множеством разнородных средовых и социальных факторов. Медицинское образование имеет ряд специфических особенностей, существенно отличающих его от обучения техническим, военным, инженерным, гуманитарным и иным специальностям. Процесс овладения знаниями, навыками и компетенциями в медицинском вузе, как правило, сопровождается высокой ответственностью, связанной с работой у постели больного человека в качестве дублера врача, отсутствием права на ошибку при работе с медицинской документацией, биологическими материалами, лекарственными препаратами. Высокие нагрузки на интеллект, когнитивную и психоэмоциональную сферы, физический статус связаны с необходимостью длительного ежедневного присутствия в специализированных аудиториях, оснащенных симуляторами и муляжами, диагностическим, в том числе лабораторным и рентгенологическим, оборудованием, в операционных и секционных залах [1-3]. Если на старших курсах в основном используется цикловой алгоритм обучения, позволяющий упорядочить познавательный процесс, то на начальных этапах обучения в течение одного учебного дня допускается смена нескольких учебных дисциплин, большинство из которых так или иначе связано с запоминанием значительного массива новых терминов, понятий, представлений. Получение этой непривычной, не имеющей аналогов в предыдущем жизненном опыте информации сопровождается напряжением, а иногда и перенапряжением когнитивной сферы, необходимостью постоянной концентрации внимания, активной работы всех видов памяти. Во время процесса обучения требуется активизация исполнительных функций, способностей к абстрактному мышлению [4, 5].

Известно, что на когнитивные способности студентов, а значит, в конечном счете на успеваемость и эффективность обучения способно влиять множество внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, могут быть взаимосвязаны. К первым принято относить нарушение нормального физического состояния, например кратковременные (усталость, легкий дистресс) и долговременные расстройства физиологического статуса, а также соматические и иные заболевания, выход из зоны психологического комфорта, функциональную депрессию. Ко вторым - широкий спектр фоновых средовых факторов, включая условия проживания и обучения, качество питания и доступность квалифицированной медицинской помощи, материальные возможности и транспортную доступность университета и многие другие. Сюда же относятся и социально-средовые факторы: квалификация профессорско-преподавательского состава, психологический микроклимат в учебной группе, на курсе, включенность в деятельность сетевых сообществ и зависимость от них и т.д. [6-8].

Данные, представленные в периодических научных изданиях, позволяют говорить о том, что заболеваемость оказывает весьма сильное влияние на когнитивную сферу студентов прежде всего в силу своей высокой распространенности в молодежной среде. Так, до 40-65% студентов разных направлений обучения имеют то или иное хроническое заболевание (в большинстве случаев в состоянии ремиссии), нередки случаи наличия у студента сочетанной патологии [9-11]. Одновременно самооценка психического и физического состояния у студентов часто бывает завышенной, большинство респондентов характеризуют свое качество жизни, связанное со здоровьем, как хорошее и отличное. Впрочем, кажущийся парадоксальным факт может иметь вполне рациональное объяснение. Максимальные компенсаторные и адаптационные возможности, свойственные человеку в студенческом возрасте, позволяют до определенной степени нивелировать ранние проявления патофизиологических процессов [12, 13]. Кроме того, как правило, у молодых людей этого возраста отсутствует привычка к рефлексии, самоанализу своего состояния. Дополняет картину активная вовлеченность студентов в новые социальные контакты, в том числе с использованием виртуальных коммуникативных сетей, оттесняющая тревожные симптомы на периферию восприятия и сознания, снижающие их значимость в иерархии поведенческих стимулов. В то же время ложнопозитивное восприятие состояния своего физического и психологического здоровья способствует выработке ошибочных поведенческих стратегий в отношении здоровья, которые при взаимодействии индивидуума с негативными средовыми факторами могут стать причиной снижения когнитивных возможностей [14, 15].

С этих позиций нам кажется рациональным предположение, что оценка ключевых показателей физиологического состояния студентов, некоторых средовых факторов может обладать определенной предсказательной силой, использоваться в качестве прогностических параметров в отношении снижения/повышения познавательных возможностей молодых людей в процессе их обучения медицинским специальностям [16-18]. А значит, идентификация и мониторинг этих факторов можгут помочь управлению эффективностью когнитивных процессов, успеваемостью, результативностью образовательного процесса в целом. Исходя из этой рабочей гипотезы мы сформулировали цель настоящей работы - изучить влияние ряда внутренних и внешних средовых факторов, оценить их прогностический потенциал на когнитивные возможности и успеваемость студентов медицинских специальностей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исследование было проведено с января по декабрь 2019 г. в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ, школа биомедицины) и в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ, лечебный, педиатрический, стоматологический факультеты). Количество респондентов мужского пола составило соответственно 319 и 298 человек, общий объем выборки - 617 студентов. Случайность попадания респондентов в выборку обеспечивалась стратифицированной рандомизацией. Средний возраст принявших участие в исследовании - 21,2 года. Частота отклика составила 94,8%.

Текущий уровень активности когнитивных функций оценивали по Монреальской шкале (МОКа-тест; MoCA, Montreal Cognitive Assessment). Данный инструмент прошел процедуру валидизации на русском языке, имеет высокий уровень чувствительности и при адекватном использовании незначительную вероятность получения недостоверных результатов. МОКа-тест в последнее десятилетие интенсивно используется отечественными авторами при исследовании функциональных возможностей и ограничений когнитивной сферы у респондентов всех возрастов [1921]. Оценка внимания, концентрации, исполнительных функций, памяти, языковых возможностей, зрительно-конструктивных навыков, абстрактного мышления, счета и ориентации проводится по 5-балльной шкале, пространственно-зрительных способностей и исполнительных функций - по 4-балльной шкале, возможности абстрактного мышления - в диапазоне от 0 до 2 баллов. Каждый респондент получает итоговый балл от 0 до 30, значения от 25 баллов считаются референтными.

Академическая успеваемость оценивалась по данным итоговых ведомостей, предоставленных учебно-воспитательными подразделениями университетов. Отдельно рассчитывался средний балл успеваемости для каждой сравниваемой группы. При изучении заболеваемости анализировались данные листа уточненных диагнозов амбулаторных карт пациента (форма 025/у); журналы учета приема больных (форма 001-1/ у); врачебно-контрольные карты диспансерного наблюдения (форма 062/у). До работы с медицинской документацией от каждого респондента было получено письменное информированное согласие. Также все респонденты были поставлены в известность, что собранные данные обезличиваются путем удаления из файла их паспортных данных и присвоения ему случайного порядкового номера. На основании полученной информации рассчитывался индекс комор-бидности (Чарлсона).

Набор данных по демографическому, социально-экономическому статусу, особенностям образовательного и бытового пространства, поведенческим стратегиям в отношении здоровья и по ряду других факторов осуществлялся с использованием специальной анкеты (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов) [13, 15]. Закрытые вопросы анкеты предлагалось оценить в диапазоне от 0 до 5 баллов, на открытые вопросы студенты могли отвечать развернуто.

Самооценку психическому статусу, психологическому и физическому состоянию студенты давали с использованием вопросника "Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36" (MOS SF - Medical Outcomes Study-Short Form) [15, 18, 22-24]. Инструмент ранее валидизирован на русском языке и активно используется при изучении качества жизни, связанного со здоровьем. Самооценка физического статуса и здоровья (ФЗ) содержит 4 блока вопросов (физическое функционирование, ролевое функционирование, соматическая боль, общее самочувствие), каждый из них респонденты оценивают в диапазоне от 0 до 100 баллов. Самооценка психического статуса (ПЗ) осуществляется по 4 следующим блокам вопросов: жизнестойкость, социальное функционирование, эмоциональный статус, психологический комфорт.

Референтные значения - 50 баллов и выше.

Выбор переменных, потенциально являющихся прогностическими параметрами академической успеваемости, был обусловлен результатами изучения корреляции эффективности обучения со средо-выми и поведенческими факторами, ранее представленными рядом авторских коллективов [25-29].

Объем выборки определяли с учетом числа респондентов в группах, достаточных для корректного сравнения при значениях дисперсии основных изучаемых переменных, полученных в ранее проведенных подобных исследованиях. При сравнении средних значений переменных между группами была принята доверительная вероятность 95% и доверительный интервал ±5%; при статистической обработке материала использовался двусторонний анализ дисперсии (ANOVA). Уровень взаимосвязи взвешенных переменных применяли с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Тест Вальда использовали для оценки значимости отсутствующих данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 43 (7,0%) случаях при работе с собранным материалом было установлено отсутствие части данных. 23 (3,7%) студента отказались отвечать на вопрос об уровне дохода, 15 (2,4%) человек, 15 человек оставили пустой графу о наличии вредных привычек, в остальных случаях были зафиксированы технические ошибки или нечитаемый ответ. Тест Вальда позволил сделать заключение, что отсутствие этих данных значимо не повлияло на результат анализа массива данных.

Рис. 1 дает возможность ознакомиться с результатами исследования состояния отдельных когнитивных функций у респондентов. Обращает на себя внимание относительно небольшой средний балл, зафиксированный для функции "кратковременная память и вспоминание" (3,9±0,5). В то же время функции внимания, концентрации, рабочей памяти, а также языковые функции и ориентация оказались у студентов достаточно активны. В процессе исследования было установлено, что эффективность исполнительных функций респондентов, позволяющих избирательно акцентировать внимание на определенных объектах, планировать последующие действия, подстраиваться под текущую обстановку оказалась весьма высокой (3,7±0,5 балла из 4 возможных). Это же касается функции абстрактного мышления (1,8±0,3 балла из 2 возможных). Общее число баллов, набранных студентами при прохождении теста, составило 26,5 (±0,8), что соответствует референтным значениям.

Рис. 1. Состояние когнитивных функций студентов медицинских специальностей (n=617)

Средний балл успеваемости у студентов всех направлений в обоих университетах составил 4,3 (±0,4) по итогам двух сессий учебного года. Не было установлено статистически значимых различий в успеваемости между студентами обоих университетов, на базе которых проводилось исследование, а также между студентами разных факультетов. В процессе анализа динамики успеваемости было отмечено статистически недостоверное увеличение средних значений оценочных баллов у студентов старших курсов (4,2/4,4, p≥0,05), различия между уровнем успеваемости студентов разных университетов также оказались статистически ничтожными.

Самооценка качества жизни, связанного со здоровьем, как указывалось выше, проводилась по вопроснику MOS SF-36v2. Предварительный анализ позволил определить отсутствие статистически значимых различий между результатами, полученными по каждому блоку вопросов у студентов разных направлений обоих университетов. Свое физическое функционирование респонденты оценили в среднем в 65,5 (±5,6) балла, ролевое функционирование - в 69,0 (±7,6), отсутствие соматической боли и дискомфорта - в 89,3 (±9,4), общее самочувствие - в 67,9 (±5,1), физический статус в целом - в 72,9 (±7,2) балла. Затем студенты оценили блок вопросов, связанных с понятием "жизнестойкость", в 61,9 (±4,3) балла, социальное функционирование - в 66,8 (±4,9), эмоциональный статус - в 46,1 (±6,2), психологический комфорт - в 55,4 (±7,2) балла, психический статус в целом - в 57, 5 (±7,8), что соответствует нормативным значениям (как и в случае с переменными предыдущего домена, описывающего физический статус). Суммарное среднее значение переменной, описывающей качество жизни, связанное со здоровьем, укладывается в референтные параметры (65,2±9,3 балла). В то же время студенты оценивали свой физический статус достоверно выше, чем психический (72,9/57,5, р≤0,05).

Данные об основных характеристиках демографического, социально-экономического, медицинского статуса, а также о некоторых поведенческих стереотипах в отношении здоровья студентов, вошедших в выборку, приведены в таблице. Обращают на себя внимание низкая оценка респондентами качества питания, условий проживания, отрицание большинством зависимости от вредных привычек, а также высокий уровень заболеваемости хронической патологией.

Описательные характеристики студентов медицинских специальностей (n=617)

Примечание. 1 - среднее значение показателя в выборке; SD (standard deviation) - стандартное отклонение; % - процент от общего числа; 2 - тысяч рублей в месяц; 3 - количество человек; 4 - значение в баллах от 1 до 5; * р - уровень значимости отличий от референтной группы.

Оценка взаимосвязи академической успеваемости и активности когнитивных функций позволила установить средний уровень корреляции первой с суммарным показателем когнитивных функций (r=0,51, р≤0,05) и такими ключевыми переменными когнитивной сферы, как кратковременная память и вспоминание (r=0,53, р≤0,05), внимание, концентрация, рабочая память (r=0,48, р≤0,05), языковая функция (r=0,43, p≤0,05), исполнительные функции (r=0,54, р≤0,05).

На рис. 2 представлены данные анализа корреляционной зависимости между суммарным показателем состояния когнитивных функций и рядом описательных переменных качества жизни, состояния здоровья и социально-экономического статуса у студентов медицинских специальностей. Согласно полученным результатам, суммарный показатель познавательных способностей респондентов оказался взаимосвязан с переменной, описывающей частоту занятий физическими упражнениями (r=0,79, р≤0,05), показателями заболеваемости (r=0,66, р≤0,05), качества питания (r=0,53, р≤0,05), самооценки психического здоровья и психологического комфорта (r=0,54, р≤0,05), композитным показателем качества жизни, связанного со здоровьем (r=0,59, р≤0,05). Прочие переменные имели слабую взаимосвязь с активностью познавательных процессов у студентов обследуемой группы.

Рис. 2. Корреляция суммарного показателя состояния когнитивных функций и некоторых описательных переменных качества жизни, состояния здоровья и социально-экономического статуса у студентов медицинских специальностей (n=617)

R - коэффициент корреляции Спирмена; ФЗ - самооценка физического здоровья; ПЗ - самооценка психического здоровья; КЖСЗ - суммарная самооценка качества жизни, связанного со здоровьем; ЗС - занятия спортом; ЧХЗ - число хронических заболеваний; ОВ - обращений к врачу за год; КП - качество питания; КО - качество обучения; ИК - индекс коморбидности Чарлсона; УП - условия проживания; УА - употребление алкоголя.

ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование когнитивных функций студентов медицинского профиля показало, что их общий уровень соответствует референтным значениям и близок к показателям, определяемым у студентов как медицинских университетов мужского пола, так и других направлений обучения [5-7, 16]. Студенты ДВФУ и ТГМУ показали весьма неплохие результаты при оценке функций внимания, концентрации, рабочей памяти, т.е. видов познавательной активности, непосредственно задействованных во время обучения, приобретения как общекультурных, так и узкопрофессиональных компетенций и навыков с первого года обучения. Впрочем, указанные процессы активно тренируются и развиваются, согласно данным научной периодики, у преобладающего большинства студентов вне зависимости от направления обучения и избранной специальности [5]. Это вполне закономерно: сложно представить себе образовательный процесс, не включающий в себя необходимость приложения усилий по концентрации внимания на предмете изучения, тренировку рабочей памяти, запоминания. Одновременно у молодых людей, овладевающих медицинскими специальностями, была установлена высокая активность языковой функции, что может быть связано с необходимостью изучения большого количества новых, ранее неизвестных терминов, понятий, речевых конструкций, типичных для рабочего медицинского сленга, а также с приобретением знаний по латинскому языку. Исполнительные функции, позволяющие выстраивать последовательность действий в ближайшей и среднесрочной перспективе, адаптироваться к меняющимся условиям среды, получили сравнительно невысокую оценку. Это же касается и возможностей абстрактного мышления, что не вызывает удивления: стандартная программа высшего медицинского образования не акцентирует внимание на абстрагировании, выстраивании сложных умозрительных конструкций, но направлена преимущественно на утилитарные аспекты знаний по нормальной и патологической анатомии, физиологии и другими дисциплинами, связанными со строением и функциями человеческого организма.

Полученные в процессе исследования данные по успеваемости вполне соответствуют результатам аналогичных оценок других авторов среди студентов медицинских направлений, в частности среди учащихся мужского пола [25-28].

Сравнительно высокий уровень достижений в учебе среди студентов медицинского профиля традиционно принято объяснять высоким уровнем мотивации, ясным целеполаганием, высоким конкурсным отбором в медицинские университеты, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава.

Анализ корреляции успеваемости студентов и суммарного показателя их когнитивных функций подтвердил наличие подобной взаимосвязи среднего уровня. Изучая эту взаимосвязь, мы исходили из допущения, что подобное влияние вполне естественно и рационально объяснимо: познавательные процессы по определению лежат в основе формирования профессиональных знаний и навыков. Тем не менее полученный результат -лишь средний уровень корреляции переменных, количественно описывающих когнитивный потенциал и результат его реализации, может косвенно свидетельствовать о наличии сильного влияния средовых факторов на образовательный процесс. Возможно, именно интенсивное вмешательство в образовательный процесс социально-экономических, психологических, бытовых и иных факторов обусловливает отсутствие сильной взаимосвязи успешности обучения с когнитивными возможностями студентов.

Индикации ряда потенциальных факторов, прямо или опосредованно способных влиять на состояние когнитивных возможностей студентов, был посвящен следующий этап работы. Мы установили, что респонденты имеют высокий уровень заболеваемости (что соответствует данным других исследовательских групп) [9-11], однако вполне удовлетворены своим физическим состоянием (73 балла из 100 возможных) и в несколько меньшей степени - уровнем психического комфорта (57 баллов). Суммарная самооценка качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ) составила 65 баллов, что соответствует референтным значениям. В более ранних работах нам уже приходилось сталкиваться с подобным противоречием. Вероятно, его можно объяснить значительными компенсаторными и адаптационными возможностями, которые свойственны респондентам данной возрастной категории, а также влиянием на респондентов избыточного информационного потока, с которым студентам приходится сталкиваться как в образовательном, так и в сетевом пространстве. Необходимость освоения больших массивов данных при обучении, а также значительная включенность в виртуальное общение через различные мессенджеры и социальные сети, возможно, способны вытеснить на периферию восприятия негативных патологических симптомов и признаков заболеваний, что может привести к выбору ложных поведенческих стратегий в отношении здоровья и здоровьесбережения.

В процессе изучения спектра средовых факторов, потенциально способных влиять на состояние когнитивных функций, мы установили, что студенты традиционно низко оценивают качество питания и условия проживания в университете, однако условиям и качеству обучения дают достаточно высокую оценку. Позитивные суждения об этих факторах, вероятно, можно объяснить объективными обстоятельствами: квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава обоих университетов соответствуют современным требованиям, аудиторный фонд оснащен качественным мультимедийным оборудованием, рабочие программы учебных дисциплин систематически получают высокие оценки экспертов. Одновременно качество работы предприятий общественного питания на территории кампусов и уровень комфорта в студенческих общежитиях оставляют желать лучшего.

Итоговой частью данной работы стал анализ корреляционной зависимости между суммарным показателем количественной оценки когнитивных функций, с одной стороны, и рядом средовых и поведенческих факторов - с другой. Было установлено, что показатель когнитивной функции сильно связан с переменной, характеризующей частоту занятий физическими упражнениями, имеет корреляционную связь среднего уровня с заболеваемостью, самооценкой качества питания, психического статуса КЖСЗ. На связь когнитивных возможностей с активностью физических нагрузок указывали ряд авторов и ранее, нам удалось подтвердить ее высокий уровень для студентов мужского пола медицинских специальностей [6]. Объяснение этой взаимосвязи, на наш взгляд, может лежать в плоскости представлений об обусловленности психических функций физиологическими процессами и не в последнюю очередь - уровнем кровоснабжения и оксигенации тканей головного мозга. Известно, что тренировочный процесс сопровождается множеством физиологических эффектов, в том числе оптимизацией функции автономной нервной системы и микроциркуляции в нервной ткани. Возможно, эти механизмы в какой-то степени являются триггерами повышения работоспособности мозговых структур и активизации когнитивного потенциала студентов, практикующих занятия спортом и физической культурой. Это же касается и взаимосвязи качества питания с когнитивным потенциалом - эффективность психических функций напрямую зависит от трофической составляющей, содержания глюкозы и других энергетически ценных веществ в плазме крови. Противоположный результат возможен при наличии хронической соматической патологии, сопровождающейся, особенно во время рецидива, интоксикационным синдромом. Известно, что токсины различного генеза способны подавлять активность нервной ткани, а это в конечном счете угнетает и познавательные способности. Достаточно неожиданной оказалась, на наш взгляд, средней степени корреляция состояния когнитивных функций с самооценкой качества жизни, в частности с уровнем психологического комфорта. Возможно, подобный результат является следствием автосуггестии: позитивное самоощущение, сопряженное с оптимальным психоэмоциональным статусом, может вызвать эндогенную гормональную стимуляцию высшей нервной деятельности, в том числе способствовать активизации когнитивных функций.

Безусловно, мы отдаем себе отчет в том, что выявленные зависимости нуждаются в дальнейшем экспериментальном подтверждении на более обширном материале, с привлечением методов функциональной диагностики. На наш взгляд, в определенной степени физическая активность, уровень заболеваемости, качество питания, самооценка качества жизни могут служить прогностическими параметрами эффективности познавательных процессов студентов медицинского направления, однако их вклад в активность когнитивных процессов на фоне других значимых факторов, их взаимовлияние, устойчивость прогностического потенциала требуют дальнейшего изучения.

Тем не менее полученные результаты могут быть востребованы организаторами здравоохранения, администрациями высших медицинских учебных заведений, социальными психологами, другими специалистами смежных дисциплин при выработке рекомендаций и формировании здоровьесберегающего образовательного пространства медицинских университетов.

ВЫВОДЫ

1. Проведенное исследование когнитивных способностей студентов мужского пола медицинских университетов позволило установить, что их познавательные функции не нарушены. Средняя количественная оценка когнитивной активности по Монреальской шкале равна 26,5 (±0,8) балла, что соответствует референтным значениям. Студенты, представленные в выборке, имели высокий средний балл семестровой успеваемости 4,3 (±0,4), не обнаружено достоверных различий между уровнем успешности обучения у студентов начальных и выпускных курсов, студентов, обучающихся в разных университетах. Согласно данным проведенного корреляционного анализа, уровень взаимосвязи успеваемости и суммарного показателя когнитивных функций составляет r=0,51, р≤0,05.

2. Исследование ряда описательных переменных позволило выявить, что студенты низко оценивают качество питания в университете (2,5±0,7 балла), условия проживания (3,5±0,6 балла), несколько выше - условия и качество обучения (4,0±0,5 и 4,3±0,9 балла соответственно). Кроме того, респонденты имеют высокий уровень заболеваемости, но отрицают зависимость от вредных привычек. При самооценке КЖСЗ по вопроснику MOS-36 SF студенты отметили высокую удовлетворенность своим физическим состоянием (72,9±7,2 балла) и в меньшей степени психическим статусом (57, 5±7,8). Средняя оценка КЖСЗ составила 65,2±9,3 балла, что соответствует референтным значениям. Достоверных различий в оценках между студентами разных учебных заведений и возрастных горизонтов не отмечено.

3. Композитный показатель когнитивной функции студентов оказался связан с переменной, характеризующей частоту занятий физическими упражнениями (r=0,79), уровнем заболеваемости (r=0,66), показателями оценки качества питания (r=0,53) и самооценки психического статуса (r=0,54), а также с суммарным показателем качества жизни (r=0,59).

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-2. С. 47-52.

2. Моисеева О.Н. Психолого-педагогические особенности формирования профессионального мышления будущего врача // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5 (2). С. 456-459.

3. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2013. № S1-3. С. 220-223.

4. Акопова М.А. Развитие когнитивных компонентов академических способностей студентов педагогических специальностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 8 (52). С. 268-278.

5. Евстифеева Е.А., Филиппченкова С.И. Когнитивные ресурсы врачевания: становление профессиональной компетенции врача. С. 90-92 // Когнитивные исследования на современном этапе [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке (Архангельск, 19-22 ноября 2018 г.). Архангельск : САФУ, 2018. 323 с.

6. Беданокова Л.Ш. Влияние физических нагрузок на когнитивные способности студентов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 52-56.

7. Суриков Ю.Н. Компетентностный подход в образовании как ресурс развития когнитивных способностей студентов. С. 270-272 // Когнитивные исследования на современном этапе [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке (Архангельск, 19-22 ноября 2018 г.) Архангельск: САФУ, 2018. 323 с.

8. Акопян А.Н. Исследование предэкзаменационного психоэмоционального состояния студентов // Вестник восстановительной медицины, 2010. № 6. С. 36-39.

9. Били-Лазарь А.А., Хлебутина Э.В., Вольский В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 192.

10. Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 572-575.

11. Бобылева О.В Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема // Вестник ТГУ. 2013. Т. 18, вып. 3. С. 852-854.

12. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского вуза в сопряженности с самооценкой здоровья // Земской врач. 2014. № 2 (23). С. 41-44.

13. Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В. Анализ самооценки здоровья и заболеваемости у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей // Социальные аспекты здоровья населения (электронный журнал). 2019. Т. 65, № 4. С. 1-23.

14. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы "Здоровьесбережение" // Вестник ТГУ. 2009. № 6 (74). С. 149-153.

15. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В., Косилова Е.К., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А. и др. Корреляция параметров самооценки и объективного состояния здоровья у студентов старших курсов медицинских специальностей // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2018. № 4. С. 110-117.

16. Михайлова И.В., Таскина С.В. Самовосприятие и когнитивные особенности студентов с разным социометрическим статусом // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 60-65.

17. Каскаева Д.С. Психологический статус и качество жизни студентов Красноярского государственного медицинского университета // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4 (5). С. 169-175.

18. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей // Гигиена и санитария. 2016. № 6. С. 577-581.

19. Захаров В.В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения // Consilium Medicum. 2012. Т. 13, № 2. С. 82-90.

20. Солдатова Е.Л. Системогенетический подход к исследованию развития и функционирования взрослой личности // Вестник ЮУрГУ. Серия "Психология". 2010. № 27 (203). С. 63-65.

21. Березина Т.Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 6-19.

22. Двойников С.И. Анализ состояния здоровья студентов медицинских и фармацевтических колледжей // Сестринское дело. 2012. № 6. С. 19-21.

23. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета // Гигиена и санитария. 2015. № 9. С. 18-20.

24. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния // Научно-теоретический журнал "Ученые записки". 2014. № 4 (110). С. 24-28.

25. Кошелева Г.В., Фионова Ю.Ю. Факторы, влияющие на успеваемость студентов // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 7-4 (18-4). С. 331-333.

26. Гранков М.В., Аль-Габри В.М., Горлова М.Ю. Анализ и кластеризация основных факторов, влияющих на успеваемость учебных групп вуза // Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. С. 23-27.

27. Сагидуллина Л.С., Ксетаева Г.К., Орынбасарова К.К., Аманжолоа Т.А., Новрузова Н.Б. Внешние факторы, влияющие на успеваемость студентов вуза // Вестник КазНГМУ 2017. № 4. С. 290-294.

28. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Архангельский В.И., Гончарова Г.А. и др. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2015. № 4. С. 57-60.

29. Ковалева И.В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий // Novainfo. Педагогические науки. 2016. № 48 (3). С. 382-385.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»