САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТОМАТОЛОГОВ

Резюме

Современный рынок труда в условиях постоянного экономического развития и модернизации системы здравоохранения заинтересован в конкурентоспособных медицинских кадрах, владеющих профессиональными компетенциями и способных к самостоятельному планированию и детальному анализу собственной работы.

В данном ключе актуальной задачей системы высшего профессионального образования медицинских специалистов, в том числе специалистов стоматологического профиля, в рамках многоуровневой подготовки является внедрение форм и методов практико-ориентированного обучения, направленного на усвоение теоретических знаний непосредственно в процессе реализации профессиональных навыков и действий.

Концептуальной основой данного направления работы кафедры стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России стали разработка и внедрение программы внеаудиторной работы с применением формата контекстного обучения с включением студентов в процесс организации и проведения практических мероприятий санитарно-профилактического характера для детского и взрослого населения г. Курска.

С целью анализа эффективности данного вида практической деятельности с точки зрения освоения профессиональных задач и решения ситуаций будущими специалистами в условиях реальной деятельности разработана оригинальная анкета и проведен опрос обучающихся по выявлению уровня сформированного профессиональных компетенций.

Методология исследования базируется на сравнительном анализе результатов статистической обработки анкетных данных студентов стоматологического факультета II, III и V курсов и внешней экспертной оценки со стороны преподавательского состава специальных дисциплин.

Проведенное исследование позволило сформировать компетентность^ профиль обучающихся с определением наиболее значимых практических компетенций на разных этапах образовательного процесса уровня специалитета и подтвердить необходимость использования активных методов практико-ориентированного обучения для развития клинического мышления студентов-стоматологов.

Ключевые слова:контекстное образование, профессиональные компетенции, санитарно-просветительная работа, профилактика зубочелюстных аномалий, клиническое мышление студентов

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Денисова В.Ю., Журбенко В.А., Карлаш А.Е. Санитарнопросветительная работа как часть практико-ориентированного обучения стоматологов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 69-78. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-14005

Концепция развития современного профессионального образования в целом и медицинского в частности, основной целью которой является подготовка высококвалифицированного специалиста, способного грамотно решать профессиональные задачи и ориентированного на непрерывный профессиональный рост, требует разработки эффективных методических подходов к образовательному процессу с учетом интеграции практической деятельности, отвечающей требованиям профессиональных стандартов и потребностям рынка труда [1, 2].

Что касается стоматологической помощи как неотъемлемой части системы здравоохранения Российской Федерации, ключевой проблемой в настоящее время здесь остается дефицит молодых кадров, готовых четко и компетентно выполнять надлежащие трудовые функции, в первую очередь связанный с разрывом теоретической составляющей полученных знаний и практических навыков их применения [3].

В связи с этим актуальной остается задача построения практико-ориентированной образовательной траектории на этапе высшего профессионального образования студентов стоматологического профиля в рамках компетентностной модели с применением профессионально-деятельностных технологий и методов обучения.

Для реализации данной программы студентам необходимо изучить теорию предмета и научиться применять полученные знания на практике путем погружения в профессиональную среду в ходе анализа и решения профессиональных ситуаций [4, 5].

Ведущую роль в адаптации будущих специалистов-стоматологов непосредственно к основному виду профессиональной деятельности, а также в формировании клинического мышления и необходимого набора профессиональных компетенций, на наш взгляд, выполняет проведение студентами внеаудиторной работы профилактической направленности с целью формирования здорового образа жизни среди детского и взрослого населения [6-8]. Общеизвестно, что уровень стоматологических заболеваний среди детей растет и прогрессирует [9]. Поэтому актуальность внедрения во внеаудиторную практическую работу обучаемых элементов санитарно-просветительной работы несомненна и является важной составляющей как для приобретения студентами профессионального опыта на основе формирования знаний, умений, навыков и компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности, так и для повышения качества медицинской и стоматологической помощи [10, 11].

Все изложенное выше в качестве цели исследования позволило определить системный анализ эффективности внедрения профилактически направленной работы с населением на этапе высшего профессионального образования специалистов в области стоматологии для формирования клинического мышления, выработки практических навыков и овладения профессиональными компетенциями.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, в работе кафедры стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России широко используются методы внеаудиторной практической деятельности [12-16]. В рамках рабочей программы обучающихся стоматологического факультета активно привлекают к чтению лекций, проведению уроков здоровья с целью пропаганды здорового образа жизни среди населения г. Курска и Курской области.

В рамках I этапа исследования студентами II курса в муниципальном образовательном учреждении "Курский монтажный техникум" прочитана лекция о влиянии вредных привычек на формирование зубочелюстных аномалий.

Проведено анкетирование среди обучающихся данного учреждения. Вопросы для анкеты формулировались с учетом популяризации здорового образа жизни. Студентам III курса предложено провести урок стоматологического здоровья в начальных классах одной из школ г. Курска, где в мультимедийной презентации рассказать детям о необходимости планового посещения врача-стоматолога и соблюдении правил гигиены полости рта. Студенты V курса принимали участие в программе по профилактике стоматологических заболеваний в антенатальном и пренатальном периоде. В поликлинике г. Курска силами обучающихся составлена и прочитана лекция для беременных.

Всем задействованным студентам предложено ответить на вопросы анкеты и оценить степень заинтересованности будущей профессией после проведения внеаудиторных профилактических мероприятий. Анализ результатов анкетирования и уровень усвоения компетенций в рамках внеаудиторной работы проводили преподаватели с использованием построения профессионального профиля студента на основе традиционных оценочных средств и методов контроля (работа на семинарских занятиях, устное собеседование, тестовый контроль, проверка практических умений и владений и т.д.) [17-21].

В исследование были включены 160 студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, задействованных во внеаудиторной работе. Полученные результаты статистически обработаны и представлены в качестве иллюстративного материала исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ личностной практико-ориентированной образовательной активности обучающихся представлен на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ степени эффективности использования практико-ориентированной внеаудиторной работы по данным рефлексии студентов II, III и V курсов стоматологического факультета

Большинство респондентов (65,2% студентов II курса, 70,6% студентов III курса и 95,6% студентов V курса) положительно оценили свою готовность к участию в санитарно-просветительной работе среди населения, при этом, как видно из диаграммы, максимальная ориентация на практическую составляющую возрастает пропорционально уровню подготовки стоматологических специалистов от I курса к V на этапе высшего профессионального образования - специалитет. Результат проведенного опроса позволил выявить, что участие студентов в организации и ведении внеаудиторной санитарно-просветительной работы как одного из ведущих методов активного (контекстного) обучения способствует:

1) лучшему усвоению учебного материала (данную позицию отметили более половины респондентов II и III курсов - 70,1 и 72,7% соответственно, а на V курсе -94,5% опрошенных);

2) расширению знаний по специальным дисциплинам: выделенный фактор стал одинаково важным для студентов III и V курсов - диапазон градации здесь составил 85,9-93,7%, при этом его низкая оценка обучающимися II курса (67,4%) связана с содержательным компонентом образовательной программы, в которой преобладают общие дисциплины;

3) приобретению начального профессионального опыта: на чем акцентировали свое внимание 96,1% студентов V курса; данный аспект оказался значимым и для обучающихся II и III курсов (их оценки составили 70,8 и 75,6%).

В среднем 87,4% респондентов считают, что подготовка к внеклассным практическим занятиям стимулирует дополнительное самостоятельное изучение предмета. С необходимостью проведения лекций по профилактике зубочелюстных аномалий согласны все 100% студентов. Все респонденты также положительно оценили необходимость включения мультимедийного сопровождения для лучшего восприятия лекционного материала. 70,9% студентов II курса, 75% студентов III курса и 94,5% студентов V курса дали положительную оценку своей готовности к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни. Способность к осуществлению комплекса профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, положительно оценили 75,7% студентов II курса, 81,6% студентов III курса и 93,8% студентов V курса.

Далее оценка значимости внедрения внеаудиторной санитарно-просветительной работы в образовательный процесс как механизма формирования практических навыков студентов-стоматологов проводилась путем выявления уровня сформированности профессиональных компетенций на основе субъективного самоанализа обучающихся и внешней экспертной оценки преподавателей. Для реализации поставленной задачи была сформирована карта компетенций с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и рабочих программ подготовки специалистов стоматологического профиля, уровень - специалитет.

Обобщенные результаты анализа приведены в диаграммах на рис. 2-5.

Рис. 2. Внешняя экспертная оценка уровня овладения профессиональными компетенциями по итогам участия студентов-стоматологов во внеаудиторной работе профилактической направленности

Здесь и на рис. 3-5: ПК - профессиональная компетенция.

Рис. 3. Компетентностный профиль студентов II курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России на основе данных внешней экспертной оценки

Рис. 4. Компетентностный профиль студентов III курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

Рис. 5. Компетентностный профиль студентов V курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

ОБСУЖДЕНИЕ

Как видно из диаграмм, распределение результатов по уровню сформированности профессиональных компетенций в ходе участия в практической части внеаудиторной работы у студентов и преподавателей близки по своим значениям, что свидетельствует об адекватной оценке и понимании содержания выделенных профессиональных компетенций обучающимися.

Необходимо отметить, что студенты III и V курсов по сравнению с обучающимися II курса показали большую заинтересованность предметом, лучшую возможность применения теоретических знаний для решения практических задач, они более мотивированы, о чем свидетельствует достаточно высокая оценка со стороны экспертов.

Это можно объяснить тем, что на III курсе ведется элективный курс "Профилактика зубочелюстных аномалий", а на V курсе изучается предмет "Ортодонтия", где студенты получают теоретические знания и практические навыки, необходимые, в частности, для организации профилактических мероприятий. В то же время студенты II курса только начинают изучать предметы на кафедре стоматологии детского возраста.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности реализуемой на кафедре стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России структурно-функциональной модели подготовки кадров, основанной на внедрении такого вида практико-ориентированного метода обучения, как внеаудиторная санитарно-просветительная работа. Выбор данного подхода к организации учебного процесса обусловлен постепенным переходом студентов от учебно-академической к учебно-профессиональной деятельности в несколько этапов:

- адаптационный этап характерен для II курса. Здесь происходит накопление теоретических и нормативных знаний, позволяющих сформировать представление о будущей профессии и диапазоне трудовых функций. Поэтому в компетентностном профиле студентов II курса, по оценке экспертов, наибольшего уровня освоения достигают ПК-4 (66,7%), ПК-12 (76,3%), ПК-13 (80,9%), которые являются базовой общетеоретической ступенью (см. рис. 3);

- на III курсе наблюдается этап начального становления профессиональных компетенций с приобретением знаний и первичных навыков, необходимых для ориентирования и выполнения практических ситуаций. Превалирующие позиции на данной ступени занимают практико-ориентированные профессиональные компетенции ПК-2 (72,6%), ПК-6 (56,5%), ПК-8 (63,9%) с интенсивным приростом уровня их освоения по сравнению со II курсом (см. рис. 2, 4);

- V курс - это проблемно-практический этап, на котором происходит реализация социального опыта студентов (знаний, умений, навыков) в решении профессиональных задач с использованием инновационных технологий, научно-исследовательских методов и совершенствование уровня профильных профессиональных компетенций (см. рис. 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, важнейшим элементом закрепления теоретических знаний и приобретения профессиональных навыков являются практико-ориентированные формы образовательной деятельности.

Одной из наиболее эффективных для студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России признано участие в санитарно-просветительной работе среди населения. Такой формат подготовки с внедрением активных методов контекстного обучения является системным, целенаправленным и необходимым для формирования профессионально-ориентированных практических навыков врача-стоматолога.

Вклад авторов. Разработка концепции статьи, анализ литературы, анализ и обобщение результатов исследования - В.Ю. Денисова; обработка данных и разработка идеи, табличное и графическое представление результатов, подготовка текста статьи - В.А. Журбенко; общее руководство направлением исследования, постановка проблемы, описание результатов и формирование выводов исследования - А.Е. Карлаш.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования : учебное пособие. Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. 268 с.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С. 8-13.

3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения до 2020 года". Министерство здравоохранения Российской Федерации [официальный сайт]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/dravo2020/n/Kollegiya_itog.pdf (дата обращения: 06.05.2020)

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. Москва : Педагогика, 1991. 480 с.

5. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за рубежом. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2006. 184 с.

6. Нейматов Я.М. Образование в ХХI в.: тенденции и прогнозы. Москва : Алгоритм, 2002. 480 с.

7. Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Слетова А.М. Опыт работы в волонтерском отряде симуляционного центра как условие повышения профессиональной компетенции будущих молодых врачей (на примере проекта КГМУ "учения") // Коллекция гуманитарных исследований. 2018. № 2 (11). С. 23-29.

8. Акопов Г.В. Социальная психология образования. Москва : Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2000. 296 с.

9. Анохина A.B. Система раннего выявления и реабилитации детей с зубочелюстными аномалиями : автореф. дис. - д-ра мед. наук. Казань, 2008. 35 с.

10. Булаев Н.И., Козлов В.Н., Оводенко А.А., Рудской А.И. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы. Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2009. 460 с.

11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 14.08.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.08.2020). Режим доступа: КонсультантПлюс [справочно-правовая система]

12. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.08.2020). Режим доступа: КонсультантПлюс [справ.-правовая система]

13. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.08.2020). Режим доступа: КонсультантПлюс [справочно-правовая система]

14. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.

15. Федотова О.И. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Вестник развития науки и образования. 2009. № 3. С. 80-81.

16. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов Р.Р. Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика // Образование и воспитание. 2016. № 4. С. 52-54.

17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 г. № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.08.2020). Режим доступа: КонсультантПлюс [справочно-правовая система]

18. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах "Телескоп". 2004. № 9. С. 54-60.

19. Сабанов В.И., Грибина Л.Н., Дьяченко Т.С., Емельянова О.С. Готовность к профессиональной деятельности будущих врачей-стоматологов // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2014. № 1 (41). С. 7-10.

20. Gruppen L.D., Burkhardt J.C., Fitzgerald J.T. Competency-based education: programme design and challenges to implementation // Med. Educ. 2016. Vol. 50, N 5. P. 532-539. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.12977

21. Hamilton P. Ethical dilemmas in training tomorrow’s doctors // Paediatr. Respir. Rev. 2009. Vol. 7, N 2. P. 129-134.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»