ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Резюме

В статье дан обзор методов социальной поддержки медицинских работников. Раскрыты используемые технологии для привлечения врачей в сельские районы и отмечена положительная роль региональных нормативных правовых актов в социальной поддержке медицинских работников, а также оценена их эффективность.

Ключевые слова:социальная поддержка медицинских работников, региональные нормативные правовые акты, медицинские кадры

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Муравьева В.Н. Обзор нормативных правовых актов регионального уровня по социальной поддержке медицинских работников // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 53-66. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-14004

Медицинские кадры отрасли здравоохранения отличаются высокой рентабельностью, так как затраты на них значительно ниже социально-экономического эффекта, полученного в результате их деятельности. При этом ценность медицинских кадров со временем только растет в связи с накоплением ими опыта и знаний [1]. Недавняя пандемия COVID-19 еще раз доказала ценность медицинских кадров и высветила проблему их дефицита во многих странах мира. Проблема актуальна как для развивающихся стран (Бангладеш, Индия, Замбия, Малави), так и для развитых стран (Великобритания, США), где дефицит медицинских кадров характерен в основном для сельских районов. Чем дальше район находится от регионального центра, тем сильнее в нем выражена нехватка медицинских специалистов. Россия также не осталась в стороне от данной тенденции, хотя она входит в пятерку стран с наибольшим количеством врачей на душу населения [2]. Несовершенство социальной, транспортной, жилищно-коммунальной структуры и других инфраструктур приводит к оттоку работающих кадров и отказу выпускников медицинских вузов работать в сельских районах. Анализ имевшихся практик показал, что для привлечения врачей в сельские районы используются такие технологии, как дополнительные стипендии, гранты, льготное автокредитование, бесплатное жилье, детские пособия, оплата стоимости обучения или его части. В то же время ряд стран использует административный ресурс, требуя от выпускников медицинских университетов отработать от 1 года до 10 лет в сельской местности [3, 4].

Национальный проект "Здравоохранение" [1.1], предусматривающий развитие отрасли и ее качественное преобразование до 2024 г., включает 8 федеральных проектов, в том числе такой важный, как "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами". Обеспечению сельских территорий России медицинскими работниками служат также программы "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

В 2018 г. на их финансирование было выделено 3,1 млрд руб., но фактически было использовано только 82,6% этих средств. Введение программы "Земский фельдшер" и предоставление возможности выплаты специалистам единовременных компенсаций в медицинских организациях малых городов численностью до 50 тыс. населения привели в 2018 г. к небольшому снижению численности врачей в сельских территориях, из-за того, что медработники перешли работать туда, где условия оказались лучше.

Выявить ряд регионов, оказавшихся в этом отношении более эффективными, позволили следующие критерии: участие муниципальных образований в реализации мер социальной поддержки медицинских работников; доля специалистов из числа нуждающихся, получивших жилую площадь; доля специалистов из числа привлеченных, получивших жилую площадь; доля специалистов, получивших выплаты за аренду жилой площади и жилищно-коммунальные услуги; увеличение численности врачей за время реализации региональных кадровых программ. Среди них Воронежская, Московская области, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область. Регионы РФ на меры социальной поддержки медработников в 2018 г. выделили 23,4 млрд руб., однако этих мер крайне мало; так, например, жилую площадь получили лишь 0,4% врачей и 0,1% среднего медицинского персонала [2.1].

Анализ нормативной базы по мерам социальной поддержки медицинских работников показал, что в целях реализации части 2 статьи 72 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [3.1] и постановления Правительства от 30.12.2014 № 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях" [4.1], установлены права медицинских работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. На полный перечень льгот врачи и медперсонал могут рассчитывать в период работы и после увольнения, если имеют профильную выслугу. Кроме общих льгот, для медработников в сельских и труднодоступных местностях предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки:

- досрочная пенсия по старости за 25 лет профильного стажа, а также льготное исчисление для отдельных должностей и профессий;

- обеспечение жильем и оплата коммунальных услуг, топлива (льготы финансируются из региональных и местных бюджетов);

- передача служебного или муниципального жилья в собственность медработника после 10 лет работы на селе;

- доплаты и компенсации, размер которых зависит от специальности и категории;

- льготы по программе "Земский доктор" (возмещение расходов на переезд из города, безвозмездное выделение 1 млн руб. на строительство или приобретение жилья).

В свою очередь, в субъектах Российской Федерации приняты региональные законы, устанавливающие меры социальной поддержки для сельских медицинских работников.

Например, областным законом Ростовской области [5.1] предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг категориям специалистов, врачам, провизорам, работникам со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, государственных областных и муниципальных образовательных организациях, организациях социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организациях социального обслуживания.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом расходов лиц, принятых на работу до 1 января 2005 г., а также расходов членов их семей, если они проживали совместно и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 г., при условии дальнейшего совместного проживания.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам производится в размере 100%:

1) платы за наем и/или платы за содержание жилого помещения;

2) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

3) платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

4) платы за коммунальные услуги;

5) оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В дополнение к реализуемым мерам с 2016 г. предусмотрены единовременные выплаты врачам, трудоустраивающимся в медицинские организации "угледобывающих территорий", в размере 500 тыс. руб. на одного медицинского работника, а также единовременные выплаты средним медицинским работникам (фельдшерам, акушеркам), прибывающим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа, в размере 300 тыс. руб. на каждого среднего медработника.

Законом Иркутской области [6.1] предоставляются следующие меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам:

1) денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения в части платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и/или платы за содержание жилого помещения;

2) денежная компенсация расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг (плата за электрическую энергию в части освещения, тепловую энергию, твердое топливо, включая его доставку, при наличии печного отопления).

Меры социальной поддержки предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

Законом Карачаево-Черкесской Республики [7.1] предоставляются меры социальной поддержки категориям специалистов, работающим и проживающим в сельской местности врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием в государственных медицинских организациях:

- по бесплатному найму жилья по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда в пределах нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

- бесплатным коммунальным услугам (электроснабжению и теплоснабжению) и бесплатному обеспечению топливом в домах, не имеющих центрального отопления, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Формой предоставления мер социальной поддержки является компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат. Право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг сохраняется категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием в случае выхода их на досрочную пенсию или достижения возраста: женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет - при условии, если общий стаж работы в сельской местности составляет не менее 10 лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в республиканских и муниципальных организациях здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, ветеринарии.

Законом Чеченской Республики [8.1] устанавливается ежемесячная денежная выплата в качестве меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Право на меры социальной поддержки имеют:

- врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной системы здравоохранения Чеченской Республики, работающие и проживающие в сельской местности (поселках городского типа);

- врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, находящиеся на пенсии, при условии, если общий стаж работы по указанным специальностям в сельской местности (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет.

Закон Новосибирской области [9.1] устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским и/ или фармацевтическим образованием организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области.

Предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Закон Волгоградской области [10.1] устанавливает меры социальной поддержки медицинских работников, в том числе работающих и проживающих в сельской местности в виде выплат в размере 25% базового оклада медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения, выполняющим свои трудовые функции непосредственно в сельской местности.

В соответствии с Законом Волгоградской области [11.1] устанавливаются следующие виды государственных социальных гарантий молодым специалистам:

- единовременное пособие;

- ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке).

Единовременное пособие молодому специалисту устанавливается в размере 15 500 руб., при объеме нагрузки не менее 0,5 ставки по занимаемой должности. Ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке) молодому специалисту устанавливается в размере 930 руб. Молодым специалистам, окончившим образовательную организацию с отличием, ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке) устанавливается в размере 1550 рублей.

Государственные социальные гарантии назначаются и выплачиваются молодому специалисту, заключившему трудовой договор (контракт) на срок не менее 3 лет и приступившему к работе в государственном или муниципальном учреждении в течение 3 мес после окончания образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации по программам подготовки специалиста среднего звена.

Закон Приморского края [12.1] предусматривает меры социальной поддержки медицинских работников в виде ежемесячной денежной выплаты до достижения 5-летнего стажа непрерывной работы на должностях специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием.

Мера социальной поддержки медицинских работников в виде единовременной денежной выплаты предоставляется:

1) врачам-специалистам, трудоустроившимся в поликлиники, поликлинические отделения, участковые больницы, врачебные амбулатории, отделения (офисы) общей врачебной (семейной) практики, станции (отделения) скорой медицинской помощи медицинских организаций, - от 500 000,0 до 700 000,0 руб. в зависимости от района проживания. Выплаты предусмотрены также фельдшерам, трудоустроившимся на фельдшерско-акушерские пункты и станции (отделения) скорой медицинской помощи медицинских организаций, в размере 300 000,0 руб.; медицинским сестрам, трудоустроившимся начиная с 1 января 2020 г. в фельдшерско-акушерские пункты, в поликлиники, поликлинические отделения, участковые больницы, врачебные амбулатории, отделения (офисы) общей врачебной (семейной) практики медицинских организаций, при условии заключения бессрочного трудового договора или срочного трудового договора на срок не менее 5 лет, в размере 200 000,0 рублей; акушерам (акушеркам), трудоустроившимся начиная с 1 января 2020 г. в фельдшерско-акушерские пункты, в поликлиники, поликлинические отделения, женские консультации, участковые больницы, врачебные амбулатории медицинских организаций, в размере 250 000,0 руб. В соответствии с настоящим Законом врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу (далее -медицинский работник) медицинских организаций, с которыми они заключили трудовые договоры по основному месту работы, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов медицинского работника за наем (поднаем) одного жилого помещения в размере фактически понесенных расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения, но не более 20 000,0 руб. в месяц (далее - компенсация расходов). Кроме того, за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях устанавливается мера социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 3000,0 руб. медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций за каждый впервые выявленный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях (I и II стадии) у жителей Приморского края, подтвержденный врачом-онкологом медицинской организации по месту жительства пациента, либо врачом-онкологом межрайонного центра, либо врачом-онко-логом центра амбулаторной онкологической помощи.

Мера социальной поддержки наставника в виде ежемесячной денежной выплаты предоставляется наставнику - высококвалифицированному медицинскому работнику, назначенному распорядительным документом руководителя медицинской организации для сопровождения профессиональной деятельности молодого специалиста в соответствии с утвержденным индивидуальным планом адаптации в первый год его работы в медицинской организации в следующих размерах: 5000,0 руб. - для наставника молодого специалиста на должности врача-специалиста и 3000,0 руб. - для наставника молодого специалиста на должности специалиста со средним профессиональным медицинским образованием.

Закон ХМАО - Югры [13.1] предусматривает следующие меры поддержки:

- 2 должностных оклада + единовременное пособие на каждого члена семьи;

- оплата стоимости переезда работника и членов его семьи в автономный округ в пределах территории Российской Федерации + оплата стоимости провоза багажа;

- оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте;

- возмещение расходов по найму жилого помещения приглашенным специалистам в размере от 50 до 100% стоимости найма.

Приказом Департамента здравоохранения ХМАО - Югры [14.1] предусмотрена единовременная выплата в размере до двух месячных фондов оплаты труда выпускникам учреждений среднего и высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет, заключившим трудовой договор с медицинской организацией.

Имеются также позитивные примеры предоставления мер социальной поддержки медицинских работников муниципалитетами.

Например, решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области [15.1] предоставляет право на получение следующих мер социальной поддержки:

- компенсацию расходов - на оплату стоимости проезда от места проживания до места работы и обратно работникам, проживающим на территории Московской области; на питание - врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная станция скорой медицинской помощи" Ступинская подстанция скорой медицинской помощи; водителям медицинских учреждений, работающим в сельских населенных пунктах на территории городского округа Ступино Московской области, водителям автомашин с рентгеновской установкой медицинских учреждений;

- компенсационные выплаты в целях сохранения средней заработной платы среднему медицинскому персоналу, работающему на постоянной основе в медицинских учреждениях, обслуживающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа Ступино Московской области.

К мерам социальной поддержки медицинских работников можно отнести и программы целевого обучения специалистов в российских вузах. Данные программы были призваны ликвидировать дефицит кадров на отдельных территориях в связи с отменой советской системы распределения выпускников. С этой целью были внесены изменения и дополнения в Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части целевой подготовки специалистов; постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2005 № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием"; постановление Минтруда России и Госкомвуза России от 27.12.1995 № 73/7 "О типовых контрактах между студентами и учебными заведениями высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием"; приказ Минобразования России от 14.01.2003 № 50 "Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные органами исполнительной власти"; приказ Минздрава России от 31.12.2002 № 418 "О кадровом обеспечении здравоохранения" и т.д. На решение этих же задач были нацелены принятые региональные правовые акты в Республике Бурятия, Волгоградской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и ряде других регионов. Несмотря на принятие на федеральном и региональном уровне новых нормативных актов, они продемонстрировали низкую эффективность из-за имевшихся правовых коллизий и низкой дисциплины выполнения договоров [5].

Сохранившийся и даже усилившийся дефицит кадров обусловил необходимость принятия усовершенствованной нормативно-правовой базы по данной тематике, что нашло отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" в статье 56. Целевое обучение (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 337-ФЗ) и статье 71.1 "Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования" Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [16.1]. Закон предусматривает в договоре о целевом обучении меры социальной поддержки, а также вопросы организации практики и трудоустройства, условия отказа гражданина от исполнения обязательств по договору. Закон также предполагает возврат средств, потраченных на обучение гражданина, в полном объеме, а также выплату штрафа в двукратном размере.

В некоторых регионах приняты собственные законодательные акты по целевому обучению специалистов. Например, в Свердловской области целевой набор студентов и ординаторов осуществляется на основании постановления правительства Свердловской области от 21.12.2017 № 970-ПП "Об утверждении Порядка направления граждан на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, за счет средств областного бюджета" [17.1]. Стоит отметить, что в медицинских вузах начиная с 2011 г. число мест, выделенных для целевого приема, неуклонно растет. Однако квоты на обучение в медицинских вузах не выбрали полностью больше половины регионов, даже там, где имеется значительный дефицит врачебных кадров. Национальная медицинская палата отмечает, что почти половина выпускников-медиков по разным причинам уклоняются от выполнения договоров по целевому обучению. По мнению экспертов, причиной тому является отсутствие в половине из них мер социальной поддержки молодого специалиста [6]. Учет правовых коллизий в договорах привел к тому, что эффективность (процент "целевых" студентов, которые вернулись и отработали свои обязательства) составляет от 70 до 94%. По расчетам ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения", через 2-3 года дефицит врачей в первичном звене будет ликвидирован во всех регионах. Напомним, что в 2015 г., по данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), дефицит специалистов-медиков в стране оценивался в 40 тыс. Количество целевиков прогрессивно растет. Так, в Ставропольском крае в 2005 г. их количество составило 61, а в 2019 их стало уже 207.

Президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию заявил, что целевой прием в ординатуры медицинских вузов по дефицитным специальностям надо довести почти до 100%. Он предложил изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям: по специальности "Лечебное дело" - 70% бюджетных мест станут целевыми, по специальности "Педиатрия" - 75% [7].

На заседании Совета по региональному здравоохранению в Совете Федерации было заявлено, что число целевых мест в вузах, готовящих специалистов для системы здравоохранения, в специалитете должно составлять не менее 70%, в ординатуре - 100%. Однако более 2,5 тыс. мест, зарезервированных в вузах под целевое обучение студентов по медицинским специальностям, в 2019 г. оказались невостребованными. В целом квота целевого приема в 2019 г. составила для специалитета 50% объема контрольных показателей, для ординатуры - 72,7%. Эффективность целевого приема достигла 90%. Для сравнения: на старте программы в 2011-2012 гг. она составляла 28%. Главный недостаток тогда заключался в том, что не был отработан механизм возврата выпускников в лечебно-профилактические учреждения [8].

Стоит отметить, что в качестве критерия эффективности мер социальной поддержки в соответствии с используемыми в мировой практике предлагаем принять показатель 5-и 10-летней приверженности (процент врачей, отработавших в соответствии с договором 5-летний срок в населенном пункте и продолживших в нем работать). Данный показатель позволяет оценить эффективность принятых мер вне зависимости от специфики программы. Таким образом, меры социальной поддержки, предоставляемые рядом регионов и муниципалитетов медицинским работникам, включают дополнительные единовременные денежные выплаты, компенсацию стоимости аренды жилья и коммунальных услуг, оплату проезда, оплату дополнительной работы в виде наставничества и доплаты молодым специалистам, а также возможность целевого обучения в медицинском вузе.

В свою очередь, считаем необходимым дополнить уже имеющиеся меры социальной поддержки гарантированными со стороны властей различного уровня нормативными правовыми решениями следующих вопросов:

- медицинского обслуживания - внеочередное получение медицинской помощи, включая высокотехнологичную; обеспечение бесплатного санаторно-курортного лечения; страхование медицинских работников, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью;

- жилищного обеспечения - внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма (мера закреплена на федеральном уровне для работников сферы образования); обеспечение внеочередности получения бесплатного жилья;

- компенсации жилищно-коммунальных услуг - обеспечение единого для работников медицинских организаций федерального и регионального подчинения уровня компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг; введение нормы 100% компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- предоставления внеочередных мест в школьных и дошкольных учреждениях;

- предоставления права на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность (мера, закрепленная на федеральном уровне для работников сферы образования). Представляется также важным сгладить значительную дифференциацию в заработных платах медицинских работников как в различных регионах, так и в однотипных медицинских организациях внутри одного региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдаров Г.М., Макаров С.В., Алексеева Н.Ю., Маевская И.В. Анализ вакансий и предложений о трудоустройстве врачей в государственных медицинских организациях Иркутской области // Acta Biomedica Scientifica. 2018. Т. 3, № 4. С. 101-108.

2. Дощанникова О.А. Восполнение дефицита врачебных кадров в сельской местности: изучение отечественного и международного опыта // Медицинский альманах. 2018. № 6 (57). С. 29-33.

3. Койчуева С.М. Зарубежный опыт обеспечения медицинскими кадрами сельских районов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 76-85. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-11005.

4. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Кузьмина Е.М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134-142. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-12009.

5. Мохов А.А. О целевой подготовке медицинских кадров в Российской Федерации // Медицинское право. 2007. № 3. С. 5-54.

6. Бескаравайная Т. Целевой набор в медвузы ужесточат. Медвестник. URL: https://medvestnik.ru/content/articles/Celevoi-nabor-v-medvuzy-ujestochat.html.

7. Послание Президента Путина Федеральному собранию 15 января 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582.

8. Материалы Заседания Совета по региональному здравоохранению Совета Федерации РФ, посвященного проблемам и путям решения кадрового обеспечения работы отрасли 22 октября 2019. URL: https://www.vshouz.ru/news/pravitelstvo/6400/.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

1.1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/. (дата обращения: 31.03.2020)

2.1. Выступление зам. министра здравоохранения РФ Семеновой Т.В. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3e94aee3062c00adeaf664/kadrovyi-disbalans-i-ego-ustranenie-v-zdravoohranenii-5db4094498fe7900ae7372b1/. (дата обращения: 03.04.2020)

3.1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. (дата обращения: 31.03.2020)

4.1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 № 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173223/. (дата обращения: 31.03.2020)

5.1. Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС (ред. от 14.09.2018) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".

6.1. Закон Иркутской области от 30.11.2007 № 115-ОЗ (ред. от 14.12.2017) "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных организациях".

7.1. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 № 53-РЗ (ред. от 26.09.2018) "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/459907543/. (дата обращения: 01.04.2020)

8.1. Закон Чеченской Республики от 10 июня 2014 № 22-РЗ "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников" [Электронный ресурс]. URL: http://www.parlamentchr.ru/dokumenty/legislation/zakony2014/1587-21-rz-ot-10-06-2014-goda-o-merakh-sotsialnoj-podderzhki-meditsinskikh-i-farmatsevticheskikh-rabotnikov/. (дата обращения: 01.04.2020)

9.1 Закон Новосибирской области от 13 апреля 2005 № 285-ОЗ (ред. от 02.10.2018) "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/5418424/. (дата обращения: 01.04.2020)

10.1. Закон Волгоградской области от 26 ноября 2004 № 964-ОД "О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/802019662. (дата обращения: 02.04.2020)

11.1. Закон Приморского края от 23 ноября 2018 года № 391-КЗ (с изменениями на 5 февраля 2020 года) О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://docs2.cntd.ru/document/550245873/. (дата обращения: 03.04.2020)

12.1. Закон ХМАО - Югры от 09 декабря 2004 № 76-ОЗ (в ред. Законов ХМАО - Югры от 27.06.2014 № 53-ОЗ, от 23.12.2016 № 116-ОЗ) "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" [Электронный ресурс]. URL: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/1198062/. (дата обращения: 03.04.2020)

13.1. Приказ Департамента здравоохранения ХМАО - Югры от 29 октября 2015 № 13-нп (ред. от 10.02.2020 года) "Об утверждении Примерного положения об установлении системы оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/429026009/. (дата обращения: 03.04.2020)

14.1. Решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 16.11.2017 № 51/5 "О мерах социальной поддержки работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинскую помощь в городском округе Ступино Московской области в 2018 году".

15.1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации".

16.1. Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2017 № 970-ПП "Об утверждении Порядка направления граждан на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, за счет средств областного бюджета".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»