ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Резюме

В статье дан обзор методов социальной поддержки медицинских работников. Раскрыты используемые технологии для привлечения врачей в сельские районы и отмечена положительная роль региональных нормативных правовых актов в социальной поддержке медицинских работников, а также оценена их эффективность.

Ключевые слова:социальная поддержка медицинских работников, региональные нормативные правовые акты, медицинские кадры

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Муравьева В.Н. Обзор нормативных правовых актов регионального уровня по социальной поддержке медицинских работников // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 53-66. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-14004

Медицинские кадры отрасли здравоохранения отличаются высокой рентабельностью, так как затраты на них значительно ниже социально-экономического эффекта, полученного в результате их деятельности. При этом ценность медицинских кадров со временем только растет в связи с накоплением ими опыта и знаний [1]. Недавняя пандемия COVID-19 еще раз доказала ценность медицинских кадров и высветила проблему их дефицита во многих странах мира. Проблема актуальна как для развивающихся стран (Бангладеш, Индия, Замбия, Малави), так и для развитых стран (Великобритания, США), где дефицит медицинских кадров характерен в основном для сельских районов. Чем дальше район находится от регионального центра, тем сильнее в нем выражена нехватка медицинских специалистов. Россия также не осталась в стороне от данной тенденции, хотя она входит в пятерку стран с наибольшим количеством врачей на душу населения [2]. Несовершенство социальной, транспортной, жилищно-коммунальной структуры и других инфраструктур приводит к оттоку работающих кадров и отказу выпускников медицинских вузов работать в сельских районах. Анализ имевшихся практик показал, что для привлечения врачей в сельские районы используются такие технологии, как дополнительные стипендии, гранты, льготное автокредитование, бесплатное жилье, детские пособия, оплата стоимости обучения или его части. В то же время ряд стран использует административный ресурс, требуя от выпускников медицинских университетов отработать от 1 года до 10 лет в сельской местности [3, 4].

Национальный проект "Здравоохранение" [1.1], предусматривающий развитие отрасли и ее качественное преобразование до 2024 г., включает 8 федеральных проектов, в том числе такой важный, как "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами". Обеспечению сельских территорий России медицинскими работниками служат также программы "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

В 2018 г. на их финансирование было выделено 3,1 млрд руб., но фактически было использовано только 82,6% этих средств. Введение программы "Земский фельдшер" и предоставление возможности выплаты специалистам единовременных компенсаций в медицинских организациях малых городов численностью до 50 тыс. населения привели в 2018 г. к небольшому снижению численности врачей в сельских территориях, из-за того, что медработники перешли работать туда, где условия оказались лучше.

Выявить ряд регионов, оказавшихся в этом отношении более эффективными, позволили следующие критерии: участие муниципальных образований в реализации мер социальной поддержки медицинских работников; доля специалистов из числа нуждающихся, получивших жилую площадь; доля специалистов из числа привлеченных, получивших жилую площадь; доля специалистов, получивших выплаты за аренду жилой площади и жилищно-коммунальные услуги; увеличение численности врачей за время реализации региональных кадровых программ. Среди них Воронежская, Московская области, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область. Регионы РФ на меры социальной поддержки медработников в 2018 г. выделили 23,4 млрд руб., однако этих мер крайне мало; так, например, жилую площадь получили лишь 0,4% врачей и 0,1% среднего медицинского персонала [2.1].

Анализ нормативной базы по мерам социальной поддержки медицинских работников показал, что в целях реализации части 2 статьи 72 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [3.1] и постановления Правительства от 30.12.2014 № 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях" [4.1], установлены права медицинских работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. На полный перечень льгот врачи и медперсонал могут рассчитывать в период работы и после увольнения, если имеют профильную выслугу. Кроме общих льгот, для медработников в сельских и труднодоступных местностях предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки:

- досрочная пенсия по старости за 25 лет профильного стажа, а также льготное исчисление для отдельных должностей и профессий;

- обеспечение жильем и оплата коммунальных услуг, топлива (льготы финансируются из региональных и местных бюджетов);

- передача служебного или муниципального жилья в собственность медработника после 10 лет работы на селе;

- доплаты и компенсации, размер которых зависит от специальности и категории;

- льготы по программе "Земский доктор" (возмещение расходов на переезд из города, безвозмездное выделение 1 млн руб. на строительство или приобретение жилья).

В свою очередь, в субъектах Российской Федерации приняты региональные законы, устанавливающие меры социальной поддержки для сельских медицинских работников.

Например, областным законом Ростовской области [5.1] предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг категориям специалистов, врачам, провизорам, работникам со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, государственных областных и муниципальных образовательных организациях, организациях социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организациях социального обслуживания.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом расходов лиц, принятых на работу до 1 января 2005 г., а также расходов членов их семей, если они проживали совместно и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 г., при условии дальнейшего совместного проживания.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам производится в размере 100%:

1) платы за наем и/или платы за содержание жилого помещения;

2) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

3) платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

4) платы за коммунальные услуги;

5) оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В дополнение к реализуемым мерам с 2016 г. предусмотрены единовременные выплаты врачам, трудоустраивающимся в медицинские организации "угледобывающих территорий", в размере 500 тыс. руб. на одного медицинского работника, а также единовременные выплаты средним медицинским работникам (фельдшерам, акушеркам), прибывающим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа, в размере 300 тыс. руб. на каждого среднего медработника.

Законом Иркутской области [6.1] предоставляются следующие меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам:

1) денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения в части платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и/или платы за содержание жилого помещения;

2) денежная компенсация расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг (плата за электрическую энергию в части освещения, тепловую энергию, твердое топливо, включая его доставку, при наличии печного отопления).

Меры социальной поддержки предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

Законом Карачаево-Черкесской Республики [7.1] предоставляются меры социальной поддержки категориям специалистов, работающим и проживающим в сельской местности врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием в государственных медицинских организациях:

- по бесплатному найму жилья по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда в пределах нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

- бесплатным коммунальным услугам (электроснабжению и теплоснабжению) и бесплатному обеспечению топливом в домах, не имеющих центрального отопления, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Формой предоставления мер социальной поддержки является компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат. Право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг сохраняется категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием в случае выхода их на досрочную пенсию или достижения возраста: женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет - при условии, если общий стаж работы в сельской местности составляет не менее 10 лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в республиканских и муниципальных организациях здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, ветеринарии.

Законом Чеченской Республики [8.1] устанавливается ежемесячная денежная выплата в качестве меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Право на меры социальной поддержки имеют:

- врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной системы здравоохранения Чеченской Республики, работающие и проживающие в сельской местности (поселках городского типа);

- врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, находящиеся на пенсии, при условии, если общий стаж работы по указанным специальностям в сельской местности (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет.

Закон Новосибирской области [9.1] устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским и/ или фармацевтическим образованием организаций государственной системы здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области.

Предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Закон Волгоградской области [10.1] устанавливает меры социальной поддержки медицинских работников, в том числе работающих и проживающих в сельской местности в виде выплат в размере 25% базового оклада медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения, выполняющим свои трудовые функции непосредственно в сельской местности.

В соответствии с Законом Волгоградской области [11.1] устанавливаются следующие виды государственных социальных гарантий молодым специалистам:

- единовременное пособие;

- ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке).

Единовременное пособие молодому специалисту устанавливается в размере 15 500 руб., при объеме нагрузки не менее 0,5 ставки по занимаемой должности. Ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке) молодому специалисту устанавливается в размере 930 руб. Молодым специалистам, окончившим образовательную организацию с отличием, ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке) устанавливается в размере 1550 рублей.

Государственные социальные гарантии назначаются и выплачиваются молодому специалисту, заключившему трудовой договор (контракт) на срок не менее 3 лет и приступившему к работе в государственном или муниципальном учреждении в течение 3 мес после окончания образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации по программам подготовки специалиста среднего звена.

Закон Приморского края [12.1] предусматривает меры социальной поддержки медицинских работников в виде ежемесячной денежной выплаты до достижения 5-летнего стажа непрерывной работы на должностях специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием.

Мера социальной поддержки медицинских работников в виде единовременной денежной выплаты предоставляется:

1) врачам-специалистам, трудоустроившимся в поликлиники, поликлинические отделения, участковые больницы, врачебные амбулатории, отделения (офисы) общей врачебной (семейной) практики, станции (отделения) скорой медицинской помощи медицинских организаций, - от 500 000,0 до 700 000,0 руб. в зависимости от района проживания. Выплаты предусмотрены также фельдшерам, трудоустроившимся на фельдшерско-акушерские пункты и станции (отделения) скорой медицинской помощи медицинских организаций, в размере 300 000,0 руб.; медицинским сестрам, трудоустроившимся начиная с 1 января 2020 г. в фельдшерско-акушерские пункты, в поликлиники, поликлинические отделения, участковые больницы, врачебные амбулатории, отделения (офисы) общей врачебной (семейной) практики медицинских организаций, при условии заключения бессрочного трудового договора или срочного трудового договора на срок не менее 5 лет, в размере 200 000,0 рублей; акушерам (акушеркам), трудоустроившимся начиная с 1 января 2020 г. в фельдшерско-акушерские пункты, в поликлиники, поликлинические отделения, женские консультации, участковые больницы, врачебные амбулатории медицинских организаций, в размере 250 000,0 руб. В соответствии с настоящим Законом врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу (далее -медицинский работник) медицинских организаций, с которыми они заключили трудовые договоры по основному месту работы, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов медицинского работника за наем (поднаем) одного жилого помещения в размере фактически понесенных расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения, но не более 20 000,0 руб. в месяц (далее - компенсация расходов). Кроме того, за выявление злокачественных новообразований на ранних стадиях устанавливается мера социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 3000,0 руб. медицинским работникам амбулаторно-поликлинического звена медицинских организаций за каждый впервые выявленный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях (I и II стадии) у жителей Приморского края, подтвержденный врачом-онкологом медицинской организации по месту жительства пациента, либо врачом-онкологом межрайонного центра, либо врачом-онко-логом центра амбулаторной онкологической помощи.

Мера социальной поддержки наставника в виде ежемесячной денежной выплаты предоставляется наставнику - высококвалифицированному медицинскому работнику, назначенному распорядительным документом руководителя медицинской организации для сопровождения профессиональной деятельности молодого специалиста в соответствии с утвержденным индивидуальным планом адаптации в первый год его работы в медицинской организации в следующих размерах: 5000,0 руб. - для наставника молодого специалиста на должности врача-специалиста и 3000,0 руб. - для наставника молодого специалиста на должности специалиста со средним профессиональным медицинским образованием.

Закон ХМАО - Югры [13.1] предусматривает следующие меры поддержки:

- 2 должностных оклада + единовременное пособие на каждого члена семьи;

- оплата стоимости переезда работника и членов его семьи в автономный округ в пределах территории Российской Федерации + оплата стоимости провоза багажа;

- оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте;

- возмещение расходов по найму жилого помещения приглашенным специалистам в размере от 50 до 100% стоимости найма.

Приказом Департамента здравоохранения ХМАО - Югры [14.1] предусмотрена единовременная выплата в размере до двух месячных фондов оплаты труда выпускникам учреждений среднего и высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет, заключившим трудовой договор с медицинской организацией.

Имеются также позитивные примеры предоставления мер социальной поддержки медицинских работников муниципалитетами.

Например, решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области [15.1] предоставляет право на получение следующих мер социальной поддержки:

- компенсацию расходов - на оплату стоимости проезда от места проживания до места работы и обратно работникам, проживающим на территории Московской области; на питание - врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная станция скорой медицинской помощи" Ступинская подстанция скорой медицинской помощи; водителям медицинских учреждений, работающим в сельских населенных пунктах на территории городского округа Ступино Московской области, водителям автомашин с рентгеновской установкой медицинских учреждений;

- компенсационные выплаты в целях сохранения средней заработной платы среднему медицинскому персоналу, работающему на постоянной основе в медицинских учреждениях, обслуживающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа Ступино Московской области.

К мерам социальной поддержки медицинских работников можно отнести и программы целевого обучения специалистов в российских вузах. Данные программы были призваны ликвидировать дефицит кадров на отдельных территориях в связи с отменой советской системы распределения выпускников. С этой целью были внесены изменения и дополнения в Закон РФ "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части целевой подготовки специалистов; постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2005 № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием"; постановление Минтруда России и Госкомвуза России от 27.12.1995 № 73/7 "О типовых контрактах между студентами и учебными заведениями высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием"; приказ Минобразования России от 14.01.2003 № 50 "Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные органами исполнительной власти"; приказ Минздрава России от 31.12.2002 № 418 "О кадровом обеспечении здравоохранения" и т.д. На решение этих же задач были нацелены принятые региональные правовые акты в Республике Бурятия, Волгоградской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и ряде других регионов. Несмотря на принятие на федеральном и региональном уровне новых нормативных актов, они продемонстрировали низкую эффективность из-за имевшихся правовых коллизий и низкой дисциплины выполнения договоров [5].

Сохранившийся и даже усилившийся дефицит кадров обусловил необходимость принятия усовершенствованной нормативно-правовой базы по данной тематике, что нашло отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" в статье 56. Целевое обучение (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 337-ФЗ) и статье 71.1 "Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования" Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [16.1]. Закон предусматривает в договоре о целевом обучении меры социальной поддержки, а также вопросы организации практики и трудоустройства, условия отказа гражданина от исполнения обязательств по договору. Закон также предполагает возврат средств, потраченных на обучение гражданина, в полном объеме, а также выплату штрафа в двукратном размере.

В некоторых регионах приняты собственные законодательные акты по целевому обучению специалистов. Например, в Свердловской области целевой набор студентов и ординаторов осуществляется на основании постановления правительства Свердловской области от 21.12.2017 № 970-ПП "Об утверждении Порядка направления граждан на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, за счет средств областного бюджета" [17.1]. Стоит отметить, что в медицинских вузах начиная с 2011 г. число мест, выделенных для целевого приема, неуклонно растет. Однако квоты на обучение в медицинских вузах не выбрали полностью больше половины регионов, даже там, где имеется значительный дефицит врачебных кадров. Национальная медицинская палата отмечает, что почти половина выпускников-медиков по разным причинам уклоняются от выполнения договоров по целевому обучению. По мнению экспертов, причиной тому является отсутствие в половине из них мер социальной поддержки молодого специалиста [6]. Учет правовых коллизий в договорах привел к тому, что эффективность (процент "целевых" студентов, которые вернулись и отработали свои обязательства) составляет от 70 до 94%. По расчетам ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения", через 2-3 года дефицит врачей в первичном звене будет ликвидирован во всех регионах. Напомним, что в 2015 г., по данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), дефицит специалистов-медиков в стране оценивался в 40 тыс. Количество целевиков прогрессивно растет. Так, в Ставропольском крае в 2005 г. их количество составило 61, а в 2019 их стало уже 207.

Президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию заявил, что целевой прием в ординатуры медицинских вузов по дефицитным специальностям надо довести почти до 100%. Он предложил изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям: по специальности "Лечебное дело" - 70% бюджетных мест станут целевыми, по специальности "Педиатрия" - 75% [7].

На заседании Совета по региональному здравоохранению в Совете Федерации было заявлено, что число целевых мест в вузах, готовящих специалистов для системы здравоохранения, в специалитете должно составлять не менее 70%, в ординатуре - 100%. Однако более 2,5 тыс. мест, зарезервированных в вузах под целевое обучение студентов по медицинским специальностям, в 2019 г. оказались невостребованными. В целом квота целевого приема в 2019 г. составила для специалитета 50% объема контрольных показателей, для ординатуры - 72,7%. Эффективность целевого приема достигла 90%. Для сравнения: на старте программы в 2011-2012 гг. она составляла 28%. Главный недостаток тогда заключался в том, что не был отработан механизм возврата выпускников в лечебно-профилактические учреждения [8].

Стоит отметить, что в качестве критерия эффективности мер социальной поддержки в соответствии с используемыми в мировой практике предлагаем принять показатель 5-и 10-летней приверженности (процент врачей, отработавших в соответствии с договором 5-летний срок в населенном пункте и продолживших в нем работать). Данный показатель позволяет оценить эффективность принятых мер вне зависимости от специфики программы. Таким образом, меры социальной поддержки, предоставляемые рядом регионов и муниципалитетов медицинским работникам, включают дополнительные единовременные денежные выплаты, компенсацию стоимости аренды жилья и коммунальных услуг, оплату проезда, оплату дополнительной работы в виде наставничества и доплаты молодым специалистам, а также возможность целевого обучения в медицинском вузе.

В свою очередь, считаем необходимым дополнить уже имеющиеся меры социальной поддержки гарантированными со стороны властей различного уровня нормативными правовыми решениями следующих вопросов:

- медицинского обслуживания - внеочередное получение медицинской помощи, включая высокотехнологичную; обеспечение бесплатного санаторно-курортного лечения; страхование медицинских работников, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью;

- жилищного обеспечения - внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма (мера закреплена на федеральном уровне для работников сферы образования); обеспечение внеочередности получения бесплатного жилья;

- компенсации жилищно-коммунальных услуг - обеспечение единого для работников медицинских организаций федерального и регионального подчинения уровня компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг; введение нормы 100% компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- предоставления внеочередных мест в школьных и дошкольных учреждениях;

- предоставления права на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность (мера, закрепленная на федеральном уровне для работников сферы образования). Представляется также важным сгладить значительную дифференциацию в заработных платах медицинских работников как в различных регионах, так и в однотипных медицинских организациях внутри одного региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдаров Г.М., Макаров С.В., Алексеева Н.Ю., Маевская И.В. Анализ вакансий и предложений о трудоустройстве врачей в государственных медицинских организациях Иркутской области // Acta Biomedica Scientifica. 2018. Т. 3, № 4. С. 101-108.

2. Дощанникова О.А. Восполнение дефицита врачебных кадров в сельской местности: изучение отечественного и международного опыта // Медицинский альманах. 2018. № 6 (57). С. 29-33.

3. Койчуева С.М. Зарубежный опыт обеспечения медицинскими кадрами сельских районов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 76-85. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-11005.

4. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Кузьмина Е.М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134-142. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-12009.

5. Мохов А.А. О целевой подготовке медицинских кадров в Российской Федерации // Медицинское право. 2007. № 3. С. 5-54.

6. Бескаравайная Т. Целевой набор в медвузы ужесточат. Медвестник. URL: https://medvestnik.ru/content/articles/Celevoi-nabor-v-medvuzy-ujestochat.html.

7. Послание Президента Путина Федеральному собранию 15 января 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582.

8. Материалы Заседания Совета по региональному здравоохранению Совета Федерации РФ, посвященного проблемам и путям решения кадрового обеспечения работы отрасли 22 октября 2019. URL: https://www.vshouz.ru/news/pravitelstvo/6400/.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

1.1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/. (дата обращения: 31.03.2020)

2.1. Выступление зам. министра здравоохранения РФ Семеновой Т.В. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3e94aee3062c00adeaf664/kadrovyi-disbalans-i-ego-ustranenie-v-zdravoohranenii-5db4094498fe7900ae7372b1/. (дата обращения: 03.04.2020)

3.1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. (дата обращения: 31.03.2020)

4.1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 № 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173223/. (дата обращения: 31.03.2020)

5.1. Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС (ред. от 14.09.2018) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".

6.1. Закон Иркутской области от 30.11.2007 № 115-ОЗ (ред. от 14.12.2017) "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения, а также муниципальных образовательных организациях".

7.1. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 № 53-РЗ (ред. от 26.09.2018) "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/459907543/. (дата обращения: 01.04.2020)

8.1. Закон Чеченской Республики от 10 июня 2014 № 22-РЗ "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников" [Электронный ресурс]. URL: http://www.parlamentchr.ru/dokumenty/legislation/zakony2014/1587-21-rz-ot-10-06-2014-goda-o-merakh-sotsialnoj-podderzhki-meditsinskikh-i-farmatsevticheskikh-rabotnikov/. (дата обращения: 01.04.2020)

9.1 Закон Новосибирской области от 13 апреля 2005 № 285-ОЗ (ред. от 02.10.2018) "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/5418424/. (дата обращения: 01.04.2020)

10.1. Закон Волгоградской области от 26 ноября 2004 № 964-ОД "О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/802019662. (дата обращения: 02.04.2020)

11.1. Закон Приморского края от 23 ноября 2018 года № 391-КЗ (с изменениями на 5 февраля 2020 года) О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://docs2.cntd.ru/document/550245873/. (дата обращения: 03.04.2020)

12.1. Закон ХМАО - Югры от 09 декабря 2004 № 76-ОЗ (в ред. Законов ХМАО - Югры от 27.06.2014 № 53-ОЗ, от 23.12.2016 № 116-ОЗ) "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" [Электронный ресурс]. URL: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/1198062/. (дата обращения: 03.04.2020)

13.1. Приказ Департамента здравоохранения ХМАО - Югры от 29 октября 2015 № 13-нп (ред. от 10.02.2020 года) "Об утверждении Примерного положения об установлении системы оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/429026009/. (дата обращения: 03.04.2020)

14.1. Решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 16.11.2017 № 51/5 "О мерах социальной поддержки работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинскую помощь в городском округе Ступино Московской области в 2018 году".

15.1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации".

16.1. Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2017 № 970-ПП "Об утверждении Порядка направления граждан на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, за счет средств областного бюджета".

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов

Уважаемые коллеги! Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов (с международным участием) , который состоится 12-14 октября в МВЦ "Крокус Экспо" (павильон 3, Зал 20, г. Москва). · Президент Российского научного медицинского общества терапевтов,...

IV Съезд онкологов Московской области

IV Съезд онкологов Московской области 7 октября 2022 года Активное развитие онкологической службы позволяет эффективно решать проблемы, возникающие на всех уровнях оказания помощи пациентам с онкозаболеваниями. Одним из успешных примеров такого взаимодействия является IV...

II Всероссийская конференция с международным участием "Воспаление глаза" 12 ноября 2022 года, Москва

II Всероссийская конференция с международным участием "Воспаление глаза" 12 ноября 2022 года, Москва Воспалительные заболевания глаза - широко распространенная и многогранная проблема, с которой может столкнуться в своей практике любой специалист. Найти оптимальные алгоритмы...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»