АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Резюме

В течение последних лет высшее медицинское образование переживает значительные изменения. Меняются принципы построения учебного процесса в медицинских вузах, требования к выпускникам и формат контроля полученных знаний. Так, с 2016 г. в систему медицинского образования была внедрена первичная аккредитация специалистов, что, по сути, является последним этапом оценки готовности и допуском выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. В этой связи большой интерес вызывают мнение самих обучающихся о внесенных изменениях, их отношение к процессу образования, готовность и мотивированность к выходу в профессиональное сообщество. В данной статье представлены итоги анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза 2017-2019 гг. Исходя из анализа полученных результатов можно сделать вывод, насколько выпускники довольны полученным образованием, готовы ли они к самостоятельной практической деятельности, насколько уверены в своем будущем и какие изменения они бы сами внесли в процесс образования.

Ключевые слова:высшее медицинское образование, выпускники медицинских вузов, кадровое обеспечение, первичная аккредитация специалистов, готовность к практической деятельности

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Соловьева И.А., Газенкампф А.А., Адамян Р.А., Пелипецкая Е.Ю. Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 29-50. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-14003

АКТУАЛЬНОСТЬ

Основной целью любого высшего учебного заведения является подготовка востребованных и квалифицированных кадров, тем более если речь идет о медицинском образовании.

Подготовка новых кадров - сложный процесс, который должен постоянно совершенствоваться и базироваться на достижениях современной медицины.

Особенно высока заинтересованность в грамотных молодых специалистах в наши дни, когда во многих медицинских учреждениях страны, по официальным данным, не хватает до 1/3 квалифицированных врачей [1]. В докладе Всемирной организации здравоохранения, сделанном на 3-м Глобальном форуме по кадровым ресурсам здравоохранения в ноябре 2013 г., отмечено, что к 2035 г. дефицит медицинских работников в мире достигнет уровня 12,9 млн человек [2]. Проблема трудоустройства выпускников медицинских вузов России в настоящее время также весьма актуальна, так как, по данным Министерства образования, уровень этого показателя не превышает 87%.

Согласно данным Общественной палаты РФ, около 60% выпускников медицинских вузов уходят из профессии сразу после завершения учебы, а оставшиеся ни качественно, ни количественно не могут обеспечить потребностей современной медицины, особенно ее высокотехнологической части [3].

В случае трудоустройства выпускников в медицинское учреждение возникает переломная ситуация, когда как на профессиональном уровне, так и на уровне поведенческих практик наблюдается несоответствие множества социальных ориентаций и стереотипов [4].

Профессиональное образование своей главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности. Главная претензия работодателей к профессиональным образовательным учреждениям в настоящее время - оторванность полученных знаний от практики, что проявляется неумением обращаться с современным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям производства [5].

Успешность профессиональной врачебной деятельности у молодых специалистов в условиях проникновения в сферу медицинского обслуживания во многом зависит от сформированных еще в учебном заведении навыков и стремлений к саморазвитию и самообучению. Так, только половина опрошенных дополнительно (по своей инициативе) совершенствуют свои знания с помощью самообразования. При этом 35% вынуждены довольствоваться тем, что может быть предоставлено системой непрерывного профессионального образования [6].

Отсюда возникают вопросы: насколько современные выпускники готовы к самостоятельной работе? От чего зависит уровень подготовки специалиста? Удовлетворены ли сами студенты полученным образованием? Почему среди такой высокой востребованности профессии врача среди абитуриентов, при таком высоком уровне выпускников, готовых быть преданными профессии врача, в стране ощущается нехватка медицинских кадров и есть проблема качества оказания медицинской помощи?

Ответы на данные вопросы должны открывать новые проблемы и возможности в сфере образования.

Цель - проанализировать отношение выпускников ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведен анализ анкетирования всех выпускников лечебного факультета ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России 2017, 2018 и 2019 гг., успешно прошедших первичную аккредитацию специалистов. Содержание анкеты представлено в приложении 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Среди анкетируемых больше выпускников женского пола, что соответствует гендерному составу обучающихся (рис. 1).

Рис. 1. Характеристика участников опроса по половому признаку

В 2017 г. средний возраст участников опроса составил 23,86 года (медиана возраста 23 года), в 2018 г.- 24,04 года (медиана возраста 24 года), а в 2019 г - 24,43 (медиана возраста 24 года).

Состав опрошенных по форме обучения был сопоставим в 2018 и 2019 гг. (рис. 2). В 2017 г. отмечается меньшее количество выпускников, обучавшихся на внебюджетной основе, что связано с особенностями приемной кампании 2011 г.

Рис. 2. Характеристика опрошенных по форме обучения по годам

Выпускники, прошедшие аккредитацию, преимущественно считают уровень развития здравоохранения в Красноярском крае хорошим. При этом уровень оснащения медицинских организаций оценивается на удовлетворительном и хорошем уровне. Также стоит отметить, что с годами наблюдается, хоть и незначительная, тенденция к более высокой оценке всех показателей (табл. 1).

Таблица 1. Оценка уровня развития здравоохранения Красноярского края, абс. (%)

Примечание. Здесь и в табл. 3, 4: от 1 ("очень плохо") до 5 ("отлично").

Большая часть выпускников не осведомлены о профессиональных медицинских сообществах, функционирующих в Красноярском крае. Данная тенденция сохраняется среди опрошенных из года в год. В 2017 г. не ответили на данный вопрос 74,70% обучающихся, в 2018 г. - 77,36%, а в 2019 г. - 76,63%.

Наиболее популярны среди студентов: общество кардиологов (в 2017 г. - 9,64%; 2018 г. - 8,89%; 2019 г. - 9,51%), хирургов (в 2017 г. - 8,43%; 2018 г. - 8,63%; 2019 г. - 5,70%), анестезиологов-реаниматологов (в 2017 г. - 3,61%; 2018 г. - 6,74%; 2019 г. - 4,89%) и профсоюз медицинских работников (в 2017 г. - 3,21%; 2018 г. - 7,82%; 2019 г. - 9,5%).

Причиной этому может быть как неопределенность большей части выпускников в вопросе выбора узкой специализации, так и отсутствие взаимодействия между студентами и профессиональными сообществами на протяжении обучения в вузе.

Сказанное выше объясняет незнание большей частью опрошенных роли медицинских сообществ. Выпускники всех годов преимущественно воздерживались от ответов. Наиболее популярные ответы мы сгруппировали по нескольким ключевым направлениям (табл. 2).

Таблица 2. Оценка роли медицинских сообществ выпускниками, абс. (%)

В отношении работы с молодыми специалистами в медицинских организациях большинство выпускников рассчитывают на моральную и профессиональную поддержку, оценивая финансовую и социальную помощь преимущественно как удовлетворительную и хорошую (табл. 3).

Таблица 3. Оценка выпускниками работы с молодыми специалистами в медицинских организациях Красноярского края, абс. (%)

Большая часть выпускников всех годов проходили летнюю производственную практику (ЛПП) на территории г. Красноярска и Красноярского края. В 2017 г. в Красноярске проходили ЛПП - 72 (28,92%), в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) Красноярского края - 40 (16,04%); в 2018 г. в Красноярске - 147 (39,62%), в ЛПУ Красноярского края - 76 (20,49%); в 2019 г. в Красноярске - 168 (45,65%), в ЛПУ Красноярского края - 100 (27,17%) выпускников.

Впечатления об уровне работы со студентами в медицинских организациях отражены средними оценками от выпускников. При этом отмечается, что с повышением курса обучения впечатления от ЛПП у выпускников улучшались (табл. 4), что, очевидно, связано с большей профессиональной наполненностью дисциплины на старших курсах. Так, согласно учебному плану, клиническую практику в качестве помощника врача обучающиеся начинают осваивать только с IV курса. А первые 3 курса производственная практика состоит из работы с младшим и средним медицинским персоналом.

Таблица 4. Оценка работы со студентами в медицинских организациях в рамках прохождения летней производственной практики, абс. (%)

Примерно половина аккредитуемых выпускников были официально трудоустроены в медицинской сфере в период обучения. При этом с годами наблюдается рост работающих в медицине (рис. 3). Однако значимая часть обучающихся выбирают работу в других отраслях, объясняя выбор невозможностью совмещать учебу в медицинском университете и работу в медицинской организации (табл. 5).

Рис. 3. Количество трудоустроенных в медицинской сфере студентов

Таблица 5. Возможные причины, по которым студенты не трудоустроились в медицину во время обучения в вузе, абс. (%)

В медицинской сфере обучающиеся чаще работали в должности среднего медицинского персонала (рис. 4).

Рис. 4. Должности, на которые были трудоустроены выпускники в период обучения

При выяснении причин трудоустройства было выявлено, что преимущественно это необходимость в финансовой поддержке, и эта причина актуальна независимо от года выпуска. Приобретение профессиональных навыков и погружение в профессию также получили большое количество ответов (рис. 5).

Рис. 5. Цель трудоустройства выпускников (на диаграммах указано количество ответов)

Студенты могли выбирать несколько ответов.

Среди выпускников, работающих не в медицинской среде, самой популярной причиной нетрудоустройства стала невозможность совмещать процесс обучения и работу. Также частой причиной была указана низкая оплата труда медицинского персонала (табл. 5).

Большая часть выпускников собираются продолжать дальнейшее профессиональное обучение с помощью программ повышения квалификации. Однако были и другие варианты ответов. При этом программы повышения квалификации, участие в конгрессах, конференциях и мастерклассах с каждым годом становятся все более востребованы среди опрошенных. Интересно, что стажировки для выпускников 2017 г. были более популярны, чем для выпускников 2018 и 2019 гг. (табл. 6).

Таблица 6. Планы выпускников на дальнейшее профессиональное обучение, абс. (%)

Примечание. Здесь и в табл. 7-9, 15: студенты указывали несколько вариантов ответов.

Для оценки качества подготовки выпускников к прохождению первичной аккредитации специалистов как новой для них (и для нас) системы оценки навыков нами было добавлено несколько вопросов, касающихся этой темы.

При анализе ответов было отмечено, что наибольший процент студентов считают первичную аккредитацию необходимостью, регламентированной законодательством, и с годами это мнение неизменно самое популярное среди выпускников (табл. 7).

Таблица 7. Отношение выпускников к первичной аккредитации, абс. (%)

Вопрос о том, что было полезно в подготовке к первичной аккредитации, вызвал у выпускников наибольшие затруднения. Большая часть выпускников предпочли вообще не отвечать на данный вопрос. Относительно часто встречались ответы, связанные с работой в симуляционном центре и отработкой практических навыков (табл. 8). Отрадно, что наряду с распространенными вариантами ответов встречаются такие, как: "Получение новых и повторение пройденных ранее знаний" и "Проверка знаний и умений, закалка характера и памяти". Это свидетельствует о том, что часть выпускников подошли к процессу подготовки к первичной аккредитации специалистов не только как к необходимому экзамену, а как к проверке прежде всего себя самих.

Таблица 8. Наиболее полезная часть аккредитации, по мнению выпускников, абс. (%)

Среди сложных вопросов также был отмечен вопрос о том, что выпускники хотели бы изменить в процессе подготовки к аккредитации. Примерно 1/3 выпускников всех годов воздерживались от ответа. Однако стоит отметить, что наиболее активно и разнообразнее на этот вопрос отвечали выпускники 2017 г. Наиболее часто подвергался критике студентов I этап аккредитации, заключающийся в тестировании, и с каждым годом процент недовольных тестами студентов растет. Часть студентов не устраивает количество вопросов - по их мнению, необходимо их уменьшить. Другая часть студентов считают, что вовсе необходимо исключить тестирование как этап. Также была высказана необходимость предоставления более корректных тестовых вопросов. Чуть меньше 1/4 выпускающихся ежегодно недовольны II этапом первичной аккредитации, при этом чаще студенты не поясняют, что именно им не нравится. Однако больший процент ответивших желают сократить количество пунктов в чек-листах и увеличить время на выполнение навыка. Что касается III этапа, можно отметить положительную динамику в отношении студентов к задачам (табл. 9).

Таблица 9. Изменения, необходимые в процессе подготовки к аккредитации, по мнению выпускников, абс. (%)

Четко выделить наиболее сложные этапы первичной аккредитации выпускники не смогли, ответы примерно были равномерно распределены среди всех 3 этапов. Однако относительно меньше ответов получил II этап - "Оценка практических навыков". Наибольший дискомфорт у выпускников вызывают тестовые вопросы, что можно объяснить количеством вопросов и ответственностью, так как аккредитационные тесты входят в испытания для поступления в ординатуру (табл. 10).

Таблица 10. Наиболее сложные этапы аккредитации, по мнению студентов, абс. (%)

Примечание: от 1 ("наиболее сложный") до 3 ("наименее сложный").

Почти 38% опрошенных ответили, что стали бы снова поступать в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, примерно такой же процент - что не стали бы поступать в медицинский вуз совсем, и, к сожалению, с годами мнение выпускников не меняется (табл. 11).

Таблица 11. Желание студентов снова поступить в медицинский вуз с позиции сегодняшнего личного опыта, абс. (%)

Среди студентов 3 выпусков процент тех, кто на момент проведения опроса уже заключили договоры с желаемым лечебным учреждением, и тех, кто договор не заключил совсем, был примерно одинаковым. При этом среди выпускников 2017 г. процент заключивших договор был больше, а процент тех, кто выбрал ЛПУ "из тех, что остались", был сравнимо меньше. Среди опрошенных 2018 и 2019 гг. увеличился процент выпускников, претендующих на поступление в ординатуру. Процент студентов, желающих выбрать ординатуру, растет с каждым годом. В связи с этим больший процент выпускников не спешат с заключением договоров с ЛПУ (табл. 12).

Таблица 12. Распределение студентов-выпускников, абс. (%)

К сожалению, достаточно весомое количество выпускников разочарованы в медицине и выбрали бы при возможности другую профессию. Данная тенденция наблюдается из года в год. Возможно, одной из причин этого является то, что младшие курсы не дают полноценного представления о выбранной профессии, и слишком поздно к студентам приходит осознанность правильности выбора (табл. 13).

Таблица 13. Отношение выпускников к вопросу трудоустройства в медицинской сфере, абс. (%)

Большая часть выпускников всех годов считают, что ознакомлены с работой в первичном звене. Однако работа с документацией остается проблемой для выпускников, что стоит учесть в учебных планах VI курса (табл. 14).

Таблица 14. Представления выпускников о содержании работы в первичном звене здравоохранения, %

Наиболее значимой составляющей качества медицинской помощи выпускники всех годов считают выполнение профессиональных функций (табл. 15).

Таблица 15. Наиболее значимая составляющая качества медицинской помощи, по мнению выпускников, абс. (%)

При вопросе о дальнейшей преподавательской деятельности в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России большая часть студентов ответили, что им это либо неинтересно, либо они не хотят преподавать из-за недостатка опыта. Однако стоит отметить, что с годами процент не интересующихся педагогической деятельностью выпускников уменьшается, а процент выпускников, которые рассматривают возможность работать в вузе в будущем, растет. Возможно, уже на старших курсах стоит практиковать среди отличившихся и перспективных студентов опыт проведения практических занятий, элективных курсов и погружений у студентов I-III курса для выработки ответственности и внедрения студентов в познание преподавательской деятельности (табл. 16).

Таблица 16. Планы выпускников в отношении педагогической деятельности в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, абс. (%)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из анализа приведенных выше данных можно сделать вывод, что выпускники выходят в практическую деятельность без особой уверенности в своем будущем как в плане выбора дальнейшего профессионального направления, так и в отношении взаимодействия с коллегами.

Однако из всей массы опрошенных выделяется часть выпускников, изначально ориентированных на погружение в профессию. Они осознанно подходят к освоению ЛПП, предпочитают совмещать обучение в вузе с работой в медицинской организации и достаточно четко представляют свое ближайшее будущее в профессии. Как увеличить эту долю обучающихся - вопрос скорее риторический, так как это в большей степени личный выбор каждого.

Усилить меры поддержки таких студентов - прямая задача профессорско-преподавательского состава и администрации медицинских вузов.

В ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России реализован ряд таких мер.

Во-первых, администрация вуза поощряет при отсутствии формирования академической задолженности трудоустройство обучающихся в медицинские организации (младшим и средним медицинским персоналом). После успешного окончания III курса у студентов есть возможность сдать квалификационный экзамен на право работать средним персоналом, что существенно расширяет рамки погружения в профессию.

Такой подход к взаимодействию с работающими в профессиональной сфере обучающимися позволил в короткий срок обеспечить медицинские учреждения кадрами в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда на фоне открытия инфекционных госпиталей дефицит кадров был особенно ощутим.

Во-вторых, в нашем университете практикуется активное привлечение к образовательному процессу практикующих врачей-клиницистов с богатым профессиональным и организационным опытом. Их задача не только донести новейшие знания по преподаваемой дисциплине, но и погрузить обучающихся в реальный профессиональный мир.

Сотрудничество с практикующими врачами дает возможность обучающимся в рамках освоения дисциплины участвовать в ночных дежурствах, работе приемного покоя стационаров, ургентных служб и пр.

Кроме того, с 2010 г. в учебном плане специальностей 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.02 Педиатрия существуют факультативы по углубленному изучению ряда дисциплин (терапии, хирургии, неврологии и др.). 288 дополнительных академических часов в год позволяют обучающимся более глубоко погрузиться в выбранную ими специальность, что, как показывает опыт приема таких студентов в ординатуру и отслеживание их дальнейшей профессиональной траектории, позволяет им более успешно реализовать себя в профессиональном плане.

Понимая серьезность описанных проблем даже на фоне проводимых мероприятий, деканат лечебного факультета выступил с рядом предложений, которые планируется реализовать в ближайшее время.

Используя опыт дистанционного обучения, а также сформированную базу видеолекций (>1000 единиц на момент написания данной статьи), планируется до 70% лекционного материала дисциплин старших курсов перевести на самостоятельное изучение. Освободившиеся аудиторные часы направить на усиление практической подготовки обучающихся - работу в медицинских организациях, под курацией сотрудников вуза - практикующих врачей. Для более продуктивной работы планируется увеличение количества и разнообразия элективных дисциплин клинического направления.

Многие медицинские вузы практикуют командирование обучающихся для участия в различных профессиональных конференциях, форумах и т.д. Однако это касается преимущественно тех студентов, кто активно занимается научной деятельностью. Наше предложение заключается в том, чтобы давать возможность обучающимся посещать подобные мероприятия в качестве слушателя, учитывая достижения в профессиональной подготовке, учебной деятельности и пр.

Начата совместная работа университета с региональным отделением Национальной медицинской палаты в направлении внедрения процесса наставничества - взаимодействия представителей практического здравоохранения с обучающимися непосредственно на рабочем месте.

Педагоги (сотрудники вуза) и обычные врачи воспринимаются студентами, конечно, по-разному. Именно сочетание этих вариантов взаимодействия и дает наибольший эффект в формировании личности врача как профессионала и как члена медицинского сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Министерство здравоохранения РФ. Медицинские кадры 2018. Статистический сборник. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. 2018. C. 6. URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2018-god

2. World Health Organization. A Universal Truth: No Health Without a Workforce. 2014. URL: http://www.who.int/workfor-cealliance/knowledge/resources/GHWA-a_uni- versal_truth_report.pdf

3. Кубышкин В. Слушания в Общественной палате РФ 15 апреля 2013 г. Система поддержки принятия врачебных решений. 2013. URL: http://profimed.su/en/blog/110/ (дата обращения: 10.03.2017)

4. Морозова З.С. Социальная адаптация как общественное явление и как социологическая категория // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 1. С. 362-368.

5. Борисова Н.В., Петрова П.Г., Пшенникова Е.В. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов // Медицинское образование : сборник тезисов. 2013. С. 77-79.

6. Королев Н.Н. Особенности профессиональной социализации молодых специалистов в медицине : автореф. дис. - канд. мед. наук. Волгоград, 2012. С. 26.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета выпускника Уважаемые коллеги!

Вы находитесь на завершающем этапе обучения в нашем университете. Впереди - новые испытания и новые достижения.

Для нас очень важно, чтобы Вы чувствовали себя максимально уверенными в начале Вашей профессиональной деятельности.

Для того чтобы мы могли улучшить подготовку студентов, повысить качество работы университета, просим Вас ответить на несколько вопросов.

Укажите Ваш:

пол_____

возраст_____

факультет____

форму обучения (подчеркните): бюджет внебюжет целевое

1. Оцените уровень развития здравоохранения в Красноярском крае по следующим критериям от 1 (очень плохо) до 5 (отлично):

Критерий

Ваша оценка

Организация оказания медицинской помощи

Уровень оснащения медицинских организаций

Квалификация руководителей медицинских организаций

Профессиональные навыки медицинских работников

Коммуникативные навыки медицинских работников

2. Какие медицинские профессиональные сообщества, функционирующие в Красноярском крае, Вы знаете?

3. Как Вы считаете, какова основная роль медицинских сообществ?

4. Оцените работу с молодыми специалистами в лечебных учреждениях Красноярского края от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).

Критерий

Ваша оценка

Финансовая поддержка

Социальная поддержка

Профессиональная поддержка

Моральная поддержка

5. Оцените уровень работы со студентами в медицинских организациях в рамках прохождения летней производственной практики (ЛПП) от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).

Период прохождения ЛПП

Ваша оценка

После III курса

После IV курса

После V курса

6. Вы проходили ЛПП в учреждении г. Красноярска или Красноярского края? (нужное подчеркнуть)

7. В период обучения в вузе Вы были официально трудоустроены (работали) в медицинской сфере?

Укажите период работы___и должность____

8. Укажите цель трудоустройства:

- погружение в профессию;

- приобретение профессиональных навыков;

- финансовая поддержка;

- другое_________

9. Укажите возможные причины, почему Вы не трудоустроились медицинскую организацию во время обучения в вузе?

10. Работал (а) не в медицине.

- Работа младшим и средним медицинским персоналом не интересна для

меня.

- Нет возможности для самостоятельности.

- Напряженность межличностных отношений.

- Невозможность совмещать работу с обучением в вузе.

- Несоразмерность требований и предоставленных прав.

- Недостаточная престижность работы.

- Низкий размер оплаты труда.

- Ваш вариант ответа____________

11. Как Вы планируете Ваше дальнейшее профессиональное обучение?

- Программы повышения квалификации.

- Программы профессиональной переподготовки.

- Стажировки.

- Тренинги в симуляционном центре.

- Использование дистанционных образовательных технологий.

- Участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах.

12. Что для Вас первичная аккредитация?

- Необходимость, регламентируемая законодательством.

- Проверка собственных знаний и умений.

- Возможность трудоустройства сразу после получения свидетельства об аккредитации.

13. Что в процессе подготовки к аккредитации было для Вас наиболее полезным?

14. Что в процессе подготовки к аккредитации, на Ваш взгляд, стоило бы изменить?

15. Какой из этапов аккредитации Вы считаете наиболее сложным? (расставьте цифры от 1 (наиболее сложный) до 3 (наименее сложный)?

- тестирование __

- оценка практических навыков__

- решение ситуационных задач__

16. С позиции сегодняшнего личного опыта стали бы Вы снова поступать в медицинский вуз?

- Стал бы снова поступать в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

- Стал бы поступать в другой медицинский вуз.

- Стал бы поступать в НЕмедицинский вуз.

- Выбрал бы среднее специальное медицинское образование.

- Другой вариант____________

17. Насколько оправдались Ваши ожидания в связи с распределением (с заключение договора с лечебным учреждением)?

- Заключил (а) договор с желаемым лечебным учреждением.

- Выбор был ограничен, заключил (а) с тем ЛПУ, которое оставалось.

- Договор до сих пор не заключен.

- Ваш вариант ответа________

18. Планируете ли Вы после окончания университета работать в медицине?

- Да, медицина - то, чем я хочу заниматься.

- Да, но если бы появилась возможность заняться чем-то другим - сделал бы это.

- Первое время - да, но буду искать другие варианты.

- Нет, медицина - это не мое.

- Ваш вариант ответа:___________

19. Представляете ли Вы себе содержание работы в первичном звене?

- Да, достаточно хорошо.

- В общих чертах представляю.

- Представляю очень слабо.

- Не имею представления.

- Укажите, что для Вас остается непонятным______

20. Как Вы считаете, какая составляющая качества медицинской помощи является наиболее значимой?

- Выполнение профессиональных функций.

- Использование ресурсов.

- Контроль степени безопасности оказанной медицинской помощи (соотношение польза/риск для пациента).

- Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием.

21. Рассматриваете ли Вы для себя возможность работы в качестве преподавателя в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России?

- Пока нет, мало опыта.

- Нет, для меня это не представляет интереса.

- Рассматриваю в перспективе.

- Работаю на кафедре сейчас в качестве лаборанта.

- Хотел (а) бы трудоустроиться на кафедру уже в ближайшее время.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»