Уважаемые коллеги!

Прошедший 2020 г. принес в медицинское образование изменений больше, чем 2 предыдущих десятилетия. Предметом многолетних дискуссий была сама возможность применения дистанционных технологий в медицинском образовании, пандемия заставила нас переориентироваться и внедрять дистанционные технологии в медицинских вузах за считанные недели. Доступ к пациентам, и ранее затрудненный, теперь стал еще и опасным как для пациентов, так и для студентов, вузам пришлось еще шире внедрять симуляционные технологии, стали развиваться образовательные продукты на основе дополненной реальности. Собирать студентов в больших аудиториях для чтения лекций теперь небезопасно, а опыт прошедших месяцев показал, что и не очень целесообразно, и многие вузы уже решили, что и после пандемии не вернутся к формату аудиторных лекций. Впервые в этом году для приема абитуриентов пришлось внедрять онлайн-собеседования и прием документов в электронном виде.

Но так ли все гладко?

Конечно, нет - сложившаяся в медицинском образовании ситуация повлекла множество сложно решаемых проблем. Да, лекции перенесены в облачные инструменты, но как убедиться, что студенты в них участвуют и вникают, а не включают, только чтобы отметиться? Как решать проблемы при отсутствии доступа как к пациентам, так и в симуляционные центры, как это было при массовых локдаунах? Как убедиться, что во время онлайн-экзаменов студенты не жульничают? Как заставить студентов, не привыкших к самостоятельному обучению, заниматься систематически?

Эти вызовы заставили преподавателей медицины по всему миру переосмыслить не только методы взаимодействия со студентами, но и глобальные подходы к преподаванию и оценке. Для вовлечения студентов стали широко использовать методику "перевернутый класс", которая была известна достаточно давно, но внедрять ее было некогда или попросту лень. Для итоговых оценочных процедур и приема абитуриентов вузы широко используют специальные программные решения для прокторинга - дистанционного наблюдения за студентами. Конечно, заместить отработку мануальных навыков инструментами дистанционного обучения достаточно сложно, и повсеместно вузы изменили режим доступа в симуляционные центры: теперь занятия происходят в малых группах, логистика выстраивается так, чтобы группы студентов не соприкасались при обучении в центрах, применяются средства индивидуальной защиты, обеззараживание воздуха и поверхностей. Особые сложности испытывают вузы, где освоение практических навыков сконцентрировано в коротком периоде в рамках учебной программы, и практика натаскивания на отдельные компетенции, проверяемые на II этапе аккредитации специалиста, в условиях эпидемии, без сомнений, продемонстрирует свою порочность.

Что особенно важно в этих условиях? Абсолютное большинство преподавателей медицинских вузов и колледжей не сдалось перед такими, невероятно сложными обстоятельствами. Мы видим множество примеров обратного: наши коллеги ищут эффективные инструменты для преподавания, оценки, развития навыков. На форуме "Росмедобр-2020", прошедшем в конце октября 2020 г., мы смогли поделиться опытом с единомышленниками со всего мира, узнали, какие методики и технологии эффективны сегодня в медицинском образовании. Статьи, которые мы получали в 2020 г., также рассказывают об успешных практиках, и нам хочется верить, что они полезны нашим читателям.

Дорогие коллеги, внедряйте новые методики, проверяйте их эффективность качественными исследованиями, а результаты вашей работы мы с огромным удовольствием опубликуем в нашем журнале. Здоровья вам в новом году и учеников, в чьи руки не страшно попасть!

Главный редактор, кандидат медицинских наук, З.З. Балкизов

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
Председатель организационного комитета 17-го Национального конгресса терапевтов - министр здравоохранения Российской Федерации - Михаил Альбертович Мурашко

Председатель организационного комитета 17-го Национального конгресса терапевтов - министр здравоохранения Российской Федерации - Михаил Альбертович Мурашко В программе конгресса запланированы более 150 образовательных секций, симпозиумов, клинических разборов, мастер-классов...

Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов

Уважаемые коллеги! Представляем оргкомитет 17-го Национального конгресса терапевтов (с международным участием) , который состоится 12-14 октября в МВЦ "Крокус Экспо" (павильон 3, Зал 20, г. Москва). · Президент Российского научного медицинского общества терапевтов,...

IV Съезд онкологов Московской области

IV Съезд онкологов Московской области 7 октября 2022 года Активное развитие онкологической службы позволяет эффективно решать проблемы, возникающие на всех уровнях оказания помощи пациентам с онкозаболеваниями. Одним из успешных примеров такого взаимодействия является IV...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»