Всемирная федерация медицинского образования (WFME) подчеркнула важность влияния условий на результаты обучения студентов. Для общества и системы здравоохранения важным остается то, что уровень знаний и практическая подготовка студентов медицинских вузов оказывают значимое влияние на здоровье и качество жизни других людей. Образовательная среда оказывает влияние не только на подготовку студентов во время обучения в вузе, но и на профессиональную деятельность на протяжении всей их будущей медицинской карьеры [1]. В современной системе подготовки медицинских кадров по разным специальностям значимым фактором качественной подготовки будущего специалиста является образовательная программа. Важнейшим показателем качества образовательной программы также признана образовательная среда [2-4]. Общепризнано, что образовательная среда влияет на формирование компетенций и успешность обучающихся [5-7]. Образовательная среда представляет один из параметров оценки программ медицинского образования во всем мире. За последние четыре десятилетия было разработано несколько инструментов для ее оценки [8-10]. В мировом образовательном пространстве последнее десятилетие стало периодом стремительных изменений в миссиях и подходах к подготовке кадров для разных медицинских профессий. Образовательная среда, определяемая как все, что происходит в классе, на кафедре, факультете или в университете, имеет решающее значение для определения успешности медицинского образования бакалавров [11]. Во многих университетах мира проводились исследования образовательной среды, но такие исследования практически отсутствуют в России. Существующий массив научной литературы наиболее полно освещает вопрос оценивания качества знаний учащихся общего уровня образования, но вопрос оценки качества образовательной среды в высшей школе менее изучен, практически не предлагаются валидные инструменты для оценки образовательной среды при подготовке бакалавров сестринского дела в России [12, 13].
Цель исследования - на основе применения международного инструмента Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM) для оценки образовательной среды разработать адаптированную российскую версию опросника и провести оценку образовательной среды по программе подготовки бакалавров сестринского дела в России.
Материал и методы
В России подготовка бакалавров сестринского дела ведется в течение 4 лет. В исследовании приняли участие 89 сту-дентов-бакалавров сестринского дела II-IV курсов. Базой исследования стал ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Исследование проводили в период с января по май 2020 г. в рамках выполнения гранта между ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и Fundacio Tecnocampus Mataro-Maresme (Фундасио Технокампус Матаро-Марезме) (Испания) на проведение Международного образовательного проекта № 2019-1-Es01-KA203-065836 по теме "Цифровой инновационный инструментарий в области сестринского образования (I-BOX)". Инструментом исследования выбран валидный опросник DREEM, который признан в мире, переведен на 8 языков и используется как минимум в 20 странах. Инструмент DREEM применяется для диагностики недостатков в определенной образовательной среде [13]. Инструмент DREEM оценивает образовательную среду по 5 шкалам: восприятие обучения студентами, восприятие студентами преподавателей, восприятие студентами своих возможностей к обучению, восприятие студентами атмосферы образовательной среды и социальное самовосприятие студентов [14]. В рамках исследования образовательной среды в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) инструмент DREEM для оценки качества образовательной среды переведен с английской на русскую версию и методом двойного слепого рецензирования адаптирован для оценки образовательной среды в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Применена следующая методика адаптации российской версии:
1. Перевод инструмента DREEM c англоязычной версии двумя не связанными между собой переводчиками.
2. Сопоставление результатов перевода, выявление отличий.
3. Оценка социологом предложенного варианта инструмента DREEM для российской аудитории.
4. Определение более точного варианта ответа, предложенного переводчиками (критерий: согласен/не согласен).
5. Апробация российского варианта инструмента DREEM на фокус-группе из 6 студентов Сеченовского Университета [бакалавры сестринского дела II-IV курса обучения (с каждого курса по два случайным образом выбранных студента)].
6. Определение психологом сложностей понимания и интерпретации вопросов инструмента DREEM студентами. Оценка результатов апробации и корректировка вопросов.
7. Перевод на английский язык разработанной русскоязычной версии инструмента DREEM.
8. Анализ результатов перевода российской версии на английский язык.
9. Оценка переводчиками результатов перевода (критерий: согласен/не согласен).
10. Утверждение российского варианта инструмента DREEM для опроса российских студентов Международным отделом Сеченовского Университета. Проведенное научное исследование и инструмент DREEM в российской версии имеют одобрение локального комитета по этике [протокол ЛЭК ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)] № 03-20 от 19.02.2020).
Опросник инструмента DREEM состоит из 50 вопросов, каждый из которых набирает 0-4 балла по 5-балльной шкале Лайкерта [15]. Респондентам (сту-дентам) предлагаются на выбор 4 варианта ответа на каждый вопрос: полностью согласен(-на), скорее согласен (-на), затрудняюсь ответить, скорее не согласен(-на), полностью не согласен(-на). По отрицательным заявлениям вопросов с номерами 4, 8, 9, 17, 25, 35, 39, 48, 50 баллы набираются в обратном порядке [16]. Методика оценки инструментом DREEM образовательной среды по шкалам представлена в табл. 1.
Таблица 1. Инструмент DREEM для оценки образовательной среды
Примечание. 1 - номер вопроса, который имеет отрицательный подтекст. Ответ на данный вопрос оценивается в обратном порядке.
Максимальный балл по шкале DREEM -200, что соответствует идеальной образовательной среде [17].
Анализ результатов исследования проведен на основе методов описательной статистики, с применением пакета программ Microsoft Office Excel 2016. Альфа Кронбаха оценивалась в программе SPSS Statistics 20.0.
Результаты
Опросник инструмента DREEM переведен с английского на русский язык по многоэтапной методике с адаптацией к оценке образовательной среды в вузе (например, школа заменена на вуз, термин "ученик" на "студент", термин "учитель" на "преподаватель"). Последний вариант адаптированного российского опросника был на 100% согласован переводчиками.
Адаптированная российская версия инструмента DREEM для оценки образовательной среды в вузе представлена в табл. 2.
Таблица 2. Адаптированная версия инструмента DREEM
На следующем этапе проведена апробация российской версии инструмента DREEM в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет): оценивали образовательную программу для подготовки бакалавров сестринского дела. По образовательной программе бакалавр сестринского дела в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) обучаются 96 студентов. На этапе адаптации российской версии оценки образовательной среды из исследования были выведены 6 студентов, участники фокус-группы. В итоговом исследовании образовательной среды приняли участие 89 студентов, так как один студент отказался. По гендерному признаку респонденты распределились следующим образом: женский пол - 94%, мужской пол - 6%. По курсам: II -30 (33,7%) студентов; III - 30 (33,7%); IV -29 (32,6%). Средний возраст студентов II курса - 20,3±0,49 года; III курс - 21,7±0,54; IV курс - 21,7±0,74. Коэффициент надежности шкал опросника инструмента DREEM был рассчитан с использованием критерия альфа Кронбаха (табл. 3).
Таблица 3. Коэффициент надежности шкал опросника (альфа Кронбаха)
Общая оценка образовательной среды по опроснику инструмента DREEM для студентов, обучающихся по программе бакалавриата "сестринское дело", составила 189,4 из 200 возможных баллов (94,7%). Оценка средних баллов по 5 шкалам инструмента DREEM выявила проблемы в образовательной среде программы бакалавриата "сестринское дело" (табл. 4). Идеальный показатель имеет шкала "Восприятие студентами атмосферы образовательной среды" (⩾3,0), шкалы "Восприятие обучения студентами", "Восприятие студентами преподавателей", "Восприятие студентами своих возможностей к обучению" имеют оценки среднего балла между 2 и 3, что соответствует критерию ⩾2. Наиболее низкую оценку имеет шкала "Оценка студентом своего социального самовосприятия", которая составляет 1,7, что ⩽2 и неудовлетворительно.
Обсуждение
Опросник DREEM - это международно признанный инструмент, поэтому очень важно, чтобы он сохранял свою сопоставимость при переводе на другой язык, отличный от оригинала. Для опросника DREEM рекомендовано использовать многоэтапную методику адаптации, так как это дает возможность согласовать расхождения, возникающие из-за перевода инструмента, заменив буквальный перевод терминами, которые соответствуют языковым и транскультурным особенностям страны и образовательной организации, в которой планируется применять инструмент DREEM, потому что это могут быть образовательные организации разного уровня: школа, колледж, вуз. Важно адаптировать формулировки опросника инструмента DREEM, проводя пилотное исследование в фокус-группах для определения и корректировки терминов, которые вызывают сомнение в их интерпретации, что может привести к ненадежным результатам, так как утверждения не были понятны для обучающихся. Студенты отвечали на вопросы опросника инструмента DREEM, используя шкалу из 5 вариантов типа Лайкерт, которая при кодировании и суммировании дает общий балл и имеет следующую интерпретацию: 0-50 - очень плохая образовательная среда; 51-100 - обилие проблем; 101-150 - скорее положительная, чем отрицательная среда; 151-200 - идеальная образовательная среда [11, 16]. Применение инструмента DREEM в российской версии позволило получить положительную оценку образовательной среды при подготовке бакалавров сестринского дела, соответствующую идеальной среде (189,4 балла). При этом несколько исследований по всему миру сообщили о результатах DREEM в диапазоне от 101 до 139 [17-19]. Применение критерия "альфа Кронбаха" для оценки коэффициента надежности в российской версии инструмента DREEM показало хорошие результаты для четырех шкал: "Восприятие студентами атмосферы образовательной среды", "Восприятие обучения студентами", "Восприятие студентами преподавателей", "Восприятие студентами своих возможностей к обучению". Низкие результаты и коэффициент надежности имеет шкала "Оценка студентом своего социального самовосприятия". По данной шкале в нескольких исследованиях встречаются также результаты низкого уровня [4, 13, 16]. В нашем исследовании совпадает низкий уровень оценки социального самовосприятия студентов и надежности данной шкалы. По результатам последней шкалы требуется анализ составляющих его элементов, чтобы определить причину низкой оценки. Результаты исследований в университетах разных стран показывают значимость изучения представлений студентов о той или иной образовательной среде [1, 4, 5, 11, 17, 20]. Применение инструмента DREEM в российской версии показало, что количественные и диагностические аспекты DREEM позволяют статистически анализировать восприятие студентов и выявлять сильные или слабые стороны образовательной программы бакалавриата "сестринское дело" в вузе.
Таблица 4. Средние оценки по 5 шкалам инструмента DREEM образовательной среды программы бакалавриата "сестринское дело"
Примечание. 1 - критерии оценки: ≤2 - неудовлетворительный показатель; 2-3 - рекомендуется улучшить этот показатель; ≥3 - идеальный показатель.
Заключение
В результате исследования установлено, что инструмент DREEM может применяться для оценки образовательной среды при подготовке бакалавров по направлению "сестринское дело" и других образовательных программ. Определено, что даже при идеальном уровне общей оценки образовательной среды требуется более глубокий анализ элементов инструмента DREEM. Возможности инструмента DREEM позволяют оценить сильные и слабые стороны образовательной среды по исследуемой образовательной программе и определить направления совершенствования образовательной среды. Результаты исследования образовательной среды программы подготовки бакалавров "сестринского дела" выявили неудовлетворительный уровень социального самовосприятия студентов в существующей образовательной среде, что требует совершенствования программы в этой области и последующего анализа эффективности перемен.
Литература
1. Mushtaq R. et al. Quality of educational environment at Wah Medical College: assessment by using dundee ready educational environment measure // J. Ayub Med. Coll. (Abbottabad). 2017. Vol. 29, N 3. Р. 441-444.
2. Xin Xu et al. Relation of perceptions of educational environment with mindfulness among Chinese medical students: a longitudinal study // Med. Educ. Online. 2016. Vol. 21, N 1. [Electronic resource]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/meo.v21.30664?scroll=top&needAccess=true/ (date of access February 11, 2020)
3. Hammond S.M., O'Rourke M., Kelly M., Bennett D., O'Flynn S. A psychometric appraisal of the DREEM // BMC Med. Educ. 2012. Vol. 12, N 2. [Electronic resource] URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1 186/1472-6920-12-2/ (date of access February 25, 2020)
4. Farooq S., Rehman R., Dias J.M., Hussain M. Perceptions of nursing students of educational environment at a private undergraduate School of Nursing in Karachi // JPMA (The Journal of the Pakistan Medical Association). 2018. Vol. 68, N 2. Р. 216-223.
5. Mogre V., Amalba A. Psychometric properties of the Dundee Ready Educational Environment Measure in a sample of Ghanaian Medical Students // Educ. Health. 2016. Vol. 29. Р. 16-24.
6. Nadeem A., Iqbal N., Yousaf A., Daud M.A., Younis A. Students perceptions of educational environment at Army Medical College, Rawalpindi: assessment by DREEM // Pak. Armed Forces Med. J. 2014. Vol. 64, N 2. Р. 298-303.
7. Al-Kabbaa A.F., Ahmad H.H., Saeed A.A., Abdalla A.M., Mustafa A.A. Perception of the learning environment by students in a new medical school in Saudi Arabia: areas of concern // J. Taibah Univ. Med. Sci. 2012. Vol. 7, N 2. Р. 69-75.
8. Roff S., Mcaleer S., Harden R.M., AL-Qahtani M., Ahmed A.U., Deza H. et al. Development and validation of the Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM) // Med. Teach. 1997. Vol. 19. Р. 295-299.
9. Soemantri D., Herrera C., Riquelme A. Measuring the educational environment in health professions studies: a systematic review // Med. Teach. 2010. Vol. 32. Р. 947-952.
10. Palomo-Lopez P. et al. Student perceptions of the education environment in a Spanish medical podiatry school // J. Foot Ankle Res. 2018. Vol. 11. Р. 14.
11. Asmita A.P., Vijaya L.C. Students' perception of the educational environment in medical college: a study based on dReEm questionnaire // Korean J. Med. Educ. 2016. Vol. 28, N 3. Р. 281-288.
12. Природова О.Ф., Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Оценка установочного компонента когнитивной задачи по структурно-дидактическим характеристикам движения глаз преподавателя // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 73-83.
13. Miles S., Swift L., Leinster S.J. The Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM): a review of its adoption and use // Med. Teach. 2012. Vol. 34, N 9. Р. e620-e634.
14. Khan J.S., Tabassum S., Yousafzai U.K., Fatima M. DREEM on: validation of the Dundee Ready Education Environment Measure in Pakistan // J. Pak. Med. Assoc. 2011. Vol. 61, N 9. Р. 885.
15. Prashanth G.P., Ismail S.K. The Dundee Ready Education Environment Measure. A prospective comparative study of undergraduate medical students' and interns' perceptions in Oman // Sultan Qaboos Univ. Med. J. 2018. Vol. 18, N 2. Р. 173-181.
16. Aguilar-Barojas S. et al. Validation of the Spanish translation of Dundee Ready Education Environment Measure // J. Res. Med. Educ. 2018. Vol. 7, N 26. Р. 13-23.
17. Kohli V., Dhaliwal U. Medical students' perception of the educational environment in a medical college in India: a cross-sectional study using the Dundee Ready Education Environment questionnaire // J. Educ. Eval. Health Prof. 2013. Vol. 10, N 5. Р. 1-6.
18. Anwar M.S., Anwar I., Ghafoor T. Medical students' perceptions of educational environment in remote and urban area medical colleges // Adv. Health Prof. Educ. 2015. Vol. 1. Р. 18-23.
19. Park K.H., Park J.H., Kim S., Rhee J.A., Kim J.H., Ahn Y.J. et al. Students' perception of the educational environment of medical schools in Korea: findings from a nationwide survey // Korean J. Med. Educ. 2015. Vol. 27. Р. 117-130.
20. Майлс С., Свифт Л., Лайнстер С.Дж. Быстрая система оценки образовательной среды Университета Данди (Dundee Ready Education Environment Measure, DREEM): обзор ее использования и внедрения в практику (пер.; под ред. Авакян Э.И.) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. № 2. С. 150-174.