"Эволюция - это лозунг наших предложений" (интервью с Сергеем Федоровичем Багненко)

Мед. образование и проф. развитие. - 2011. - № 1. - С. 76-80.

Сегодня реформирование системы оказания скорой медицинской помощи (СМП) в стране является одним из наиболее обсуждаемых преоб­разований ввиду его значимости как для просто­го населения, так и для работников медицин­ской сферы. Неотложная медицинская помощь (НМП) - сфера оказания услуг, от которой зависят миллионы жизней. Возможно, именно поэтому каждый шаг преобразований вызыва­ет бурные отклики. У реформы есть как сто­ронники, так и противники. Хотя нововведения активно обсуждаются на радио, телевидении и в прессе, остаются моменты, которые следу­ет осветить еще раз. Вопросы реформы затра­гивались на II Международном конгрессе трав­матологов и ортопедов "Повреждения при дорожно-транспортных происшествиях и их последствия: нерешенные вопросы, ошибки и ос­ложнения", который состоялся 24 и 25 марта 2011 г. в Москве. Участник конгресса, дирек­тор НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, член-корреспондент РАМН и один из авторов концепции развития и реформирования СМП на догоспитальном и госпитальном этапах в РФ профессор Сергей Федорович Багненко рассказал нам о том, как возникла эта идея, что она из себя представляет и с какими проблемами столк­нулись реформаторы.

Сергей Федорович, Вы блестяще окончили Военно-медицинскую академию и сразу же полу­чили должность начальника медицинской службы корабля, а затем работали в должности хирурга в Республике Афганистан. Этот опыт каким-то образом повлиял на Вашу сегодняшнюю деятель­ность, связанную с реформированием системы оказания экстренной помощи в России?

Думаю, что мой опыт пригодился. Воз­можно, именно благодаря ему моя кандида­тура более всего подходит для роли коорди­натора проводимых в стране реформ скорой помощи. Я из военных, и в свое время мне пришлось 2 года быть ведущим хирургом мед­санбата в Афганистане, где я на практике смог оценить всю важность оказания экстренной

медицинской помощи (МП) пострадавшим. В данный момент я - директор Института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, ко­торый еще с 1957 г. занимается этой пробле­мой. Хочу отметить, что до этого времени в нашей стране экстренной помощью в основ­ном занимались военные хирурги, и толь­ко наш НИИ, а также НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Военно-медицин­ская академия традиционно занимаются этой проблемой.

Следует отметить, что экстренная помощь и военная медицина всегда были очень близки между собой. Так, специфика военной меди­цины прежде всего заключается в ее готовнос­ти оказывать экстренную помощь как на поле боя, так и в госпитале. Обучение в Военно-ме­дицинской академии ведется в соответствии с этим требованием. Хотя в академии преподают и выполняют как высокотехнологичные опе­рации, так и операции, которые традиционно относятся к плановой медицине (онкологичес­кие, реконструктивные и различного рода вос­становительные операции), но акцент всегда делается (и в этом военная медицина сильна) именно на оказание экстренной помощи. Об этом свидетельствует и мировой опыт пос­троения систем оказания МП, в частности в Соединенных Штатах, где эта система была построена впервые. Она базировалась на опы­те войны в Корее и во Вьетнаме. Система но­сит название Emergency Medical Service System, т.е. система оказания неотложной помощи, и включает в себя как догоспитальный, так и гос­питальный этапы. Прежде всего она направле­на на оказание помощи при травмах.

Расскажите, пожалуйста, подробнее, как раз­вивалась эта система?

В начале 1980-х гг., когда эта система строи­лась, упор был сделан именно на опыт оказания помощи в условиях военных действий. Через 10 лет, когда в Соединенных Штатах стали прово­дить анализ тех технологий, которые оказали наибольшее влияние на совершенствование

оказания экстренной помощи, в систему вклю­чили компьютерную томографию (потому что на тот момент это была настоящая революция в лучевой диагностике), лапароскопию, ангио­графию и другие новейшие технологии. Тогда хирурги абсолютным большинством го­лосов поставили на 1-е место именно Emergen­cy Medical Service System, так как именно эта система спасла наибольшее количество жиз­ней. Она предполагает наличие специализи­рованных травмацентров, куда направляются пострадавшие в соответствии с полученными ими травмами, распределение по травмацент-рам весьма эффективно.

Как известно, в России высок процент трав­матизма населения в дорожно-транспортных происшествиях. Реформирование СМП на догос­питальном и госпитальном этапах в нашей стране призвано улучшить эту ситуацию. Как это будет работать в новой системе?

Когда мы выбирали направление в рефор­мировании оказания помощи пострадавшим в ДТП, мы опирались на мировой опыт, ко­торый полностью соответствует военному. Мы выяснили, что при тяжелых сочетанных по­вреждениях, чаще всего возникающих в ДТП, помощь должна оказываться в специально под­готовленных для этого центрах. Даже если этот центр находится чуть дальше, чем ближайшая больница, все равно необходимо везти постра­давшего именно туда. Второй важный момент: эти центры должны быть расположены таким образом, чтобы больного могли доставить в течение часа ("правило золотого часа"). Пото­му что если основная помощь не оказывается в течение первого часа, то шансы выжить для пострадавшего значительно уменьшаются. Все это мировой опыт, на основе которого мы строили концепцию реформирования в нашей стране, и предложение "1 центр на миллион жителей", которое мы выдвигаем - это общемировой показатель. Стационары должны быть оборудованы специальными противошоковы­ми операционными, нужно обеспечить нали­чие всех новейших технологий, необходимых для оказания должной помощи пострадавшему.

При этом отметим, что в городах с населени­ем до 1 млн жителей не надо организовывать 10 центров, иначе они будут простаивать, а спе­циалисты не смогут поддерживать свою ква­лификацию, так как будут редко заниматься травмами. Таким образом, мы начали выстраи­вать систему, которая уже давно обсуждалась в обществе. Это система травмацентров, которые подразделяются по уровням.

По каким критериям травмацентры подразде­ляются на урочни и чем они отличаются друг от друга?

Идеальный вариант - это травмацентр 1-го уровня. Как правило, это областные, краевые и республиканские больницы, в которых есть все специалисты, технологии, оборудование и медикаменты, необходимые для лечения по­страдавших. Нужно, чтобы в больнице была оборудована противошоковая операционная и сформирована обученная бригада, которая смо­жет оказать помощь пострадавшему в первые сутки и при необходимости привлечь других специалистов. Все пострадавшие с сочетанной травмой должны попадать именно в эти трав-мацентры. Но, к сожалению, много травм воз­никает на дорогах, между городами, и, чтобы успеть в "золотой час", каретам скорой помощи приходится везти пострадавших до ближайшей больницы. Поэтому вдоль трасс пришлось сде­лать филиалы, так называемые "выдвинутые" центры, которые относятся к травмацентрам 2-го уровня. Травмацентры должны распола­гаться друг от друга на расстоянии прибли­зительно от 70 до 150 км в зависимости от ка­чества покрытия дорог, плотности движения, количества травм на этом участке дороги и с учетом особенностей местного населения, так как кроме дорожных травм обязательно будут присутствовать бытовые, спортивные, произ­водственные травмы, травмацентры должны покрыть и эту проблему. Таким образом, была создана концепция по совершенствованию оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Сегодня в Интернете можно найти списки травмацентров той или иной страны, где система оказания экстренной помощи предполагает их на

личие. Существует ли в России подобный список травмацентров и где его можно найти?

Конечно, список российских травмацентров надо сформировать и разместить в Интернете для того, чтобы он был в свободном доступе, и все желающие могли бы с ним беспрепятствен­но ознакомиться. Думаю, что в ближайшее вре­мя мы подготовим список и опубликуем его на сайте нашего института.

Травмацентры в России вводятся в соответс­твии с указом Президента и постановлением Правительства РФ в рамках осуществления национальных проектов. Прежде всего они вводятся на федеральных трассах, поскольку наиболее тяжелыми повреждениями являют­ся травмы, полученные при ДТП. Почти 70% всех сочетанных травм связаны с автоавариями. Поэтому абсолютно правильным решением было организовать травмацентры вдоль трасс. Можно сказать, что если до объявления нацио­нального проекта (2006-2007 гг.) на дорогах по­гибали 35 тыс. человек в год, то за 3 года с помо­щью травмацентров мы уменьшили эту цифру на 9 тыс. Количество погибших сократилось с 35 до 26 тыс., и это очень серьезно. Однако сле­дует заметить, что пока это в 3 раза больше, чем в среднем по Европе (раньше было в 4 раза). Хотя у нас есть такие регионы, как, например, Мос­ква, Татарстан, подтягивающийся к ним Санкт-Петербург, где на 100 тыс. населения приходится уже не 18, а 9-10 погибших. Это лучший показа­тель, чем в других регионах.

Понятное дело, что качество НМП зависит не только от травмацентров как стационар­ного звена, но и от скорой помощи, которая осуществляется на догоспитальном этапе, по­скольку большое количество пострадавших по­гибает еще до приезда в больницу. Жизнь или смерть зависят от того, как быстро приедет ма­шина и примет пострадавшего, какая именно карета скорой помощи будет предоставлена.

Есть ли существенная разница между карета­ми скорой помощи?

Конечно. Есть скорые с одним фельдшером, машины, в которых присутствуют фельдшер и врач, и скорые, в которых есть и реанимато

лог, и дыхательный аппарат, и искусственная вентиляция, и кислород, и инфузии - это так называемый реанимобиль. При тяжелых по­вреждениях нужно, чтобы помощь оказывал реанимобиль.

Можно ли все кареты скорой помощи сделать реанимобилями?

Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, если все скорые сделать реанимобилями, то реаниматологи начнут выезжать на все посту­пающие вызовы, что чревато для них потерей квалификации. 90% всех вызовов в основном требуют помощи фельдшеров, если реанима­тологи будут выполнять фельдшерские обязан­ности, то реаниматологические будут для них стрессом. Так устроен специалист: он должен поддерживать свою квалификацию постоян­ной соответствующей нагрузкой, без нагрузки он дисквалифицируется.

Можно ли сказать, что в производимых ре­формах экстренной помощи тесно переплетаются 2 концепции: оказание помощи при сочетанной травме посредством введения системы травмацен-тров и совершенствование самой скорой помощи?

Они тесно между собой переплетаются, но это 2 разные концепции. Одна только для со-четанной травмы, охватывающая и госпиталь­ный, и догоспитальный этапы, но упор делает­ся на первом. Другая концепция во главу угла ставит усовершенствование оказания помощи на догоспитальном этапе, хотя также включает в себя и госпитальный этап, поскольку предпола­гает наличие специализированного приемного отделения (это может быть и обычное приемное отделение, которое способно работать как отде­ление экстренной помощи в требующих этого случаях). По этому поводу подготовлен специ­альный приказ Министерства здравоохранения РФ, который уже вступил в силу, но пока это пилотный проект, действующий в 4 регионах. Я надеюсь, что в будущем он будет запущен на всей территории Российской Федерации.

В чем заключаются основные затруднения при внедрении предложенной реформы скорой помощи?

Как и любая реформа, она должна проходить поэтапно. Самое главное здесь - избежать ре

волюции. Эволюция - это лозунг наших пред­ложений. Скорая помощь - это очень чувст­вительная сфера МП в нашей стране, и мы не можем себе позволить хотя бы немного ее ухуд­шить. Каждый шаг реформы должен предпола­гать улучшение системы. Конечно, есть огра­ничительные ресурсы, и в связи с этим должны приниматься соответствующие региональные программы. Нужно понимать, что федераль­ный бюджет не может провести все реформы, это также сфера ответственности региональных и муниципальных бюджетов. Но сейчас не все муниципальные бюджеты в состоянии реали­зовать реформу. Однако общий вектор задан, и начинать нужно с отделений экстренной помо­щи стационаров.

Следующий этап - переход на современное шасси. Для этого нужны качественные автомо­били, например, "Fiat Ducato", "Ford Transit", "Volkswagen Transporter", у которых техничес­кое обслуживание налажено таким образом, что водителю из бригады врачей не нужно пре­вращаться в техника и постоянно заниматься ремонтом автомобиля. К сожалению, в данный момент в автопарке российской скорой помо­щи много автомобилей, которые не соответс­твуют требованиям, и порой даже не в состоя­нии вовремя прибыть на место вызова.

Еще одна проблема - человеческий фактор. Когда мы говорим о новой скорой помощи, нужно иметь ввиду не только современные ав­томобили, оборудованные новейшей техникой для оказания экстренной МП, но и специально подготовленную бригаду врачей, в которой бу­дут присутствовать и специалисты, способные не только оказывать помощь, но и управлять ав­томобилем скорой помощи. Допустим, фельд­шеры, которых готовят именно для скорой помощи, могут получать водительские права в процессе обучения. Поэтапно это может ре­шить и проблему дефицита кадров. Кроме того, появится преемственность. Например, если в бригаде водителем будет работать второй фельд­шер, он сможет ассистировать во время ока­зания помощи главному специалисту и таким образом набираться опыта. Но как только мы

озвучили эту идею, нас обвинили в желании посадить за руль всех фельдшеров, которые сейчас работают. Хочу уверить, что такого жела­ния, нет, тем более, что большинство врачей - женщины, которым это будет не под силу. Но на перспективу мы это обозначили, потому что эта система эффективна, во всем мире параме-дики сами водят машину.

Конечно, для любой реформы есть психо­логический фактор сопротивления. Но сей­час я все больше и больше вижу понимание. Большинство врачей активно обсуждают идею новых реформ и перестают пугаться того, о чем мы говорим. Ведь суть реформы состоит не в том, чтобы все полностью изменить, а в том, чтобы улучшить оказание НМП. Благо­даря реформам приемные отделения больниц станут мощными, с круглосуточными техно­логиями, с соответствующим зонированием, в которых главным будет больной. Они станут своего рода прототипами Emergencyroom или Emergencydepartment, которые есть сейчас во всем мире, это та система оказания помощи, которую наша страна могла наблюдать в из­вестном сериале "Скорая помощь". Реформа должна проводиться поэтапно, постепенно, это понимает и Министерство здравоохране­ния РФ, и мы это понимаем и всегда открыты к диалогу.

Сергей Федорович, на Конгресс травмато­логов и ортопедов, в котором Вы приняли учас­тие, приехали также иностранные коллеги, ко­торые поделились своим опытом. В частности, председатели программ ATLS (Advanced Trauma Life Support) и PHTLS (Prehospital Trauma Life Support) из Американского колледжа хирургов планируют организовать в России курсы подго­товки специалистов по этим программам. Что Вы думаете по поводу их выступлений?

Мы всегда рады учиться. Поэтому то, что на Конгресс были приглашены наши коллеги из других стран, которые рассказали о своем опыте, очень хорошо. Нам было приятно уви­деть здесь председателей программ Advanced Trauma Life Support и Prehospital Trauma Life Support. Эти реформы сейчас проводит весь

мир. В данный момент они активно идут в Прибалтике, Румынии и других странах. Все то, что делаем мы, они тоже делают. В про­цессе разработки нашей концепции мы поз­накомились со множеством систем оказания помощи в мире: в Соединенных Штатах, в большинстве европейских стран; ближе все­го нам немецкая система. К нам и медицина в основном пришла из Германии: большинство профессоров, которые работали и жили в Рос­сии, имели немецкое образование или были как-то связаны с этой страной. Помимо Гер­мании, стоит отметить Швецию, Голландию и Францию. Сейчас мы более близки к построе­нию немецкой или французской системы ока­зания экстренной помощи. Хотя традиционно считалось, что франко-германская система - это догоспитальная врачебная скорая помощь, а англо-американская - в основном парамедики, сейчас они практически сливаются друг с дру­гом: врачебная система на догоспитальном этапе становится Emergency, а догоспитальная приравнивается к парамедикам, но со специа­лизированными реаниматологическими брига­дами для сложных случаев, которые работают в режиме рандеву, т.е. усиления: вначале выезжа­ет парамедик, на усиление едет реаниматолог. И мы к этому придем - постепенно, поэтапно, не исключая работы врача линейной бригады и фельдшера, вскоре все большее количество вызовов будет осуществляться фельдшерскими бригадами, реаниматологи будут находиться в реанимационных отделениях, всегда готовые выехать на место при необходимости.

В Конгрессе приняли участие и выступили со своим докладом сотрудники Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", также участвую­щего в реализации реформы скорой помощи. Сотрудничаете ли Вы с этой организацией?

Программу по совершенствованию оказа­ния помощи при сочетанной травме и рефор­му скорой помощи в стране мы осуществляем в тесном взаимодействии как раз с Центром медицины катастроф "Защита". С его руково­дителем Сергеем Федоровичем Гончаровым и со многими сотрудниками этой организации мы знакомы много лет. У нас существует раз­деление: подготовка документов, согласова­ние действий, механизмы функционирова­ния и управление системой оказания МП при чрезвычайных ситуациях, в которую обяза­тельно включаются травмацентры, находят­ся в сфере компетенции ВЦМК "Защита", а все то, что касается стандартов оказания МП, т.е. ее содержательной части, курируют НИИ им. И.И. Джанелидзе, НИИ им. Н.В. Склифо-совского и другие профессиональные сообщес­тва, занимающиеся этой проблемой. Нужно сказать, что на сегодняшний день по многим пунктам реализации постановлений прави­тельства мы являемся соисполнителями и ак­тивно сотрудничаем. Кстати, ВЦМК "Защита" является и ответственным исполнителем феде­ральной целевой программы, я имею ввиду ее медицинской части.

Выступления Сергея Федоровича Багненко, сотрудников ВЦМК "Защита" и многих других докладчиков состоялись 24 и 25 марта 2011 г. на Конгрессе "Травматология-2011", прошедшем в Российской академии государственной служ­бы при Президенте РФ. Конгресс проводился при поддержке Европейской ассоциации травм и экс­тренной хирургии и Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова.

Пресс-служба II Международного конгресса травматологов и ортопедов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»