Опыт применения современных технологий обучения студентов для профессионального становления

Резюме

В настоящее время в медицинских вузах Российской Федерации постоянно идет поиск оптимальных способов и технологий для овладения студентами практическими умениями, которых очень много в профессии врача. Для практического освоения медицинских манипуляций студентами I курса были использованы современные технологии (виртуальные, симуляционные), при применении которых необходимо создание методической документации и профессиональной среды. Оценку эффективности овладения студентами практическими навыками проводили как во время занятия, так и по результатам зачетного занятия, а также по дневникам производственной практики.

Ключевые слова:медицинское образование, профессионализм, эффективность обучения, компетентность

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Опыт применения современных технологий обучения студентов для профессионального становления будущих врачей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 85-90. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13007

В профессиональном становлении будущих врачей большая роль в настоящее время отводится реалистическому созданию конкретных ситуаций при обучении студентов медицинского вуза, чему также способствует внедрение виртуальных технологий (в том числе кейс-технологий, симуляционных), а также ограничение работы студентов с больными в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) [1, 2].

Цель идеального варианта всего образовательного процесса вуза - формирование на основе знаний практических навыков, что можно осуществить только через совокупный набор различных практических форм обучения, применяемых в профессиональной среде, которая создается в отделениях ЛПУ или в виртуальной реальности (фантомном или симуляци-онном классе) [3, 4].

Сегодня к стратегическим направлениям деятельности профессорско-преподавательского состава вуза относят и разработку интерактивных методов, и их внедрение в процесс обучения студентов, создание условий для формирования профессиональных навыков, что и определяется содержанием высшего образования в РФ [5]. Зрелый профессорско-преподавательский состав, особенно в медицинском университете, привержен к классической, фундаментальной медицине, понимаемой как поиск и практическое обучение конкретным заболеваниям у постели больного, которые дают определенные знания обучаемым студентам [6].

Вместе с тем сейчас преподаватель должен также искать оптимальные способы, методы и технологии для того, чтобы студенты овладели практическими умениями, которых очень много в профессии врача. Поэтому программа подготовки специалистов медицинского профиля требует обязательного овладения конкретными практическими навыками, что возможно осуществить только при создании профессиональной образовательной среды, как виртуальной, так и реальной, а также при применении не только общих, но и конкретных ситуационных методов [7, 8]. Обучение студентов должно быть нацелено на приобретение опыта практической работы уже с первых курсов и соответствовать требованиям к выпускникам медицинских вузов.

С 2012 г. в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России реализуется проект, в рамках которого студенты первых курсов должны приобрести начальный опыт профессиональной практической направленности. Этой специальной профессиональной (медицинской) направленности соответствуют учебные дисциплины "Уход за терапевтическими больными" на лечебном факультете и "Уход за терапевтическими и хирургическими больными взрослыми и детьми" на педиатрическом факультете. При освоении практических навыков по этим дисциплинам студенты впервые погружаются в профессиональную среду (ПС) их будущей деятельности. Кроме того, эти дисциплины содержат много практических навыков, с которыми студент должен не только ознакомиться, но и овладеть ими, а также уметь применять их во время прохождения производственной практики в ЛПУ в качестве младшего (санитарка) и среднего (медсестра) медицинского персонала.

Такая ситуация требовала изменения процесса обучения студентов, для чего мы в специально оборудованных классах на кафедре использовали современные виртуальные и симуляционные технологии.

Овладение студентами практических навыков проверялось в базовых отделениях больниц г. Красноярска: Сибирский клинический центр ФМБА, Краевой клинической больнице и больнице скорой медицинской помощи (БСМП).

Современные технологии по обучению практическим навыкам студентов (ситуационные, виртуальные, кейс-технологии и др.) в нашем понимании имеют общую основу, которая включает:

- создание ситуаций, приближенных к профессиональной деятельности студента;

- формирование его активной самостоятельной деятельности;

- выполнение конкретных медицинских манипуляций, имеющих практическое применение в будущей профессии;

- развитие познавательной деятельности студентов;

- развитие коммуникации между студентами.

В зависимости от используемого оснащения для овладения конкретным практическим навыком мы выделили умения: простые (использование муляжей, фантомов); средней сложности (использование симуляторов) и сложные ("Виртуальный пациент", "Виртуальный хирург", компьютерные виртуальные манипуляции и т.д.). В обучении практическим профессиональным навыкам первокурсников мы использовали в основном простые виртуальные технологии и только в темах "Парентеральное введение лекарственных веществ" и "Сердечно-легочная реанимация" использовались технологии средней сложности, в частности симуляционные технологии.

Современные технологии обучения разнообразны, и их применение зависит от цели изучаемой в дисциплине темы.

Цель работы - оценить опыт применения современных технологий в обучении студентов-первокурсников в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России и определить их значение в будущей профессиональной деятельности.

Материал и методы

Образовательный процесс, анализ, наблюдение, интервьюирование, оценка результатов контроля.

В обучении студентов по указанным выше дисциплинам мы использовали как традиционные, так и инновационные (виртуальные, симуляционные) технологии для овладения практическими умениями. Чтобы первокурсники точно выполнили виртуальные манипуляции, необходимо было создать алгоритмы этих медицинских манипуляций в соответствии с темами учебного плана и разработать их контроль, что потребовало создания контрольных листов.

Результаты

По нашим наблюдениям, при использовании методического обеспечения на занятии во время освоения практической манипуляции хорошо усваиваются те манипуляции, алгоритмы которых не являются объемными, легко запоминаются, понятные, вызывают у студентов интерес и мотивируют к деятельности. На наш взгляд, методические материалы для осуществления современных технологий должны быть интегрированы в другие специальные дисциплины при дальнейшем обучении студентов на следующих курсах (общая хирургия, терапия и др.). При этом возможны необходимые дополнения к конкретно разбираемой ситуации во время работы с больными и переход на использование более сложных технологий, например виртуальных компьютерных, case-study (анализ конкретных практических ситуаций). Однако пока наблюдается разобщенность в создании методической документации по конкретным медицинским манипуляциям не только между кафедрами нашего вуза, но и между медицинскими вузами РФ.

Мы сравнивали наш алгоритм по теме "Промывание желудка" с алгоритмом по этой же теме ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Содержание одинаковое, но структура выполнения конкретной манипуляции разная. В РФ есть единый учебный центр, который мог бы собрать эту документацию и привести ее к единообразию, чтобы преподаватели разных кафедр и вузов не дублировали работу друг друга, а имели единые стандарты этих манипуляций.

Оценку применения современных технологий усвоения практических навыков студентами мы проводили на тематическом занятии и по ведомостям дифференциального зачета, где средний балл составил 4,7 на лечебном факультете и 4,5 на педиатрическом. Это указывает на достаточно высокий процент освоения практических навыков по применяемым технологиям, но, тем не менее, были студенты, которые не в состоянии выполнить алгоритм практического умения по современным технологиям изучаемой темы, что требовало от них повторного освоения конкретного практического навыка и приводило к пересдаче зачета. Оценку эффективности усвоения практических навыков можно проводить также по дневникам производственных практик, которые студенты оформляют во время практики на рабочих местах младшего и среднего медперсонала после I и II курсов обучения.

При проведении практического занятия с использованием современных (интерактивных) технологий мы обязательно определяли структуру занятия и цель, что способствовало подбору его оснащения и соответствующему теме методическому обеспечению. В зависимости от разбираемой темы и характера практических навыков структура занятия могла включать несколько этапов.

Этап I - введение в тему, определение цели занятия, преподаватель ставит вопросы и объясняет основные этапы действия по алгоритму.

Этап II - самостоятельная работа студентов в малых группах, дается примерное время на освоение в зависимости от сложности практического навыка.

Этап III - контроль выполнения манипуляции каждой малой группой студентов (1-2 человека), остальные студенты следят вместе с преподавателем за процедурой.

Этап IV - работа над ошибками, повторение неусвоенных элементов навыка.

Опыт внедрения современных технологий (симуляционных, виртуальных) показал, что эти технологии действительно способствуют формированию активной деятельности студентов, вызывают интерес и мотивируют к изучению дисциплины, позволяют повысить наглядность обучения, улучшить усвоение получаемых знаний студентами и превращать знания в умения. Только такой практико-ориентированный учебный процесс с помощью применения современных активных технологий позволяет студентам ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России уже на I курсе обучения овладеть манипуляциями младшего и среднего медперсонала. Манипуляции, выполняемые младшим и средним медперсоналом, которые осваиваются студентами на указанных дисциплинах, можно рассматривать как успешную адаптацию студентов к будущей профессии врача.

Опыт обучения профессиональным умениям по современным технологиям также определил, что они могут осуществляться только в профессиональной среде. В организации профессиональной среды первокурсника большая роль на кафедре отведена преподавателю. Профессиональная среда создается в фантомном или симуляционном классе, там виртуально осваиваются практические манипуляции, которые затем выполняются в отделениях ЛПУ, где студенты попадают в реальную медицинскую среду. Все это свидетельствует об активном погружении первокурсников-медиков в профессиональную среду. Некоторым студентам она не нравится, и они уходят из медицинского вуза, о чем свидетельствует определенный процент отсева студентов после I и II курса обучения в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

Выводы

1. Опыт применения современных технологий в практическом обучении студентов-первокурсников на кафедре, где преподают "Уход за больными и неотложную помощь", показал, что эти дисциплины способствуют знакомству будущих врачей с особенностями врачебной профессии, развитию самостоятельной деятельности студентов, повышению наглядности образования. Освоение медицинских манипуляций осуществляется по определенной схеме занятия в специализированных классах, содержащих фантомы, муляжи, симуляторы и оснащение для манипуляций, которые воспроизводятся с применением алгоритмов и контролем овладения навыками по вопросам, чек-листам во время зачета.

2. Погружение первокурсников-медиков в профессиональную среду способствует развитию личности студента, формирует у него профессиональные способности и умения самостоятельно применять практические навыки на практике в ЛПУ, а также предупреждает попадание в профессию случайных людей, которым эта среда не нравится.

3. Профессиональная социализация будущих медиков становится эффективной, если в учебном процессе студентов уже с I курса будут применяться современные технологии активного обучения, цель которых - приблизить студента к профессиональной среде.

4. Важно создание единых стандартов по конкретным манипуляциям при обучении студентов в медицинском вузе.

Литература

1. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 41-45.

2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. Москва, 2008. 360 с.

3. Давыдова Н.С., Богославская Л.В., Теплякова О.В. Центр практических навыков. Новые возможности преподавания практических умений // Медицинское образование и вузовская наука. 2012. № 2. С. 61-63.

4. Okuda Y. et. al. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs // Acad. Emerg. Med. 2008. Vol. 15. Р 1-4.

5. Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Бахшиева С.А. Интеграция системы симуляционного обучения в действующую систему профессионального образования студентов первокурсников КрасГМУ // Педагогика и медицина в служении человеку: материалы III Всеросийсой научно-практической конференции. Красноярск: КрасГМУ, 2016. С. 105-109.

6. Полянская Н.А., Власенко Н.Ю., Гетман Н.А. Современные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций студентов-медиков // Успехи современного естествознания. 2015. № 9-1. С. 72-76.

7. Romanov M.G., Sologub T.V. Pedagogical technologies in medicine. Moscow, 2007: 112 p.

8. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad. Med. J. 2008. Vol. 84, N 997. Р. 563-570.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»