Обучение врачей общей практики навыку отоскопии с использованием симулятора

Резюме

В статье представлены результаты оценки уровня владения практическим навыком выполнения отоскопии врачами общей практики с различным стажем работы, а также врачами-терапевтами, проходившими подготовку на цикле профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)".

Цель исследования - изучить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики в зависимости от стажа работы и у врачей-терапевтов, слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" в зависимости от специальности преподавателя, проводившего обучение (врач общей практики либо врач-оториноларинголог).

Материал и методы. Исследование проводили с помощью опросника, включающего социально-демографические характеристики, и чек-листа для проверки уровня владения навыком отоскопии на базе кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Статистический анализ данных проводили с помощью программы SPSS 22.0 (SPSS Inc., США). В исследовании приняли участие 39 человек: 24 врача общей практики со стажем работы свыше 5 лет и 15 врачей-терапевтов.

Результаты. Анализ полученных результатов показал, что 86,7% врачей-терапевтов, прошедших обучение отоскопии с помощью тренажера, успешно справились с применением этого навыка, продемонстрировав правильное выполнение более 60% элементов манипуляции в соответствии с пунктами чек-листа, в отличие от врачей общей практики, среди которых достигли такого же результата только 40% (р<0,05).

Выводы. 1. Оценка уровня владения навыком отоскопии показала, что врачи общей практики, имеющие стаж работы, продемонстрировали достоверно более низкий уровень владения этой манипуляцией в сравнении с врачами-терапевтами, прошедшими подготовку по оториноларингологии с использованием тренажера-симулятора в рамках программы переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)". 2. Для более эффективного освоения отоскопии обучающимися может быть использован симулятор-тренажер. 3. Обучение отоскопии с помощью симулятора-тренажера может проводиться с сопоставимой степенью эффективности как специалистом-оториноларингологом, так и врачом общей практики. 4. Разработанный чек-лист для проверки уровня практического навыка отоскопии может быть внедрен для текущей оценки освоения данной компетенции, а также в процессе первичной специализированной аккредитации.

Ключевые слова:отоскопия, общая врачебная практика, практические навыки, аккредитация, симуляционное оборудование, чек-лист

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кузнецова О.Ю., Лопатин З.В., Овакимян К.В., Фролова О.И., Мадышева А.Р., Ключук Е.А., Гунина А.С. Обучение врачей общей практики навыку отоскопии с использованием симулятора // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 30-38. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13003

Отоскопия - один из наиболее часто используемых методов диагностики в общей врачебной практике. Это простой неинвазивный способ осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью специального прибора - отоскопа. Данная методика не требует длительного обучения для внедрения в повседневную врачебную практику, проста в исполнении, позволяет быстро оценить состояние наружного уха и барабанной перепонки, а при ее дефекте - состояние среднего уха. Отоскопия позволяет своевременно поставить диагноз, назначить лечение при заболеваниях уха и таким образом сократить поток пациентов к узкому специалисту (врачу-оториноларингологу). Это особенно актуально в период повышенной заболеваемости острыми респираторными заболеваниями. Востребованность данного метода диагностики объясняет внесение диагностического набора для оториноскопии в стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) в соответствии с приказом Минздравсоц-развития России от 15.05.2012 № 543Н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" [1].

Согласно М. Oyewumi и соавт. (2016), даже однократное занятие с отоскопическим тренажером значительно повышает диагностическую точность у врачей, проходящих обучение базовым навыкам в области оториноларингологии, независимо от их специальности [2]. Однако при анализе результатов, полученных при применении отоскопии врачами в реальной клинической практике, до сих пор выявляют диагностическую непоследовательность и гипердиагностику [3]. Данная проблема может быть связана с относительной ограниченностью образовательных программ, включающих отработку практического навыка выполнения отоскопии. Это касается малого числа часов, выделяемых на обучение врачей с помощью симуляционного оборудования, а также отсутствия инструмента для оценки владения навыками отоскопии. Все это снижает способность преподавателя обеспечить полноценную обратную связь и добиться эффективного результата в формировании навыка отоскопии у врачей общей практики (семейных врачей), обучающихся как на различных циклах повышения квалификации, так и в рамках реализации программ профессиональной переподготовки и ординатуры.

Цель исследования - изучить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики в зависимости от стажа работы и у врачей-терапевтов, слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" в зависимости от специальности преподавателя, проводившего обучение (врач общей практики либо врач-оториноларинголог).

Задачи исследования

1. Оценить уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики и врачей-терапевтов с помощью моделирующего устройства.

2. Изучить влияние социально-демографических характеристик на уровень владения навыком отоскопии у врачей общей практики и врачей-терапевтов.

3. Сравнить уровень владения навыком отоскопии у слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" в зависимости от специальности преподавателя (врач-оториноларинголог, врач общей практики).

Материал и методы

Исследование выполнено на базе кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. В исследовании приняли участие 39 человек: 24 врача общей практики со стажем работы свыше 5 лет и 15 врачей-терапевтов, обучающихся на цикле первичной профессиональной переподготовки, не имеющих опыта работы по специальности "общая врачебная практика". Врачи общей практики цикла усовершенствования ранее не проходили подготовку по овладению навыком отоскопии с использованием моделирующего устройства симулятора, оценка практических навыков выполнения этой манипуляции проводилась без предварительной подготовки.

Врачи-терапевты случайным образом были разделены на 2 группы: в 1-й преподавателем ЛОР-навыков был врач-оториноларинголог; во 2-й - практикующий врач общей практики (семейный врач).

Чек-лист для оценки уровня владения навыком отоскопии

Протокол исследования был утвержден локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. Перед исследованием всеми участниками было подписано добровольное информированное согласие и заполнена анкета, которая включала вопросы о социально-демографических показателях (пол, возраст, стаж работы). Оценка уровня практических навыков по отоскопии проводилась на моделирующем устройстве (фантом-симулятор KK.MW12) с помощью предварительно разработанного чек-листа для проверки уровня владения навыком отоскопии [4] (см. схему).

Чек-лист для оценки уровня владения навыком отоскопии был разработан в соответствии с образцами чек-листов, используемых для оценки других практических навыков в рамках первичной специализированной аккредитации по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" [5]. Оценку уровня практических навыков врачей общей практики проводили в конце сертификационного цикла обучения, который не включал занятия по отоскопии, так как предполагалось, что этим навыком врачи общей практики должны владеть после обучения в ординатуре и на циклах профессиональной переподготовки. У врачей-терапевтов оценка проводилась после обучения навыку отоскопии в рамках преподавания оториноларингологии в объеме 36 ч в соответствии с программой профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)".

Согласились заполнить и заполнили по всем пунктам социально-демографический опросник 23 врача общей практики и 15 врачей-терапевтов. Пройти оценку практических навыков согласились 15 врачей общей практики и 14 врачей-терапевтов.

Статистический анализ данных был проведен с помощью программы SPSS 22.0 (SPSS Inc., США). Описательный анализ проводили с помощью оценки частот, среднего показателя, максимального и минимального значения, стандартного отклонения и стандартной ошибки среднего. Использовался следующий непараметрический метод: сравнение независимых выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни. Критической границей достоверности была принята величина а, равная 0,05.

Результаты и обсуждение

Средний возраст всех участников составил 41,9±9,5 года. Средний возраст врачей общей практики и врачей-терапевтов составил 48,7±11,4 и 35,0±7,6 года соответственно и имел достоверные различия (р<0,05). Среди всех участников преобладали женщины, их доля составила 69,2% (n=27). При сравнении гендерных особенностей семейных врачей и врачей-терапевтов достоверных различий не получено.

Как показало исследование, 86,7% врачей-терапевтов, прошедших обучение отоскопии с помощью тренажера, более успешно справились с выполнением этого навыка, продемонстрировав правильное выполнение более 60% элементов манипуляции в соответствии с пунктами чек-листа, в отличие от врачей общей практики, среди которых достигли такого же результата только 40,0% (р<0,05) (рис. 1).

Рис. 1. Результаты оценки владения практическими навыками врачей общей практики и врачей-терапевтов

При использовании множественной логистической регрессии достоверных данных, свидетельствующих о связи между возрастом участников или их стажем работы и результатами оценки владения практическими навыками, не получено.

Для оценки эффективности обучения ЛОР-навыкам преподавателями различных специальностей (врачом-оториноларингологом и врачом общей практики) все терапевты случайным образом были разделены на 2 группы: 1-я группа обучалась у врача-оториноларинголога, 2-я - у семейного врача. Распределение результатов оценки практических навыков при обучении терапевтов преподавателями различной специальности представлено на рис. 2. Множественный логистический регрессионный анализ не выявил достоверных различий между результатами обеих групп.

Рис. 2. Результаты оценки владения практическими навыками врачей-терапевтов, обученных врачом общей практики и врачом-оториноларингологом

Обращают на себя внимание несколько неожиданные результаты, полученные при анализе результатов оценки владения отоскопией у врачей общей практики, имеющих опыт работы. Как оказалось, уровень владения этим практическим навыком у врачей, проходивших цикл профессиональной переподготовки, был выше по сравнению с врачами общей практики со стажем работы свыше 5 лет. Это может свидетельствовать о достаточно низкой выживаемости знаний и навыков, полученных в период обучения по специальности. Кроме того, ранее при подготовке врачей общей практики для отработки навыка отоскопии не использовались тренажеры-симуляторы, позволяющие повторно выполнять эту манипуляцию в период ее освоения. Определенную роль могла сыграть высокая заинтересованность врачей без опыта работы в овладении методом отоскопии, так как все слушатели, проходившие подготовку на данном цикле, уже имели необходимое оборудование на своем рабочем месте.

Интересно, что при анализе результатов не выявлено достоверной разницы в эффективности формирования практических навыков в зависимости от клинической специальности преподавателя. Таким образом, в обучении врачей навыкам отоскопии может быть задействован в равной степени как врач-оториноларинголог, так и врач общей практики, владеющий данным методом диагностики.

На основании полученных данных мы смогли убедиться в том, что формирование практических навыков врачей-специалистов сложно на любом этапе обучения. Для успешного закрепления ранее пройденного материала необходима периодическая отработка практических навыков с помощью симуляционного оборудования, которая поможет закрепить полученные навыки на более длительный срок.

Выводы

1. Оценка уровня владения навыком отоскопии показала, что врачи общей практики, имеющие стаж работы, продемонстрировали достоверно более низкий уровень владения этой манипуляцией в сравнении с врачами-терапевтами, прошедшими подготовку по оториноларингологии с использованием тренажера-симулятора в рамках программы переподготовки по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)".

2. Использование в процессе подготовки симулятора-тренажера для проведения отоскопии может способствовать более эффективному освоению обучающимися врачами данного метода диагностики.

3. Эффективность обучения отоскопии с помощью симулятора-тренажера сопоставима при проведении занятий как специалистом-оториноларингологом, так и врачом общей практики.

4. Разработанный чек-лист для проверки уровня практического навыка отоскопии может быть внедрен для текущей оценки освоения данной компетенции, а также в процессе первичной специализированной аккредитации.

Литература

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543Н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132071/1a2af606826017218055fc9958c160a08f9774b2/.

2. Oyewumi M. et al. Objective evaluation of otoscopy skills among family and community medicine, pediatric, and otolaryngology residents // J. Surg. Educ. 2016. Vol. 73, N 1. P. 129-135.

3. Paul C.R. et al. Standardized checklist for otoscopy performance evaluation: a validation study of a tool to assess pediatric otoscopy skills // MedEdPORTAL (The Journal of Teaching and Learning Resources). 2016. Vol. 5, N 12. Article ID 10432.

4. Мадышева А.Р., Ключук Е.А., Гунина А.С. 93-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Мечниковские чтения 2020". Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, 2020. С. 57.

5. Методический центр аккредитации специалистов [Электронный ресурс]. URL: https://fmza.ru/fos_primary_specialized/Obshchaya-vrachebnaya-praktika-%28semejnaya-medicina%29/.



Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»