Характерная особенность современного этапа развития российского здравоохранения - значительное повышение внимания к социальной сфере в общем и к системе охраны здоровья граждан в частности. Указом президента России определены национальные цели и стратегические задачи в области здравоохранения, направленные на рост численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни [1]. В рамках национального проекта "Здравоохранение" медицинские работники приступили к реализации 8 федеральных проектов, среди которых проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" [2].
Решение обозначенной кадровой задачи базируется на создании эффективной системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников, направленного на непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, постоянное повышение профессионального уровня и расширение компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [3, 4]. При этом важнейшая роль в непрерывном профессиональном развитии медицинских работников на последипломном этапе отводится реализации образовательными организациями адаптивных, практико-ориентированных и гибких дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК) и профессиональной переподготовки (ДПП ПП), основанных на использовании инновационных образовательных технологий (проблемного, дистанционного, электронного, симуляционного обучения и др.) [5, 6]. Объективная потребность постоянной оптимизации системы медицинского образования обусловлена поступательным инновационным характером преобразования отечественного здравоохранения, что выражается в формировании пациенто-ориентированной модели деятельности, внедрении передовых современных методов диагностики и лечения заболеваний, использовании в медицинских организациях информационных систем и цифровых технологий и других нововведений [7-9].
Следовательно, непрерывное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, а также повышение профессионального уровня и расширение компетенций медицинских работников служат необходимым условием обеспечения стабильного поступательного развития системы российского здравоохранения [10-12].
Цель исследования - проанализировать опыт реализации дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (далее - КГМУ) и оценить вклад КГМУ в реализацию системы непрерывного медицинского образования на уровне субъектов Российской Федерации, регламентированной национальным проектом "Здравоохранение".
Материал и методы
В работе представлены сведения о работе факультета последипломного образования (ФПО) КГМУ по реализации ДПП ПК и ДПП ПП за 2013-2018 гг. и I полугодие 2019 г. Дана оценка структуры образовательного контента и динамики численности медицинских работников по видам программ последипломного образования, в том числе по программам, реализуемым через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России за 2016-2019 гг.
Оценка количественных и качественных показателей основана на объективных данных, представленных на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (https://edu.rosminzdrav.ru): в разделе "Реестры", подразделах "Программы ПК и циклы" (314 программ) и "Специалисты здравоохранения" (3486 медицинских работников); в разделе "Отзывы", в подразделе "Циклы ПК: оценки и отзывы" (420 оценок и 162 отзыва); в разделе "Отчеты".
Результаты и обсуждение
Повышение квалификации (ПК) и профессиональная переподготовка (ПП) в КГМУ в настоящее время осуществляется по 436 ДПП в рамках 76 специальностей. Основную часть образовательного контента (91%) составляют ДПП ПК, имеющие продолжительность от 18 до 144 ч.
Непосредственно на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru в настоящее время размещены 314 образовательных программ продолжительностью 18, 36 и 54 ч (это 79,1% общего числа ДПП ПК).
Важнейшим механизмом ликвидации кадрового дефицита и дисбаланса врачебных кадров в субъектах РФ служит профессиональная переподготовка, которая осуществляется по 39 специальностям посредством обучения в объеме 288 и 500 ч (9,0%).
Общая ежегодная численность медицинских и фармацевтических работников, прошедших обучение в течение последних 6 лет, изменяется от 7481 слушателя в 2014 г. (min) и до 10 972 слушателей в 2015 г. (max) (рис. 1). В 2018 г. наблюдается уменьшение числа обучающихся до 8471 специалиста (на 17,3% по сравнению с предыдущим годом).
Государственное задание по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов здравоохранения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета ежегодно выполняется на 100+2%. По договорам об оказании платных образовательных услуг в 2018 г. прошли обучение 6970 медицинских и фармацевтических работников, то есть 82,3% общего контингента (см. рис. 1).
За 2016-2019 гг. (I полугодие) в системе НМО прошли обучение 4051 медицинский работник из 45 субъектов РФ и Республики Казахстан (рис. 2). Большую часть специалистов, обучавшихся в КГМУ по ДПП ПК, размещенным на портале Минздрава России edu.rosminzdrav.ru, составляют медицинские работники Курской области (88,3%), еще 11,7% слушателей - из других субъектов Российской Федерации.
Важным количественным показателем оценки востребованности предоставляемых КГМУ ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, является количество медицинских работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации (рис. 3).
Так, из 3486 работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации, 2359 работников (68%) - медицинские работники г. Курска и Курской области, тогда как 1127 работников (32%) - это специалисты из других 76 субъектов РФ, в том числе из таких отдаленных, как Хабаровский край, Республика Саха, Алтайский край и др. (см. рис. 3).
Средний возраст медицинских работников, выбравших КГМУ в качестве приоритетной образовательной организации, составляет 43,5 года, тогда как самому молодому медицинскому работнику - 23 года, а самому возрастному - 84 года.
Оценивая качественную составляющую предоставленных КГМУ ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, необходимо остановиться на оценке медицинских работников, прошедших данные программы. Так, на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России имеется 417 положительных оценок и только 3 отрицательные, при этом имеются программы, такие как "Актуальные вопросы диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы (18 часов)" с 18 положительными оценками и "Лечение сахарного диабета и его осложнений: современные подходы (36 часов)" с 14 положительными отзывами.
Анализ удовлетворенности медицинских работников ДПП, размещенных на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, показал высокую оценку программ, представленных КГМУ (рис. 4).
Так, качество организации обучения 64% респондентов отметили как высокое, а 18% человек - среднее (см. рис. 4). Качество использованных учебных материалов 83% медицинских работников отметили как высокое (см. рис. 4). Из 162 респондентов 88% по окончании обучения отметили, что заявленная тема была раскрыта полностью (см. рис. 4).
Качество проведения стажировки оценили как высокое 72% медицинских работников, высокое качество электронных образовательных материалов отмечают 79% респондентов, а высокое качество обучения с использованием симуляционных технологий - 62% опрошенных (см. рис. 4).
Отвечая на самый главный вопрос, медицинские работники, прошедшие
ДПП, размещенные на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, - "Как, по вашему мнению, изменился уровень ваших знаний?", только 6% респондентов ответили, что уровень не изменился, а 65% медицинских работников отметили, что их уровень повысился значительно.
Сопоставление представленных выше показателей деятельности ФПО КГМУ с ключевыми целями и ожидаемыми результатами Паспорта национального проекта "Здравоохранение" по целевому показателю "Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий" [2] показывает, что КГМУ за 2016-2019 гг. (I полугодие) с каждым годом увеличивает количественные и качественные показатели в отношении предлагаемых на портале ДПП ПК.
В настоящее время в КГМУ сформированы и успешно внедрены концептуальные методические подходы к реализации программ дополнительного профессионального образования медицинских работников, направленных на повышение вовлеченности в систему НМО. Они основаны на широком внедрении инновационных образовательных технологий и реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также стажировки. ДПП с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий востребованы не только медицинскими работниками Курской области и Центрального федерального округа, но и таких отдаленных субъектов Российской Федерации, как Камчатский край, Республики Хакасия, Коми, Башкортостан, Крым, Мурманская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская области и др.
Для ведения образовательной деятельности по программам непрерывного профессионального развития медицинских работников на сайте КГМУ постоянно функционирует образовательный портал "НМО КГМУ". На портале с использованием платформы Moodle создана электронная информационно-образовательная среда, включающая образовательные информационные ресурсы ДПП. Образовательный контент ДПП ПК НМО, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий, включает более 1100 презентаций, около 800 уникальных авторских видеолекций сотрудников КГМУ общей продолжительностью около 1100 учебных часов, разработанных и записанных совместно с отделом дистанционного обучения в образовании Центра информатизации КГМУ.
Содержательная часть методического обеспечения образовательного процесса основана на современных клинических рекомендациях (протоколах лечения), стандартах медицинской помощи, порядках оказания медицинской помощи, а также на результатах научных исследований, проводимых профессорско-преподавательским составом КГМУ.
Полученные результаты объясняются созданием в КГМУ условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающих:
- информационные ресурсы;
- образовательные ресурсы;
- совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [13, 14].
Ведущими направлениями работы КГМУ по реализации концепции, проведенной сотрудниками деканата, кафедр и курсов ФПО, факультета повышения квалификации и Центра информатизации были:
- организация процессов ведения, учета и хранения результатов образовательной деятельности при реализации ДПП ПК и ДПП ПП с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечение соответствующего применяемым образовательным технологиям уровня подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников;
- оптимизация работы отдела дистанционного обучения в составе Центра информатизации КГМУ.
Заключение
Ключевое место в непрерывном совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков, а также в повышении профессионального уровня и расширении компетенций медицинских работников в КГМУ отводится разработке, реализации и постоянному совершенствованию ДПП ПП и ПК, направленных в первую очередь на потребности медицинских работников субъектов Российской Федерации в рамках решения задачи обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами.