Электронно-библиотечная система для медицинского образования

Резюме

Наличие в вузах электронных библиотек с определенными пара­метрами буквально за несколько лет стало не просто насущной необходимостью, но и одним из обязательных нормативных тре­бований. Для медицинского образования с учетом его специфики эта тема особенно актуальна. В данной статье исследуются исто­рия вопроса, его технические и правовые аспекты, анализируются происхождение и значение самого термина "электронно-библио­течная система" (ЭБС), а также варианты создания и использо­вания ЭБС. В заключении дается оценка сегодняшней ситуации на рынке ЭБС и перспектив его развития в сфере медицинского образования.

Ключевые слова:• Интернет-ресурс • Электронно-библиотечная система • Учебный контент • Индивидуальный доступ

Мед. образование и проф. развитие. - 2011. - № 1. - С. 39-43.

Около 20 лет назад компьютерный набор в издательском деле стал общепринятым стандартом. С этого момента можно говорить о начале распространения электронных книг на дискетах и оптических дисках, о создании электронных архивов на жестких дисках и серверах. Тогда же возник вопрос об электронных библиотечных фондах в составе традиционных библиотек и о специальных электронных коллекциях. Массовый характер эти тенденции приобрели через несколько лет, когда начала бурно развиваться технология сканирования и распознавания текстов, стали доступны персональные компьютеры, ноутбуки, мобильные читающие устройства и во все сферы человеческой деятельности проник Интернет.

Огромное количество электронных библиотек создается как во всемирной "паутине", так и в локальных сетях научных и образовательных учреждений. Не удивительно, что наиболее быстрое замещение бумажных носителей на электронные происходит в сфере образования и науки - ведь именно к учебникам и научным трудам у потребителя в первую очередь формируется прагматичный подход; хранение этой информации в бумажном виде все менее популярно.

В последние годы активное участие в создании электронных библиотек начали принимать традиционные библиотеки и издательства. Так, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина создают национальную электронную библиотеку, Центральная научная медицинская библиотека - электронную библиотеку для высшего фармацевтического образования. Крупнейшие издательства, такие как "Эксмо" и "АСТ", занимают электронный сегмент в сфере художественной литературы, "ИНФРА-М", "КноРус" - в сфере деловой литературы, "ГЭОТАР-Медиа" - в медицине, "Питер" и "БХВ-Петербург" - в технической и естественно-научной областях.

Есть еще одна характерная особенность новой эпохи. Широкие возможности обмена опытом, в том числе между разными странами, которые предоставил нам Интернет, привели к тому, что наше традиционное отставание от Запада в сфере электронных библиотек оказалось практически сведено к нулю. В этой области российские разработки порой опережают зарубежный опыт, о чем свидетельствует неизменный интерес европейских и американских компаний к нашим ресурсам, ничуть не меньший, чем наш интерес к их достижениям. Однако в виду того, что главным языком международного общения является английский, мы учимся на их примере, и англоязычные ресурсы нашими вузами используются практически повсеместно. Говоря о медицинском образовании, нельзя не упомянуть один из самых известных сайтов в этой области - www.studentconsult.com (ресурс ведущего англоязычного издательства в области естественных наук "Elsevier"). Удобный интерфейс, тщательно подобранный контент, блестящие мультимедийные возможности - все это может служить отличным образцом для наших разработчиков. Пользователям следует обратить внимание на цены электронных изданий: они практически не отличаются от цен на их бумажные аналоги. Иначе и быть не может: грамотно сделанный интернет-ресурс требует значительных расходов на разработку, техническое поддержание, рекламу и, наконец, как говорят англичане, the last, but not the least (последний пункт в списке, но не последний по значимости) - на авторские гонорары.

По обе стороны океана с каждым годом все более актуальными становятся правовые аспекты электронных изданий. С началом широкого использования электронных текстов, особенно в Интернете, авторы начинают претендовать на вознаграждение. Вначале это происходит в сфере художественной литературы (поскольку здесь существенно более высокие тиражи), затем и авторы учебников начинают задумываться о своих правах. В нашей стране переломным становится 2008 г., с его начала вступает в силу новое законодательство об авторском праве - Четвертая часть Гражданского кодекса РФ, где сказано, что любое копирование электронных текстов более 1 экземпляра, а также доведение до всеобщего сведения, т. е. выкладывание в Интернет без согласия правообладателя являются противозаконными и караются согласно соответствующим статьям вплоть до уголовного наказания.

В этот момент и возникает в библиотечном деле новый термин - "электронно библиотечная система" (ЭБС), введенный одним из разработчиков, подхваченный рядом коммерческих структур и закрепленный Министерством образования и науки в 2009 г. в ряде нормативных документов: в информационных письмах, приказах и новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

В чем же отличие ЭБС от других электронных библиотек и ресурсов, используемых вузами в настоящее время?

Первое и главное отличие заключается в том, что ЭБС создается на основании прямых договоров с правообладателями. ЭБС - ресурсы, размещенные в Интернете, но доступные только зарегистрированным подписчикам, оплатившим доступ тем или иным способом. Стоимость подключения к ЭБС сопоставима со стоимостью комплектования библиотек печатными версиями книг, поскольку гонорары, выплачиваемые авторам за использование электронных версий, должны быть сопоставимы с гонорарами за бумажный вариант издания, во всяком случае, они должны устраивать авторов в качестве компенсации за снижение выплат из-за падения продаж печатных версий.

Другие отличия ЭБС от прочих электронных ресурсов:

-соответствие контента ЭБС учебным планам вузов, т. е. обеспечение доступа к учебникам и учебным пособиям с соответствующими грифами Минобрнауки РФ;

-обязательное наличие современной поисковой системы, включая контекстный поиск;

-расширенные возможности для самостоятельной работы студентов (возможность цитирования, составления конспектов, создания закладок);

-возможность контроля самостоятельной работы учащихся со стороны преподавателей (предоставление вузу статистики использования).

Также в ЭБС желательно:

-наличие встроенной социальной среды (возможность создания групп контактов, переписки через систему личных сообщений, участия в обсуждениях дисциплин, учебников, подготовки к экзаменам);

-наличие мультимедийной составляющей: аудио-, видеоматериалов, анимации, тестовых заданий.

Последние 2 пункта особенно актуальны именно для медицинского образования, где без иллюстративного и видеоряда невозможно обеспечить усвоение практических навыков на должном уровне.

Все перечисленные характеристики ЭБС (на рынке существуют уже более 10 систем, обладающих такими свойствами) предполагается изложить в нормативном документе Минобрнауки РФ, который закрепит общие требования к ЭБС. Однако на данный момент этот документ не принят ввиду активных дискуссий между участниками рынка и государством, не сформировавшим свою окончательную позицию. Разработчики образовательных электронных ресурсов ориентируются на краткие требования, изложенные в приказе Минобрнауки № 588 от 07.06.2010, где, в частности, четко определена форма доступа к ЭБС: должна быть обеспечена возможность "одновременного индивидуального доступа к электронно-библиотечной системе, в том числе одновременного доступа к каждому изданию, входящему в электронно-библиотечную систему, не менее чем для 25% обучающихся по каждой из форм получения образования".

С чем связано такое требование? Остановимся на этом подробнее.

Существующие ЭБС предлагают разнообразные формы подключения, зачастую идя навстречу пожеланиям конкретных вузов, что является нормальным рыночным механизмом взаимодействия с клиентом.

Можно выделить следующие основные варианты использования ЭБС корпоративными клиентами (в первую очередь вузами):

-предоставление индивидуальной карты доступа пользователю с возможностью работы с системой на любом компьютере, имеющем выход в Интернет;

-коллективные рабочие места в библиотеке с привязкой к конкретному компьютеру;

-подключение к локальной сети клиента по IP-адресам;

-предоставление лицензий на конкретные издания онлайн;

-загрузка на компьютер конечного пользователя криптографически защищенных файлов (с помощью той или иной системы защиты данных);

-система книговыдачи, максимально приближенная к традиционному учебному абонементу библиотеки, комплектование фонда библиотеки вуза электронными изданиями.

Во всех перечисленных вариантах возможно подключение к ЭБС не напрямую через браузер, а через портал вуза, для 3 последних вариантов такое подключение будет очень удобно с использованием существующего каталога библиотеки вуза.

Яркий пример именно такой схемы демонстрирует сегодня Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, обладающий самой крупной в стране Центральной научной медицинской библиотекой (ЦНМБ) с разветвленным и тщательно структурированным каталогом. Разумеется, владея данным продуктом, университет выбирает самый логичный и оптимальный вариант - использование любой внешней ЭБС только через собственный, хорошо знакомый студентам и преподавателям каталог, ссылки на контент ЭБС загружаются в базу данных ЦНМБ.

Однако вернемся к требованиям Министерства образования и попробуем понять, почему предпочтителен и в итоге неизбежен переход к индивидуальному использованию ЭБС. Что дает этот способ доступа образовательному процессу?

Прежде всего студент становится независим от библиотеки в своей самостоятельной работе. Ведь далеко не каждый вуз может обеспечить компьютерные места в читальном зале всем желающим. Индивидуальный доступ позволит учащемуся работать с учебными материалами дома, в общежитии, в Интернет-кафе, у друзей, даже в парке при наличии ноутбука с доступом в Интернет или других мобильных устройств. Только в этом случае можно обеспечить полноценную самостоятельную работу студента.

Во-вторых, исключительно при условии индивидуального подключения пользователь получает дополнительные интерактивные возможности, связанные с эффективным взаимодействием студентов и преподавателей, использованием инструментов самооценки и оценки знаний и др.

В-третьих, только индивидуальный доступ к ЭБС дает возможность преподавателю контролировать самостоятельную работу студента, корректировать его действия и совместными усилиями достигать максимального результата.

К сожалению, сегодня многие преподаватели и особенно сотрудники научных библиотек в силу в определенной степени свойственного им консерватизма останавливают свой выбор именно на коллективном подключении к ЭБС, полагая, что при этом повысится посещаемость читальных залов и учащиеся станут больше и старательнее работать с книгой. Развеять этот миф - основная задача сегодняшнего этапа развития ЭБС. Да, возможно, кто-то стал хуже учиться и меньше читать, но главное не в этом: студенты теперь читают по-другому - они читают с экрана, в Интернете, и просто необходимо дать студентам возможность законного доступа к качественной информации в том виде, какой удобен им. Собственно, это и есть единственно правильный путь к новой системе образования.

В последние 2 года рынок ЭБС демонстрирует бурное развитие. Можно говорить об определенной динамике подключения различных вузов к ЭБС. Характерно, что у медиков самые высокие показатели в этом вопросе. Менее чем за полгода абонентами специализированной медицинской ЭБС стали 20 медицинских вузов России, это практически столько же, сколько классических университетов подключилось за весь прошлый год к различным ЭБС. Это в очередной раз доказывает актуальность и необходимость создания именно специализированных ЭБС по отдельным отраслям знаний, а не только универсальных гуманитарных, технических или естественно-научных. С другой стороны, именно будущим медикам особенно необходимы электронные издания, оснащенные дополнительным мультимедийным контентом и интерактивными компонентами.

Каковы же перспективы развития ЭБС? Напомним, что Министерство образования рекомендует нам подключать к ЭБС, причем индивидуально, не менее 25% от общей численности студентов любого вуза, и даже закладывает эти цифры в федеральные стандарты нового поколения. Министерство здравоохранения поддерживает такие рекомендации, но пока не выразило своих пожеланий в конкретных приказах или инструкциях для учебных заведений. Что получается в итоге реального внедрения ЭБС в медицинские и фармацевтические вузы страны? О массовой статистике мы говорить пока не можем, однако на примере вузов, подключившихся к ЭБС ранее, а также отдельных медицинских университетов, которым предоставлялся тестовый доступ, можно заметить, что реальная доля обращений к электронным изданиям от общего числа студентов, получивших такую возможность, сегодня составляет около 15% при коллективном подключении и не менее 50% - при индивидуальном, что свидетельствует об определенном прогрессе, потому что первые ЭБС, внедрявшиеся еще в 2008-2009 учебном году, давали показатель реального использования, не превышавший 10%. Тенденция роста налицо. Логика подсказывает, что с распространением и удешевлением так называемых "читалок" и со стремительным развитием высокоскоростного Интернета по всей России электронные книги станут повсеместной частью образования гораздо раньше, чем мы можем себе представить.

Очевидно, что уже через несколько лет подключение к ЭБС станет практически стопроцентным, другого пути у нас нет. Это означает, что доступы к различным специализированным системам, в том числе и медицинским, будут именно индивидуальными.

ЭБС сегодня - это интеллектуальный тренажер для будущей системы образования, и вузам следует смелее экспериментировать в этой области, если они намерены всерьез задуматься о качестве медицинского образования, а значит, в конечном итоге над качеством нашей системы здравоохранения в целом.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»