Информационно-коммуникативная среда в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров

Резюме

В статье обсуждается понятие информационно-коммуникативной среды как совокупности условий, обеспечивающих осуществление работы пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Рассматривается возможность использования ИКТ в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров.

Ключевые слова:• Информационно-коммуникативная среда • Непрерывное профессиональное развитие медицинских кадров

Мед. образование и проф. развитие. - 2011. - № 1. - С. 35-38.

Мир электронного общения как специфический объект специального исследования имеет недолгую и одновременно яркую историю. В качестве представителей данного направления можно назвать имена Н. Лумана, М. Кастельса, М. Маклюэна, Дж. Семпси, А. Турена, Ю. Хабермаса, У. Эко и многих других современных исследователей. В их работах социум представлен как мир общения, в котором новые информационные средства становятся одним из важнейших инструментов ориентации человека в мире и взаимодействия людей друг с другом. При этом новая коммуникативная среда, рождающаяся у нас на глазах (в первую очередь - всемирная компьютерная сеть), налагает на прошлые виды общения свой неповторимый отпечаток (Михайлов В.А. и соавт., 2004).

В 60-х гг. XX в. М. Маклюэн говорил, что телевидение как новый и активно развивающийся социальный феномен буквально "вобрало" в себя другие средства массовой коммуникации (радио, кино, прессу), создав массмедийную среду. В настоящее время совершается подобный процесс, но уже на основе иной телекоммуникационной техноструктуры, в рамках которой разнокачественные информационные потоки соединяются в едином пространстве, которое можно обозначить как гипермедиа.

В настоящее время гипермедиа, основой которого являются Интернет и мобильная телефония, поглощает уже и само телевидение. Появление гипермедиа привело к модификации человеческого поведения, поскольку освоение информационно-телекоммуникационных технологий - это освоение новой коммуникативной среды со специфическими средствами деятельности в ней.

Дефиниция информационно-коммуникативной среды (ИКС) вытекает из сущностных функций, характерных для системы социальных коммуникаций, опосредованной информационно-телекоммуникационными технологиями (Извекова М.Н., 2000).

ИКС - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление работы пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

ИКС включает:

-множество информационных объектов и связей между ними;

-средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки и продуцирования информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации;

-организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы.

Информационно-коммуникативная предметная среда (ИКПС) включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (глобальной, локальных) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенных предметных областях.

Функционирование ИКПС определяется следующими факторами:

-осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов;

-влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования информационного образовательного ресурса конкретной предметной области;

-возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на изучение закономерностей данной предметной области (Роберт И.В., 1994).

По мнению А.И. Яковлева создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования.

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во Всемирном докладе по коммуникации и информации в 1999-2000 гг., подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством "БизнесПресс". В предисловии к докладу генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор писал, что новые технологии должны способствовать "созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи". ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как "открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения".

В связи с вышесказанным возникла идея создания проекта "Использование информационно-коммуникативной среды в системе непрерывного профессионального развития (НПР) медицинских кадров Самарской области".

Напомним, что система НПР в регионе внедрена с сентября 2010 г. За это время стало очевидным, что именно такой подход к последипломной подготовке медицинских кадров является оптимальным.

Кроме того, в Самарской области уже прошла первая апробация ИКС в виде "открытых уроков", проводимых министерством образования Самарской области.

Мы определили основную цель внедрения данной среды как создание единого информационного пространства для врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием. В этой системе будут задействованы и на информационном уровне связаны все участники системы НПР: провайдеры дополнительных образовательных программ, управление организации профессиональной подготовки Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, врачи, медицинские сестры, сотрудники института последипломного образования Самарского государственного медицинского университета (далее - СамГМУ).

Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, обучение врачей и медицинских сестер ИКТ, создание сайта по НПР медицинских кадров для медицинских работников, преподавателей СамГМУ и провайдеров дополнительных образовательных программ.

Проект основан на следующих концептуальных положениях:

-Информационная культура и компьютерная грамотность врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием.

-Информационный подход к образовательному процессу.

-Использование дистанционных технологий.

-Интерактивный характер обучения.

Задачи проекта

-Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения системы НПР медицинских кадров.

-Интегрировать информационные технологии в процесс последипломной подготовки кадров.

-Создать банк компьютерных обучающих программ, методических материалов и тестов для работы в ИКС.

-Повысить заинтересованность медицинских работников в повышении уровня профессиональной подготовки.

-Популяризировать систему НПР медицинских кадров.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое: разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих использование ИКС в системе НПР медицинских кадров.

Научно-методическое: создание рабочей группы из представителей Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерства образования Самарской области, Самарского государственного медицинского университета по реализации проекта в регионе; внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта; разработка методических пособий и рекомендаций по использованию ИКС для врачей, медицинских сестер, преподавателей СамГМУ.

Кадровое: создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских специалистов, участвующих в реализации проекта; привлечение для консультаций специалистов системы образования.

Информационное: мониторинг реализации проекта и представление результатов на сайте управления организации профессиональной подготовки; организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.

Материально-техническое: оснащение ЛПУ области компьютерами с доступом в Интернет.

Финансовое: реализация проекта будет осуществляться в рамках программы модернизации здравоохранения региона.

Ожидаемые результаты

1. Повышение качества последипломной подготовки медицинских кадров.

2. Рост мотивации медицинских специалистов к повышению уровня профессиональной подготовки.

3. Повышение уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава СамГМУ.

4. Широкое использование дистанционных технологий обучения.

5. Внедрение интерактивных форм обучения медицинских специалистов (возможность обсуждения лекций в режиме онлайн, а также на медицинских форумах).

6. Создание архива дополнительных образовательных мероприятий. 7. Создание контролируемой системы тестирования медицинских специалистов.

8. Создание контролируемой системы участия медицинских специалистов региона в системе НПР.

9. Достижение экономического эффекта - сокращение командировочных расходов медицинских специалистов, работающих в отдаленных районах области.

Таким образом, главным результатом реализации проекта станет создание активно действующей, работоспособной системы поддержки НПР медицинских кадров через использование ИКТ.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»