Мир электронного общения как специфический объект специального исследования имеет недолгую и одновременно яркую историю. В качестве представителей данного направления можно назвать имена Н. Лумана, М. Кастельса, М. Маклюэна, Дж. Семпси, А. Турена, Ю. Хабермаса, У. Эко и многих других современных исследователей. В их работах социум представлен как мир общения, в котором новые информационные средства становятся одним из важнейших инструментов ориентации человека в мире и взаимодействия людей друг с другом. При этом новая коммуникативная среда, рождающаяся у нас на глазах (в первую очередь - всемирная компьютерная сеть), налагает на прошлые виды общения свой неповторимый отпечаток (Михайлов В.А. и соавт., 2004).
В 60-х гг. XX в. М. Маклюэн говорил, что телевидение как новый и активно развивающийся социальный феномен буквально "вобрало" в себя другие средства массовой коммуникации (радио, кино, прессу), создав массмедийную среду. В настоящее время совершается подобный процесс, но уже на основе иной телекоммуникационной техноструктуры, в рамках которой разнокачественные информационные потоки соединяются в едином пространстве, которое можно обозначить как гипермедиа.
В настоящее время гипермедиа, основой которого являются Интернет и мобильная телефония, поглощает уже и само телевидение. Появление гипермедиа привело к модификации человеческого поведения, поскольку освоение информационно-телекоммуникационных технологий - это освоение новой коммуникативной среды со специфическими средствами деятельности в ней.
Дефиниция информационно-коммуникативной среды (ИКС) вытекает из сущностных функций, характерных для системы социальных коммуникаций, опосредованной информационно-телекоммуникационными технологиями (Извекова М.Н., 2000).
ИКС - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление работы пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
ИКС включает:
-множество информационных объектов и связей между ними;
-средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки и продуцирования информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации;
-организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы.
Информационно-коммуникативная предметная среда (ИКПС) включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (глобальной, локальных) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенных предметных областях.
Функционирование ИКПС определяется следующими факторами:
-осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов;
-влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования информационного образовательного ресурса конкретной предметной области;
-возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на изучение закономерностей данной предметной области (Роберт И.В., 1994).
По мнению А.И. Яковлева создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во Всемирном докладе по коммуникации и информации в 1999-2000 гг., подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством "БизнесПресс". В предисловии к докладу генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор писал, что новые технологии должны способствовать "созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи". ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как "открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения".
В связи с вышесказанным возникла идея создания проекта "Использование информационно-коммуникативной среды в системе непрерывного профессионального развития (НПР) медицинских кадров Самарской области".
Напомним, что система НПР в регионе внедрена с сентября 2010 г. За это время стало очевидным, что именно такой подход к последипломной подготовке медицинских кадров является оптимальным.
Кроме того, в Самарской области уже прошла первая апробация ИКС в виде "открытых уроков", проводимых министерством образования Самарской области.
Мы определили основную цель внедрения данной среды как создание единого информационного пространства для врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием. В этой системе будут задействованы и на информационном уровне связаны все участники системы НПР: провайдеры дополнительных образовательных программ, управление организации профессиональной подготовки Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, врачи, медицинские сестры, сотрудники института последипломного образования Самарского государственного медицинского университета (далее - СамГМУ).
Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, обучение врачей и медицинских сестер ИКТ, создание сайта по НПР медицинских кадров для медицинских работников, преподавателей СамГМУ и провайдеров дополнительных образовательных программ.
Проект основан на следующих концептуальных положениях:
-Информационная культура и компьютерная грамотность врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием.
-Информационный подход к образовательному процессу.
-Использование дистанционных технологий.
-Интерактивный характер обучения.
Задачи проекта
-Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения системы НПР медицинских кадров.
-Интегрировать информационные технологии в процесс последипломной подготовки кадров.
-Создать банк компьютерных обучающих программ, методических материалов и тестов для работы в ИКС.
-Повысить заинтересованность медицинских работников в повышении уровня профессиональной подготовки.
-Популяризировать систему НПР медицинских кадров.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое: разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих использование ИКС в системе НПР медицинских кадров.
Научно-методическое: создание рабочей группы из представителей Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерства образования Самарской области, Самарского государственного медицинского университета по реализации проекта в регионе; внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта; разработка методических пособий и рекомендаций по использованию ИКС для врачей, медицинских сестер, преподавателей СамГМУ.
Кадровое: создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских специалистов, участвующих в реализации проекта; привлечение для консультаций специалистов системы образования.
Информационное: мониторинг реализации проекта и представление результатов на сайте управления организации профессиональной подготовки; организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.
Материально-техническое: оснащение ЛПУ области компьютерами с доступом в Интернет.
Финансовое: реализация проекта будет осуществляться в рамках программы модернизации здравоохранения региона.
Ожидаемые результаты
1. Повышение качества последипломной подготовки медицинских кадров.
2. Рост мотивации медицинских специалистов к повышению уровня профессиональной подготовки.
3. Повышение уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава СамГМУ.
4. Широкое использование дистанционных технологий обучения.
5. Внедрение интерактивных форм обучения медицинских специалистов (возможность обсуждения лекций в режиме онлайн, а также на медицинских форумах).
6. Создание архива дополнительных образовательных мероприятий. 7. Создание контролируемой системы тестирования медицинских специалистов.
8. Создание контролируемой системы участия медицинских специалистов региона в системе НПР.
9. Достижение экономического эффекта - сокращение командировочных расходов медицинских специалистов, работающих в отдаленных районах области.
Таким образом, главным результатом реализации проекта станет создание активно действующей, работоспособной системы поддержки НПР медицинских кадров через использование ИКТ.
Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.