Формально признавая полезность физической культуры, рационального питания и соблюдение режима дня, осложнения абортов, сексуальной неразборчивости, переедания и прочих факторов риска утраты здоровья, большинство студентов пренебрегает возможностью сохранить и укрепить здоровье. При этом студенты осознают факторы риска как негативное явление, выделяя прежде всего злоупотребление алкоголем (75,6%), курение (73,5%) и недостаток двигательной активности (39,9%) [1].
Молодые люди подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций, не приучены к здоровьесберегающему стилю мышления и поведения. В нашей стране плохо сформулирована, вернее, утрачена идея здоровья как базовой национальной ценности, основы нравственного, социального и демографического благополучия общества. Здоровье людей, к сожалению, не является экономической и этической ценностью [2].
Именно поэтому на уровне государства осознана необходимость усиления пропаганды здорового образа жизни. По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 26 июля 2017 г. утвержден паспорт приоритетного проекта "Формирование здорового образа жизни". Предполагается к концу 2019 г. увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 45%, а к концу 2025 г. - до 60%; систематически занимающихся физической культурой и спортом - до 38% в 2019 г. и до 45% в 2025 г. Поставлена задача снизить распространенность табакокурения среди взрослого населения с 30,5% в 2017 г. до 29,5% в 2019 г. и 27% в 2025 г., а также уменьшить потребление алкоголя на душу населения с 10 л в 2017 г. до 9,3 л в 2019 г. и 8 л в 2025 г. [3].
Повышение профессиональных требований и реализация личностно-ориентированного подхода актуализируют потребность медицинских вузов в педагогах, совершенствующих профессиональное мастерство. Лишь такой преподаватель может решить одну из задач государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294) -осуществить переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта студентов.
Анализ литературных источников показывает, что российские и зарубежные авторы подробно рассматривают особенности медицинского образования, просветительской и профилактической работы, формирование различных компетентностей, медико-социальные и этические факторы, препятствующие или способствующие становлению врачебного профессионализма [4-9].
Однако в настоящее время система непрерывного медицинского образования и профессионального развития врачей находится на стадии становления, что делает особенно актуальной цель данного исследования - изучение медико-социальных и этических аспектов деятельности врача по первичной профилактике заболеваний средствами образования.
Материал и методы
В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, теоретического познания и системного анализа. Эмпирическая основа исследования - курс педагогики, психологии и здорового образа жизни на базе ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. В исследовании приняли участие 200 человек.
Результаты и обсуждение
Постоянно звучащие призывы к развитию профилактического направления медицины и здоровому образу жизни должны опираться на прочный фундамент. Прежде всего речь идет о грамотно построенном процессе обучения и воспитания будущих врачей. В образовательном пространстве медицинского вуза необходимо уделять больше внимания медико-социальным и этическим аспектам профилактической деятельности врача.
Хорошо известно, что профессиональное воспитание студентов-медиков - очень важное направление работы профессорско-преподавательского состава. Оно позволяет развивать у студентов гуманизм, совестливость, милосердие и сострадание к пациенту, готовность к самопожертвованию и иные положительные качества личности. Такой врач в своей лечебно-диагностической и просветительско-профилактической деятельности сможет избежать серьезных деонтологических ошибок и этических промахов, представляющих факторы риска возникновения ятрогенных заболеваний.
Напомним, что ятрогенные заболевания появляются у пациентов в ответ на неосторожные или неэтичные высказывания, действия или бездействие медицинских работников. Есть древняя истина: "Словом можно убить, словом можно спасти". Язвительные, циничные высказывания, осуждение, злословие, даже обычное пустословие, несдержанность врача могут навредить пациенту, вызвать осложнения заболеваний и ухудшить взаимоотношения.
Академик РАМН Б.В. Петровский подчеркивал: "Высокие требования к тому, кто собирается стать врачом, характерны для отечественных медиков. Врачом может быть не каждый - нужно призвание. Правильное поведение врача у постели больного, правильные взаимоотношения врача не только с больным, но и с его родственниками очень важны. Особенно ввиду существования такой сложной проблемы, как ятрогенные заболевания, возникающие вследствие неправильного поведения врача, например, при осмотре и опросе больного, у мнительных пациентов, в результате медицинской дезинформации населения, чтения специальной медицинской литературы и т.д." [10].
Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, способы диагностики и лечения и т.д., а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Гуманитаризация и гуманизация- кредо системы непрерывного медицинского образования, условия развития творческих возможностей преподавателей и студентов, в совместной деятельности которых проявляется подлинно гуманное, деонтологически грамотное отношение к пациенту как страдающей личности и субъекту общения-диалога [11].
Также переход к личностно-ориентированной модели повышает интерес к групповым методам обучения (групповое решение задач, групповая дискуссия, деловые игры). Их мы применяем на практических занятиях, где просим студентов проанализировать представленные в задачах ситуации и ответить на следующие вопросы:
а) насколько действия врача этичны и обоснованы с клинической точки зрения;
б) какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач;
в) какой моделью взаимоотношений с пациентом он руководствовался;
г) как надо скорректировать поведение врача;
д) как на месте врача поступили бы вы.
Приведем примеры деонтологических
задач, посвященных медико-социальным и этическим аспектам деятельности врача по профилактике ятрогенных заболеваний.
1. Больной Е. войдя в кабинет онколога при очередной диспансеризации, с порога услышал: "Сколько вам лет?" "Сорок пять", - ответил он. "Есть ли у вас опухоли?" - спросил врач. "Вроде бы нет", - засмущался пациент. "Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть", - заметил врач. Не осматривая пациента, он записал в карте: "Здоров". Больной вышел из кабинета в шоке. Нетрудно догадаться, что он испытывал.
2. Больному П. 3 недели назад провели диагностическое исследование (биопсию) опухоли на десне. Он обратился к оперировавшему его хирургу-стоматологу с просьбой сообщить уточненный диагноз. Врач не нашел ничего более подходящего, чем ответить: "Идите в морг, там вам все скажут". Пациент не знал, что хирурги обычно направляют биопсии в патологоанатомическое отделение. Он воспринял все буквально, и с ним случился сердечный приступ.
3. Больная К. пришла на консультацию к профессору кардиологу по поводу кардиофобии. Профессор был на кафедральном совещании, пациентку принял дежурный врач. Вначале он долго выяснял, почему именно он должен заниматься с К., направленной на консультацию к профессору. Потом, ознакомившись с проведенными обследованиями и не найдя никаких опасений с точки зрения кардиологии, он с неудовольствием отрезал: "Кардиофобия - это страх смерти от сердечного заболевания. По нашей части у вас "все чисто". Не бойтесь: "от сердца" вы не умрете. Идите к психиатру!". С тех пор пациентка была абсолютно уверена, что психически нездорова. Будучи мнительной, она начала скрупулезно регистрировать все признаки "своего тяжкого недуга". Симптомы росли: что женщина хотела обнаружить в себе, то и находила. В результате ей действительно потребовалась помощь психиатра.
4. Совершая утренний обход, профессор остановился у постели пациентки Т, которая жаловалась на боли в сердце, и спросил ординатора: "Что у больной?". Тот, не подумав, без промедления ответил: "Грудная жаба". В принципе он сказал правду, потому что именно так в просторечии называется стенокардия. Однако пациентка, услышав о "мерзком животном", сидящем у нее в груди, и, наверное, живо вообразив его, спустя 2 минуты скончалась.
5. Больная С. обратилась к участковому терапевту с жалобами на частые приступы одышки с хрипами и откашливанием, постоянное ощущение "комка в горле", мешающего говорить и глотать. Сделав необходимые обследования и исключив терапевтическую патологию, врач резко оборвал жалобы пациентки: "Успокойтесь и перестаньте морочить мне голову! У вас просто истерические приступы. Вы - истеричка!".
6. Доцент Т. во время занятия со студенческой группой решил проконсультировать пациентку с жалобами на боли и чувство дискомфорта в эпигастральной области, отрыжку, изжогу, тошноту. Расспрашивая больную при сборе анамнеза, он выяснил, что несколько лет назад она лечилась в кожно-венерологическом диспансере. Опрос велся нарочито громко для демонстрации студентам. Больная заплакала и ушла.
Очевидно, что корень ятрогенных заболеваний - нарушение принципов медицинской этики и деонтологии. Самые известные из них - "не навреди", "уважай личность пациента", "поступай по совести", "относись к больному так, как хотелось бы, чтобы в аналогичной ситуации отнеслись к тебе". Данные принципы - это золотые правила этики в приложении к врачеванию.
Заключение
В учебном процессе, в лечебно-диагностической и просветительно-профилактической работе будущий врач должен опираться на идеи личностно-ориентированной педагогики. В результате этого создаются специальные условия для формирования полезных профессиональных компетентностей. Развитию ответственного отношения к здоровью и профилактике ятрогенных заболеваний способствует решение медико-деонтологических задач, которое позволяет студентам глубже осознать медико-социальные и этические аспекты деятельности врача по профилактике заболеваний.
Обучающийся и педагог действуют как субъекты собственного развития, реализуют свой творческий потенциал и участвуют в событийном процессе. Данный метод обучения привлекает свободой выбора и возможностью саморазвития, что в большей степени соответствует идеям и смыслу непрерывного медицинского образования, чем традиционные методики обучения.
При решении медико-деонтологических задач содержание учебной деятельности способствует неформальному общению, повышает мотивацию, облегчает раскрытие интеллектуальных и эмоциональных возможностей студентов. При этом развиваются творческий потенциал коллектива, клиническое мышление и активная жизненная позиция обучающихся. В этом и заключается воспитание грамотных и компетентных специалистов, отвечающих новациям и вызовам XXI века.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.