Повышение качества подготовки врача - одна из важнейших задач высшего медицинского образования. Модернизация высшего профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом III поколения требует решения целого ряда проблем организационно-методологического характера в преподавании микробиологии как одной из фундаментальных дисциплин при подготовке квалифицированного врача [1].
Современный образовательный процесс в вузе призван обеспечить развитие творческих способностей студентов и активизацию их учебно-познавательной деятельности [2]. Студенты вуза должны овладевать знаниями по изучаемым дисциплинам, методами исследовательской работы и приемами самостоятельного поиска новых научных данных. Непрерывно возрастающий объем учебной и профессиональной информации требует формирования у обучающихся познавательной активности, направленной на инициативное, творческое освоение учебного материала и способов его реализации на практике [3]. Поставленная цель актуализирует задачу организации самостоятельной работы студентов. Содержание самостоятельной работы студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных и методических пособий.
Продуктивная учебно-познавательная деятельность студентов может быть реализована благодаря оптимальному сочетанию различных видов учебной работы с активной познавательной самостоятельной деятельностью студентов и организацией адекватного контроля со стороны преподавателя. На всех этапах обучения в вузе могут быть использованы различные формы контроля, превращающие его в механизм, повышающий эффективность самостоятельной работы, корректирующий временной и содержательный аспекты изучаемой темы, в определенной степени индивидуализирующий процесс обучения [4].
Учебный процесс не может считаться полноценным без усвоения студентами программы при решении практических задач с организацией четкой обратной связи. Проблеме организации и реализации объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одной из центральных задач современного образования, посвящены работы многих отечественных исследователей [5, 6].
Особенность преподавания микробиологии в медицинском вузе заключается в необходимости интеграции естественнонаучных и клинических дисциплин. Специфика изучаемого предмета позволяет уже на первых занятиях заложить основы клинического мышления, обосновывая правильность выбора метода микробиологического исследования в практической деятельности врача. Для этого коллектив кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им.проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России разрабатывает новые способы повышения эффективности преподавания дисциплины, приобретения студентами практических навыков для использования их в будущей профессиональной деятельности.
Цель работы - анализ использования в образовательном процессе различных методов активизации познавательной активности студентов при изучении медицинской микробиологии в ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России.
Материал и методы
На кафедре ежегодно обучаются в среднем 700-800 студентов различных специальностей: "лечебное дело", "педиатрия", "стоматология", "фармация", "медицинская кибернетика". Преподаватели кафедры микробиологии им. доцента Б.М. Зельмановича для реализации компетентностного подхода постоянно совершенствуют методы преподавания дисциплины, внедряя в учебный процесс активные и интерактивные формы проведения занятий. Для статистической обработки данных использовался пакет программ Microsoft Excel 2007; для сравнения полученных результатов применяли критерий χ2 (хи-квадрат).
Результаты и обсуждение
Согласно требованиям современных образовательных стандартов, значительная доля практического занятия - не менее 70% времени - отводится на самостоятельную работу. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе соответствует современному компетентностно-ориентированному направлению профессионального образования. Развитию мотивации к учебе способствуют индивидуализированный характер заданий, предлагаемых для самостоятельного выполнения, их постоянное обновление, практическая направленность и интерактивность, ориентация на будущую профессиональную деятельность. Организация самостоятельной работы на кафедре микробиологии реализуется через закрепление теоретического материала и работу с новыми изучаемыми объектами, решение ситуационных задач с учетом профессиональной направленности.
При изучении раздела "Общая микробиология" наиболее эффективным способом осуществления самостоятельной деятельности студентов является работа под непосредственным руководством преподавателя, так как большинство студентов не владеют в достаточной мере навыками самостоятельной работы. При освоении частной микробиологии наибольшее значение приобретает самостоятельная исследовательская творческая деятельность студентов, не требующая непосредственного участия преподавателя в роли организатора и контролера.
На практических занятиях по микробиологии самостоятельная деятельность студентов заключается в работе с культурами микроорганизмов, проведении различных видов микроскопии, постановке, учете и интерпретации серологических реакций, полимеразной цепной реакции и т.д. Перечисленные действия осуществляются в рамках алгоритма микробиологической диагностики инфекционного заболевания у конкретного пациента в соответствии с действующей нормативной документацией.
Результаты выполненной работы по каждой теме оформляются студентами в виде отчета-протокола практического занятия. Форма заполнения протокола занятия, разработанная коллективом нашей кафедры, содержит следующие разделы: цель исследования, используемый метод и его содержание, полученные результаты и выводы. Например, целью выполняемой работы может быть серодиагностика инфекционного заболевания при проведении иммуноферментного анализа с сыворотками обследуемых пациентов или сероидентификация возбудителя заболевания при постановке реакции агглютинации с чистой культурой, выделенной от больного. Описание метода исследования должно быть лаконичным и отражать его суть. Так, при использовании серологического метода диагностики необходимо указать название конкретной серологической реакции, ингредиенты для ее проведения, критерии учета результатов, оценки и достоверности. Полученные результаты каждый студент учитывает и оценивает самостоятельно и регистрирует их в отчете в кратком информативном виде. Особое внимание акцентируется на формулировке выводов, осмысление которых способствует формированию клинического мышления у будущего врача. Такая форма протокола служит эффективным оценочным средством, позволяющим преподавателю адекватно оценить уровень овладения практическими навыками в ходе самостоятельной работы.
Для реализации практико-ориентированного образования на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России при изучении раздела "Частная микробиология" одним из обязательных навыков служит умение заполнять бланк-направление и бланк-результат микробиологического исследования. При оформлении этих документов студенты должны понимать, что только правильно выбранные материал и метод исследования позволят подтвердить диагноз и назначить адекватную терапию.
При заполнении направления на исследование студент использует теоретические знания особенностей патогенеза конкретного заболевания для постановки диагноза, выбора исследуемого материала и метода исследования. Например, группа студентов, получивших задание провести диагностику брюшного тифа на 1-й неделе заболевания, выбирает бактериологический метод исследования крови. А другая группа, решая вопрос диагностики этого же заболевания на 2-й неделе, предлагает 2 метода исследования и соответствующий материал: серологический - сыворотка крови обследуемого для выявления специфических антител; бактериологический - испражнения или желчь для выделения возбудителя.
При выборе показаний к обследованию студенты должны учитывать, что для профилактики распространения целого ряда заболеваний требуется выявление бактерионосительства среди декретированных групп населения - S. aureus среди медицинского персонала, возбудителей кишечных инфекций у работников пищевых производств и т.д. Помимо этого, для профилактики некоторых заболеваний обследуют контактных и реконвалесцентов.
При обсуждении теоретических вопросов по изучаемой теме акцентируется внимание на правилах забора, хранения, транспортировки исследуемого материала. В бланке студент указывает дату и время взятия материала.
В бланке-результате обязательно указывается материал, взятый на исследование, и результат в соответствии с выбранным методом. При бактериологическом исследовании сообщают вид возбудителя, его серовар и биовар; в случае выявления условно-патогенных микроорганизмов - их количество в единице материала (для доказательства этиологической роли в развитии данного заболевания); результаты антибиотикограммы для выбора этиотропной терапии. В зависимости от цели применения серологического метода в бланке сообщается: при сероидентификации - в исследуемом материале обнаружены специфические антигены возбудителя (с обязательным указанием применяемой серологической реакции); при серодиагностике заболевания - указывается наличие специфических антител к антигенам предполагаемого возбудителя, их титр. При некоторых инфекционных заболеваниях определяются классы иммуноглобулинов, динамика их образования и авидность. Эти показатели необходимы для выявления инфицированности, стадии заболевания или наличия иммунитета. Свидетельством понимания особенностей методов исследования в диагностике инфекционных заболеваний служит правильно выставленная дата выдачи ответа из лаборатории на заполненном бланке-результате.
Осознание студентами значимости выполняемой работы, возможность творческой деятельности и сопоставление полученных результатов делают самостоятельную практическую работу личностно значимой, формирующей основу будущей профессиональной компетентности.
Эффективным способом совершенствования учебного процесса является участие студентов в научных проектах. Научные исследования, курируемые преподавателем - научным руководителем, мотивируют заинтересованность студентов в изучении дисциплины. Научно-исследовательская работа проводится в течение учебного года, а в ряде случаев -нескольких лет, требует длительной и кропотливой работы, включающей не только сами исследования, но и подготовку к ним. Участие в деятельности студенческого научного общества включает написание рефератов, литературных обзоров, освоение методик исследования, самостоятельное планирование и выполнение экспериментов, обработку и анализ результатов. В последующем это позволит студентам быстрее адаптироваться профессионально, демонстрировать лучшую подготовку к будущей врачебной деятельности [7].
На кафедре с участием студентов реализуются следующие научные проекты.
■ Микробиологические аспекты хирургических гнойно-воспалительных заболеваний.
■ Молекулярно-генетические особенности пневмококков, циркулирующих среди бактерионосителей и вызывающих инфекционные заболевания у детей.
■ Молекулярно-генетические особенности нозокомиальных и внебольничных MRSA (methicillin-resistant Staphylococcus aureus) и их роль в развитии инфекций кожи и мягких тканей. Все исследования проводятся совместно с клиническими кафедрами: кафедрой общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана, кафедрой детских болезней с курсом профессионального образования (ПО), кафедрой детских инфекционных болезней с курсом ПО, кафедрой онкологии и лучевой терапии с курсом ПО, крупными многопрофильными стационарами г. Красноярска. Исследования, проводимые совместно с клиническими кафедрами, дают студентам возможность сформировать профессиональные компетенции, способствуя развитию личностных качеств врача.
Результаты исследований студенты представляют на ежегодных студенческих научно-практических конференциях различного уровня. Ежегодно ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России проводит фестиваль студенческой науки, проходящий в несколько этапов: кафедральный отборочный этап, секционные заседания, именные конкурсы лучших студенческих работ. К последним допускаются студенты, победившие на своей секции. При подготовке к докладу и выступлении студент получает опыт систематизации и обобщения материала, овладевает искусством аргументированной полемики.
По результатам анализа активности участия студентов в работе студенческого научного общества (СНО) кафедры микробиологии отмечается наибольшее количество участников с 2009 по 2011 г., достоверно превышающее показатели предыдущих и последующих лет (см. таблицу). В соответствии со статистическими данными о динамике успеваемости студентов ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России, в данный период средний балл обучающихся на курсе составил 4,26, т.е. был максимальным, что свидетельствует о взаимосвязи имеющихся поисково-информационных и аналитических умений, знаний с формированием интереса к научным достижениям и их практическому использованию в будущей профессиональной деятельности.
Научные работы студентов-участников СНО кафедры микробиологии неоднократно занимали призовые места на секционных заседаниях и именных конкурсах, межвузовских конференциях краевого и общероссийского уровня. При этом корреляции между числом студентов - участников СНО и числом работ, занявших призовые места, не отмечалось (см. табл.). Обращает на себя внимание снижение числа печатных работ в последние годы. Возможно, одной из причин являются более высокие требования, предъявляемые к публикациям.
Как правило, студенты, принимавшие участие в научных исследованиях, в последующем демонстрируют лучшую профессиональную адаптацию и подготовку; системное понимание и мастерство в навыках и методах исследования в изучаемой области [8].
Заключение
Учебная деятельность в медицинском вузе - систематическая, сознательная и поэтапная деятельность студентов по овладению теоретическими основами медицинских знаний, освоению способов их реализации на практике, профессиональному саморазвитию, дающая основу для использования полученных знаний и умений в практической деятельности врача.
Таким образом, практико-ориентированная самостоятельная деятельность студентов обеспечивает:
■ возможность полного освоения программы учебной дисциплины;
■ преемственность знаний и непрерывность отдельных видов подготовки;
■ рациональное сочетание традиционной аудиторной и самостоятельной работы;
■ управление процессом самостоятельной работы студентов и создание условий для их творческой деятельности;
■ возможность получения объективной и оперативной информации о качестве знаний, полученных в процессе обучения;
■ индивидуализацию процесса обучения;
■ становление у студентов индивидуальных, профессионально ориентированных траекторий.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.