Искусственный интеллект и персонализированное обучение; навыки, необходимые для работы в будущем, запрет европейских научных спонсоров на публикации получателей грантов в платных журналах и многое другое
Опубликовано 19.10.2018
Как было рассказано в юбилейном августовском выпуске 2018 г. журнала "Medical Teacher", на повестке дня в медицинском образовании стоит адаптивное обучение. А куда же вписывается искусственный интеллект (ИИ)? Есть интересный пост в блоге ALTC (https://altc.alt.ac.uk/blog) от Richard Price: "Искусственный интеллект - хайп или реальность?". Там описан эксперимент с некоторыми средствами ИИ, который позволяет посмотреть, как они могут улучшить результаты обучения. В 1-м эксперименте использовался инструмент, разработанный Filtered, он оценивает возможности индивида в сфере цифровых технологий, а затем рекомендует наиболее подходящие ресурсы для удовлетворения потребностей этого обучающегося. Обучающийся взаимодействует с интерфейсом чат-бота, выполняющим оценки, а ИИ предоставляет ему список ресурсов, отсортированных в порядке приоритетности их изучения. Исследование завершится в конце декабря 2018 г. Во 2-м эксперименте с ИИ оцениваются типы личности и стили мышления студентов-медиков и медицинских сестер, чтобы предоставить обучающие подсказки и проинформировать преподавателей о том, как адаптировать механизмы поддержки к конкретному человеку. Для определения типа личности используется инструмент, основанный на IBM Watson.
Навыки, необходимые для работы в будущем
Новый доклад Всемирного экономического форума "Будущее профессий" описывает 10 навыков, которые станут залогом успеха во время 4-й промышленной революции.
1. Решение комплексных проблем.
2. Критическое мышление.
3. Творческий подход.
4. Управление кадрами.
5. Взаимодействие с другими участниками.
6. Эмоциональный интеллект.
7. Суждения и принятие решений.
8. Клиентоориентированность.
9. Ведение переговоров.
10. Когнитивная гибкость.
Европейские спонсоры научных исследований запрещают получателям грантов размещать публикации в журналах с платной подпиской
Это заголовок статьи, написанной Martin Enserink. Он сообщает, что 11 национальных фондовых организаций в Европе, которые совместно тратят около 7,6 млрд евро в год на исследования, теперь будут требовать, чтобы каждый документ, который они финансируют, был в свободном доступе с момента публикации. Однако это невозможно, учитывая задержки в 6-12 мес, которые требуются многим подписным изданиям, прежде чем статья будет открыта для доступа, а также будет разрешена публикация в так называемых гибридных журналах, которые взимают плату за подписку, но требуют платы за доступ к отдельным статьям. Таким образом, исследователям не разрешат публиковаться в журналах "Nature", "Science", "Cell" и "The Lancet".
Правильно ли вы используете учебное пространство?
Проектирование и использование учебного пространства остается актуальным вопросом. После полезного и успешного доклада на предыдущей конференции AMEE Jonas Nordquist, Kristina Sundberg и Andrew Laing подготовили Руководство AMEE № 107 "Соответствие учебных помещений учебному плану". В презентации к докладу есть несколько интересных идей, прежде всего основанных на опыте Вестминстерского университета [Nordquist J., Sundberg K., Laing A.. Aligning physical learning spaces with the curriculum: AMEE Guide No. 107. Med Teach. 2016; 38 (8): 755-68].
Советы по проведению сложных разговоров
В тот или иной момент всем нам приходится вести трудный разговор со студентом, обучающимся или коллегой. В сообщении блога Connected Principles от 27 сентября 2018 г. David Geurin дает 7 советов по ведению сложного разговора в контексте беседы со студентами, хотя они применимы гораздо шире. Мы часто избегаем сложных разговоров, потому что не уверены в их продуктивности или опасаемся, что они могут вызвать сильные эмоции. David Geurin предлагает подходы, способствующие осмыслению и пониманию.
Здравый смысл
В разделе моей новой книги "Восемь ролей учителя в медицине", написанной в соавторстве с Pat Lilley и опубликованной издательством Elsevier в июле 2018 г., посвященном преподавателю в роли поставщика информации, мы описываем концепцию информационной пирамиды. В нижней части пирамиды находится осознание темы, а в верхней - здравый смысл. George Couros ведет полезный блог на тему развития здравого смысла у детей в школах (https://georgecouros.ca/blog/archives/8408). Он приводит цитату из книги Andy Andrews "Семь решений: понимание ключей к личному успеху" ("The Seven Decisions: Understanding the Keys to Personal Success"): "Поиск здравого смысла - это не то же самое, что получение знаний: здравый смысл подразумевает интуитивный элемент, понимание, полученное из личного опыта, которое помогает нам принимать решения в своей жизни. Поиск здравого смысла должен быть непрерывным процессом". Для примера George Couros говорит, что "знание - это осведомленность о том, что помидор является ягодой. Здравый смысл заключается в том, чтобы не класть его во фруктовый салат". В своем блоге он спрашивает, достаточно ли внимания образование уделяет здравому смыслу. Он утверждает, что здравый смысл следует развивать на всех уровнях образования.
Вакансии в сфере медицинского образования
Было высказано предположение о том, что с учетом текущих финансовых ограничений количество вакансий в медицинском образовании находится под угрозой. Я был рад видеть объявления о вакантных должностях лекторов в области медицинского образования в Кардиффе и Данди (Великобритания). Международная ассоциация по медицинскому образованию (AMEE) также объявила вакансию и в ближайшее время назначит сотрудника с опытом в области образования для дальнейшего развития курсов ESME (Essential Skills in Medical Education) и других образовательных инициатив AMEE.
Студенты и журнал "Medical Teacher"
На меня произвело впечатление количество хорошо написанных и продуманных писем от студентов в адрес "Medical Teacher", в которых они комментируют статьи, опубликованные в журнале. Авторы, по-видимому, учатся в 4 или 5 медицинских школах Великобритании. Я не знаю, является это частью их учебной программы или они получили специальную подготовку, связанную с критическим рецензированием и написанием текстов. Однако наличие публикации действительно имеет значение, когда дело доходит до поступления на постдипломное обучение.
"Болезнь" издержек Баумоля
В последнем блоге я упоминал книгу Larry Cuban об изменениях, произошедших в учебных классах в США с 1880 по 1990 г. В своем недавнем блоге (https://larrycuban.wordpress.com/2018/08/12/paradoxes-of-efficiency-in-education-part-2/) от 12 августа 2018 г. он описал, как внедрение инноваций для повышения эффективности может привести к еще большей неэффективности. Этот парадокс эффективности представляет собой "болезнь" издержек Баумоля (https://en.wikipedia.org/wiki/Baumol%27s_cost_disease). В качестве примера можно привести транспорт: экономичные автомобили, внедренные для снижения выбросов газов, повышают спрос на такие автомобили, выводя на дорогу больше автомобилей и увеличивая, а не уменьшая выбросы газов. В университетах компьютеризация делопроизводства и управления привела к увеличению, а не уменьшению административного персонала. Относительно внедрения новых технологий предполагается, что технологически обусловленная эффективность может привести к неэффективности в отношении отсева учащихся и фрустрации среди преподавателей и учащихся. Утверждается, что у нас нет принятого способа аргументировать экономическую эффективность обучения. Вместе с тем вопрос о затратах на образование привлекает определенное внимание. Степень актуальности эффекта Баумоля в медицинском образовании является предметом обсуждений. Увеличение размера курса не обязательно снижает качество образования, и для повышения его эффективности могут быть использованы различные технологии.
Тирания количественных показателей
На 2-м Саммите по компетентностно-ориентированному подходу в медицинском образовании в Базеле (Швейцария) в августе 2018 г. была дана ссылка на книгу "Тирания показателей" Jerry Muller ("The Tyranny of Metrics"). В книге подчеркивается, что учителя, врачи, исследователи и управленцы вынуждены жертвовать профессиональными целями, которые они ценят, чтобы улучшить свои количественные показатели. Jerry Muller утверждает, что количественные показатели переключают внимание на тесты и измерения, а баллы, получаемые при таком тестировании, создают порочные стимулы для преподавателей. Это совершенно верно в отношении национальных экзаменов в медицинском образовании.
Ключевые компоненты фиксации количественных показателей, согласно Jerry Muller, таковы.
■ "Вера в то, что возможно и желательно заменить суждение, приобретаемое через личный опыт и талант, количественными показателями сравнительных результатов на основе стандартизованных данных (количественных показателей).
■ Убеждение, будто общедоступность (прозрачность) таких показателей подтверждает то, что вузы действительно выполняют свои функции (подотчетность).
■ Убеждение в том, что лучший способ мотивировать людей в этих организациях - увязать поощрение и штрафы с измеренными числовыми показателями их эффективной работы, вознаграждением, которое является либо денежным (оплата по результатам работы), либо нематериальным в виде репутации (рейтинга)".
Фиксация показателей, утверждает он, поддерживает постоянство этих убеждений, несмотря на непреднамеренные негативные последствия, которые возникают во время их применения на практике.
Bill Burdick обратил мое внимание на видеозапись презентации, которую сделал Jerry Muller и которую стоит посмотреть: https://www.c-span.org/video/?441850-2/the-tyranny-metrics.