Как изменить структуру смешанного проблемно-ориентированного обучения -
результаты рандомизированного исследования
Введение
Проблемно-ориентированное обучение (Problem Based Learning - PBL) можно с успехом дополнить возможностями смешанного обучения (Blended Learning). Однако еще неизвестен точный эффект от смешивания различных компонентов электронного обучения в PBL-курсах.
Цель
Исследование преследовало цель сравнить эффекты различных комбинаций 3 интерактивных компонентов (Вики1 (Wiki), чат и интерактивные диагностические задания, основанные на экспертных базах данных) в обучении, аспектах группового взаимодействия и удовлетворенности отдельных учащихся.
Методы
Исследование смешанного варианта рассматривало все возможные комбинации 3 компонентов. Тесты и другие методы контроля назначались с помощью групповой рандомизации. Гипотезы исследовались с помощью критерия Фридмана и U-критерия Манна-Уитни.
Результаты
Доказано, что использование Вики повышает оценки, присвоенные студентами курсу, в то же время отсутствуют данные, подтверждающие предполагаемые преимущества чата. Интерактивные диагностические задания оказывали несущественные эффекты на диагностические подходы и общие показатели.
Вывод
Смешанному проблемно-ориентированному обучению (Blended PBL - bPBL) приносит больше пользы поддержание асинхронной связи (т.е. Вики). Использование компонентов синхронной связи и поиск информации не приводят к дальнейшему улучшению. Таким образом, bPBL должно ориентироваться на содействие развитию группового взаимодействия и на предупреждение перегрузки структуры курса другими компонентами электронного обучения.
1 Вики (англ. wiki) - веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.
Medical Teacher, Volume 32, No 8, 2010, pages e328-e346.