Эффективность деятельности системы здравоохранения, качество и доступность оказываемой населению медицинской помощи, степень технологического оснащения лечебно-диагностического процесса, результативность принятых решений во многом определяются профессиональной подготовкой, лидерским потенциалом и стилем работы руководящего состава отрасли [1-3].
Минздрав России уделяет особое внимание подбору и подготовке специалистов по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье". Формируется кадровый резерв из опытных врачей, проводится их обучение перед назначением на руководящую должность в ординатуре, магистратуре, в системе дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки, они привлекаются к участию в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования, осуществляется всесторонний анализ эффективности их работы [4-6].
Общепризнано, что успешное становление врачей-организаторов здравоохранения и общественного здоровья зависит от многих факторов, среди которых полученный уровень базового образования, лидерство в студенческом коллективе и освоение навыков управления занимают большое значение, способствуют дальнейшему карьерному росту и повышению эффективности их работы [1, 3, 7].
Цель - проанализировать опыт работы педагогического коллектива образовательной организации по формированию и развитию лидерских качеств у студентов.
Методы: педагогического эксперимента, аналитический, логический, монографический.
База исследования: кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
За 260-летний период педагогической, научной и медицинской деятельности ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России стал признанным лидером отечественного медицинского образования [1, 4, 7]. Среди многочисленных инновационных образовательных технологий, которые применяются в учебно-воспитательном процессе, с 2016 г. на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета реализуется проект подготовки студентов в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения".
Основные цели данного образовательного проекта:
■ разработка оптимальной модели развития лидерских качеств у студентов медицинских образовательных организаций;
■ формирование резерва потенциальных лидеров здравоохранения;
■ обеспечение углубленного освоения студентами специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
■ осуществление профессиональной ориентации лиц, изъявивших желание продолжить обучение в ординатуре, для последующего назначения на руководящие должности в здравоохранении;
■ улучшение у студентов коммуникативных навыков;
■ повышение эффективности работы студенческого самоуправления и др.
Для достижения указанных целей сформулирована миссия лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения": сохранять и приумножать наследие отечественной школы подготовки руководителей здравоохранения. Выбран девиз для обучающихся студентов: "Хочешь быть лидером, будь им!"
К обучению в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" привлекаются студенты Сеченовского университета и других образовательных организаций, предпочтительно со старших курсов, по специальностям: "лечебное дело", "медико-профилактическое дело", "педиатрия", "стоматология", "фармация", "медицинская кибернетика", "медицинская биохимия", "медицинская биофизика" (уровень специалитета), а также по специальности "сестринское дело" (уровень бакалавриата). Оптимальная численность учебной группы - 15 человек. Учебная нагрузка для освоения программы подготовки составляет 282 ч и реализуется полностью в течение одного учебного года.
До проведения конкурсного отбора претенденты на обучение проходят электронную регистрацию, подают заведующему кафедрой общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко или руководителю лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" заявление и заявку по установленной форме.
Конкурсный отбор проводится в 3 этапа.
I этап - собеседование, которое направлено на изучение мотивов студентов в освоении и развитии лидерских качеств.
В процессе собеседования обсуждаются следующие вопросы: успеваемость студента при освоении программы специалитета (бакалавриата); участие в студенческом самоуправлении и работа на руководящих должностях в студенческом совете, профессиональном союзе обучающихся, волонтерском центре, студенческом научном кружке, спортивной секции, студенческом спортивно-оздоровительном лагере "Сеченовец", старостами учебных групп и др.; с какой целью студент старается сформировать и развить у себя лидерские качества; наличие планов у студента стать эффективным руководителем; планирует ли он после освоения программы специалитета поступать в ординатуру, в какую образовательную организацию и по какой специальности и т.д.
II этап - прохождение онлайн-тестирования на интернет-ресурсе: http://onlinetestpad.com/ru/tests/psychology/boss, которое позволяет провести диагностику лидерских способностей по методике, разработанной Е. Жариковым и Е. Крушельницким [8].
III этап - проводится во время тренингов, на которых преподаватель выявляет заинтересованность студента в освоении учебного материала, его активность и лидерские способности. Рекомендуемые тренинги: мы выбираем старосту группы; создаем первое впечатление о себе; лидер и его качества; твое имя и характерные для тебя лидерские качества; ты и твое место в окружающем мире и др. [9].
На основании полученных во время конкурсного отбора данных среди претендентов отбираются для обучения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" наиболее перспективные для работы в здравоохранении лица, которые проявляют инициативу углубленного освоения специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", стремятся стать лидерами в коллективе, планируют улучшить навыки общения с людьми, мечтают о карьере заведующего лечебно-диагностическим отделением и руководителя медицинской (фармацевтической) организацией или хотят повысить уверенность в себе.
Обучение в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" направлено на освоение студентами следующих умений, навыков и владений: непрерывное совершенствование профессионального мастерства и лидерских качеств; использование в процессе самообразования и профессиональной деятельности наиболее эффективных интернет-ресурсов; самоанализ уровня лидерства и его развитие; формирование группы последователей и воспитание в ней лидеров; планирование карьерного роста; планирование рабочего времени; принятие решения; делегирование полномочий своим подчиненным; управление коллективом в повседневной деятельности и при возникновении конфликтных ситуаций; организация самообразования сотрудников; использование различных стилей в работе; противостояние манипулированию; определение приоритетных направлений в работе; отработка официальных документов и контроль за документооборотом; эффективное выступление перед многочисленной аудиторией; проведение служебных совещаний; прием посетителей; эффективная постановка задач по телефону; определение рисков в работе и нивелирование их влияния на пути достижения цели; размещение, устройство и оборудование медицинских организаций; формирование имиджа медицинской организации; организация и проведение научно-практических конференций; сохранение личной работоспособности и повышение стрессоустойчивости; рациональное трудоустройство на новую должность.
В соответствии с программой подготовки в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" плановые занятия проводятся 2 раза в неделю: по средам - дистанционно, по учебно-методическим материалам, размещенным на Едином образовательном портале; по пятницам - под руководством преподавателя, в аудитории с 16.00 до 19.00; еще один день обучаемые посвящают разработке актуальных для медицины проектов. В случае пропуска аудиторного занятия студент обязан его отработать у руководителя группы в течение 2 нед.
Программа подготовки включает 23 темы: лидерство - основа эффективного управления в здравоохранении; самоанализ лидерских качеств; успешный лидер в студенческой среде; формирование лидерских качеств; лидеры Сеченовского университета; формирование коллектива; выступление перед коллективом; прием посетителей; общение с коллегами по телефону; проверка отработанного документа; манипулирование и способы противостояния; повышение работоспособности лидера; документационное оформление инновационных направлений в управлении медицинской организацией; эффективный руководитель медицинской организации; планирование обучения медицинских кадров в межаккредитационный период в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования; самообразование медицинских и фармацевтических кадров; делегирование главным врачом больницы полномочий своим заместителям и контроль их исполнения; принятие решения при нестандартной ситуации в управлении медицинским коллективом; размещение, устройство и оборудование медицинской организации; формирование имиджа медицинской организации; подготовка и проведение научно-практической конференции в медицинской организации; выбор места работы и трудоустройство специалиста в медицинскую организацию; эффективные формы подготовки, обеспечивающие формирование у обучаемых лидерских качеств.
Выбор данных тем был обусловлен необходимостью освоения студентами качеств не только неформального лидера, но и руководителя медицинской организации, который, согласно общепринятой классификации, является формальным лидером и должен владеть теоретическими знаниями и практическими навыками управления коллективом [12].
По каждой теме для подготовки студентов к занятиям разработаны в виде заданий учебно-методические материалы, которые включают следующие разделы: тема учебного занятия; дата и место проведения занятия; цель занятия; метод проведения занятия; учебно-методические рекомендации обучаемым; вопросы для теоретического обсуждения; задания для практической отработки вопросов во время занятия; список рекомендованной литературы.
Для проведения занятий используются не только учебные классы кафедры, но и компьютерные залы Методического центра аккредитации специалистов. Это позволяет широко применять информационнокоммуникативные технологии, а также методы активного обучения, такие как деловые игры, тренинги, кейс-стади, круглые столы, мастер-классы, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), разработка проектов, просмотр учебных видеофильмов, перевернутый класс и др. [7, 9-11, 13].
Темы проектов студенты выбирают самостоятельно. В зависимости от объема предстоящей работы, проекты могут быть коллективными и индивидуальными. В качестве коллективных проектов студентам предлагают организовать и провести Московскую олимпиаду "Менеджмент и лидерство в здравоохранении", организовать и провести студенческую научную конференцию на актуальную для здравоохранения тему, разработать и издать практикум к деловой игре, с последующим проведением по нему занятия в роли тьютора. Индивидуальные проекты предусматривают подготовку доклада и презентации на интересующую студента и актуальную для здравоохранения тему, выступление по ней в учебных группах и на студенческих научных конференциях с целью формирования группы последователей.
В процессе обучения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" бережно поддерживается корпоративная культура взаимоотношений студентов и преподавателей, которая предусматривает следующие правила: главными участниками на занятии являются студенты, преподаватели выступают в роли консультантов; посещение занятий добровольное, но освоение каждой плановой темы, выполнение проекта и сдача зачета - обязательное условие образования; приветствуется любая разумная инициатива в обучении; чтобы получить результат, нужно трудиться, уважительно относиться к окружающим и опыту предшественников.
Промежуточный контроль знаний осуществляется методом опроса по заранее разработанным вопросам. Итоговое зачетное занятие проводится симуляционно-коммуникативным методом, суть которого заключается в имитации во время зачета условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицинских организаций. Аудитория перед зачетом переоборудуется в рабочий кабинет специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью. На основании положений, изложенных в приказе Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"", во время зачета обучаемые выступают в роли главного врача, заместителя главного врача, заведующего структурным подразделением, врача-методиста или врача-статистика. Их рабочие места комплектуются ноутбуками, телефонными аппаратами и канцтоварами для ведения записи. Банк заданий разделен на 4 тематические группы: выступление перед коллективом; прием посетителя; общение по телефону; проверка у исполнителя отработанного документа [9, 14].
С целью своевременного доведения до студентов информации о работе лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" и популяризации ее деятельности необходимые материалы размещены на интернет-странице и на стенде кафедры, в группе социальной сети "ВКонтакте", а также в изданном проспекте. Пакет учебно-методических материалов для подготовки студентов к занятиям и сдачи зачета размещен на Едином образовательном портале Сеченовского университета.
В случае досрочного прекращения подготовки обучаемый должен заполнить специально разработанную анкету и направить ее на адрес электронной почты руководителя лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения".
Лицам, успешно завершившим обучение в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" и сдавшим симуляционно-коммуникативным методом зачет, в торжественной обстановке вручается свидетельство установленного образца.
Оценка качества учебно-воспитательного процесса в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" проводится с помощью метода анкетного опроса, к которому в конце учебного года привлекаются все сдавшие зачет студенты [4, 6].
Освоение студентами программы подготовки в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения", в том числе участие в деловых играх в роли руководителя здравоохранения, успешная сдача симуляционно-коммуникативным методом зачета и другие подходы, позволяют одновременно с образовательными целями осуществлять профессиональный отбор лиц, для последующего их обучения в ординатуре по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье". Данные ординаторы демонстрируют лучшие успехи в освоении материала и успешно трудоустраиваются после выпуска на должности врача-методиста, врача-статистика, руководителя структурного подразделения или главного врача медицинской организации Москвы и Московской области, становятся специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы и других органов управления здравоохранением, их назначают на административные должности в образовательные организации и т.д. [7, 14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный в статье опыт работы лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Сеченовского университета позволяет формировать у будущих лидеров здравоохранения высокий профессионализм, инновационное мышление, творческий склад ума, современную мировоззренческую культуру и высокую социальную ответственность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 4-8.
2. Сибурина Т.А., Князев А.А. Стратегический резерв руководящих кадров: Результаты эмпирического анализа и рекомендации по формированию (на примере здравоохранения) // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 3. С. 142-162.
3. Трегубов В.Н., Решетников В.А., Эккерт Н.В. и др. Управление изменениями в процессе перехода здравоохранения от сертификации к аккредитации медицинских работников // Пробл. социальной гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2017. № 2. С. 92-96.
4. Решетников В.А., Алексеева В.М., Манерова О.А. и др. Организация медицинской помощи в Российской Федерации : учебник / под ред. В.А. Решетникова. М. : МИА, 2018. 432 с.
5. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анест. и реаниматол. 2016. Т. 61, № 4. С. 253-256.
6. Трегубов В.Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использованием дистанционных образовательных технологий // Сеченовский вестн. 2015. № 4 (22). С. 49-52.
7. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Микерова М.С. Российский опыт профессиональной подготовки врачей по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" // Пробл. здоровья и экологии. 2017. № 2 (52). С. 80-84.
8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учебное пособие. М. : Ин-т психотерапии, 2002. 362 с.
9. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. и др. Организация и проведение тренинга по лидерству : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 32 с.
10. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. Организация и проведение деловой игры по подготовке и проведению научно-практической конференции в медицинской организации : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 36 с.
11. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. Организация и проведение деловой игры по формированию имиджа медицинской организации : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 36 с.
12. Лившиц С.А., Гуров А.Н. Основные направления формирования эффективного руководства и стили руководства медицинской организацией // Менеджер здравоохр. 2017. № 3. С. 55-62.
13. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. и др. Организация и проведение занятий методом кейс-стади : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 24 с.
14. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Титова А.Б. Симуляционно-коммуникативный метод подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью // Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 1. С. 59-65.