Пристальное внимание государства и общества к проблемам сохранения и приумножения народонаселения России обусловливает потребность в качественном улучшении отечественного здравоохранения, пополнении его грамотными, конкурентоспособными, компетентными специалистами, отвечающими требованиям и вызовам XXI в. Повышение профессиональных требований к выпускникам медицинских вузов и, как следствие, реализация в высшей медицинской школе личностной парадигмы и компетентностного подхода, ориентация на практическую направленность подготовки студентов актуализируют потребность медицинских вузов в преподавателях, осознанно и целенаправленно занимающихся саморазвитием, постоянно совершенствующих профессиональное, в том числе и педагогическое, мастерство. Ведь только преподаватель со сформированной профессионально-субъектной позицией, осуществляющий непрерывное педагогическое развитие, способен, согласно одной из задач Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г., осуществить переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта студентов.
Среди вопросов совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей медицинских вузов, согласно анализу литературных источников, в фокусе внимания исследователей находятся не только особенности медицинского образования и роль профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе в условиях реформирования национальной системы медицинского образования [11], но и формирование компетентности с учетом содержания компонентов деятельности [3, 8, 10].
Педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов рассматривается исследователями как непрерывное в историческом аспекте [6], в свете его организации и выявления объективных и субъективных факторов, препятствующих становлению профессионализма [2], а также с позиции развития педагогического мышления врачей-педагогов [1, 5]. Зарубежные ученые также предлагают концепции развития педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза, рассматривают подготовку преподавателей к формированию профессиональных компетенций студентов [4, 12]. Указанные литературные труды очерчивают разные подходы к формальному образованию - дополнительному профессиональному образованию преподавателей медицинских и фармацевтических вузов по программам переподготовки и повышения педагогической квалификации специалистов, которое начинается после завершения первичной специализации и продолжается затем в течение всей профессиональной жизни и может быть охарактеризовано термином "непрерывное педагогическое образование".
При этом совершенствование профессионального педагогического мастерства на курсах повышения квалификации, согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 12.2012, реализуется преподавателями 1 раз в 3 года, т.е. по сути является дискретным. В то же время нельзя не согласиться с коллегами из ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России, что существующие модели профессионального развития педагогов ориентированы либо только на педагогов, осуществляющих деятельность в рамках зарубежных образовательных систем, либо только на развитие в сфере медицины и фармации без учета особенностей педагогической деятельности преподавателя-врача. Предложенная авторами интересная система личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза основана на новых подходах к организации повышения квалификации преподавателей медицинских вузов [2], но ориентирована на организацию формального образования.
Поскольку система непрерывного педагогического образования и развития преподавателей медицинских вузов находится на современном этапе в стадии становления, представляется целесообразным рассмотреть возникающие проблемы и очертить перспективы.
Цели настоящего исследования - выявление проблем непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза и перспектив их преодоления на примере опыта ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания. Эмпирической базой исследования является курс педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования (ДПО) кафедры социальной работы ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет"
Минздрава России. Общая выборка преподавателей, участвовавших в исследовании, - 485 человек.
РЕЗУЛЬТАТ И ОБСУЖДЕНИЕ
По данным анализа психолого-педагогической литературы и обобщения существующей педагогической практики, в том числе мнения преподавателей, проходивших профессиональную переподготовку (ПП) и повышение квалификации (ПК), удалось сформулировать проблемы непрерывного педагогического развития (НПР) педагогов медицинских вузов и наметить перспективы их решения (табл. 1).
Выделено 2 группы проблем: организационно-методические и психолого-педагогические.
Наиболее сложной из организационно-методических проблем является проблема интеграции формального, неформального образования и саморазвития преподавателей, что потребовало создания концепции и новой модели непрерывного педагогического развития. Данная проблема, находится в русле наиболее значимых тенденций, затрудняющих внедрение технологий в сферу высшего образования, которые представлены в отчете группы из 56 экспертов, сотрудничающих с образовательным проектом EDUCASE [13]. Эксперты видят проблему в смешении формального и неформального обучения, относят ее к проблемам, которые педагогическое сообщество понимает и может решить. Нами разработана и успешно апробирована новая модель непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза Школа педагогического мастерства. Согласно нашей модели, формальное обучение реализуется на курсах, причем преподавателям предоставляется широкий спектр дополнительных профессиональных программ (11 программ повышения психолого-педагогической квалификации и программа профессиональной переподготовки "Преподаватель профессионального образования"), позволяющих удовлетворить разные образовательные потребности. Неформальное образование, осуществляющее фактически функцию психолого-андрагогической поддержки профессионального развития преподавателей ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России, выполняет Центр педагогических инноваций, который в противовес дискретно проводимым курсам действует постоянно. Преподаватели обращаются в Центр инициативно, когда им требуется помощь при внедрении новых образовательных технологий, помощь в подготовке публикаций по тематике педагогики высшей школы или в проведении педагогического эксперимента, создании совместных проектов. Преподаватели могут обратиться за консультацией по интересующему их вопросу педагогики высшей школы или в любой момент воспользоваться методическими материалами для педагогического самообразования и самосовершенствования, которые размещены на образовательном портале Школы педагогического мастерства. Диссеминация инновационного педагогического опыта проходит в постоянном взаимодействии с преподавателями университета. Узнав в процессе обучения в открытом университете (Massive open onLine Learning) или на симпозиуме, мастер-классах либо самостоятельно разработав интересные методики или прием обучения студентов, преподаватель делится информацией с педагогами Центра педагогических инноваций, которые, в свою очередь, доводят ее до профессорско-педагогического состава вуза. Преподаватель действует как субъект собственного развития, реализует свой творческий потенциал, участвуя в событийном образовании - региональных круглых столах, мастер-классах, семинарах абсолютно на добровольной основе. Предлагаемая модель профессионального педагогического развития, по данным анкетирования, привлекает преподавателей как свободой выбора курса обучения для реализации образовательных потребностей (от 16 до 288 ч), так и возможностью саморазвития в условиях психолого-андрагогической поддержки. Концепция Школы педагогического мастерства в большей степени соответствует идее непрерывного педагогического развития преподавателей медицинских вузов, чем традиционное, формальное обучение в процессе повышения квалификации, даже с учетом новых подходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бригадирова В.Ю., Наумова Н.В., Глазьева Е.С. и др. Педагогическое мастерство преподавателей медицинского вуза // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции № 11 (36). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 79-84.
2. Гаврилюк О.А., Никулина С.Ю. Авдеева Е.А., Артюхов И.П. Организация системы личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза: проблема и пути ее решения // Вестн. Новосибир. гос. пед. ун-та, 2017. Т. 7, № 8. С. 19-36.
3. Гетман Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза с помощью гуманитарных технологий // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 87-91.
4. Eцко К.П., Форня Ю.В. Современные концепции развития педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза // GISAP. Medical Science, Pharmacology. 2013. № 1. С. 30-33. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/msph_2013_1_13.
5. Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей-преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 103-107.
6. Зинкевич Е.Р. Непрерывное педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов в конце XX - начале XXI века // Человек и образование. 2012. № 2. С. 172-182.
7. Лопанова Е.В., Новиков А.И., Охлопков В.А. Организация непрерывного образования преподавателей медицинского вуза: проблемы и пути решения // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 1 (3). 33-37.
8. Малютина Т.В., Лонская Л.В. Содержание компонентов профессионально-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза // Соврем. пробл. науки и образования. 2016. № 6. С. 370.
9. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Инновационный педагогический опыт в медицинском вузе // Мед. образование и вузовская наука. 2015. № 1 (7). С. 53-56.
10. Манукян И.В. Особенности педагогической подготовки преподавателя профильных дисциплин медицинских вузов в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2017. 25 с.
11. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Роль преподавателя вуза в условиях реформирования национальной системы медицинского образования // Успехи соврем. естествознания. 2014. № 10. С. 55-56.
12. Скорикова Е.А. Подготовка преподавателей медицинского университета к формированию профессиональных компетенций студентов в системе непрерывного образования, 2017. URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/podgotovka-prepodavateley-medicinskogo-universiteta-k-formirovaniyu-professionalnyh.
13. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. The report NMC Horizon: higher education - 2015. Ostin, Texas: New Media Consortium, 2015.