Актуальность и социально-экономическая значимость проблемы управления качеством медицинской помощи имеет огромное значение для здравоохранения. Создание эффективной системы управления качеством является важнейшей задачей каждой медицинской организации, целью которой будет повышение качества и доступности медицинской помощи на основе эффективного использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Качество и эффективность должны стать основными критериями оценки деятельности любой медицинской организации и системы здравоохранения в целом. Качество должно обеспечиваться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными действиями по оптимизации ресурсов, внедрению современных управленческих, информационных, лечебно-диагностических технологий, контролю полученных результатов и постоянному совершенствованию процессов. Одна из целей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294) - создание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также организации эффективной системы управления качеством. Планируется до 2020 г. внедрить систему управления качеством в медицинские организации. Управление качеством медицинской помощи должно включать в себя систему управления, нормативно-правовые документы и основной пункт в этом комплексе мероприятий -мотивацию каждого сотрудника медицинской организации.
Вопросы управления качеством медицинской помощи преподаются в рамках изучения дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения". Отведенное количество часов на преподавание дисциплины не позволяет в полной мере осветить данный раздел.
Подготовить врача, владеющего теоретическими основами менеджмента качества в здравоохранении и способного применять принципы и методы управления качеством и безопасности медицинской деятельности, стало задачей для Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения Минздрава России. На базе центра разработана рабочая программа дисциплины "Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности" с общим объемом 48 ч. Цикл обучения входит в перечень дисциплин по выбору в учебном плане подготовки по специальностям "лечебное дело" 31.05.01 и "стоматология" 31.05.03.
Цель электива в контексте управленческих компетенций специалиста в области организации здравоохранения - подготовка квалифицированного врача-специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного к самостоятельной профессиональной деятельности при оказании всех видов медицинской помощи в условиях непрерывного профессионального образования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В учебный период 2015-2017 гг. на базе кафедры "Общественное здоровье и здравоохранение" ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России были проведены занятия у студентов IV курса дневного стоматологического факультета и V курса дневного лечебного факультета по дисциплине "Управление качеством медицинской помощи". Обучение прошли 575 студентов на теоретической и клинической базах университета, что позволяет изучать базовые основы менеджмента качества медицинской помощи и видеть его преломление в практическую деятельность врача-специалиста.
Перед преподавателем поставлены следующие задачи.
1. Подготовить к самостоятельной профессиональной деятельности специалиста, способного успешно решать профессиональные задачи по обеспечению доступности и качества медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и передовыми достижениям медицинской науки.
2. Сформировать компетенции врача-специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью в области оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
В результате освоения электива формируются следующие профессиональные компетенции обучающегося.
ПК-17. Способность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
ПК-18. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа электива включает следующие модули.
1. История и философия управления качеством
Преподаватель обращает внимание на современный подход к пониманию качества, которое рассматривается как многоаспектное, интегральное понятие. Основные аспекты качества: философский, социальный, технический, экономический, правовой. Знание исторических основ и школ управления качеством позволяет студентам понять материалы данной программы. Педагог готовит студентов к пониманию процессного подхода в любой деятельности, в том числе и в управлении качеством медицинской помощи. Подчеркивает взаимосвязь качества, потребностей и удовлетворенности потребителей. Качество с позиции потребителя и качество с позиции производителя.
2. Нормативно-правовые основы управления качеством в медицинских организациях
В этом разделе рассматриваются темы: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей". Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 № 46740). Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) ФГБОУ "Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы". Государственный и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Эволюция стандартизации лечебно-диагностического процесса. Протоколы, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, клинические рекомендации. Экспертиза контроля качества медицинских услуг. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям Премии правительства РФ в области качества как инструмент оценки менеджмента качества медицинской организации.
Преподаватель обращает внимание студентов на то, что критерии оценки качества медицинской помощи сформированы на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Педагог отмечает, что в нормативно-правовые основы управления качеством в медицинских организациях постоянно вносятся поправки и готовятся новые документы. Поэтому в данном разделе включены задания по поиску документов в информационно-правовой базе.
3. Принципы Всеобщего управления на основе качества (TQM) в требованиях международных стандартов семейства ИСО
Система менеджмента качества: основы теории и практики. 8 принципов Всеобщего (комплексного) управления качеством. Схема процесса эффективного управления Н. Винера. Цикл Шухарта-Деминга. Создание систем качества на основе ИСО-9000. Рекомендации международных стандартов семейства ИСО-9000 по обеспечению качества. Новые стандарты ИСО 9001:2015. Структура, ключевые принципы, подходы к использованию в здравоохранении. Зарубежный опыт внедрения систем управления качеством в здравоохранении. Стандарты JCI (международной объединенной комиссии по аккредитации больниц).
В ходе данного модуля рассматриваются структура семейства стандартов ИСО-9000, новая версия стандартов ИСО-9001:2015. Требования к системам менеджмента качества. Общие положения. Термины и определения. Модель системы менеджмента качества на основе процессного подхода. Универсальность стандартов серии ИСО-9000. Основные этапы и шаги по созданию системы менеджмента качества на предприятии.
4. Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности
Современные подходы к организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в организациях: планирование, обеспечение и управление качеством медицинской помощи, оценка достигнутых результатов, обучение персонала. Вовлечение персонала организации в управление доступностью и качеством медицинской помощи. Процессный подход и личная ответственность сотрудников в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
Командообразование: кружки качества, целевые группы по совершенствованию ключевых процессов, фокус-группы и т.п. Совершенствование в рамках подразделения. Система менеджмента качества как основа эффективности внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
Этот раздел является основным в понимании процессного подхода, где преподаватель объясняет, что процесс - это упорядоченная, целенаправленная последовательность повторяющихся действий, имеющих вход и выход, в результате которых создается продукт или услуга.
5. Статистические методы и инструменты управления качеством
Семь инструментов качества. Статистические методы оценки и контроля качества. Области применения и порядок построения. Гистограммы. Контрольные карты. Диаграмма Ишикавы как базовый инструмент поиска идей. Анализ Парето.
В данном модуле дается понятие о статистических методах и инструментах управления качеством и подробно разбирается причинно-следственная диаграмма (рыбий скелет) Ишикавы.
ОБСУЖДЕНИЕ
Следует отметить, что элективный курс "Управление качеством медицинской помощи" является сложным для восприятия и понимания у студентов IV и V курса, поскольку отсутствует опыт управленческой деятельности. Для эффективного достижения поставленной цели курса интерактивные формы и методы обучения играют первостепенную роль. Интерактивные методы (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) - методы обучения,основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивные методы обучения предполагают обучение в сотрудничестве преподавателя, где педагог чаще выступает в роли организатора процесса обучения или лидера группы, и обучающихся. Интерактивное обучение студентов основано на их собственном опыте и прямом взаимодействии с областью осваиваемого теоретического материала. Эффективность образовательного процесса обеспечивается за счет активного включения обучающихся в процесс получения и непосредственного использования знаний. У слушателей формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем, а также повышается мотивация и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Преподавателями используются интерактивные методы в виде: дискуссии, мозгового штурма, игры, тренинга, кейс-технологии, к которым относятся метод ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения.
Важно подчеркнуть, что лекционная форма обучения также входит в элективный курс, но носит лаконичный характер.
На итоговом занятии студентом представляется проект по перечню проблемных вопросов, поставленных преподавателем, либо по индивидуальному выбору с разработкой самостоятельного материала из списка рекомендованной литературы. Защита проекта проводится при групповом занятии и является составной частью образовательного процесса. Во время защиты проекта оценивается наглядность, содержание, ответы на вопросы. Лучшие работы сдаются на кафедру и формируют сборник вариантов творческих технических проектов студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что авторы отразили свое видение преподавания данной дисциплины и возможные варианты активностей для контроля полученных знаний по основам управления качеством и отработки практических навыков.
Данный модуль дисциплины может быть включен помимо специалитета в программу подготовки на этапе постдипломного образования ординаторов по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Процесс освоения элективного курса "Управление качеством медицинской помощи" направлен:
1) на подготовку врача-специалиста, готового к абстрактному мышлению, анализу и синтезу по обеспечению доступности и качества медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и передовыми достижениям медицинской науки;
2) формирование компетенции врача-специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью в области оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей;
3) способность и готовность к применению научной организационно-управленческой и нормативно-правовой документации, использованию современных информационных технологий;
4) мотивацию специалиста, готового работать и участвовать в рамках выстроенной системы менеджмента качества в медицинской организации;
5) способность и готовность к работе в команде, способность к действиям в рамках согласованных действий и задач, брать на себя личную ответственность и лидерство в планировании и осуществлении профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 512 с.
2. Управление и экономика здравоохранения : учебное пособие для вузов / под ред. А.И. Вялкова М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 657 с.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента : учебник. М. : Проспект, 2014. 306 с.
4. Бошкович Р., Иванов И.В. Самооценка медицинской организации при внедрении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Вестн. Росздравнадзора. 2016. № 6.
5. Столяров С.А. Менеджмент в здравоохранении : учебное пособие. Барнаул, 2013. 409 с.
6. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций : монография. М. : Менеджер здравоохранения, 2013. 311 с.
7. Научные основы обеспечения качества медицинской помощи. Публикация подготовлена по материалам Проекта обеспечения качества агентства США по международному развитию // Вопр. экспертизы и качества мед. помощи. 2016. № 12.