В настоящее время столичная медицина сделала огромный шаг в своем развитии и характеризуется значительным увеличением высокотехнологичной медицинской помощи. В связи с этим медицинский работник современной больницы или поликлиники должен постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции в области инновационных медицинских технологий. Совершенствование качества подготовки специалистов на этапе прохождения курсов повышения квалификации является актуальной проблемой дополнительного профессионального образования. В современных условиях повышение уровня государственного финансирования сферы образования, к сожалению, не всегда является показателем эффективности обучения в той или другой образовательной организации. Одновременно при равных условиях качество образовательных услуг, предоставляемых различными образовательными учреждениями, могут существенно отличаться.
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы - образовательное подразделение ГБУЗ г. Москвы "Клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы, ориентирован на инновационные подходы в организации всех видов дополнительного профессионального образования. По состоянию на 31 декабря 2017 г. в МСЦ Боткинской больницы обучены 17 424 специалиста практического здравоохранения города Москвы (работники медицинских организаций, подведомственных ДЗМ); совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы (ДЗМ) и ведущими специалистами отечественного практического здравоохранения разработано более 178 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для специалистов различных медицинских специальностей и профессиональных уровней образования, а также для лиц иных сфер профессиональной деятельности. За несколько лет работы в МСЦ Боткинской больницы сложилась определенная модель образовательного процесса, при этом возникла необходимость в сборе представлений об эффективности применяемых образовательных и симуляционных методик с последующим детальным анализом с целью прогнозирования дальнейших действий по развитию. Исходя из сказанного выше можно утверждать, что данное исследование является актуальным и может внести соответствующий вклад в развитие теоретических аспектов оценки эффективности симуляционного обучения и функционирования МСЦ Боткинской больницы в целом.
Цель исследования - изучить и оценить эффективность применяемой модели симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы на основании проведенного анкетирования среди слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий при краткосрочной схеме обучения (трудоемкость освоения от 18 до 36 акад. ч) базируется на обратной связи, полученной от специалистов, прошедших обучение, и касается теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых слушателями в результате освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также на практической ценности методик обучения.
Наиболее распространенным инструментом социологических исследований является анкетный опрос. Не будет преувеличением сказать, что с его помощью собирается до 80% социологической информации. Основным инструментом обратной связи (опроса) является анкета, которая представляет собой документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования [1]. В качестве средства для сбора сведений было решено использовать метод анкетирования.
Основные задачи анкетирования:
■ выявить мнение слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации о результативности обучения в МСЦ Боткинской больницы;
■ определить цели и потребности специалистов практического здравоохранения и иных сфер деятельности в симуляционном обучении;
■ оценить эффективность обучения с использованием симуляционных технологий с позиций субъектов обучения путем анализа результатов анонимного анкетирования;
■ определить критерии и результаты оценки эффективности симуляционного обучения;
■ определить приоритетные стратегии, возможные ресурсы, виды и методы обучения для коррекции и совершенствования образовательного процесса в будущем.
По завершении обучения по соответствующим дополнительным профессиональным программам повышения квалификации слушателям предлагалось оценить качество обучения в МСЦ Боткинской больницы по специально разработанной анкете (фото 1-3). Анкета включает в себя разнообразные вопросы по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента), по форме [альтернативные вопросы (с одним вариантом ответа), неальтернативные вопросы (содержат несколько вариантов ответов), открытые вопросы (ответ дается в свободной форме), прямые вопросы (в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя) и косвенные вопросы (в содержание вопроса включается воображаемая ситуация), шкалированные вопросы (вопросы, на которые отвечающий выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов)] и методической функции (основные и неосновные вопросы, вопросы-фильтры - для получения данных, относящихся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части) [1].
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo1,00000000,)&hide_Cookie=yes)
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo2,00000000,)&hide_Cookie=yes)
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo3,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Анкета включала 51 вопрос. Отдельные вопросы разбиты на блоки для удобства заполнения, последующей обработки и анализа. Основные блоки вопросов:
1. Общая информация (наименование образовательной программы, пол и возраст слушателя).
2. Профессиональная деятельность слушателя (тип учреждения здравоохранения, занимаемая должность, стаж работы, квалификационная категория).
3. Вопросы, касающиеся профессиональной подготовки слушателя (в том числе вопросы о непрерывном медицинском образовании).
4. Вопросы, касающиеся удовлетворенности слушателя процессом обучения оценки качества обучения в МСЦ Боткинской больницы (работа преподавателей, эффективность методов обучения, материально-техническое оснащение и т.д.).
5. Предложения по совершенствованию содержания образовательных программ и организации учебного процесса.
Важно отметить, что в анкетировании участвовали исключительно слушатели курсов с численностью не более 15 человек в группе. Это было сделано для того, чтобы уменьшить влияние единичных курсов с большим количеством людей на динамику изменения уровня удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми МСЦ Боткинской больницы. В ходе анкетирования некоторые слушатели заполнили не все графы анкеты, в случае если количество заполненных граф анкеты превысило 70%, анкета принималась в обработку, но незаполненные графы не включались в статистику. По этой причине все данные представлены в процентах, для того чтобы избежать разницы в общих цифрах по количеству ответов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В опросе приняли участие 710 респондентов, среди которых 91% - это медицинские работники учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы, и оставшиеся 9% - немедицинские работники: педагоги и воспитатели общеобразовательных школ и лицеев г. Москвы, работники, оказывающие паллиативную помощь и др. (рис. 1, 2).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo4,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Средний возраст слушателя среди анкетируемых составил чуть более 42 лет, количество женщин составило 68,0%, и лишь 32,0% - лица мужского пола. 48% респондентов из числа слушателей работают в учреждении здравоохранения стационарного типа, 27% - медицинские работники амбулаторного звена, 15% - сотрудники СМП и 10% - сотрудники различных образовательных учреждений (рис. 3).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo5,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Многочисленную категорию слушателей по занимаемой должности составляют врачи различных медицинских специальностей (58%), средний медицинский персонал - 18% и специалисты других должностей (педагог, акушерка, рентгенолаборант, медицинский регистратор, администратор, медицинский технолог, биолог, научный сотрудник) - 11% (рис. 4). 36% специалистов имеют высшую квалификационную категорию, 15% - первую и 7% со 2-й квалификационной категорией (рис. 5). В МСЦ Боткинской больницы обучение проходят как работники, которые только начинают свою профессиональную деятельность (стаж работы до года - 5% опрошенных) и с небольшим стажем работы (от 1 года до 5 лет - 18%, от 5 до 10 лет - 18%), так и специалисты с более чем 30-летним профессиональным стажем.
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo6,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Почти 60% опрошенных слушателей имеют стаж работы в указанной должности более 10 лет (рис. 6).
По полученным данным, основное количество опрошенных слушателей проходят обучение в образовательных организациях по причине нехватки профессиональных знаний (так ответили 45% респондентов). Получение баллов в системе непрерывного медицинского образования, направление с места работы, рекомендации коллег и собственная инициатива побудили интерес к обучению в МСЦ Боткинской больницы у 26% специалистов (рис. 7). Большинство слушателей проходят обучение с целью приобретения новых знаний (38% респондентов) и умений (45% респондентов). Среди других вариантов ответов о личной значимости обучения встречались восстановление и закрепление практического навыка (рис. 8).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo7,00000000,)&hide_Cookie=yes)
В большинстве случаев специалисты различных профессиональных сфер деятельности проходят обучение по своему профилю, что и подтверждается соответствием материала, полученного в ходе обучения, направленности профессиональной деятельности на рабочем месте в высокой степени (так ответили 70% респондентов) (рис. 9).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo8,00000000,)&hide_Cookie=yes)
По мнению опрошенных слушателей, во время обучения медицинских специалистов в образовательных учреждениях Российской Федерации недостаточно освещаются вопросы безопасного оказания медицинской помощи (так считает 64% респондентов (рис. 10), но в то же время половина из опрошенных уверены в своих профессиональных навыках и при необходимости всегда готовы оказать неотложную помощь, 2% из числа респондентов не знают, что нужно делать при оказании первой помощи, и будут сразу стараться вызвать на помощь соответствующего специалиста (рис. 11).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo9,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Некоторые вопросы анкеты поднимают достаточно серьезную проблему в сфере здравоохранения: более 70% респондентов так или иначе имели случаи неполноценного оказания медицинской помощи пациентам, и, к сожалению, это приводило к серьезным ухудшениям состояния пациента (так ответили 12% опрошенных). Основными мерами по снижению числа случаев оказания медицинской помощи не в полном объеме, по мнению слушателей, могли бы стать: снижение нагрузки на одного специалиста,разборслучаев оказания медицинской помощи не в полном объеме во время регулярного обучения медицинских работников и проведение мероприятий среди населения по стимулированию раннего обращения пациентов в медицинские организации (рис. 12).
Работа, приносящая не только доход, но и моральное, эмоциональное удовлетворение, сама по себе являющаяся стимулом, - пожалуй, мечта каждого из нас. Очень важно, когда человек занимается любимым делом, когда у него есть любимая работа, есть желание в постоянном профессиональном совершенствовании. Удовлетворение, как и все эмоции, служит мотивацией к поведению и играет значительную роль в человеческих социальных системах [2]. Приятно, что в сфере здравоохранения и смежных сферах деятельности трудятся специалисты, которые получают моральное удовлетворение от своей работы: 67% респондентов подтверждают, что часто получают моральное удовлетворение при виде улучшения состояния пациента. Под вариантом в анкете "Другое" (8%) встречались как ответы "Постоянно" и "Всегда", так и "Никогда" (рис. 13).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo10,00000000,)&hide_Cookie=yes)
На каждом уровне оказания медицинской помощи существует психолого-педагогический аспект в структуре медицинской деятельности специалиста. В отношении и готовности в психолого-педагогической деятельности просматривается следующая тенденция: медицинские работники в большей мере осознают значимость подготовки в данном направлении и готовы к непрерывному развитию и совершенствованию профессионально важных качеств в психолого-педагогической деятельности врача и в меньшей степени владеют необходимыми методами и методиками для осуществления такого рода деятельности (рис. 14). Что же касается личностного профиля медицинского работника, большинство слушателей отметили такие профессионально важные личностные качества, как ответственность, аккуратность и умение чувствовать эмоциональное состояние (рис. 15). Исследователи отмечают, что в системе практического здравоохранения потребность в психолого-педагогической подготовке специалистов-медиков ощущалась уже давно. Зачастую в ходе лечебного взаимодействия пациент ищет у медицинского работника душевной опоры, понимание своих переживаний и эмоциональной поддержки [3].
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo11,00000000,)&hide_Cookie=yes)
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo12,00000000,)&hide_Cookie=yes)
МСЦ Боткинской больницы принимает слушателей с разным уровнем подготовки. Большинство из них (86%) - квалифицированные специалисты с большим багажом профессиональных знаний, которым в процессе симуляционного обучения важно отработать редко используемые мануальные навыки, поэтому и большая часть учебного материала им знакома, что способствует в дальнейшем более качественному совершенствованию профессиональных компетенций. С другой стороны, существуют группы слушателей со слабой подготовкой (13%), для которых практически вся информация является новой, например сотрудники образовательных учреждений (рис. 16).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo13,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Полученные анкетные данные показывают, что главными факторами, от которых зависит уровень практической подготовки специалиста после обучения, слушатели считают квалификацию преподавателя, а именно клиническую компетентность преподавателя, мотивацию самого обучающегося и обеспечение учебного процесса современным специализированным оборудованием (рис. 17).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo14,00000000,)&hide_Cookie=yes)
В результате освоения соответствующих дополнительных профессиональных программ 75% слушателей остались полностью удовлетворены обучением в МСЦ Боткинской больницы и лишь 4% слушателей частично удовлетворены (рис. 18); в достаточной степени слушатели удовлетворены материально-техническим оснащением учебного процесса: 78% респондентов полностью удовлетворены и 19% - удовлетворены в достаточной мере (рис. 19).
Все обучающиеся удовлетворены работой преподавателей МСЦ Боткинской больницы (91% - полностью удовлетворены, 8% - удовлетворены в достаточной мере, 1% - частично удовлетворены), что, в свою очередь, свидетельствует о высоком профессионализме и высокой квалификации преподавательского состава МСЦ Боткинской больницы (рис. 20).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo15,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Незначительный процент респондентов (22%) скорее не заинтересованы в том, чтобы преподаватели постоянно совершенствовали свои знания (т.е. слушатели не видят необходимости в постоянном повышении квалификации преподавателей). Этот показатель свидетельствует о высокой оценке респондентами уровня преподавания в МСЦ Боткинской больницы. Однако в то же время 47% слушателей заинтересованы в том, чтобы преподаватели, обеспечивающие обучение, были в курсе современных педагогических тенденций и поддерживали на необходимом уровне свою педагогическую компетентность, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, что, в свою очередь, способствует значительному улучшению результативности обучения (рис. 21). 73% респондентов отмечают, что в процессе обучения на занятиях преобладают активные методы обучения (тренинги, деловые и имитационные игры, виртуальная симуляция, обучение с участием стандартизированного пациента) по сравнению с традиционными методами обучения (рис. 22).
В анкете были предложены и вопросы, направленные на определение клинической и педагогической компетентности преподавателя. Ответы респондентов на данные вопросы показывают, каким они видят идеального преподавателя для медицинских работников: высококвалифицированным практиком, обладающим отличной теоретической подготовкой с большим стажем клинической работы, способным соединить теорию и практику, оценить уровень обучающихся и подобрать каждому упражнение по степени его подготовленности (рис. 23-25).
Наиболее эффективными методами и формами обучения, по мнению анкетируемых, являются: разбор конкретных клинических ситуаций, на втором месте с небольшими отрывами идут ролевые игры (отработка действий в соответствии с клиническими алгоритмами и протоколами на основании заданного сценария), мини-лекции и групповая работа (рис. 26). Безусловно, для каждой программы приоритет эффективных методик будет отличаться (рис. 27). Самой эффективной формой аудиторной работы респонденты считают практические занятия с использованием современных симуляционных и образовательных технологий и тренинги (рис. 28).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo16,00000000,)&hide_Cookie=yes)
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo17,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Самостоятельная аудиторная работа слушателей, по их мнению, должна включать в себя самостоятельное освоение учебного материала для последующего обсуждения с преподавателем (так ответили 43% респондентов) и самостоятельную работу по выполнению индивидуальных практических заданий (29% респондентов) (рис. 29). Значительная часть респондентов (почти 80%) положительно оценили возможность проходить обучение с использованием интернет-технологий (рис. 30), 61% респондентов в качестве дистанционного обучения предпочитают самостоятельное изучение презентаций, видеороликов, выполнение заданий в удобное для них время (рис. 31).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo18,00000000,)&hide_Cookie=yes)
По мнению слушателей, в сфере дополнительного профессионального образования оценка знаний по освоению программы обучения должна проводиться в устной форме, так считают 56% респондентов (рис. 32), а результат обучения должен засчитываться при правильном выполнении (озвучивании) конкретного действия с его обоснованием (рис. 33).
Большинство слушателей (65%) после прохождения обучения в МСЦ Боткинской больницы считают, что наличие обязательного этапа приобретения навыков в условиях моделирования профессиональной деятельности с помощью симуляционных технологий, несомненно, повысит уровень практической подготовки специалиста (рис. 34, 35). При обучении в условиях имитации профессиональной деятельности слушатели наиболее предпочитают следующие технологии: выполнение отдельных профессиональных навыков на манекенах, фантомах, тренажерах и компьютерных симуляторах, выполнение алгоритма поведения в наиболее типичных экстренных ситуациях, поддержание редко используемых навыков и форм поведения на должном профессиональном уровне, ролевые тренинги взаимодействия с коллегами-врачами/средними медицинскими работниками (рис. 36).
![](http://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,471,,4,photo19,00000000,)&hide_Cookie=yes)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В анкетировании приняло участие более 10% слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации от общего числа обученных слушателей в 2017 г. (на момент окончания анкетирования). Данное количество обработанных анкет предоставляет серьезный уникальный объем материала для анализа, на основании которого можно сделать выводы об эффективности применяемой модели симуляционного обучения в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы.
По итогам анкетирования в большом объеме получена обратная связь от слушателей о практической ценности и личной значимости обучения, степени новизны учебного материала, о предпочитаемых и эффективных методах симуляционного обучения и формах взаимодействия, используемых ресурсах, а также о формах оценки качества освоения программы и результативности обучения с помощью симуляционных технологий, что, в свою очередь, позволило сделать следующие выводы.
1. Ежегодно специалисты различных профессиональных сфер деятельности обучаются по дополнительным профессиональным программам с целью поддержания необходимого профессионального уровня и приобретения новых компетенций, соответствующих современным требованиям в стремительно изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Тематика предлагаемых образовательных программ с применением симуляционных технологий актуальна и востребована. Велика практическая значимость приобретенных знаний и умений в результате освоения соответствующих образовательных программ в имитационных условиях в МСЦ Боткинской больницы.
2. Критерием, на основании которого производится оценка эффективности обучения, является удовлетворенность слушателей в приобретении необходимых знаний и практических навыков, содержанием образовательных программ, оснащением и организацией учебного процесса.
3. Апробированный инструментарий позволил выявить уровень удовлетворенности слушателей курсов сторонами образовательного процесса в МСЦ Боткинской больницы, выявить его сильные и слабые стороны. По итогам анализа анкет слушателей можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности содержательной, организационно-методической и психолого-педагогической стороной образовательного процесса в МСЦ Боткинской больницы. При организации и осуществлении симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы удачно сочетается высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностного и профессионально-ориентированного обучения взрослых.
4. Метод анкетирования предоставил возможность слушателям дать оценку организованному обучению и сформулировать образовательный запрос на повышение квалификации в дальнейшем. Таким образом, путем анализа результатов анкетирования, выявлены степень эффективности применяемых форм обучения и симуляционных методик и предложения по совершенствованию процесса обучения (некоторые пожелания слушателей уже воплощены в жизнь - например, запущено несколько новых курсов по востребованным направлениям, клиника дооснащена новым оборудованием). Самой емкой и наиболее эффективной частью учебной нагрузки являются различные формы практических занятий с использованием симуляционных технологий, включающие выполнение прикладных практических заданий с последующей обратной связью.
5. Обучение специалистов в МСЦ Боткинской больницы максимально приближено к условиям практической деятельности, что обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний и овладение мануальными навыками, готовность к самостоятельному решению конкретных практических задач без стресса и с меньшим числом ошибок. Врачи и медицинские работники среднего звена имеют уникальную возможность отработки профессиональных манипуляций без причинения вреда пациентам, что обеспечивается в МСЦ Боткинской больницы не только наличием инновационного симуляционного оборудования, но и применяемыми здесь уникальными педагогическими технологиями, современными формами проведения занятий, которые способствуют в дальнейшем применению специалистом самых современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения на рабочем месте при оказании медицинской помощи населению.
6. Эффективность организации процесса обучения в симуляционном центре является одним из наиболее важных и необходимых условий его функционирования. Оценка эффективности применяемой модели симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы - один из инструментов корректировки дальнейшего пути развития симуляционного обучения в медицине и других профессиональных направлениях. МСЦ Боткинской больницы использует в своей деятельности передовые высокореалистичные виртуальные технологии обучения и ориентирован на инновационные подходы в организации дополнительного профессионального образования. По итогам работы составлены перспективные планы дальнейших действий по развитию учебно-методической, инженерно-технической и других служб МСЦ Боткинской больницы, определены приоритетные стратегии и возможные ресурсы для коррекции и совершенствования образовательного процесса в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования : учебник. М. : ИНФРА-М, 2004. 768 с.
2. Никитина О. Удовлетворенность трудом и успех в профессиональной деятельности. LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 92 с.
3. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача : учебное пособие. Архангельск : Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 118 с.