После вступления в силу (1 сентября 2013 г.) Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в котором четко прописано, что "при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии (ДОТ), электронное обучение" (ФЗ № 273, ст. 13), в нашей стране начался новый интенсивный этап внедрения дистанционного обучения. Даже в медицинском образовании, относительно которого на протяжении многих лет регулярно обсуждались вопросы правомерности использования ДОТ, теперь активно разрабатываются дистанционные курсы, развивается телемедицина, дистанционно обучаются студенты, ординаторы, аспиранты, повышают квалификацию врачи [1, 2].
Реализация образовательных программ с помощью ДОТ сталкивается с решением многих проблем технологического, материального, методического и, конечно, кадрового характера. Старая и, может быть, даже банальная фраза "Кадры решают все" стала афоризмом и не потеряла своей актуальности, так как во все времена необходимость образования и наличие профессиональных компетенций у работника не обсуждаются. И здесь чрезвычайно важной является готовность преподавателей к работе в условиях дистанционного обучения.
Кафедра медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (РМАНПО) на протяжении нескольких лет проводит обучение научно-педагогических работников медицинских образовательных организаций и НИИ по программе "Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования". Накоплен большой опыт проведения таких занятий, использованы разнообразные варианты организации и проведения цикла.
В марте 2017 г. был проведен дистанционный цикл в режиме вебинара для преподавателей филиалов РМАНПО. На этапе подготовки цикла в филиалах было организовано оповещение сотрудников, сформированы списки слушателей, разосланы расписание занятий, учебные материалы, тестовые задания, анкеты. На кафедре РМАНПО был назначен куратор, который отвечал за организацию взаимодействия с филиалами, обеспечивал своевременную рассылку информации, обратную связь слушателей с преподавателями, отвечал за согласованную работу всех участников цикла. В филиалах были назначены ответственные за проведение дистанционного цикла.
Программа цикла была реализована с опорой на видеолекции (6 вебинаров) и самостоятельную работу слушателей. На видеолекциях были рассмотрены теоретические вопросы, в том числе технология разработки учебного модуля для дистанционного обучения, технология построения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), особенности организации дистанционного обучения в системе повышения квалификации врачей, специфика организации педагогического контроля в условиях дистанционного обучения и др.
Вебинары проводились два раза в неделю по понедельникам и четвергам в 10:00 по московскому времени. Время занятий устраивало всех слушателей, находящихся в разных часовых поясах от Казани до Иркутска. Все вебинары сопровождались презентациями, которые после лекции пересылались слушателям. В процессе вебинаров осуществлялась обратная связь, слушатели отвечали на вопросы лектора и задавали свои вопросы по тематике занятия в чате или по аудиосвязи.
Самостоятельная работа включала выполнение слушателями домашних заданий, направленных на разработку учебно-методического обеспечения дистанционного обучения. Консультирование, проверка и рецензирование заданий осуществлялись с помощью электронной почты. Использованные приемы и средства обучения представлены в табл. 1.
Таким образом, условия проведения цикла предполагали, что все слушатели владеют компьютером и имеют опыт работы в Интернете, в том числе умеют пользоваться технологией отправления, пересылки и получения электронных сообщений между компьютерами в локальных сетях и глобальной сети Интернет по протоколу SMTP, то есть электронной почтой. По этой причине нас заинтересовала степень готовности слушателей к участию в дистанционном цикле и, конечно, готовности к использованию ДОТ.
Нами были разработаны специальные анкеты, которые рассылались в текстовом формате, а также в формате html, что позволяет реализовать автоматическую передачу результатов анкетирования в базу данных для последующей обработки и анализа.
Преподаватель, организующий учебный процесс с использованием ДОТ, должен понимать особенности организации удаленного занятия в режиме реального времени, использования активных приложений (презентаций PowerPoint, рисунков, видео), организации дискуссии с помощью чата или аудиосвязи. Именно поэтому прежде всего нужно было выяснить, насколько хорошо преподаватели используют современные гаджеты, электронные коммуникации, понять уровень подготовки в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использования интернет-ресурсов, наличия у преподавателей практического опыта дистанционного обучения. Результаты исследования представлены на рис. 1-4.
1. Более 67% слушателей цикла обучались по программам повышения квалификации с использованием ДОТ (рис. 1).
Слушатели отметили, что их опыт обучения с использованием ДОТ заключался в том, что им были предоставлены электронные учебники и методические пособия, доступ к подготовленным учебным материалам и тестовым заданиям, слайд-лекциям. Общение с преподавателем в режиме online не было предусмотрено, использовалась только электронная почта и в редких случаях телефон. Другой опыт дистанционного обучения заключался в просмотре видеолекций без прямого общения с преподавателем. В процессе обучения могла проводиться онлайн-трансляция занятия и предоставлялась возможность интерактивного общения с помощью чата и телефона.
2. У слушателей цикла есть опыт участия в онлайн-семинарах по медицинской тематике, которые были размещены на различных интернет-ресурсах. Принимали участие в таких семинарах больше половины слушателей цикла (рис. 2).
3. Готовность преподавателей и слушателей к дистанционному обучению во многом определяется навыками интерактивного взаимодействия. К ним определенно относятся использование мобильного телефона, общение с друзьями и коллегами в социальных сетях или в мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.), общение по Skype, отправка SMS сразу нескольким пользователям. Результаты этого опроса отражены на рис. 3.
Большинство слушателей цикла имеют разнообразный опыт интерактивного взаимодействия, к которому относится прежде всего использование приложений для мобильных устройств (смартфоны, планшеты) для общения по Интернету и обмена файлами, обеспечивающих цифрованную голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, - Skype, WhatsApp, Viber, Telegram (87 и 50%). И почти 80% обучающихся активно используют технологию приема и передачи коротких тестовых сообщений - SMS (Short Message Service) с помощью сотового телефона.
4. В качестве источника для поиска специализированной информации, в том числе в области профессиональных интересов, большинство слушателей использует поисковые системы в компьютере, в YouTube, в мобильных телефонах - 77, 77, 72% соответственно (рис. 4).
В анкету было включено задание для самооценки, по результатам которого слушатели смогли оценить уровень своей готовности к использованию ДОТ с помощью шкалы Лайкерта. Результаты самооценки послужили основанием для классификации и распределения слушателей по трем группам (кластерам). Для построения кластеров был использован метод кластеризации, который носит название метода k-средних (k-means).
Мы выявили три кластера, отражающих уровни готовности ППС к использованию ДОТ (табл. 2).
Первый кластер характеризуется наличием у слушателей большого опыта использования технологий интерактивного взаимодействия. Практически все респонденты (90%), включенные в данный кластер, зарегистрированы в социальных сетях, обмениваются файлами по e-mail, общаются по Skype (онлайн-мессенджер), отправляют текстовые сообщения или звонят по телефону. У подавляющего большинства (95%) есть планшет. Для прослушивания лекции, поиска нужной и новой информации 80% слушателей данного кластера используют поисковые системы, YouTube, 50% читают блоги и почти 50% слушателей так или иначе участвуют в пополнении "Википедии".
Только 60% слушателей, попавших во второй кластер, зарегистрированы в социальных сетях, для обмена информацией со своими коллегами применяют онлайнмессенджеры. Порядка 70% слушателей отправляют СМС-сообщения, активно задействуют поисковые системы в интернете, YouTube для просмотра лекций, используют все возможности мобильного телефона. Более 60% респондентов пользуются специальными программными приложения и сайтами для поиска отзывов в Интернете для оплаты счетов или бронирования мест. Планшет есть у почти у 40% слушателей.
Для слушателей, включенных в третий кластер, характерно слабое прикладное применение современных технологий и средств коммуникации. Из всех доступных средств чаще всего задействована возможность отправки текстовых сообщений с помощью мобильного телефона. У них нет iPad или другого планшета, они не используют Интернет в личных целях, таких как покупка билетов, оплата счетов. Для интерактивного взаимодействия через Интернет 67% от числа слушателей этого кластера применяют программу Skype, установленную на компьютере. Поисковыми системами пользуются 50% слушателей, делятся информацией с друзьями, коллегами в социальных сетях 30% слушателей данного кластера.
Слушателям было предложено оценить следующий тезис: "Использование ДОТ - это просто модное веяние времени, обусловленное появлением новых гаджетов". С этим утверждением не согласны 79% респондентов (рис. 5) Эволюция, переворот в процессах поиска и приобретения знаний, быстрое развитие систем электронного обучения требуют нового подхода к организационной схеме обучения, способам передачи знаний, а также, безусловно, готовности преподавателей к происходящим изменениям [3, 4].
Самостоятельный поиск профессиональной информации и использование для этого электронных образовательных ресурсов, библиотек, специализированных медицинских порталов, навыки интерактивного взаимодействия являются основой для саморазвития преподавателей медицинских вузов, для повышения их мотивации к использованию ДОТ.
Мы считаем, что одним из побуждений преподавателей медицинских образовательных организаций к использованию ДОТ, к разработке дистанционных учебных модулей становится накопленный положительный опыт, приобретенные компетенции в процессе работы с компьютерами, современными гаджетами и их приложениями.
Слушатели получили возможность оценить методическое обеспечение цикла. Результаты представлены в табл. 3.
Таким образом, повышение квалификации преподавателей в области ДОТ способствует коррекции недостатка опыта использования электронного обучения, негативных установок, позволяет нивелировать возможный сдерживающий эффект для применения ДОТ в педагогическом процессе.
Литература
1. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация непрерывного медицинского образования с помощью дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7.
2. Шестак Н.В., Старостенкова Т.А., Тараканов П.Ю. Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины "Педагогика" // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 3.
3. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса. М. : Альпина Паблишер, 2012.
4. Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. E-learning - обучение в сети Интернет. М. : Изд-во СГУ, 2015.