"РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине"
Знаковым событием осени 2017 г. в сфере медицинского образования стала VIII Международная конференция "РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине". Она собрала около 600 гостей и участников со всей России, стран СНГ, Великобритании, США, Японии, Дании, Швейцарии. Основными направлениями научной программы стали непрерывное медицинское и фармацевтическое образование, аккредитация медицинских и фармацевтических работников, симуляционные технологии в повышении качества медицинской помощи и безопасности пациентов, объективная оценка знаний и умений в медицине.
В программу конференции были включены пленарные заседания и параллельные сессии, круглые столы и мастер-классы, выставка симуляционного оборудования и тренажеров, учебной литературы, IT-решений в сфере медицинского образования.
Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование
Одной из самых дискуссионных тем на конференции стало непрерывное медицинское и фармацевтическое образование. Ниже публикуем позицию Национальной медицинской палаты и Ассоциации медицинских обществ по качеству по этому вопросу.
Думаем, ни у кого не возникает вопроса, зачем мы развивали непрерывное медицинское образование (НМО). Мы все - представители и вузов, и профессиональных медицинских обществ хотим, чтобы образование медицинских работников стало лучше, а значит, качественнее, разнообразнее и доступнее, чтобы, в конечном счете, мы лучше лечили наших пациентов. Это наша миссия. Мы начали этот путь совместно - Министерство здравоохранения РФ, вузы, Национальная медицинская палата, профессиональные медицинские общества по специальностям, АСМОК, наши спонсоры - издательская группа "ГЭОТАР-Медиа" и представители медицинской и фарминдустрии.
Три главных тезиса про НМО
Первый тезис. НМО состоялось, и мы вместе добились успеха. В системе НМО сегодня участвуют половина врачей России. За 3,5 года профессиональными медицинскими обществами проведено более 10 тыс. мероприятий, 70% из них - в регионах, вне столицы. Профессиональными медицинскими обществами разработано более 1000 образовательных дистанционных модулей.
Второй тезис. Врачи приняли НМО, и, более того, им нравятся новые возможности, представляемые НМО, а именно дистанционное обучение, дробность программ, возможность составлять собственный план обучения, участие в процессе профессиональных обществ.
Третий тезис. Президент России Владимир Владимирович Путин справедливо вводит новый стиль управления. Не самоотчеты, а умение ставить проблемы и предлагать их решения.
Проблемы НМО
У нас есть проблемы, которые мы должны преодолеть на пути развития НМО в России. Их три.
Первая. Мы должны подготовить поправки в наши отраслевые законы о легитимности участия профессиональных медицинских обществ в повышении квалификации врачей.
Вторая. Мы должны улучшить и ускорить процедуру проведения оценки соответствия мероприятий и электронных модулей установленным требованиям. Напомню, эта процедура должна обеспечить высокий уровень качества этих мероприятий и модулей. Мы должны организовать этот новый порядок в Национальной медицинской палате.
Третья. Нам всем вместе необходимо лоббировать выделение дополнительных финансовых средств на повышение квалификации медицинских работников за счет всех источников финансирования. Этот вопрос мы обсуждаем в рамках нашей 2-дневной конференции "РОСМЕДОБР-2017" и далее будем обсуждать на ближайшем съезде Национальной медицинской палаты.
Мы первые из всех отраслей экономики в России создали систему НМО для своих работников. Причем именно систему, со всеми ее атрибутами - кадрами, инфраструктурой и технологиями. Такой системы НМО нет ни у учителей, ни у юристов, ни у экономистов. Мы продолжим активную работу в этом направлении. НМО - быть!
&hide_Cookie=yes)
"Леонардо", "Вирхов" и "Боткин" помогут обучать студентов
Система аккредитации и НМО запустила еще один полномасштабный процесс - открытие и оснащение симуляционных центров при медицинских вузах по всей стране. Там специалисты оттачивают навыки, и там же будут сдавать аккредитационные экзамены. За 2 года на базе ведущих медицинских вузов было создано 97 таких центров. В Минздраве России подсчитали, чтобы эта система заработала, необходимо 114 подобных учреждений. Причем они должны быть во всех 8 федеральных округах, а также во всех городах-миллионниках.
На конференции "РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине" компания "ГЭОТАР-Медиа" представила разработки отечественных ученых.
Первый в мире гибридный стоматологический симулятор "Леонардо"
"Леонардо" - действительно уникальный продукт. По двум причинам: первая - это первый гибридный тренажер в России и в мире. Что это означает? Он сочетает в себе технологии виртуальной реальности (то, что вы видите на мониторе) и реальную платформу для отработки практических навыков (стоматологическая установка с инструментами). Вторая причина: это полностью отечественная разработка, включая программное обеспечение.
&hide_Cookie=yes)
Создан в феврале 2017 г. конструкторским бюро "ГЭОТАР". Прошел апробацию на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний в ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (г. Москва), где получил положительные отзывы. Впервые компания "ГЭОТАР-Медиа" презентовала новый тренажер в Кельне на Международной стоматологической выставке IDS-2017, а в России отечественную разработку представили уже на VIII Общероссийской конференции "Неделя медицинского образования - 2017" в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России. Первые поставки в симуляционные центры при вузах планируются в конце 2017 г.
Если сравнивать с аналогами (что не очень корректно, потому что он уникален в своем роде), то перед теми тренажерами, на которых студенты учатся сейчас, у него есть ряд преимуществ. Во-первых, это 100-процентное сходство с рабочим местом врача. В тренажере использованы реальные стоматологические инструменты и точные модели зубов. Во-вторых, это максимально компактный и удобный тренажер. Он оснащен компьютерным монитором, на котором с помощью специальной технологии можно точно следить за движениями инструментов в руках студента. В аналогах это обеспечивают громоздкие оптические приборы, их конструкция не позволяет студенту работать в максимально реальных условиях.
Сейчас конструкторы расширяют спектр отрабатываемых процедур. Компания "ГЭОТАР-Медиа" планирует, что "Леонардо" уже в этом году появится в симуляционных центрах при медицинских вузах России и стран СНГ.
Это первый стоматологический гибридный симулятор российского производства, который способен заменить импортные аналоги на российском рынке и закрыть потребность в обучающем оборудовании в этой области. Медицинские консультанты, которые участвовали в его создании, разрабатывали продукт в соответствии с потребностями российского образования, поэтому симулятор максимально подходит для обучения, оценки и аккредитации по специальности "стоматология". Напомню, что процесс аккредитации начался в прошлом году именно с выпускников-стоматологов.
"Вирхов" для интерактивной патологической анатомии
Создан в 2016 г. компанией "Медикал Медиа" при участии научного консультанта Олега Вадимовича Заратьянца - заведующего кафедрой патологической анатомии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России.
Продукт единственный в своем роде и сделан в России.
Уникальность его в том, что патологическая анатомия стала более наглядной, интерактивной. Студент не просто смотрит на заспиртованный патологический орган в банке или микропрепарат на стекле в микроскопе, а учится понимать, как именно (пошагово) здоровый орган пришел к такому состоянию, путем моделирования отдельных изменений. Потребность в микроскопах также отходит на второй план, так как гистологические снимки в высоком разрешении уже интегрированы в программу. А весь ход выполнения задания оценивается, и по завершении выдается подробный отчет об ошибках.
&hide_Cookie=yes)
3D-конструктор человеческих органов - само по себе ноу-хау. Ничего подобного на мировом рынке еще не было. Поэтому на 29-м Европейском конгрессе патологоанатомов - 2017 (в Амстердаме) "Вирхов" пользовался особым интересом среди посетителей со всего мира. 3D-конструктор патологии "Вирхов" создатели называют не иначе как путеводителем. Он помогает формировать у студентов клиническое мышление. Приложение состоит из 10 модулей, которые включают 134 наиболее важные и социально значимые болезни и синдромы, а также набор из 19 органов. Их патологические изменения можно самостоятельно моделировать на макро- и микроскопическом уровнях. Более того, программа показывает реальные фотографии этих изменений. Студенту предлагается выбрать современные дополнительные морфологические методы исследования, когда это необходимо для диагностики. А самое главное, он должен сам спрогнозировать течение заболевания - определить вероятные осложнения и исходы. Программный продукт подготовлен с учетом современной действующей образовательной программы по специальности "патологическая анатомия" (по общему и частному курсу патологической анатомии) в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
Все вузы Республики Казахстан и Тихоокеанский государственный медицинский университет (г. Владивосток) оснащены целыми патологоанатомическими классами для занятий с рабочими местами студентов и преподавателя.
"Боткин" - виртуальный пациент
Первый виртуальный пациент российского производства. Его презентовали 2-3 октября 2017 г. на IV Центрально-Азиатской международной научно-практической конференции. Международные эксперты уже признали его самой удобной и реалистичной программой даже среди зарубежных аналогов. Виртуальный пациент чрезвычайно реалистично воспроизведен средствами трехмерной графики, ведет себя как настоящий, отвечает на вопросы. Его можно осматривать, назначать исследования и анализы, ставить диагноз и назначать лечение.
Перспектива - это применение его в обучении студентов-медиков, причем как младших, так и старших курсов. В условиях сокращения доступа к живым пациентам данный симулятор мог бы покрыть собой этот дефицит. (Невозможно дать клинический опыт каждому студенту с живым пациентом.) Преимуществом "Боткина" также является его "гибкость" - настраиваемость любых параметров виртуального пациента, что дает возможность моделировать любую терапевтическую патологию с высокой степенью реалистичности. Таким образом, во время работы с симулятором у студента появится шанс увидеть проявления редко встречающихся заболеваний. С другой стороны, учебный режим симулятора позволяет в наглядной форме изучать теорию.
&hide_Cookie=yes)
Он открывает новые возможности для обучения студентов-медиков. Даже небольшие кафедры терапии теперь получат доступ к обширной базе клинических случаев с возможностью удаленной работы. Программа способна не только продемонстрировать терапевтическую патологию. Система способна объективно оценить работу студента - по сути, принять у него зачет, что значительно сократит нагрузку на преподавателей.
Локализация производства на территории свободного порта Владивосток
Если "Леонардо", "Вирхов" и "Боткин" - это наши, отечественные уникальные разработки, интеллектуальная собственность, то в вопросе сотрудничества с южнокорейской компанией ENF-Korea CO речь идет о локализации производства на территории свободного порта Владивосток. Соглашение об этом было подписано на Восточном экономическом форуме между компанией "ГЭОТАР-Медиа", южнокорейской ENF-Korea CO и ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Минздрава России (ТГМУ).
С южнокорейской компанией был заключен договор на локализацию производства симуляционного оборудования южнокорейской компании ENF - в первую очередь это манекен для сердечно-легочной реанимации. Из Южной Кореи будет поставляться электроника, а тело манекена и конечности изготавливаются в России. ТГМУ выступает как научная база, потому что не всегда симуляторы, которые производятся за рубежом, соответствуют практикам и протоколам лечения пациентов в России.
&hide_Cookie=yes)
Если говорить о рынке симуляционного оборудования в целом, то в России он пока слишком мал по сравнению с мировым. Нужно понимать, что здесь есть "штучный товар" и "продукция на поток". Простые манекены, симуляторы тысячными партиями будут производиться на территории РФ. Нет смысла разрабатывать с нуля тренажер по лапароскопии, если объем его продаж в России - 2-3 штуки в год. Их производством занимаются компании, которые можно пересчитать на пальцах одной руки. Смысл нашего партнерства с южнокорейской компанией в том, что мы берем у них уже испытанные технологии, адаптируем их под российский рынок. К счастью, политическая ситуация не затронула сферу разработки и производства симуляционного оборудования. На выставках по всему миру коллеги, представители международных ассоциаций охотно делятся технологиями и рассматривают возможные варианты локализации производства в России.
AMEE в России
Знаковым событием конференции стало подписание соглашения об открытии в России представительства Международной ассоциации медицинского образования (АМЕЕ - Association for Medical Education in Europe). Это важное событие не только для России, но и для самого AMEE - за 45 лет своего существования они впервые открывают офисы за рубежом. Второй будет располагаться в Китае.
Российскому медицинскому образованию тандем даст новые возможности. Подробнее о них рассказал профессор медицины Тревор Гиббс - директор по развитию АМЕЕ: "Раньше мы были изолированы друг от друга. Теперь мы вместе, это здорово! Мы делаем акценты на практической стороне дела. Мы отвечаем за совершенствование профессорско-преподавательского состава. Учим наших преподавателей медицинских вузов, как максимально эффективно подавать информацию студентам, проводить оценку их знаний. У нас есть 140 руководств, 30 из них уже переведены на русский язык. Мы проводим учебные курсы по лидерству, профессиональному совершенствованию, симуляционному обучению. Мы сильны в обеспечении доказательной базы в вопросах оказания медицинской помощи. Любые решения в здравоохранении должны быть подкреплены наукой. Мы создали группу передового доказательного опыта, такую же создадим здесь - в России. Кроме того, мы работаем со студентами - это новое для нас направление. Они лучше начинают понимать содержательную часть медицинского образования. Никто из нас не будет жить вечно, нам нужно готовить смену. Мы должны заинтересовать студентов темой медобразования - это обеспечит наше будущее".
&hide_Cookie=yes)
Открытие представительства - это равноправное партнерство. Российская сторона будет оказывать влияние на все ключевые решения внутри AMEE. Эти решения принимает исполнительный комитет - высший управленческий орган AMEE. В него входят 6 человек со всего мира - это представители Польши, Ирландии, Австрии, США, Германии. В августе этого года в Хельсинки был выбран член исполнительного комитета от России. Им стал Залим Балкизов - кандидат медицинских наук, секретарь Комиссии по оценке мероприятий и материалов для НМО Координационного совета по развитию НМО Минздрава России. Он поделился планами: "У каждого члена исполкома есть проекты, которыми он занимается. У меня их два. Первое - будем развивать российский офис AMEE, второе - мы создали постоянный комитет по непрерывному профессиональному развитию. И, разумеется, я буду больше рассказывать о российском медицинском образовании. Еще несколько лет назад, когда на мероприятия AMEE приезжали пару человек из России, никто не представлял, что вообще у нас происходит в сфере медобразования. Теперь есть понимание: я регулярно делаю доклады и на исполкоме, и на секциях AMEE. Кроме того, у нас еще больше возможностей: мы привлекаем международных экспертов для обсуждения наших проблем, в том числе на нашей ежегодной конференции "РОСМЕДОБР. Инновационные обучающие технологии в медицине". И, конечно, это наш голос в AMEE".
Для справки
Ассоциация по медицинскому образованию в Европе (АМЕЕ - Association for Medical Education in Europe) основана в 1972 г. для осуществления коммуникации среди медицинских преподавателей разных стран, а также для оказания помощи в развитии национальных ассоциаций по вопросам медицинского образования в Европе. Несмотря на свое название, Ассоциация в настоящее время представляет глобальное образовательное объединение врачей и педагогов. Членство в ней имеют медицинские организации, университеты, школы из 90 стран, расположенных на 5 континентах. До самого последнего времени штаб-квартира Ассоциации и весь ее менеджмент были сосредоточены в Великобритании.
Представительство AMEE в России откроется на базе ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России. Андрей Свистунов, первый проректор, председатель правления общества РОСОМЕД отметил: "Открытие первого зарубежного отделения всемирной Ассоциации именно в нашем Университете подтверждает нашу готовность развиваться в сетевом партнерстве с мировыми лидерами в области медицинского образования. Данное сотрудничество будет способствовать включению нашего преподавательского сообщества в международный образовательный контекст, знакомству наших специалистов с ведущим международным опытом по организации медицинского образовательного процесса. В свою очередь, это должно повлечь за собой большую узнаваемость нашей медицинской школы в мире".
Первым событием российского офиса AMEE станет конференция по медицинскому образованию, которая пройдет в Москве в ближайшее время, пообещал Тревор Гиббс.
Алена Александрова