VIII Азиатско-Тихоокеанская
конференция по медицинскому
образованию
С 26 по 30 января 2011 г. в Национальном университете Сингапура проходила VIII Азиатско-Тихоокеанская конференция по медицинскому образованию (МО). Проведение подобных конференций уже стало доброй традицией, они ежегодно организуются отделом МО школы медицины Йонг Лу Лина Национального Университета Сингапура. Несмотря на официальный статус конференции, на мероприятие приглашаются не только участники из стран Азии и Тихоокеанского региона, но и ведущие специалисты в области МО из Америки и Европы. Конференция проходила под девизом "Континуум медицинского образования: от базового образования к профессиональной практике. Тенденции. Проблемы. Приоритеты. Стратегии".
На конференцию собрались более 600 представителей медицинских школ из 35 стран мира, включая Сингапур, Индонезию, Саудовскую Аравию, Шри-Ланка, Филиппины, Малайзию, Иран, Тайвань, Таиланд, Австралию, Японию, Южную Корею, Индию, Китай, Гонконг и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Из Великобритании, США, Канады, Южной Африки, Нидерландов и Дании на конференции присутствовали около 40 делегатов. К сожалению, страны СНГ были представлены только 5 делегатами из Карагандинского государственного медицинского университета (Республика Казахстан).
У участников конференций подобного масштаба имеется уникальная возможность не только представить данные своих исследований в области МО и участвовать в семинарах, симпозиумах и лекциях, но и познакомиться со своими коллегами из других стран мира для обмена идеями о возможных совместных проектах, обратиться за советом к ведущим мировым экспертам, узнать, каким образом другие медицинские вузы достигают целей, поставленных перед МО той страны, которую представляет делегат.
Формат конференции предусматривал курсы по базовым навыкам в области МО, пленарные и секционные заседания, презентации стендовых докладов, семинары, симпозиумы. Конференция продолжалась 5 дней: 2 дня были отведены на основную часть и пленарные заседания, остальное время - на участие в семинарах и курсах по базовым навыкам в области МО.
Особое внимание было уделено вопросам интеграции всех уровней системы МО: базового, последипломного и непрерывного профессионального
развития (НПР). На пленарных заседаниях и симпозиумах обсуждались следующие вопросы:
• современные тенденции в оценке знаний, навыков и умений студентов и врачей;
• перспективы и возможности вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных программ на всех уровнях подготовки врачей;
• роль базовых медицинских наук в формировании компетентностей врача;
• роль современных технологий в обучении и подготовке врачей;
• МО, основанное на доказательствах;
• социальная ответственность медицинских вузов;
• симуляционные технологии в МО;
• оценка академических достижений профессорско-преподавательского состава. Участникам конференции был выдан комплект
материалов конференции, включая презентации по всем модулям обучения, репринты статей из медицинских журналов, анонс предстоящих конференций и семинаров по МО, сертификаты участников.
На конференции проводилась выставка, на которой ведущие производители в области технологий и программного обеспечения МО представляли свою продукцию. Особый интерес вызвали высокотехнологичные симуляторы и тренажеры, электронные и печатные ресурсы по вопросам МО, в частности, выставки международного издательства медицинской литературы "Elsevier", института аудиовизуального медицинского образования (Япония), компании "Laerdal Medical AS" (производство высокотехнологичных манекенов), компании "United BMEC" (производство манекенов по оказанию неотложной и хирургической помощи), компании "UpToDate Inc." (информационные услуги в области здравоохранения), различных международных ассоциаций МО.
Президент и генеральный директор Фонда усовершенствования международного медицинского образования и исследований (FAIMER) John J. Norcini (США) стал обладателем престижной премии MILES (наставничество, инновации и лидерство в образовании) за "выдающийся вклад в развитие мирового медицинского образования и академической медицины", вручаемой ежегодно школой медицины Национального университета Сингапура. После вручения премии John J. Norcini выступил с лекцией "Современные и будущие направления оценки знаний", в которой отметил значимость базовых дисциплин и обратной связи в формировании компетентности врача. По мнению докладчика, базовые дисциплины в МО необходимы для формирования у будущего врача фундамента для освоения клинических и практических навыков.
Поэтому при обучении и оценке освоения базовых дисциплин наиболее целесообразно применять различные клинические сценарии и ситуационные задачи. Лектор особо отметил роль обратной связи как от преподавателя к студенту, так и от студента к преподавателю в процессе обучения, которую он сформулировал в виде тезиса: "Нет обратной связи - нет обучения". К сожалению, с обеспечением обратной связи иногда возникают проблемы, связанные как с недостаточностью культуры и традиций ее предоставления, так и с нехваткой времени для нее в ходе обучения.
Профессор Ronald M. Harden (Великобритания), генеральный секретарь Ассоциации медицинского образования в Европе, в своей лекции "Расширенная образовательная программа: целое больше, чем сумма частей" подчеркнул насущную необходимость создания единой системы МО, предусматривающую интеграцию программ додип-ломного, последипломного образования и НПР. В лекции были выделены 5 ступеней реформы МО: изолированность, осведомленность, гармонизация, координация и интеграция. Участники конференции высказали единогласное мнение, что в настоящий момент программы МО на всех 3 уровнях реализуются изолированно друг от друга, и выразили свое желание к 2020 г. достигнуть хотя бы фазы координации образовательных программ между уровнями подготовки. Одним из возможных путей интеграции образовательных программ является переориентация МО с процесса на продукт: достижения конечного результата в виде подготовки высококвалифицированного эксперта.
Профессор Brian David Hodges, директор Центра научных исследований в образовании им. Д. Вильсона университета Торонто (Канада) в своей лекции "От колыбели до могилы: возможно ли непрерывное медицинское образование, основанное на доказательствах?" представил аудитории свой взгляд на проблему НПР медицинских работников. По мнению лектора, вся система усовершенствования врачей держится на 5 основных принципах: навыках работы с литературными источниками, оценке собственных достижений, управлении процессом собственного образования, наличии времени и сил для самосовершенствования и внедрении изученного материала в практику. К сожалению, данные принципы практически недостижимы в реальности, что ставит под сомнение эффективность всей системы непрерывного усовершенствования. Люди не склонны и не способны самостоятельно искать свои недостатки и, соответственно, планировать процесс самообучения. Кроме того, современный врач постоянно ощущает нехватку времени и сил, а для внедрения в практику недостаточно только
вновь полученных знаний, многое зависит от местных требований, условий и возможностей. В связи с этим лектор считает неизбежным реформу системы профессионального усовершенствования врачей и предлагает построить ее на принципах, основанных на доказательствах, а не на "идеальном" видении ситуации.
Главный медицинский специалист и старший вице-президент Американского совета по внутренним болезням, профессор Eric S. Holmboe представил лекцию "Непрерывная система оценки от студента до практикующего врача для самоусовершенствования и улучшения качества медицинского обслуживания". В лекции было отмечено, что задачей системы МО является постепенная подготовка - от первокурсника с начальным уровнем знаний по специальности до эксперта в области медицины. Одним из гарантов достижения этой цели может стать создание непрерывной системы оценки знаний, навыков и умений, основанной на получении конечных результатов. Одна из возможных систем - схема оценки RIME (reporter, interpreter, manager, educator), оценивающая достижение обучающимися последовательных уровней компетентности: докладчик (способен ответить на вопрос "что?"), интерпретатор (способен ответить на вопрос "почему?"), менеджер (способен ответить на вопрос "как?") и преподаватель (способен брать ответственность за собственное образование и обучение других).
Достаточно интересными были лекции профессоров из США, Израиля и Сингапура, посвященные роли юмора в МО, современным тенденциям МО в США и Сингапуре, построению симуляционных учебных программ, предполагающих использование высокотехнологичных манекенов, стандартизированных и виртуальных пациентов, а также возможности оценки академических достижений преподавателей наравне с научными.
Значительный интерес вызвали организованные в рамках конференции представления стендовых и секционных докладов, а также симпозиумы по актуальным направлениям МО: "Роль базовых дисциплин в МО", "Роль технологий в современном МО", "Социальная ответственность медицинских вузов", "Совмещение учебных программ базовой и последипломной подготовки врачей". Из выступлений на симпозиумах особо выделялись доклады заместителя декана по учебной работе школы медицины университета им. братьев Райт (США) Dean Parmelee "Практика достижения совершенства: начинайте, имея конечную цель в уме"; координатора программы подготовки стандартизованных пациентов школы медицины университета Маастрихта (Нидерланды) Jan-Joost
Rethans "Применение Интернет-технологий для записи собеседований со стадартизированными пациентами при обучении коммуникативным навыкам: опыт медицинской школы университета Маастрихта"; директора Центра биомедицинской этики школы медицины Национального университета Сингапура Alastair V. Campbell "Приносят ли медицинские школы больше вреда, чем пользы?"; заместителя председателя по образовательным программам военно-медицинского университета Вифезды (США) Paul A. Hemmer "Медицинское образование в США: все ли заключается только в компетентностях?"; декана медицинского колледжа университета Аль-Имам (Саудовская Аравия) Khalid A. Bin Abdulrahman "Пути интеграции базового и последипломного медицинского образования: идеи из Саудовской Аравии".
В этих докладах получили свое дальнейшее развитие идеи и принципы интеграции МО, представленные на пленарных заседаниях. Так, было подчеркнуто, что основными принципами МО являются частое повторение с постепенно возрастающей сложностью материала (образовательная программа, построенная "по спирали") и тесная интеграция всех преподаваемых дисциплин с клиническим контекстом и научными данными. Была обоснована безусловная роль коммуникативных навыков в подготовке врача и продемонстрирована система обучения коммуникативным навыкам, основанная на записи контактов студентов со стандартизированными пациентами на основе Интернет-технологий. Авторы докладов отметили, что для адекватного воспроизведения различных клинических ситуаций в качестве стандартизированных пациентов целесообразно привлекать специально обученных актеров, а не студентов старших курсов и сотрудников кафедр. В ходе симпозиумов была высказана озабоченность утратой современными студентами моральных принципов в ходе обучения, слишком большим вниманием к вопросам неотложной помощи в ущерб другим темам, изолированности МО от потребностей общества. Возможными путями решения этих проблем могут быть обязательное обучение профессионализму и принципам медицинской этики, поддержка большей инициативы в обучении со стороны студентов, расширение горизонтов обучения.
Благодаря активному участию в работе конференции, представлению стендового доклада и обсуждению проблем МО с ведущими специалистами в этой области делегация из Карагандинского государственного медицинского университета определила для себя возможные изменения в своей дальнейшей работе. Они могут быть представлены в виде следующих рекомендаций:
• Внедрять симуляционные технологии и обучение, основанное на клинических случаях, в учебный процесс не только на старших курсах, но и при изучении базовых медицинских дисциплин. Обучение проводить с преимущественным использованием клинических сценариев. Оценку обучения на основе клинических сценариев осуществлять в виде устной обратной связи или письменной характеристики. Разработать программу факультативных занятий для студентов с применением симуляционных технологий.
• Внедрить конструктивный подход к обучению коммуникативным навыкам. Обеспечить преемственность преподавания коммуникативных навыков на всех курсах обучения и дисциплинах. Разработать программу обучения стандартизированных пациентов.
• Разработать программу обучения студентов профессионализму и его оценки. Включить обсуждение этических вопросов в программы клинических дисциплин, а также в итоговые экзамены.
• Разработать программу проведения научных исследований в области МО с последующей публикацией результатов исследований в известных международных журналах по МО.
• Организовать фокус-группы среди студентов и преподавателей по изучению вопросов обеспечения качества МО. Составить инструкцию для преподавателей по проведению фокус-групп для изучения мнения студентов.
• Внедрить в образовательный процесс видеозаписи лекций, практических занятий, собеседований со стандартизированными пациентами, симулированных клинических сценариев и объективного структурированного клинического экзамена с целью последующего разбора со студентами и организации конструктивной обратной связи.
• Определить компетентность врача-интерна. Продолжить внедрение компетентностно-го подхода, ориентированного на конечный результат при обучении всем дисциплинам. Разработать критерии оценки и мониторинга достижения обучающимися требуемого уровня компетентности. Интегрировать программы обучения на 4-5-м курсах университета и в интернатуре.
• Продолжить совершенствование методов оценки с использованием подхода, ориентированного на клинические случаи и задачи. Обеспечить проведение тестирования, основанного только на клинических ситуациях. Внедрить методику прогрессивного тестирования.
• Создать центр образовательных ресурсов и развития преподавателей. Составить программу обучения профессорско-преподавательского состава на год. Привлекать к участию в программе обучения не только преподавателей университета, но и преподавателей из других вузов Казахстана и Центральной Азии.
• Разработать политику университета в области кадровых ресурсов, предусматривающую поощрения за академические достижения преподавателей, участие в различных конференциях по МО, постоянное повышение профессиональной и педагогической квалификации.
• Внедрить формат проведения учебно-методических конференций, аналогичный VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по МО, предусматривающий курсы по базовым навыкам в области МО, пленарные и секционные заседания, презентации стендовых докладов, семинары по различным областям МО, симпозиумы. Активно привлекать студентов к участию в подобных конференциях.
• Продолжить сотрудничество с Национальным университетом Сингапура и Ассоциацией медицинского образования в Европе в области МО, приглашать профессоров ведущих мировых вузов для участия в учебно-методических конференциях в Казахстане, вебинарах для студентов и преподавателей, научном и творческом сотрудничестве.
Таким образом, благодаря участию в VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по МО был приобретен опыт в области использования медицинских образовательных технологий, который сможет быть успешно применен в учебно-образовательной деятельности вуза. Искренне надеемся увидеть своих коллег из России и других стран СНГ на IX Азиатско-Тихоокеанской конференции по МО, которая пройдет в г. Сингапуре 11-15 января 2012 г. и будет посвящена проблемам НПР.
Сотрудники Карагандинского государственного медицинского университета (Республика Казахстан):
Досмагамбетова Раушан Султановна,
проректор по учебно-методической
и воспитательной работе
Риклефс Ирина Матвеевна,
заместитель директора
учебно-методического центра
Риклефс Виктор Петрович,
директор учебно-клинического центра
Миндубаева Фарида Анваровна, зав. кафедры физиологии