VIII Азиатско-Тихоокеанская конференция по медицинскому образованию

С 26 по 30 января 2011 г. в Национальном универ­ситете Сингапура проходила VIII Азиатско-Тихо­океанская конференция по медицинскому образованию (МО). Проведение подобных конференций уже стало доброй традицией, они ежегодно организуются отде­лом МО школы медицины Йонг Лу Лина Национального Университета Сингапура. Несмотря на официальный статус конференции, на мероприятие приглашаются не только участники из стран Азии и Тихоокеанского региона, но и ведущие специалисты в области МО из Америки и Европы. Конференция проходила под девизом "Континуум медицинского образования: от базового образования к профессиональной практике. Тенденции. Проблемы. Приоритеты. Стратегии".

На конференцию собрались более 600 предста­вителей медицинских школ из 35 стран мира, вклю­чая Сингапур, Индонезию, Саудовскую Аравию, Шри-Ланка, Филиппины, Малайзию, Иран, Тай­вань, Таиланд, Австралию, Японию, Южную Ко­рею, Индию, Китай, Гонконг и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Из Великобри­тании, США, Канады, Южной Африки, Нидерлан­дов и Дании на конференции присутствовали око­ло 40 делегатов. К сожалению, страны СНГ были представлены только 5 делегатами из Карагандин­ского государственного медицинского университета (Республика Казахстан).

У участников конференций подобного мас­штаба имеется уникальная возможность не только представить данные своих исследований в области МО и участвовать в семинарах, симпозиумах и лек­циях, но и познакомиться со своими коллегами из других стран мира для обмена идеями о возможных совместных проектах, обратиться за советом к ве­дущим мировым экспертам, узнать, каким образом другие медицинские вузы достигают целей, постав­ленных перед МО той страны, которую представ­ляет делегат.

Формат конференции предусматривал курсы по базовым навыкам в области МО, пленарные и секционные заседания, презентации стендовых до­кладов, семинары, симпозиумы. Конференция про­должалась 5 дней: 2 дня были отведены на основную часть и пленарные заседания, остальное время - на участие в семинарах и курсах по базовым навыкам в области МО.

Особое внимание было уделено вопросам ин­теграции всех уровней системы МО: базового, пос­ледипломного и непрерывного профессионального

развития (НПР). На пленарных заседаниях и симпо­зиумах обсуждались следующие вопросы:

        современные тенденции в оценке знаний, навы­ков и умений студентов и врачей;

        перспективы и возможности вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных программ на всех уровнях подготовки врачей;

        роль базовых медицинских наук в формировании компетентностей врача;

        роль современных технологий в обучении и под­готовке врачей;

        МО, основанное на доказательствах;

        социальная ответственность медицинских вузов;

        симуляционные технологии в МО;

        оценка   академических   достижений   профес­сорско-преподавательского состава. Участникам конференции был выдан комплект

материалов конференции, включая презентации по всем модулям обучения, репринты статей из медицинских журналов, анонс предстоящих кон­ференций и семинаров по МО, сертификаты участ­ников.

На конференции проводилась выставка, на которой ведущие производители в области техно­логий и программного обеспечения МО представ­ляли свою продукцию. Особый интерес вызвали высокотехнологичные симуляторы и тренажеры, электронные и печатные ресурсы по вопросам МО, в частности, выставки международного изда­тельства медицинской литературы "Elsevier", ин­ститута аудиовизуального медицинского образо­вания (Япония), компании "Laerdal Medical AS" (производство высокотехнологичных манекенов), компании "United BMEC" (производство манеке­нов по оказанию неотложной и хирургической по­мощи), компании "UpToDate Inc." (информацион­ные услуги в области здравоохранения), различных международных ассоциаций МО.

Президент и генеральный директор Фонда усовершенствования международного медицин­ского образования и исследований (FAIMER) John J. Norcini (США) стал обладателем престиж­ной премии MILES (наставничество, инновации и лидерство в образовании) за "выдающийся вклад в развитие мирового медицинского образования и академической медицины", вручаемой ежегодно школой медицины Национального университета Сингапура. После вручения премии John J. Norcini выступил с лекцией "Современные и будущие на­правления оценки знаний", в которой отметил значимость базовых дисциплин и обратной связи в формировании компетентности врача. По мнению докладчика, базовые дисциплины в МО необходи­мы для формирования у будущего врача фундамента для освоения клинических и практических навыков.

Поэтому при обучении и оценке освоения базовых дисциплин наиболее целесообразно применять различные клинические сценарии и ситуационные задачи. Лектор особо отметил роль обратной связи как от преподавателя к студенту, так и от студента к преподавателю в процессе обучения, которую он сформулировал в виде тезиса: "Нет обратной связи - нет обучения". К сожалению, с обеспечением обратной связи иногда возникают проблемы, связан­ные как с недостаточностью культуры и традиций ее предоставления, так и с нехваткой времени для нее в ходе обучения.

Профессор Ronald M. Harden (Великобрита­ния), генеральный секретарь Ассоциации меди­цинского образования в Европе, в своей лекции "Расширенная образовательная программа: целое больше, чем сумма частей" подчеркнул насущную необходимость создания единой системы МО, пре­дусматривающую интеграцию программ додип-ломного, последипломного образования и НПР. В лекции были выделены 5 ступеней реформы МО: изолированность, осведомленность, гармонизация, координация и интеграция. Участники конферен­ции высказали единогласное мнение, что в насто­ящий момент программы МО на всех 3 уровнях реализуются изолированно друг от друга, и вырази­ли свое желание к 2020 г. достигнуть хотя бы фазы координации образовательных программ между уровнями подготовки. Одним из возможных путей интеграции образовательных программ является пере­ориентация МО с процесса на продукт: достижения конечного результата в виде подготовки высоко­квалифицированного эксперта.

Профессор Brian David Hodges, директор Центра научных исследований в образовании им. Д. Виль­сона университета Торонто (Канада) в своей лек­ции "От колыбели до могилы: возможно ли не­прерывное медицинское образование, основанное на доказательствах?" представил аудитории свой взгляд на проблему НПР медицинских работников. По мнению лектора, вся система усовершенствова­ния врачей держится на 5 основных принципах: на­выках работы с литературными источниками, оцен­ке собственных достижений, управлении процессом собственного образования, наличии времени и сил для самосовершенствования и внедрении изученного материала в практику. К сожалению, данные принципы практически недостижимы в реальнос­ти, что ставит под сомнение эффективность всей системы непрерывного усовершенствования. Люди не склонны и не способны самостоятельно искать свои недостатки и, соответственно, планировать процесс самообучения. Кроме того, современный врач постоянно ощущает нехватку времени и сил, а для внедрения в практику недостаточно только

вновь полученных знаний, многое зависит от мест­ных требований, условий и возможностей. В связи с этим лектор считает неизбежным реформу системы профессионального усовершенствования врачей и предлагает построить ее на принципах, основанных на доказательствах, а не на "идеальном" видении ситуации.

Главный медицинский специалист и старший вице-президент Американского совета по внут­ренним болезням, профессор Eric S. Holmboe пред­ставил лекцию "Непрерывная система оценки от студента до практикующего врача для самоусовер­шенствования и улучшения качества медицинско­го обслуживания". В лекции было отмечено, что задачей системы МО является постепенная под­готовка - от первокурсника с начальным уровнем знаний по специальности до эксперта в области медицины. Одним из гарантов достижения этой цели может стать создание непрерывной системы оценки знаний, навыков и умений, основанной на получении конечных результатов. Одна из воз­можных систем - схема оценки RIME (reporter, interpreter, manager, educator), оценивающая дости­жение обучающимися последовательных уровней компетентности: докладчик (способен ответить на вопрос "что?"), интерпретатор (способен ответить на вопрос "почему?"), менеджер (способен отве­тить на вопрос "как?") и преподаватель (способен брать ответственность за собственное образование и обучение других).

Достаточно интересными были лекции профес­соров из США, Израиля и Сингапура, посвященные роли юмора в МО, современным тенденциям МО в США и Сингапуре, построению симуляционных учебных программ, предполагающих использование высокотехнологичных манекенов, стандартизиро­ванных и виртуальных пациентов, а также возмож­ности оценки академических достижений препода­вателей наравне с научными.

Значительный интерес вызвали организован­ные в рамках конференции представления стендо­вых и секционных докладов, а также симпозиумы по актуальным направлениям МО: "Роль базовых дисциплин в МО", "Роль технологий в современ­ном МО", "Социальная ответственность меди­цинских вузов", "Совмещение учебных программ базовой и последипломной подготовки врачей". Из выступлений на симпозиумах особо выделя­лись доклады заместителя декана по учебной ра­боте школы медицины университета им. братьев Райт (США) Dean Parmelee "Практика достижения совершенства: начинайте, имея конечную цель в уме"; координатора программы подготовки стан­дартизованных пациентов школы медицины уни­верситета   Маастрихта   (Нидерланды)   Jan-Joost

Rethans "Применение Интернет-технологий для записи собеседований со стадартизированными пациентами при обучении коммуникативным на­выкам: опыт медицинской школы университета Маастрихта"; директора Центра биомедицинской этики школы медицины Национального универ­ситета Сингапура Alastair V. Campbell "Приносят ли медицинские школы больше вреда, чем пользы?"; заместителя председателя по образовательным программам военно-медицинского университета Вифезды (США) Paul A. Hemmer "Медицинское образование в США: все ли заключается только в компетентностях?"; декана медицинского коллед­жа университета Аль-Имам (Саудовская Аравия) Khalid A. Bin Abdulrahman "Пути интеграции базо­вого и последипломного медицинского образова­ния: идеи из Саудовской Аравии".

В этих докладах получили свое дальнейшее развитие идеи и принципы интеграции МО, пред­ставленные на пленарных заседаниях. Так, было подчеркнуто, что основными принципами МО явля­ются частое повторение с постепенно возрастающей сложностью материала (образовательная программа, построенная "по спирали") и тесная интеграция всех преподаваемых дисциплин с клиническим контек­стом и научными данными. Была обоснована безу­словная роль коммуникативных навыков в подго­товке врача и продемонстрирована система обучения коммуникативным навыкам, основанная на записи контактов студентов со стандартизированными па­циентами на основе Интернет-технологий. Авторы докладов отметили, что для адекватного воспроиз­ведения различных клинических ситуаций в качест­ве стандартизированных пациентов целесообразно привлекать специально обученных актеров, а не сту­дентов старших курсов и сотрудников кафедр. В ходе симпозиумов была высказана озабоченность утратой современными студентами моральных принципов в ходе обучения, слишком большим вниманием к воп­росам неотложной помощи в ущерб другим темам, изолированности МО от потребностей общества. Возможными путями решения этих проблем могут быть обязательное обучение профессионализму и принципам медицинской этики, поддержка боль­шей инициативы в обучении со стороны студентов, расширение горизонтов обучения.

Благодаря активному участию в работе конфе­ренции, представлению стендового доклада и об­суждению проблем МО с ведущими специалистами в этой области делегация из Карагандинского госу­дарственного медицинского университета опреде­лила для себя возможные изменения в своей даль­нейшей работе. Они могут быть представлены в виде следующих рекомендаций:

        Внедрять симуляционные технологии и обу­чение, основанное на клинических случаях, в учебный процесс не только на старших курсах, но и при изучении базовых медицинских дис­циплин. Обучение проводить с преимуществен­ным использованием клинических сценариев. Оценку обучения на основе клинических сцена­риев осуществлять в виде устной обратной связи или письменной характеристики. Разработать программу факультативных занятий для студен­тов с применением симуляционных технологий.

        Внедрить конструктивный подход к обучению коммуникативным навыкам. Обеспечить пре­емственность преподавания коммуникативных навыков на всех курсах обучения и дисциплинах. Разработать программу обучения стандартизиро­ванных пациентов.

        Разработать программу обучения студентов профессионализму и его оценки. Включить обсуждение этических вопросов в программы клинических дисциплин, а также в итоговые экзамены.

        Разработать программу проведения научных исследований в области МО с последующей пуб­ликацией результатов исследований в известных международных журналах по МО.

        Организовать фокус-группы среди студентов и преподавателей по изучению вопросов обеспе­чения качества МО. Составить инструкцию для преподавателей по проведению фокус-групп для изучения мнения студентов.

        Внедрить в образовательный процесс видеоза­писи лекций, практических занятий, собесе­дований со стандартизированными пациентами, симулированных клинических сценариев и объективного структурированного клиничес­кого экзамена с целью последующего разбора со студентами и организации конструктивной обратной связи.

        Определить компетентность врача-интерна. Продолжить внедрение компетентностно-го подхода, ориентированного на конечный результат при обучении всем дисциплинам. Разработать критерии оценки и мониторинга достижения обучающимися требуемого уров­ня компетентности. Интегрировать программы обучения на 4-5-м курсах университета и в интернатуре.

        Продолжить совершенствование методов оценки с использованием подхода, ориентированного на клинические случаи и задачи. Обеспечить проведение тестирования, основанного только на клинических ситуациях. Внедрить методику прогрессивного тестирования.

        Создать центр образовательных ресурсов и раз­вития преподавателей. Составить программу обучения профессорско-преподавательского состава на год. Привлекать к участию в про­грамме обучения не только преподавателей уни­верситета, но и преподавателей из других вузов Казахстана и Центральной Азии.

        Разработать политику университета в области кадровых ресурсов, предусматривающую поощ­рения за академические достижения препода­вателей, участие в различных конференциях по МО, постоянное повышение профессиональной и педагогической квалификации.

        Внедрить формат проведения учебно-методичес­ких конференций, аналогичный VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по МО, предусмат­ривающий курсы по базовым навыкам в облас­ти МО, пленарные и секционные заседания, презентации стендовых докладов, семинары по различным областям МО, симпозиумы. Активно привлекать студентов к участию в подобных конференциях.

        Продолжить сотрудничество с Национальным университетом Сингапура и Ассоциацией меди­цинского образования в Европе в области МО, приглашать профессоров ведущих мировых вузов для участия в учебно-методических конфе­ренциях в Казахстане, вебинарах для студентов и преподавателей, научном и творческом сотруд­ничестве.

Таким образом, благодаря участию в VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по МО был приоб­ретен опыт в области использования медицинских образовательных технологий, который сможет быть успешно применен в учебно-образовательной деятельности вуза. Искренне надеемся увидеть своих коллег из России и других стран СНГ на IX Азиат­ско-Тихоокеанской конференции по МО, которая пройдет в г. Сингапуре 11-15 января 2012 г. и будет посвящена проблемам НПР.

Сотрудники Карагандинского государственного медицинского университета (Республика Казахстан):

Досмагамбетова Раушан Султановна,

проректор по учебно-методической

и воспитательной работе

Риклефс Ирина Матвеевна,

заместитель директора

учебно-методического центра

Риклефс Виктор Петрович,

директор учебно-клинического центра

Миндубаева Фарида Анваровназав. кафедры физиологии

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»