Редакционная статья
Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 3.
Уважаемые коллеги!
Четвертый квартал 2017 г. был насыщен событиями, значимыми для медицинского образования: в самом начале октября в Карагандинском государственном медицинском университете была проведена 4-я Центрально-Азиатская международная научно-практическая конференция "Интернационализация медицинского образования", 5-6 октября - VIII Международная конференция "РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине" и VI съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине "РОСО-МЕД-2017", а в конце октября - конгресс Национальной медицинской палаты (НМП), на котором также обсуждались вопросы качества медицинского образования и развития непрерывного медицинского образования (НМО).
Эти мероприятия собрали активных участников системы медицинского образования со всего мира, конечно, большей частью из России и Казахстана, и стали площадками для оживленных дискуссий о проблемах, стоящих перед медицинским образованием, и путях их решения. На конференции в Караганде было принято решение о создании Казахстанского общества симуляционного обучения в медицине, начало конференции "РОСМЕДОБР-2017" ознаменовалось подписанием соглашения об открытии российского офиса АМЕЕ (Европейской ассоциации медицинского образования). Важной частью конгресса НМП стал круглый стол Общероссийского народного фронта, посвященный вопросам качества подготовки выпускников медицинских вузов, участниками которого стали как представители ректорского корпуса вузов Минздрава России, так и избранники профессиональных обществ и региональных объединений медицинских работников. Были признаны необходимость выделения специальности "преподаватель медицины" с отдельной подготовкой, важность увеличения часов, выделенных на практическую подготовку студентов-медиков, и обеспечение соответствующей материально-технической базы в вузах, осуществляющих подготовку специалистов здравоохранения.
В рамках круглых столов на конференции "РОСМЕДОБР-2017" были подведены итоги первичной аккредитации специалистов в 2017 г. и выработаны предложения по первичной специализированной аккредитации выпускников ординатуры, которая планируется в 2019 г. Также обсуждались вопросы, связанные с аккредитацией выпускников учреждений среднего профессионального образования, была создана отдельная рабочая группа в рамках деятельности РОСОМЕД.
Важно, что вопросы, связанные с аккредитацией специалистов здравоохранения и их практической подготовкой, остаются в фокусе внимания органов исполнительной власти, ведется активная работа по дооснащению аккредитационных центров, совершенствованию контрольно-измерительных материалов, организации процесса аккредитации.
Отдельный большой блок вопросов на всех прошедших мероприятиях был посвящен развитию НМО. Проект по внедрению НМО был начат совместно Минздравом и НМП еще в 2013 г.; фактически уже более 260 тыс. медицинских работников с высшим медицинским образованием принимают участие в проекте, формируя индивидуальные учебные планы и портфолио, однако нормативная база для этой формы обучения до их пор не утверждена, и попытки ее внедрения сталкиваются с общим несовершенством законодательства в этой сфере. Тем не менее Ассоциация медицинских обществ по качеству совместно с НМП и профессиональными обществами по специальностям продолжают работу по рецензированию мероприятий и материалов для НМО.
Мы надеемся, что журнал "Медицинское образование и профессиональное развитие" по-прежнему интересен преподавателям медицины, приглашаем вас публиковать свои научные работы в нашем журнале и в наступающем 2018 г.
Залим Балкизов