В современных условиях для образовательного процесса характерной чертой является активное использование занятий практической направленности при подготовке специалистов здравоохранения [1, 2]. Указанное направление нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Так, в частности сокращена доля лекционного материала, основной упор сделан на проведение в аудиторное время практических занятий, в том числе при использовании дистанционных, электронных и сетевых форм обучения, предусмотрено прохождение практик и (или) стажировок обучаемыми, обоснована целесообразность перехода на компетентностный подход в образовании и др. Особенностью практической подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью является необходимость приоритетного развития у них коммуникативных навыков [3].
Цель данной работы - разработать и внедрить в образовательный процесс симуляционно-коммуникативный метод.
В своей работе мы использовали метод педагогического эксперимента, а также аналитический, логический и монографический методы.
База исследования: кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России.
Для формирования у обучающихся профессиональных компетенций по специальности организация здравоохранения и общественного здоровья на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова при проведении практических занятий, деловых игр и обучении с помощью метода кейсов, с 2016 г. используется симуляционно-коммуникативный метод. Суть метода заключается в имитации во время аудиторных занятий условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицинских организаций.
Учебный класс перед занятием переоборудуется в рабочий кабинет специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью. На основании положений, изложенных в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"" во время занятий обучаемые выступают в роли главного врача, его заместителя, заведующего структурным подразделением, врача-методиста или врача-статистика. Их рабочие места комплектуются ноутбуками, телефонными аппаратами и канцтоварами для ведения записей.
В соответствии с ранее полученными результатами о трудовых действиях, которые выполняют врачи - организаторы здравоохранения и общественного здоровья в повседневной деятельности [3], профессорско-преподавательским составом кафедры наработан банк практических заданий, который разделен на 4 тематические группы: выступление перед коллективом; прием посетителя; постановка задач по телефону; проверка у исполнителя отработанного документа.
С учетом практико- и личностно-ориентированного подходов преподаватель дифференцированно, в соответствии с рассматриваемой темой занятия, использует практические задания. И в частности среди них он может выбрать несколько.
Выступление перед коллективом
- В должности заместителя главного врача по организационно-методической работе откройте научно-практическую конференцию "Актуальные вопросы оптимизации качества медицинской помощи".
- В должности главного врача медицинской организации поздравьте на собрании коллектива юбиляра, который проработал в больнице 35 лет и помог стать профессионалами нескольким десяткам врачей и многим медицинским сестрам.
- Вы трудоустроились в медицинскую организацию врачом-методистом, на собрании коллектива главный врач объявил о вашем назначении и предоставил вам слово, чтобы вы рассказали кратко о себе и др.
Прием посетителя
- К заместителю главного врача по лечебной работе на прием пришел госпитализированный пациент и попросил перевести его в одноместную палату улучшенной планировки, обосновывая свою просьбу, спецификой заболевания, прежними заслугами и выпиской из данной палаты сегодня пациента, однако в данную палату на следующий день запланирована госпитализация другого пациента.
- К главному врачу медицинской организации пришел пациент и заявил о пропаже у него мобильного телефона во время медицинской процедуры.
- К заместителю главного врача по лечебной работе после амбулаторного приема пришел пациент и сообщил, что врач выписал ему медикаменты не на рецептурном бланке, а на листочке, без записи в медицинской книжке и др.
Постановка задач по телефону
- В должности главного врача городской клинической больницы, используя демократический стиль управления, уточните у заместителя по организационно-методической работе о выполнении задачи по подготовке проекта приказа по проведению диспансеризации сотрудников городской клинической больницы.
- В должности главного врача городской больницы, используя авторитарный стиль управления, поставьте задачу заместителю по санитарно-эпидемиологическим вопросам о необходимости усиления контроля качества проводимой дезинфекции в больнице и вывоза для утилизации медицинских отходов и инструментария группы Б.
- В должности врача-статистика уточните у заведующего хирургическим отделением, являющегося неформальным лидером, почему он своевременно не представил статистические показатели о работе отделения за год и др.
Проверка у исполнителя отработанного документа
- К главному врачу городской больницы на прием пришел заведующий хирургическим отделением и принес служебную записку с просьбой закупить и установить в перевязочной кондиционер, но в медицинской организации в настоящее время денег на данные работы нет.
- К главному врачу городской больницы пришел врач-терапевт, который безупречно проработал в медицинской организации более 20 лет и принес заявление об увольнении по собственному желанию.
- Главному врачу медицинской организации заместитель по организационно-методической работе принес на подпись приказ о проведении научно-практической конференции и др.
Во всех документах, которые представляются главному врачу на подпись, преднамеренно внесены ошибки. Задача обучаемого в роли главного врача найти эти ошибки и поставить задачу исполнителю по их исправлению.
Симуляционно-коммуникативный метод дает возможность одновременно оценивать у обучающихся уровень их теоретической подготовки по отрабатываемым заданиям, способность принимать правильные решения и доводить их до подчиненных, умение использовать коммуникативные навыки при взаимодействии с коллегами. Благодаря этому симуляционно-коммуникативный метод может эффективно применяться без дополнительных финансовых затрат не только во время аудиторных занятий для формирования профессиональных компетенций специалистов, но и для контроля уровня их подготовки. Он может использоваться в процессе профориентации и профотбора абитуриентов перед поступлением в ординатуру или магистратуру и, что в современных условиях очень важно, для проведения второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов.
В процессе профориентации по специальности "организация здравоохранения и общественного здоровья" симуляционно-коммуникативный метод позволяет абитуриенту достаточно быстро провести самооценку соответствия личного плана карьерного роста с имеющимися у него возможностями по его достижению, а профессорско-преподавательскому составу кафедры объективно оценить наличие у соискателя управленческих способностей и сделать правильный профотбор.
В случае использования симуляционно-коммуникативного метода для первичной специализированной аккредитации специалистов оборудование помещения будет иметь некоторые особенности. В отличие от аккредитации специалистов клинического профиля, когда с учетом их большой численности приходится создавать в образовательной организации несколько цепочек из 5 станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) [4, 5], при небольшой численности выпускников врачей-организаторов здравоохранения и общественного здоровья становится возможно оборудовать только одну станцию объективного структурированного административного экзамена (ОСАЭ). Для ее комплектования потребуется следующее оборудование: стол - 4 шт. (для оборудования рабочего места аккредитуемого и посетителя в виде буквы Т - 2 шт., для экспертов - 2 шт.); стул - 5 шт.; трибуна - 1 шт.; телефонный аппарат - 1 шт.; ноутбук - 1 шт.; мультимедийный проектор для отображения на экране текста полученного задания - 1 шт.; экран - 1 шт.; канцтовары (блокнот для записей, ручка) - 4 компл.; стационарная видеокамера, подключенная к записывающему устройству и монитору для просмотра выполненных действий, - 1 шт.; фантом для проведения сердечно-легочной реанимации - 1 шт.; часы - 1 шт.; чек-лист - по количеству аккредитуемых лиц.
Учитывая необходимость проверки у врачей - организаторов здравоохранения и общественного здоровья способности публичного выступления перед коллективом, при оборудовании станции ОСАЭ не нужно отгораживать зеркальным окном аккредитуемого от экспертов, а для снижения субъективности при оценке практических действий аккредитуемых лиц для этого следует привлекать не одного эксперта, как это предусмотрено на станциях ОСКЭ [6], а трех: представителя профессиональной некоммерческой организации, работодателя и сотрудника образовательной или научной организации. Время для оценки каждого коммуникативного навыка в симуляционных условиях, в том числе для выполнения сердечно-легочной реанимации, может быть сокращено с 10 до 5 мин. В результате через одну станцию ОСАЭ за 8 ч рабочего дня при оценке 5 практических навыков смогут пройти 16-19 врачей - организаторов здравоохранения и общественного здоровья, что достаточно не только при выпуске ординаторов и магистров, но и лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.
Для оценки качества практических действий аккредитуемых лиц в симуляционных условиях можно использовать чек-лист, в котором нами для анализа предложены 10 параметров: внешний вид аккредитуемого; быстрота ориентирования в сложившейся ситуации; способность налаживания контакта с собеседником или аудиторией; готовность выслушать собеседника; профессионально принятое решение; убедительная речь; последовательность изложения мысли; доброжелательное общение; поза, мимика, жесты; способ завершения общения. Каждый параметр может оцениваться экспертами, как это уже апробировано на первичной аккредитации специалистов, по 3-балльной шкале: 0 - действие аккредитуемого неверное; 1 - действие аккредитуемого не обеспечивает достижение цели; 2 - действие аккредитуемого правильное. Результат выполнения всех практических навыков в симуляционных условиях выставляется с учетом доли правильно выполненных действий: ≥70% - сдано, ≤69% - не сдано [7].
В отличие от чек-листов, разработанных для прохождения станций ОСКЭ по другим специальностям, предложенный нами вариант не носит излишней детализации в оценке практических действий, которая отвлекает внимание экспертов при их заполнении, от контроля действий аккредитуемого лица. Данный чек-лист при необходимости может заполняться с использованием компьютера или планшета с последующей автоматической обработкой и выставлением общей оценки.
Простота и надежность в использовании симуляционно-коммуникативного метода позволяет его применять не только для специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью, но и в случае наработки соответствующих практических заданий, для проведения второго этапа первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов по специальностям "медико-профилактическое дело", "фармация" и др., где необходимо оценить коммуникативные способности выпускников.
В заключение настоящей статьи следует отметить, что использование в образовательном процессе разработанного на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М.Сеченова симуляционно-коммуникативного метода не только способствует повышению степени овладения учебного материала обучаемыми, но и мотивирует их на активное участие в проводимом занятии, что в целом обеспечивает качественное освоение ими профессиональных компетенций и успешное прохождение различных видов контроля подготовки.
Литература
1. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 4-8.
2. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Манерова О.А., Козлов В.В. и др. Особенности реализации непрерывного медицинского образования специалистов здравоохранения в России // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Гомель : ГомГМУ, 2016. С. 58-60.
3. Решетников В.А., Коршевер Н.Г., Доровская А.И. Компетентностный подход к подготовке специалистов в области управления здравоохранением // Сеченовский вестн. 2016. № 2. С. 27-32.
4. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 27-51.
5. Свистунов А.А., Колыш А.Л., Горшков А.Д. Роль медицинского сообщества в развитии симуляционного обучения в России // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 68-71.
6. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анест. и реаниматол. 2016. Т. 61, № 4. С. 253-256.
7. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Методическое сопровождение аккредитации специалистов здравоохранения// Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 54-59.