Внедрение 3D/4D ультразвукового исследования в преподавание медицинской анатомии
(Integration of 3D/4D ultrasound in teaching medical anatomy)
Авторы: John L. Carter1, Gabriel Hocum1, Robert Pellicer1, Ankura Patel1, Brion Benninger2, 3
(1 Medical Anatomy Center Western University of Health Sciences, COMP-Northwest; 2 Medical Anatomy Center, Department of Medical Anatomical Sciences Western University of Health Sciences, COMP-Northwest; 3 Department of Orthopedic Surgery, General Surgery, and Sports Medicine Samaritan Health Services)
Источник: MedSciEduc. 2016; Vol. 26(3): 343. doi:10.1007/s40670-016-0271-6.
Состояние проблемы и цель. Добавление интерактивных методов медицинской визуализации, таких как ультразвук, в преподавании анатомии может облегчить процесс обучения студентов. Понимание значимости стереоструктурных отношений (конкретных пространственных конфигураций) человеческого тела в трехмерном измерении позволяет перемещаться в рамках кросс-секционной анатомической медицинской визуализации. 3D/4D ультразвуковое исследование успешно используется в клинической практике, между тем отсутствуют какие-либо сведения о его применении в рамках анатомического обучения на доклинических курсах медицинских вузов. Целью настоящего исследования стала оценка восприятия студентами значимости включения в курс медицинской анатомии практических занятий по 3D/4D ультразвуковой медицинской визуализации.
Методика. В образовательную программу студентов-первокурсников медицинского образовательного учреждения было добавлено обучение 3D/4Dультразвуковому исследованию для облегчения усвоения знаний по анатомии с помощью клинической визуализации. До и после такого обучения студенты заполняли опросники с использованием шкалы Лайкерта, куда вписывали свои ответы для оценки их опыта работы в 3D и 4D ультразвуковом исследовании. Статистический анализ проводили с использованием критерия Стьюдента.
Результаты. После обучения при помощи 3D/4D ультразвуковой медицинской визуализации студенты сообщали о своей уверенности при выполнении и усваивании 3D ультразвуковой медицинской визуализации (оценки по шкале 4,06/5 и 3,9/5, соответственно, при оценке 5, указывающей на полное согласие с утверждением). Кроме того, студенты отмечали, что 3D/4D ультразвуковая медицинская визуализация способствовала лучшему пониманию взаимосвязей между структурами внутри человеческого тела (4,24/5) и является полезным инструментом в изучении анатомии (4,49/5), а также, что они бы хотели продолжить обучение при помощи 3D/4D ультразвуковой медицинской визуализации и далее (4,64/5).
Заключение. Студенты продемонстрировали умение и навыки в определении органов и окружающих структур с использованием 3D/4D ультразвукового исследования, и согласились с тем, что включение 3D/4D ультразвукового исследования в курс анатомии способствовало изучению анатомии. Настоящее экспериментальное исследование выявило осознание студентами того, что включение 3D/4D ультразвукового исследования в лабораторные занятия по анатомии способствует более глубокому пониманию взаимосвязи структур внутри человеческого тела.
Ключевые слова: 3D ультразвуковое исследование, 3D/4D ультразвуковое исследование, анатомия, медицинское образование, студенты первого курса медицинского образовательного учреждения
Оптимизация обучения клинической аргументации при помощи тестов: перекрестное рандомизированное исследование
(Test-enhanced learning of clinical reasoning: a crossover randomized trial)
Авторы: Tobias Raupach1, 2, Jil C. Andresen1, Katharina Meyer1, Lisa Strobel1, Michael Koziolek1, Wolfram Jung1, Jamie Brown1, Sven Anders1
(1 Department of Cardiology and Pneumology, G ttingen University Medical Centre, Gottingen, Germany; 2 Health Behaviour Research Centre, University College London, London, UK)
Источник: Med Educ. 2016; Vol. 50 (7): 711-20. doi:10.1111/medu.13069.
Состояние проблемы. Клиническое аргументация является одним из важнейших навыков, основы которого должны быть получены в ходе академического курса медицинского образования. Успеваемость студентов по клинической аргументации можно оценивать с помощью экзаменов по основным функциям предмета. Тем не менее в рамках парадигмы обучения при помощи тестов такие экзамены могут также использоваться для закрепления долгосрочного усвоения процедурных знаний, относящихся к клинической аргументации.
Цель. В данном исследовании проверяли гипотезу о том, что повторное тестирование с помощью вопросов по основным темам предмета является более эффективно, чем повторное обучение на основе клинических случаев для закрепления навыков клинической аргументации.
Материал и методы. В ходе данного рандомизированного перекрестного исследовании, студенты-медики IV курса принимали участие в 10 еженедельных компьютеризированных семинарах, в ходе которых демонстрировались истории болезни пациентов, охватывающие соматические заболевания. Каждую неделю менялся формат презентации между группами. В качестве контроля, студенты изучали клинические случаи, представленные в виде описания. В условиях эксперимента использовали один и тот же материал, но дополняли представление клинического случая последовательными вопросами по основным темам предмета. Успешность студентов в экспериментальной и контрольной ситуациях оценивалась с использованием внутригруппового дизайна: вначале после 13 нед (заключительный экзамен), затем - 9 мес (тест на усвоение материала) после начала семестра.
Результаты. В общей сложности 87 из 124 студентов, соответствующих включению в исследование, представили полные данные для продольного анализа (скорость отклика - 70,2%). В тесте на усвоение материала, средние ± стандартное отклонение оценки студентов по экспериментальным заданиям были значительно выше, чем по контрольным (56,0±25,8 против 48,8±24,7%; р<0,001). Результаты оставались неизменными после учета времени экспозиции в линейном регрессионном анализе, который также учитывал поправку на пол и на общий уровень успеваемости студентов.
Заключение. Данное исследование стало первым, целью которого было продемонстрировать влияние обучения при помощи тестов на навыки клинического аргументирования, которое оценивалось с помощью вопросов по основным темам предмета. В настоящем рандомизированном исследовании повторное тестирование было более эффективным, чем только повторное обучение на основе рассмотрения клинических случаев. Включение в учебную программу продольного тестирования по основным темам может в значительной степени повысить результаты успеваемости студентов по соответствующим аспектам клинической медицины.
Клиническое обучение в рамках непрерывного профессионального развития: Повышает ли качество обучения уровень клинических навыков?
(Clinical teaching as part of continuing professional development: Does teaching enhance clinical performance?)
Авторы: Jocelyn M. Lockyer1, Carol S. Hodgson2, Tzu Lee3, Sonia Faremo4, Bruce Fisher5, William Dafoe6, Verna Yiu7, Claudio Violato8
(1 University of Calgary, Canada; 2 University ofAlberta, Canada; 3 University ofAlberta, Canada; 4 Mount Royal University, Canada; 5 University of Calgary, Canada; 6University of Calgary, Canada; 7 University of Calgary, Canada; 8 Wake Forest University, USA)
Источник: Med Teach. 2016; Vol. 38 (8): 815-22. doi: 10.3109/0142159X.2015.1112895.
Состояние проблемы. Врачи оценивают преподавание как фактор, который повышает клиническую эффективность, хотя имеющиеся данные, подтверждающие данную взаимосвязь, ограничены.
Цель исследования - выявить были ли различия в показателях клинической эффективности, при оценке с помощью данных Многоисточниковой обратной связи (МОС), основанных на преподавательской деятельности в клинике.
Материал и методы. Данные МОС 1831 семейных врачей, 1510 медицинских специалистов и 542 хирургов получали от коллег врачей, сотрудников (например, медицинских сестер и фармацевтов), а также пациентов, и исследовали в связи с информацией о педагогической деятельности врача, включая процент времени, потраченного на преподавание за время лечебной работы и при назначении на более высокую академическую должность. Многофакторный дисперсионный анализ, величина эффекта частной эта в квадрате и апостериорные сравнения критерия Тьюки (критерий подлинной значимости) использовали для определения межгрупповых различий в уровне клинических навыков по значениям общей средней шкалы МОС и подшкалы с использованием данных о преподавании и академических должностях.
Результаты. Более высокие оценки клинической эффективности были связаны с занятием какой-либо академической должности, и в целом с любым временем, потраченным на преподавание обучения по сравнению с отсутствием преподавания в период работы в клинике. Это было наиболее очевидно в отношении данных, полученных от медицинских коллег, где такие различия имели место во всех группах по специальностям.
Заключение. Большая степень вовлечения врачей в преподавание была связана с более высокими оценками их клинической эффективности, полученными от медицинских коллег и сотрудников. Эти результаты могут выступить в качестве аргумента для стимулирования врачей к преподаванию как способу повышения и поддержания высокого качества клинической эффективности.
Систематический обзор инициатив по обучению преподавателей, направленных на повышение эффективности преподавания: обновленные данные за 10 лет. Руководство BEME № 40
(A systematic review of faculty development initiatives designed to enhance teaching effectiveness: A 10-year update: BEME Guide No. 40)
Авторы: Yvonne Steinert1, Karen Mann2, Brownell Andersorf, Bonnie Maureen Barnett4, Angel Centeno5, Laura Naismith6, David Prideaux7, John Spencer8, Ellen Tullo9, Thomas Viggiano10, Helena Ward11, Diana Dolmans12
(1 Centre for Medical Education, Faculty of Medicine, McGill University, Montreal, Canada; 2 Division of Medical Education, Faculty of Medicine, Dalhousie University, Halifax, Canada; З International Programs, National Board of Medical Examiners, Philadelphia, PA, USA; 4 Department of Integrated Studies in Education, Faculty of Education, McGill University, Montreal, Canada; 5 Faculty of Biomedical Sciences, Austral University, Buenos Aires, Argentina; 6 HoPingKong Centre for Excellence in Education and Practice and The Wilson Centre, University Health Network, Toronto, Canada; 7 Prideaux Centre for Research in Health Professions Education, School of Medicine, Flinders University, Adelaide, Australia; 8 School of Medical Education, Faculty of Medical Sciences, Newcastle University, Newcastle upon Tyne, UK; 9NIHR Newcastle Biomedical Research Centre in Ageing and Chronic Disease and Institute of Health and Society, Newcastle University, Newcastle upon Tyne, UK; 10Mayo Clinic College of Medicine, Rochester, MN, USA; 11 Medicine Learning and Teaching Unit, School of Medicine, The University of Adelaide, Adelaide, Australia;12 School of Health Professions Education (SHE), Maastricht University, Maastricht, The Netherlands)
Источник: Med Teach. 2016; Vol. 38 (8): 769-86.
Состояние проблемы и цель. В данном обзоре, посвященном инициативам по обучению преподавателей, созданном, для того чтобы повысить качество преподавания, синтезированы данные, связанные с видами вмешательств, характеристиками исследований, индивидуальными и коллективными результатами, основными особенностями и развитием местных общественных структур.
Материал и методы. В обзор было включено 111 исследований (с 2002 по 2012 г.), которые удовлетворяли критериям включения.
Результаты. Общая удовлетворенность программами обучения преподавателей была высокой. Участники сообщали о росте доверия, энтузиазме и понимании необходимости эффективной обучающей практики. Часто отмечались увеличение объема знаний и улучшение навыков, а также самоотчеты об изменениях в своем поведении как преподавателя. Наблюдавшиеся изменения в поведении включали усовершенствованные методы преподавания, новые образовательные инициативы, новые лидирующие позиции, а также повышение эффективности преподавания. Организационным изменениям не уделялось особого внимания. Основные особености включали образовательный дизайн с учетом доказательных данных, соответствующее содержание, экспериментальное обучение, обратную связь и рефлексию, образовательные проекты, целенаправленное развитие местных общественных структур, продольный дизайн программ, а также организационную поддержку.
Заключение. Данный обзор содержит ценные данные как для практики, так и для научных исследований. Двигаясь вперед, мы должны опираться на достигнутый успех, сдвигать фокус внимания за пределы индивидуальной преподавательской эффективности, разрабатывать программы, которые со временем бы распространялись, способствовать обучению на рабочем месте, содействовать развитию местных общин, а также обеспечивать организационную поддержку. Мы также должны проводить исследования, опираясь на теоретическую основу, проводить более качественные и включающие разные методы исследования, оценивать поведенческие и организационные изменения, понимать важность перехода от теории к практике, анализировать основные особенности, и исследовать роль обучение преподавателей в более широком организационном контексте.