Модернизация высшего медицинского образования в современных условиях связана не только с переходом на новые актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), но и c включением его в структуру аспирантуры и ординатуры.
Акцентируется внимание на готовности выпускников медицинских вузов - врачей-педиатров общей практики к самостоятельной профессиональной деятельности в практическом здравоохранении по завершении государственной итоговой аттестации и первичной профессиональной аккредитации. Изменения в медицинском образовании требуют корректирующих мероприятий не только в содержании обучения, но и в профориентационной деятельности с выпускниками. Ориентируясь на Федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (№ 323-ФЗ от 21.11.2011) и "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), главной целью медицинского вуза является подготовка квалифицированных специалистов для практического здравоохранения [2].
Медицинское образование - это обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни: подтверждение квалификации, повышение квалификационной категории, интеграция в личный профессиональный опыт всех новых достижений медицинской науки и врачебной практики.
В Уральском государственном медицинском университете (УГМУ, г. Екатеринбург) за последние 5 лет была разработана модель непрерывной профессиональной ориентации, которая дает студентам возможность не только с I курса ознакомиться со ступенями профессиональной карьеры врача, но и позволяет выбрать свою будущую специализацию. Речь идет прежде всего об устоявшейся практике вовлечения студентов в научную деятельность через студенческое научное общество, объединяющее научные кружки по различным направлениям медицины.
Таким образом, в современном медицинском образовании имеются возможности, и специальные технологии для его ориентации на потребности, ожидания и интересы обучающихся. Создаются условия, позволяющие студентам наиболее полно осуществлять свою личностную и профессиональную самореализацию. Все это способствует формированию устойчивой мотивации к построению индивидуальной образовательной траектории и успешному развитию профессиональной карьеры.
Переход к новой модели здравоохранения требует от врачей-педиатров сформированных общекультурных и профессиональных компетенций. Такие важные качества врача, как ответственность, способность к бесконфликтному поведению, гуманное и уважительное отношение к пациентам и коллегам, эмоциональная устойчивость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях стали еще более значимыми.
Практическая профориентация в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость в связи с созданием условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной специальности и активной адаптации на рынке труда. Поэтому необходимо обновлять подходы к организации профориентационной работы, в том числе ее формы и методы [3].
Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода их в трудовую деятельность. Он пронизывает весь жизненный путь человека [5].
Профессиональное самоопределение исследовали К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Е.И. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и др. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений [1]. В то же время Н.С. Пряжников отмечал, что профессиональная ориентация - это способ помощи самоопределяющимся людям [6]. Согласно теории В.Н. Шубкина, существенными факторами профессионального самоопределения являются возраст, в котором выбирают профессию, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний [7].
Важно отметить, что профориентационная работа в вузе - неотъемлемая непрерывная профессиональная подготовка студентов на протяжении всего периода обучения. Именно эта работа способствует правильному формированию профессионального самоопределения и личностному росту обучающихся. Профориентационная деятельность в медицинском вузе направлена на содействие рациональному распределению кадровых ресурсов в практическом здравоохранении с учетом интересов, склонностей, возможностей личности выпускника и потребностей здравоохранения в специалистах с высшим медицинским образованием.
Адекватная оценка профориентационной деятельности зависит от многих факторов:
- системности;
- сбора, обработки, анализа и интерпретации полученной информации (анкетирование выпускников);
- ежегодный мониторинг по вопросам профориентации;
- учет совокупности показателей и факторов анкетирования;
- адекватная психолого-педагогическая интерпретация данных мониторинга удовлетворенности обучающихся;
- привлечение к мониторингу профессорско-преподавательского состава и студентов вуза [4].
В профориентационной работе можно выделить внутренний и внешний уровни. Внутренний уровень представляет взаимодействие обучающихся и преподавателей, а внешний - совместную деятельность с организациями (работодатели - руководители лечебно-профилактических учреждений).
Траектория развития профориентации формируется с I курса и определяется объектом будущей профессиональной деятельности в области педиатрии - оказанием медицинской помощи детскому населению от 0 до 18 лет.
Материал и методы
С целью оценки качества профориентационной деятельности в УГМУ проводится мониторинг удовлетворенности качеством полученных образовательных услуг и готовности выпускников к практической деятельности.
В 2015/2016 учебном году было проведено анкетирование 144 студентов VI курса (72% девушек, 28% юношей; средний возраст обучающихся - 22,9±0,9 лет).
Анализ данных проведенного анкетирования позволил определить мотивацию и готовность выпускников педиатрического факультета к работе в практическом здравоохранении.
Результаты и обсуждение
Учитывая объект профессиональной деятельности врачей-педиатров важно сформировать у выпускника осознание специфики и готовности к взаимодействию "врач-пациент-родитель", в связи с чем необходимо отметить, что только 30,6% студентов указали, что в выбранной сфере деятельности их привлекает специфика специальности "педиатрия". Социальную престижность профессии отметили 33,3% респондентов. Большинство студентов выбрали вариант ответа "возможность приносить пользу людям" (66,7%), "необходимость постоянно совершенствовать знания" (45,1%), "реализация профессиональной карьеры" (38,2%). Каждый 5-й студент указал на сложность выбранной профессии.
Таким образом, на этапах обучения необходимо акцентировать внимание на специфику профессиональной деятельности врача-педиатра.
Врачу, работающему с детьми, необходимо владеть особыми профессионально-важными качествами. Так, при выборе качеств из предложенного списка, большинство респондентов отдали предпочтение ответственности (88,9%), доброжелательности (47,9%), коммуникабельности (47,9%), целеустремленности (47,2%) и дисциплинированности (47,5%). Такие качества, как эмпатия и толерантность, выбирали значительно реже - (31,3%) и (30,6%) соответственно.
По мнению студентов, при обучении в вузе они сформировали такие качества, как ответственность (77,1%), терпимость (61,1%), стремление к самосовершенствованию (43,1%), коммуникабельность (49,3%). В меньшей степени удалось сформировать стрессоустойчивость (39,6%) и умение быстро принимать решение (28,5%). Возможно, развитие этих качеств, требует продолжительного пребывания в профессии и, в частности, самостоятельной работы в практическом здравоохранении.
У многих студентов (53,5%) оправдались ожидания, связанные с о профессией врача-педиатра, 31,1% выпускников так и не смогли окончательно определиться, а 10,4% обучающихся разочаровались в выборе профессии. Возможно, такие результаты были обусловлены рядом проблем, на которые указали студенты: большой объем информации (63,9%), недостаточное количество времени для подготовки к занятиям (41,0%), несформированность коммуникативных навыков - сложные взаимоотношения с преподавателями (17,4%) и в студенческой группе (6,9%).
Признаками профессиональной ориентированности выпускников являются желание и готовность работать по специальности. Установлено, что 96,5% выпускников планируют трудовую деятельность в практическом здравоохранении. Однако 3,5% студентов заявили, что не планируют работать в учреждениях здравоохранения.
Большинство студентов - 77,9% - видят свою профессиональную деятельность в государственных учреждениях здравоохранения, 22,1% респондентов хотели бы работать в частных медицинских центрах.
В свете утвержденного и действующего ФГОСа процесс обучения ориентирован на амбулаторно-поликлиническую службу, однако 65,7% выпускников предпочитают в дальнейшем работать в стационарном учреждении.
При анкетировании выпускники высказали пожелания по профориентации:
- беседы с врачами разных специальностей;
- больше часов практики в малых группах;
- индивидуальные беседы на профильных кафедрах.
В рамках профориентационной работы на факультете используются различные педагогические технологии: информационные лекции, беседы, анкетирование, тестирование, тренинговые занятия, презентации лечебных учреждений, ярмарки вакансий, своевременное информирование о тенденциях на рынке труда, участие в проведении профессионально-ориентированных мероприятиях (День факультета, День открытых дверей, Праздник белого халата и т.д.).
Не менее важным этапом в становлении личности врача-педиатра при выборе специальности является вузовский период профессиональной ориентации, в котором большую роль играют организация учебного процесса и условия реализации образовательной программы специалитета (см. рисунок).
По результатам анкетирования установлено, что не у всех студентов сложились полное понимание специфики деятельности врача-педиатра, готовность к самостоятельной работе, они не уверены в себе и в своих знаниях. На этапе додипломного обучения необходимо обратить внимание на формирование таких профессиональных и личностных качеств врача, как ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, эмпатия, уверенность в себе. Особая роль в мотивации к обучению и получению профессии врача-педиатра, ориентированного на трудоустройство в первичное звено здравоохранения, отводится профильным клиническим кафедрам, формирующим профессиональные компетенции на основе инновационных, информационных и симуляционных образовательных технологий, интерактивных обучающих программ, электронных ресурсов, отработки практических навыков на стандартизированных пациентах и у постели больного.
Для повышения результативности профориентационной работы со студентами и выпускниками образовательной программы по специальности "педиатрия" обучающихся на ранних курсах необходимо информировать о перспективах профессиональной карьеры врача-педиатра в здравоохранении, возможности продолжения образования по программам подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре и дальнейшей профессиональной самореализации.
Кроме того, необходимо приглашать ведущих специалистов, руководителей лечебных учреждений и организаторов здравоохранения для ознакомления выпускников с лучшими практикующими специалистами лечебных учреждений своего региона.
Заключение
Практико-ориентированный подход к профориентационной работе на факультете диктует необходимость серьезной проработки условий и форм организации работы с выпускниками, мониторинга качества профориентационной деятельности и соответствующих корректирующих мероприятий, обеспечивающих высокое качество в профессиональном становлении врача-педиатра.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980. 334 с.
2. Глыбочко П.В. Образовательно-кадровый континуум в здравоохранении // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. № 1. С. 6-9.
3. Дубиковский С.Ю. Из опыта профориентационной работы вуза // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-8. С. 91-94.
4. Носкова М.В., Шихова Е.П., Андрега Д.С. Качество учебного процесса в медицинском вузе: психолого-педагогический подход // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197). Вып. 24. С. 128-132.
5. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. Ростов н/Д : Феникс, 2014. 502 с.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2007. 501 с.
7. Шубкин В.Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 20-28.