Перспективы организации и развития центра здоровья студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко

Резюме

Проведено комплексное медико-социальное ис­следование состояния здоровья и образа жизни студентов-медиков ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Установлена зависимость состояния их здоровья от социально-гигиенических показателей, фак­торов учебного процесса и выявлены наиболее значимые из них. Изложена методика организа­ции Центра здоровья ВГМА им. Н.Н. Бурденко с применением аппаратно-программных средств диагностики, прогноза и коррекции психофизио­логических резервов организма. Сила органи­зации в том, что в ней воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации.

Ключевые слова:• Научно-образовательный центр • Консультативно-оздоровительный центр • Спорт и здоровый образ жизни • Технология

Вопрос формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья студентов имеет особую социальную значимость, так как современная молодежь является резервом высококвалифицированных специалистов для различных отраслей экономики нашей страны, определяющим трудовой, оборонительный потенциал в ближайшие годы, воспроизводство и, соответственно, здоровье будущих поколений.

Реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности, переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям негативно сказываются на состоянии их физического, психического и репродуктивного здоровья. Ситуация обостряется в связи с возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательности различных видов нефизической деятельности и ростом вредных привычек, таких, как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ. Тогда как общество нуждается в активных здоровых творческих личностях, готовых реализовывать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь - в профессиональной деятельности.

К великому сожалению, на сегодняшний день нет единой комплексной программы в системе образования, направленной на создание условий здоровьесбережения учащейся молодежи, базирующейся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности с достижением активного долголетия. Но, как известно, начинать необходимо с собственного примера.

2010 г. в этом отношении оказался очень важным для ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В этом году было принято важное решение о запуске большой социальной программы по формированию здорового образа жизни у студентов и сотрудников академии. Действующим инициатором проекта выступил ректор ВГМА им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, профессор И.Э. Есауленко. Разработанная под его руководством программа, утвержденная на заседании ученого совета академии, является нормативным документом, который устанавливает единые требования к содержанию и формам оздоровительной и профилактической работы в вузе. Функция учебного заведения при этом состоит в создании развивающего пространства для коллектива в целом и каждого студента в частности с целью непрерывного развития у них потребностей в здоровом образе жизни.

В этой связи, несмотря на сложные социально-экономические условия, связанные с переходом из одной общественной формации в другую, специалисты высшей школы, ученые, преподаватели академии осуществляют поиск эффективных образовательных и воспитательных технологий, отвечающих времени, потребностям и психологии молодых людей.

С этой целью в Воронежской медицинской академии накоплен практический опыт по введению в содержание образовательного процесса основных вопросов профессиональной направленности, ориентированной на развитие профессиональных интересов, общественно-значимых качеств, с формированием ответственного отношения студентов к своему здоровью и здоровью своих близких. Это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку в нашем случае это выпускники, которые несут ответственность не только за свое, но и общественное здоровье.

Отправной точкой реализации программы стало проведенное в ноябре 2010 года выборочное скрининг-исследование студентов 1-го и 6-го курсов лечебного факультета академии, которое показало весьма плачевные результаты. Так 45-50% обучающихся в академии молодых людей - уже на этом этапе имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии и лишь 10% учащихся могут считать себя абсолютно здоровыми. Несмотря на устоявшееся мнение, что молодежь - наиболее здоровая категория населения, именно в возрасте 17-22 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, причем преимущественно по тем, которые формируют хронические болезни (заболевания органов дыхания, пищеварительной, нервной, сердечно-сосудистой системы).

Исходя из полученных результатов следует признать, что профилактическое звено до настоящего времени, несмотря на принятые нормативные правовые акты, еще далеко от совершенства, а попытки изменить проблемную среду информационными формами, не дает желаемых результатов. Это явление можно отнести и к различного рода оздоровительным программам, поскольку организация физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой деятельности старыми формами на современном этапе ориентирована лишь на решение утилитарных задач физической подготовки и никак не ориентирована формирование культуры здоровья в молодежной среде.

Для преодоления информационного скепсиса среди учащейся молодежи, в рекомендациях педагога должна присутствовать разумная достаточность, которая делает их выполнение легкими и ориентированными на конкретный эффект, в противном случае студент отказывается вести безнадежную борьбу за свое выживание. Таким образом, следует создавать такие программы и технологические модели воспитания культуры здорового образа жизни, которые существенно изменили бы отношение личности к своему здоровью. Одной из таких инновационных моделей могли бы стать студенческие центры здоровья.

В связи с этим профессор И.Э. Есауленко выступил с предложением организации многоуровневой и многокомпонентной модели  научнообразовательного и консультативнооздоровительного академического центра здоровья студентов. В основу положен программно-целевой подход, разработанный на кафедре общей врачебной практики (семейной медицины) ВГМА им. Н.Н. Бурденко, в рамках реализации программы по формированию здорового образа жизни у студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко. Проект был детально проработан в научных кругах академии и вынесен на обсуждение с правительством региона. Положения, структура и формы организационной деятельности центра нашли широкую поддержку представителей органов власти Воронежской области, во главе с губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым. Кроме того, проект также был одобрен правительством Российской Федерации.

Хотелось бы отметить единомыслие и социальное партнерство государственных и муниципальных структур, СМИ и других заинтересованных лиц в осознании сложившейся ситуации и поисков путей решения проблемы охраны и укрепления здоровья молодежи.

Академический центр здоровья - это совершенно новый технологический механизм реализации образовательных и оздоровительных программ, направленных на формирование здорового образа жизни и проведение научных исследований в данном направлении.

В этой связи работу центра планируется построить на основе использования современных технологий, позволяющих оперативно осуществлять оценку, прогноз и коррекцию текущего состояния человека с учетом его индивидуальных особенностей (физиологических, психологических, социальных и т.д.). Внедрение в практику научнообразовательных и консультативнооздоровительных центров позволит удовлетворить практические потребности и интересы молодежи, значительно расширить технологический диапазон формирования культуры здорового образа жизни личности врача, специалиста высокого класса. В этой связи создание педагогических технологий, учитывающих все формы организационно-педагогической деятельности (учебную и внеучебную), условия, обеспечивающие включение студенческой молодежи в культурообразующую среду здорового образа жизни, имеет следующие разделы:

-информационно-образовательный;

-психолого-педагогический;

-лечебно-профилактический.

Перспективный план реализации проекта, предусматривает сочетание всех форм организационно-педагогической деятельности. Исходя из реальных возможностей академический Центр здоровья предусматривает решение следующих задач:

1. Комплексный мониторинг уровня психического и соматического здоровья и социальной адаптации студентов с анализом факторов негативного влияния.

2. Внедрение системы мер профилактического, адаптивного и реабилитационного характера, связанных с лечебно-оздоровительными мероприятиями, психологической поддержкой студентов с разработкой индивидуальных программ с учетом физиологических особенностей.

3. Формирование системно-упорядоченного комплекса междисциплинарных знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учащихся, тесно связанного с методическими и организационными основами здорового образа жизни, навыков самостоятельной организации досуга.

4. Организация и создание условий для проведения НИР (учебно-исследовательские работы студентов, работы аспирантов и преподавателей кафедр) с внедрением результатов в учебный процесс учебного заведения.

5. Развитие профессиональных навыков, содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня подготовки специалистов высокой квалификации.

6. Включение студентов в реальную научно-образовательную практику, имеющую личностную, социальную и профессиональную ценности.

Кроме того, Центр здоровья студентов является своеобразной клинической базой, деятельность которого ориентирована на расширение практических возможностей учащихся академии, позволяющей на практике реализовать программы по формированию здорового образа жизни, в том числе с участием самих студентов.

В основу организации системы скрининга состояния здоровья положен модульный принцип, позволяющий подбирать необходимый объем лечебно-оздоровительных технологий в зависимости от состояния здоровья обследуемого. Разработанная и внедренная нами модель научно-образовательного и консультативно-оздоровительного академического центра здоровья студентов включают 4 функциональных блока и предполагает их динамичное взаимодействие:

-диагностический;

-аналитический;

-реабилитационно-коррекционный;

-управленческий.

Диагностический блок  предусматривает динамический контроль за состоянием функциональных систем организма, его физиологического статуса. Лаборатории диагностического блока предназначены для проведения автоматизированной зональной экспресс- оценки функционального состояния организма человека: изучение психологического и нейрофизиологического статуса, исследования функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и анализа их взаимодействия. Для решения задач раздела вводятся 5 этапов обследования:

1-й этап - оценка состояния здоровья и физического развития: врачебный осмотр;  анкетирование (интенсивность повседневных физических нагрузок,  интенсивность стрессового давления, данные о вредных привычках и качестве питания, данные о перенесенных заболеваниях и пр.);

2-й этап - оценка функциональных резервов организма: вариабельность сердечного ритма при помощи аппаратно-программного комплекса ОМЕГА-М с оценкой функционального состояния центральной нервной системы, психомоторных качеств и психоэмоциональной сферы; определение функционального состояния сердца и скрининг оценки системы кровообращения;

3-й этап - выбор оптимальной лечебно-оздоровительной программы;

4-й этап - оценка эффективности лечебно-оздоровительной программы и выдача рекомендаций по поддержанию и сохранению здоровья;

5-й этап - контроль динамики состояния здоровья студентов.

Требования, предъявляемые к организации проведению обследования, достаточно строгие, они должны давать объективную оценку здоровья обследуемых, быть доступными для проведения массовых осмотров обучающихся, обладать большой пропускной способностью и быстротой исследования.

Для осуществления мониторинга здоровья студентов на постоянной основе полученные в процессе обследования данные заносятся в индивидуальную карту здоровья студента.

Аналитический блок ориентирован на формирование психофизиологического портрета студента с гарантией обеспечения его динамического обновления и анализа с целью выработки стратегии и тактики исследования функционального состояния посетителя, его реабилитации на основе составления личностно-ориентированных программ. Это направление представляется нам чрезвычайно важным, поскольку в современной педагогической практике трудно решить какие-либо задачи, не учитывая основных вопросов профориентации, которая ставит свои особенные задачи в профессиональном образовании. В ходе проведения врачебно-профессионального консультирования в зависимости от выявленных нарушений состояния здоровья студентов определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, связанных с конкретным видом деятельности. Таким образом, реализуется основная позиция медицинской профориентации с формированием у студенческой молодежи готовности совершить правильный выбор профессионального будущего, из которого складывается профессиональная и жизненная перспектива.

Третий блок (реабилитационнокоррекционный) направлен на восстановление возникших сдвигов функциональных резервов организма. С этой целью опытные педагоги используют множество методов, которые по своей сущности отличаются большим разнообразием и основаны на современных педагогических технологиях. Так, в процессе обучения преподаватели уделяют большое внимание формированию у студентов навыков здорового образа жизни с определением индивидуальных физических нагрузок, по профилю выбранной специальности, привитию правил личной и общественной гигиены, полноценного и рационального питания, важности четкого распределения режима занятий и отдыха. Реабилитация осуществляется на основе составления личностно-ориентированных программ с тренировкой функциональных возможностей систем организма (физическая тренировка, развитие психических возможностей и т.д.).

Большим подспорьем в реализации проекта станут плавательный бассейн и тренажерные залы. Занятия в них будут проводиться под наблюдением преподавателей специализированных кафедр.

В этой связи необходимо отметить, что при полном становлении функциональной деятельности подобного центра на базе Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, обеспечение его научными и медицинскими кадрами, диагностическим и компьютерным оборудованием, научно-методической литературой, программным обеспечением и соответствующей оздоровительной материальной базой они могут стать региональными научнообразовательными и консультативнооздоровительными центрами здорового образа жизни не только студенческой молодежи, но и всего населения региона. Многочисленные исследования подтверждают существенную экономическую выгоду таких программ не только на региональном, но и на государственном уровне.

Таким образом, приоритетами осуществления главной цели проекта являются: участие в разработке национальной политики формирования здорового образа жизни населения; создание социальных условий для сохранения и укрепления здоровья; реформирование системы здравоохранения с ориентацией на первичную профилактику и укрепление здоровья на уровне первичной медико-санитарной помощи. В данной статье, конечно, невозможно представить весь материал в области организации лечебно-профилактической и научно-консультативной работе в академии, но следует отметить, что рекомендации и мероприятия по сохранению здоровья человека чрезвычайно многообразны, они во многом известны и хорошо представлены в доступной всем литературе. Некоторые из них изложены в данной статье, другие будут изданы позже, но с точки зрения организации образовательного процесса в профессиональном образовании, каждое учебное заведение должно решить сложнейшую задачу по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи, поскольку по своим профессиональным и физическим качествам выпускник должен быть востребован на рынке труда.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»