Новости

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 7-9.

Инициатива Минздрава России о повышении качества подготовки студентов-медиков поддержана экспертами Общероссийского народного фронта

Совершенствованию качества подго­товки кадров для здравоохранения было посвящено заседание рабочей группы Об­щероссийского народного фронта (ОНФ) "Социальная справедливость". Эксперты Общероссийского народного фронта под­держали инициативу Минздрава России о необходимости планомерного повыше­ния финансирования процесса подготов­ки студентов-медиков, а также обсудили с представителями Минобразования воз­можности совершенствования методико-технологической базы профильных вузов.

На площадке ОНФ собрались предста­вители Минздрава России, Минобрнауки России, комитета Госдумы по охране здо­ровья, эксперты Народного фронта, чтобы обсудить исполнение поручения президен­та, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина о внесении из­менений в госпрограмму "Развитие здра­воохранения" и в порядок формирования госзадания для образовательных организа­ций высшего и среднего медобразования, предусмотрев их дополнительное финан­сирование. Данное поручение глава госу­дарства дал по итогам форума ОНФ "За качественную и доступную медицину!", про­шедшего в сентябре прошлого года.

Отметим, что Минобрнауки России еже­годно утверждает перечень и состав стои­мостных групп специальностей и направ­лений образовательных программ высшего образования и подготовки научных кадров в докторантуре. В данном перечне опреде­лены 3 так называемые стоимостные группы специальностей и направлений подготовки, различия этих групп заключаются в стои­мости обучения, заложенной на одного сту­дента. В настоящее время специальности по здравоохранению относят ко 2-й стоимостной группе, финансирование которой предусматривает от 70 тыс. до 81,74 тыс. руб. на одного студента. Такие же средства на­правляются, к примеру, на подготовку ин­женера, библиотекаря или же специалиста лесной отрасли. Очевидно, что подготовить студента-медика значительно дороже, в том числе из-за обучения на специальном высотехнологичном симуляционном оборудова­нии, стоимость которого для медицинского вуза составляет около 400 млн руб., а на рас­ходные материалы требуется еще дополни­тельно до трети от этой суммы в год.

Поэтому эксперты предлагают переве­сти медицинское образование в третью сто­имостную группу, что позволит увеличить подушевое финансирование обучающихся более чем на 1- до 114-133,74 тыс. руб. В целом переход специальностей по здра­воохранению в 3-ю стоимостную группу позволит дополнительно получать почти 5,7 млрд руб. на обучение студентов медву­зов ежегодно.

"Наша главная цель - обезопасить па­циента от врачебных ошибок. Для этого студенты медвузов и проходят обучение на симуляционном оборудовании. За послед­ние 6 лет были пересмотрены стандарты медицинского образования, семинарские часы были заменены на обучение на симуляционном оборудовании. В настоящее время зачастую такое дорогостоящее обо­рудование приобретается за счет коммер­ческого набора студентов, но этих средств не хватает, так как 90% студентов в мед­вузах, подведомственных Минздраву Рос­сии, обучаются за счет бюджетных средств. Перевод специальностей по здравоохра­нению из второй в третью стоимостную группу позволит закупать тренажеры для студентов, расходные материалы для их обучения и оплачивать работу преподава­телей", - сообщила директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова.

Она напомнила, что в июне Минздрав России направил письмо в адрес Минобрнауки России с предложением о перево­де специальностей по здравоохранению в третью стоимостную группу, однако от­вета от чиновников системы образования пока не последовало. На экспертном сове­щании, организованном ОНФ, представи­тели Минобрнауки России высказали свою точку зрения по этому поводу

"Наше ведомство сегодня недополучает 15% денежных средств на реализацию гос­задания по обучению всем специальностям. Кроме того, у нас много заявок на перевод в третью стоимостную группу других специ­альностей, в частности по информацион­ной безопасности", - заметил заместитель руководителя департамента государствен­ной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Сергей Пилипенко. Он отметил, что переводить все специаль­ности, на которые приходят заявки, в тре­тью стоимостную группу возможности нет.

Руководитель рабочей группы ОНФ "Социальная справедливость", предсе­датель общественной организации "Фе­дерация независимых профсоюзов Рос­сии" (ФНПР) Михаил Шмаков отметил, что необходимость в увеличении фи­нансирования специальностей по здра­воохранению назрела давно, поскольку речь идет о здоровье граждан, и перевод медиков на более дорогое обучение от­ражен в поручении президента России. Он предложил направлять на обучение студентов-медиков и повышение квали­фикации практикующих врачей, в том числе суммы штрафов, наложенные на медицинские учреждения страховыми медицинскими компаниями.

Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству меди­цинской помощи и медицинского образо­вания (АСМОК), ответственный секретарь Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья Гузель Улумбекова подчеркнула, что вло­жение в подготовку медицинских кадров впоследствии может окупиться в 7 раз, по­скольку хорошо подготовленный специа­лист сможет оказать пациенту более каче­ственную помощь на более ранних стадиях заболевания, что в свою очередь приведет к снижению смертности населения и после­дующему сокращению расходов на высоко­технологичную медицинскую помощь.

В нашей стране уже созданы отечествен­ные аналоги высотехнологичного симуляционного оборудования для медицинских студентов, и оно значительно дешевле, чем зарубежное. Так, чтобы создать симуляционный центр в среднем необходимо 450 млн руб., но некоторые отечественные вузы при закупке российского оборудова­ния смогли сэкономить около 70 млн руб.

"Повышение качества подготовки и ква­лификации медицинских кадров - высо­коэффективная статья расходов в системе здравоохранения. Это связано с тем, что пре­дотвратимые ошибки медицинского персо­нала приносят колоссальный урон. Напри­мер, в США от этой причины погибают как минимум 210 тыс. пациентов, или 8% от всех умерших. Если экстраполировать эти данные напрямую на РФ, то это не менее 150 тыс. человек, что сопоставимо с числом умерших от внешних причин в 2015 г. (164 тыс. чело­век)", - сказала Гузель Улумбекова.

Эксперт ОНФ, депутат Госдумы Разиет Натхо подчеркнула, что вопрос о переведе­нии медспециальностей, в частности кли­нической медицины, в третью стоимостную группу нужно рассматривать приоритетно.

"Переход может осуществляться постепенно: в этом году - наиболее значимые специаль­ности, в следующем - остальные. Главное - запустить процесс. Сомнений в том, что тя­нуть с этим нельзя, нет", - сказала она.

Подводя итоги встречи, эксперты до­говорились о том, что в ближайшее время Минздрав России и Минобрнауки России проработают вопрос о поэтапном увеличе­нии базового норматива затрат на оказание гос-услуг по подготовке студентов мед­вузов, предусмотрев ежегодный прирост указанного норматива на 10%. Минздрав в свою очередь должен определить приори­тетные медицинские специальности, ко­торые в первую очередь будут переведены в третью стоимостную группу. Средства будут направлены именно на подготовку таких студентов и преподавателей по этому направлению, а также на приобретение рас­ходных материалов для этого оборудования.

Член Центрального штаба ОНФ, за­меститель руководителя Исполкома ОНФ Наталья Костенко предложила, учитывая, что симуляционное медицинское оборудо­вание очень дорогое и переведение медобразования в третью стоимостную группу полностью не покроет затраты на его приоб­ретение, выделить покупку такого оборудо­вания в отдельную федеральную программу и включить в программу нового националь­ного проекта в сфере здравоохранения, фор­мирование которого сейчас обсуждается. С этой целью ОНФ обратится в Совет при президенте РФ по стратегическому разви­тию и приоритетным проектам, после того как Минобрнауки России и Минздрав Рос­сии вместе с экспертами ОНФ сформируют финансовое и методическое предложение в этой сфере.

http://onf.ru/2016/08/26/eksperty-onf-podderzhivayut-iniciativu-minzdrava-o-povyshenii-kachestva-podgotovki/



Создан Медицинский Сеченовский предуниверсарий

В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова создан ресурный центр в сети профильной подготовки - Медицинский предуниверсарий. Об этом сообщил на открывшейся 27 сентября VII Общероссийской конфе­ренции "Неделя медицинского образова­ния - 2016" ректор вуза Петр Глыбочко.

Он отметил успешный опыт выстраи­вания вузом системы "школа-универ­ситет-клиника" как базиса подготовки специалистов современного уровня. При поддержке Департамента образования Мо­сквы в городе успешно реализуется и раз­вивается проект создания профильных медико-биологических классов "Медицин­ский класс в московской школе", который уже доказал свою практическую результа­тивность. "Если 4 года назад мы начинали совместную работу с 10 школами Москвы, то сейчас в этом проекте 73 школы, и есть еще желающие, - сказал он. - Но глав­ное - не количество участников, а качество подготовки школьников. Так, если в 2011 г у выпускников профильных медицинских классов, поступающих в наш университет, средний балл ЕГЭ составлял 82, то сейчас - 94. Безусловно, помимо школьных учителей на этот результат сработала система совмест­ных усилий с профильными фундаменталь­ными кафедрами университета".

По словам Петра Глыбочко, Медицин­ский Сеченовский предуниверсарий позво­лит сделать проект открытым, объединить профильные медицинские классы, обе­спечить подготовку школьников в формате университетской интеграции. Он напом­нил, что на базе Сеченовского университета уже работают Московский медицинский волонтерский центр школьников, клуб "Первые шаги в медицине", Молодежный медицинский центр социокультурных ини­циатив и другие объединения, призванные прививать основы врачебной профессии.

http://www.medvestnik.ru/content/news/Sozdan-Medicinskii-sechenovskii-preduniversarii.html

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»