Клиническое обучение конечных пользователей медицинского оборудования - неотъемлемая часть послепродажного обслуживания

Резюме

В статье освещаются факторы, которые делают необходимым организацию системы обучения медицинского персонала работе на сложном высокотехнологическом оборудовании; раскры­ваются система и принципы построения клини­ческого обучения компании GE Healthcare в Рос­сии и СНГ. Статья в деталях знакомит читателя с организацией учебного центра GE Healthcare Academy, форматом учебных программ, адресо­ванных специалистам.

Ключевые слова:• Обучение работе с высокотехнологичным оборудованием • Обучение специалистов по медицинской визуализации

С каждым годом медицинская техника становится все более сложной  и требует для своего освоения дополнительного обучения в послепродажный период. Опыт последних лет работы GE Healthcare во всем мире показал, что краткосрочного тренинга, который обычно проводится специалистами по обучению на рабочем месте, уже не достаточно. В России актуальность дополнительного обучения тем более важна, так как существует ряд факторов, которые предопределяют его востребованность:

- кадровые проблемы в лечебных учреждениях;

- качество последипломной подготовки специалистов;

- технологический скачок.

Последний фактор особенно важен - при реализации программ модернизации здравоохранения мы часто сталкиваемся с тем, что специалисты региональных учреждений получают в свое распоряжение цифровое оборудование 4-5-го поколения, имея предшествующий многолетный опыт работы только на аналоговом. Поэтому именно на компании-производителе лежит обязанность провести или организовать обучение конечного пользователя с помощью обученного контрактора.

Обязанность компании-производителя проводить необходимый инструктаж пользователей закреплена в документе "Основные принципы безопасности и эскплуатационных свойств медицинских изделий",  подготовленном Целевой группой по гармонизации SG1-N020R5 Всемирной организации здравоохранения. Данный документ предписывает странам - членам ВОЗ организовать оборот медицинских изделий таким образом, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию оборудования как для пациентов, так и для медицинского персонала: "Медицинские изделия должны быть разработаны и произведены таким образом, чтобы при применении в заданных условиях и по назначению... пользователями, обладающими техническими знаниями, опытом, образованием (либо специально обученными)...". Как следует из данного документа, именно компания-производитель несет ответственность и обязательство по обучению медицинского персонала использованию продаваемого оборудования.

Формат обучения (длительность, наполнение курсов, кратность, включенность в систему последипломной подготовки) зависит не только от качества внешнего контроля (в России на сегодня, будем откровенны, он практически отсутствует), но и от уровня корпоративной социальной ответственности компании.

Возвращаясь к вопросу о необходимости проведения обучения, хочется кратко коснуться еще 2 факторов: кадровых проблемы (текучесть среднего персонала, средний возраст специалистов) и качества последипломной подготовки. В вопросе текучести кадров в ЛПУ на сегодня компании-производители явно не могут помочь системе здравоохранения. Но высокая степень обновления персонала предопределяет необходимость обучения нового персонала. Передача знаний от более опытных, как показал опыт GE Healthcare,  - не самый эффективный способ обучения: слишком велик уровень "фильтрации информации".

Говоря о системе последипломного образования, приходится вспомнить о ее застарелых болезнях: недостаточная техническая оснащенность учреждений, проводящих последипломное обучение, краткосрочность такого обучения (явно не отвечающая современным потребностям в подготовке специалистов), отсутствие серьезной мотивации у врачей и средних медработников к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Можно смело сказать, что поиск адекватного формата частно-государственного партнерства поможет преодолеть (хотя бы частично) негативные моменты в этой области, что, несомненно, будет способствовать совершенствованию качества медицинской помощи в лечебных учреждениях.

Уже многие годы GE Healthcare работает по всему миру, руководствуясь своей миссией - делать вклад в совершенствование системы здравоохранения, принося технологические инновации.  Сегодня в России очевидно для всех, что обязанности компании (принимая во внимание наличие всех факторов, влияющих на качество медицинской помощи), не могут ограничиваться только поставкой высококачественного инновационного оборудования. Очевидно, что компания также должна научить специалистов оптимальному пользованию своим высокотехнологичным оборудованием.

Для этих целей в 2009 г. GE Healthcare открыла в Москве учебный центр - GE Healthcare Academy. Московский учебный центр является одним из 5 стационарных (США, Великобритания, Франция, Испания) и 2 мобильных (Германия, Бельгия-Нидерланды) учебных центров GE Healthcare во всем мире. В настоящее время GE рассматривает возможность открытия стационарных центров обучения в Восточной Европе и Африке.

Принципы обучения строятся на:

1) разделении зон ответственности;

2) использовании собственных ресурсов.

Компания четко разграничивает сферу общих и специальных медицинских знаний (необходимых для формирования специалиста) и прикладных медико-технических знаний (необходимых для адекватного использования медицинского оборудования) и не использует свои учебные курсы для проведения последипломного обучения специалистов. Для проведения наших программ обучения мы используем только специалистов, подготовленных компанией и проводящих обучение в строгом соответствии с утвержденными внутри компании программами обучения.

Главная задача GE Healthcare Academy - научить специалистов  виртуозному владению оборудованием GE, позволяющему извлечь из него максимум имеющихся возможностей.  Такой подход позволяет специалистам оптимизировать использование дорогостоящего высокотехнологичного оборудования и повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи.

Общая информация

Учебный центр GE Healthcare Academy расположен в здании комплекса Москва-Сити и включает 2 класса и зоны для кофе-пауз и отдыха. Один класс оборудован мультимодальными (КТ, МРТ, ПЭТ, ангиография) рабочими станциями последней версии, потолочными медиапроекторами и автоматическими экранами. Установлена система дополнительного затемнения окон и плавного регулирования освещенности для создания условий, необходимых для чтения изображения на рентгеновских снимках. Особенно это важно для чтения маммографических снимков. Второй класс используется для занятий со специалистами по УЗИ, кардиологами и анестезиологамиреаниматологами. Учебный центр имеет практически весь набор УЗИ-аппаратов, а также часть крупного оборудования, обучение на котором возможно вне клиники (системы инвазивного и неинвазивного мониторинга сердечной деятельности, аппараты ИВЛ).

Программы обучения и основные направления деятельности

Учебный процесс ориентирован на предоставление краткосрочного целевого узкоспециализированного обучения практическим навыкам работы на оборудовании компании GE Healthcare. Целевая аудитория - специалисты по медицинской визуализации: КТ, МРТ, рентген и маммография, ангиография, молекулярные методы визуализации, УЗИ, а также анестезиологи-реаниматологи, в том числе неонатологи, кардиологи, специалисты по функциональной диагностике.

При формировании программ мы руководствуемся следующими принципами:

- от простого к сложному (ступенчатое обучение);

- краткосрочность и фокусность.

Принцип "от простого к сложному" подразумевает, что весь объем знаний передается пользователям постепенно, не за один раз. Вначале передается основная, необходимая для начала эксплуатации, информация (как правило, 70-80% всей информации) и проводится закрепление базовых навыков. В зависимости от типа оборудования такое обучение проводится на рабочем месте заказчика или в учебном классе тренинг-центра. После начала эксплуатации у пользователей начинают накапливаться вопросы, которые снимаются  на последующих курсах. В целом же на сегодня становится понятно, что только постоянный контакт с пользователем на протяжении всего жизненного цикла использования оборудования, позволяет поддерживать его пользовательские навыки на должном уровне.

Принцип "краткосрочность и фокусность" подразумевает, что пользователи заняты большим объемом текущей клинической работы, поэтому при формировании учебных программ фокусируем внимание пользователя на очень узких, конкретных вещах, которые позволяют врачам качественно улучшить показатели работы (при этом на обучение уходит минимум рабочего времени). В процессе обучения у пользователей должны быть закреплены полезные навыки, поэтому наше обучение проходит в форме тренингов. В зависимости от специфики проблематики мы предлагаем потребителям опробованные подходы к решению возникших проблем. Практические занятия проводятся специалистами по клиническому обучению. Для тематических семинаров, ориентированных на специалистов со стажем работы, привлекаются российские и зарубежные ведущие эксперты компании.

Еще одним направлением в работе GE Healthcare Academy является проведение круглых столов, которые служат для обмена накопленным опытом между специалистами. Для компании-производителя такие мероприятия являются бесценным источником информации об использовании оборудования, что влияет на направления научно-исследовательских и инженерных разработок.

Помимо занятий в классах GE Healthcare Academy организует обучение на рабочих  местах в сотрудничающих лечебных учреждениях (ведущие лечебные и исследовательские учреждения, в которых используется оборудование GE Healthcare), где возможна быстрая передача клинического опыта от опытного специалиста.

В 2011 г. мы начинаем развивать направление дистанционного обучения. Для этих целей будет использоваться банк данных клинических случаев, который формируется с помощью сотрудничающих клинических центров в Европе и России.

Дополнительной услугой для наших клиентов является снабжение их информационным бюллетенем, который издается за счет средств компании и бесплатно распространяется среди клиентов. Концепция бюллетеня состоит в том, чтобы пользователь ежемесячно получал очень конкретные, детальные рекомендации по использованию оборудования. Бюллетень не содержит материалов рекламного характера.

Вопрос финансирования клинического обучения решается так: в зависимости от типа оборудования и его комплектации формируется резерв для обучения, который используется для оплаты преподавателей, проезда, проживания и питания слушателей во время обучения. Компания берет на себя покрытие всех расходов по проведению обучения.

В процессе обучения у специалистов вырабатываются новые полезные навыки работы на оборудовании, которые позволяют уверенно проводить диагностику тяжелых и редких случаев заболеваний и осуществлять необходимое лечение. Это положительно влияет на результаты клинической работы.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»