Составление учебной программы и другие вопросы

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 4. С. 73-75.

Опубликовано: 26 ноября 2015 г.

Рональд М. Харден

Составление учебной программы и другие вопросы

Совещание группы по вопросам образования Ассоциации американских медицинских колледжей, г. Балтимор.

Как я уже сообщал на прошлой неделе, я принимал участие в совещании по вопросам образования, организованном Ассоциацией американских медицинских колледжей в г. Балтиморе. Совещание группы по вопросам образования проходило в течение двух дней, отдельно от заседания ассоциации. Прибыв в гостиницу во вторник вечером, я встретил нескольких деканов и других коллег, которые уже уезжали, не желая остаться на совещание, что было весьма печально.

Как я уже упоминал в своей последней записи, на совещании я выступал с презентацией "Актуальные темы заседания Ассоциации медицинского образования в Европе в 2015 г. в Глазго". На совещании присутствовало много участников. Идея кратко представить 54 темы, рассмотренные в Глазго, а затем выбрать 5 из них для дальнейшего рассмотрения, причем чтобы каждая была проиллюстрирована короткими вырезками из презентаций, отлично сработала. Слайды из моей презентации доступны на вебсайте MedEdWorld (в разделе ресурсов). После презентации ко мне обратились несколько участников, которым понравилась моя идея связать составление учебной проограммы, образовательную аналитику, адаптивное обучение, образование на основе профессиональной компетенции, самостоятельную профессиональную деятельность и персональный журнал обучения (описанный Стивеном Доунсом на симпозиуме по вопросам электронного обучения в Глазго). Надеюсь, в следующем году мы увидим дальнейшие подвижки в этой сфере; возможно, они будут представлены на заседании Ассоциации медицинского образования в Европе 2016 г. в Барселоне. Как пишет журнал "Times Higher Education" от 26 октября 2015 г., Сью Милуорд объединяет две сферы - образовательную аналитику и адаптивное обучение: "Мы хотим быть уверены в том, что все студенты имеют равные возможности для максимальной реализации своих способностей. Наша образовательная стратегия требует от нас использовать аналитические данные по учащимся для достижения этой цели".

Возможно, вы захотите узнать о деятельности специальной рабочей группы MedEdWorld (СРГ) по составлению учебного плана, возглавляемой Марком Квирком, и внести вклад в ее работу.

На совещании был организован привлекший много внимания стенд Ассоциации медицинского образования в Европе, в работе которого принимал участие Стив Дернинг.

Внимание участников привлекло наше новое устройство, демонстрирующее 8 функций преподавателя. После нескольких попыток я наконец-то понял, как умело раскрывать различные роли, когда куб открывается по-разному! Пэт сделала фото выставочного стенда Ассоциации медицинского образования в Европе. У издательства "Elsevier" также был стенд; большой интерес вызвали книги "Essential Skills for a Medical Teacher" ("Важнейшие навыки медицинского преподавателя") и "The Definitive Guide to the OSCE" ("Полное руководство по объективному структурированному клиническому экзамену"). Один из участников приобрел 3 подписанных экземпляра книги "Essential Skills" как подарок на Рождество!

Со слов другого участника я понял, что теперь эта книга рекомендована у них к изучению в рамках курса медицинского образования.

В следующем году совещание по вопросам образования пройдет отдельно от заседания Ассоциации американских медицинских колледжей. К сожалению, его проведение запланировано сразу после совещания Ассоциации медицинского образования в Европе и в Барселоне.

Сотрудничество в сфере медицинского образования. В ходе различных совещаний я обращался к понятию "сотрудничество в сфере медицинского образования" и, как я подчеркнул на Международной конференции по медицинскому образованию, прошедшей в прошлом месяце в Стамбуле, к понятию "медицинской школы без границ". 28 сентября в газете "The Daily Texan" была опубликована статья "Medical schools without borders" ("Медицинские школы без границ"). Ключевые аспекты учебной программы Медицинской школы имени Делла - междисциплинарное образование и сотрудничество. В этой школе полностью меняется порядок проведения собеседования при приеме: вместо индивидуальной оценки абитуриентов будет оцениваться их командная работа в ходе решения клинической задачи. Результаты оценки зависят от подхода к решению поставленной задачи.

Сотрудничество может быть международным, и я заметил, что Абердинский университет и Университет Кертин в г. Перт, Австралия, договорились рассмотреть возможность присвоения совместных степеней. Ректору Абердинского университета сэру Яну Даймонду приписывают следующие слова: "Это еще один шаг на пути к интернационализации нашей деятельности". В опубликованной в газете "Times Higher Education" (от 30 июля 2015 г.) интересной статье "If you want to see the cites, get moving" ("Шевелись, если хочешь увидеть красоты") говорится о том, что международное сотрудничество оказывает положительное влияние на качество научных исследований. Работы 46% британских ученых, опубликованные в соавторстве с иностранными коллегами, цитировались в 2 раза чаще, чем работы исследователей, сотрудничающих лишь со своим учреждением. Их работы также цитировались на 40% чаще по сравнению с работами тех, кто сотрудничал только с учеными и другими учреждениями из Великобритании. Меня впечатляет количество кратких тезисов, подаваемых международными авторами на конференции Ассоциации медицинского образования в Европе.

Последние вебинары. Недавно на сайте MedEdWorld было проведено несколько отличных вебинаров по медицинскому образованию: Элис Форнари провела вебинар по методу объективного структурированного обучения (OSTE), Рейчел Эллауэй - по работе с обществом и связям с общественностью в медицинском образовании, а Диана Долманс - по проблемному обучению. С материалами можно ознакомиться на сайте MedEdWorld.

Диана представила недавнее исследование, результаты которого показали, что проблемное обучение активизирует глубинное обучение, особенно если оно используется в рамках всего учебного плана. Она также описала применение метода проблемного обучения после контакта с реальными пациентами.

В пятницу я ненадолго отправляюсь в Саудовскую Аравию, чтобы посетить Рабигхскую медицинскую школу, недавно открывшуюся в Джидде. Подход ее декана Тавфика Габраха к медицинскому образованию меня впечатляет.

http://www.mededworld.org/reflections/reflection-items/November-2015/HARDEN-S-BLOG-Curriculummapping-and-more.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»