Рефераты

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 4. С. 20-23.

Что такое эффективная оценка на рабочем месте? (What is effective workplace-based assessment?)

Авторы: A.C. Lorwald, Z.M. Nouns, E.K. Hennel, S. Huwendiek

(Institute of Medical Education, AAE, Bern, Switzerland)

Общие сведения. Оценка на рабочем месте (ОНРМ) относится к ряду инструментов для предоставления формальной обратной связи в повседневной рабочей ситуации, основанной на непосредственном наблюдении взаимодействия врача и пациента.

Краткий обзор работы. При разработке дизайна исследования, изучающего вопрос о том, в каких условиях ОНРМ является наиболее эффективной, мы выполнили аналитический обзор литературы, чтобы понять, насколько эффективная ОНРМ задействована в литературе, а полученные результаты распределили по категориям согласно 4-уровневой шкале Киркпатрика.

Краткое изложение результатов. Мы выявили множество различных определений эффективной ОНРМ. Предварительная обработка результатов показала, что суждение о том, считалась ли ОНРМ эффективной или нет, определялось индивидуальной точкой зрения участников оценивания, приемлемостью используемых инструментов или формулировкой плана действий. Все перечисленные способы оценки исходов можно отнести к первому уровню шкалы Киркпатрика, который описывает реакцию и степень удовлетворенности участников оценивания.

Обсуждение и выводы. Многообразие операциональных определений эффективной оценки на рабочем месте и их низкий классификационный уровень в рамках модели Киркпатрика может объясняться:

  • различающимися целями исследований;
  • изменением в концепции оценки на рабочем месте - переходу от итогового к промежуточному оцениванию;
  • трудностями при практическом использовании и измерении улучшения клинических показателей.

Необходимо проводить больше исследований эффективности оценки на рабочем месте на более высоких уровнях (по модели Киркпатрика).



Разработка онлайн-системы "c-Checker", предназначенной для коммуникации и оценивания клинической практики студентов

(Developing an online system "c-Checker" for communicating and assessing clinical clerkship students)

Авторы: Shoichi Ito1, Toshiya Nakaguchi2, Satoshi Okada3, Kazuyo Yamauchi3, Mayumi Asahina3, Masahiro Tanabe1

(1Chiba University School of Medicine, Offi ce of Medical Education, Chiba, Japan; 2 Chiba University, Center for Frontier Medical Engineering, Chiba, Japan; 3 Chiba University, Health Professional Development Center, Chiba, Japan)

Общие сведения. Оценка на рабочем месте (ОНРМ) является неотъемлемой частью клинической практики, а в Университете префектуры Тиба ОНРМ раньше предоставлялась в бумажном варианте. В настоящее время преподаватели и студенты осваивают работу на основе веб-технологий с помощью персональных компьютеров, планшетов и смартфонов.

Краткий обзор работы. Мы разработали онлайн-систему ≪c-Checker≫, которая позволяет преподавателям с помощью планшета оценивать и комментировать результаты прохождения практики студентов на рабочем месте, а с помощью персонального компьютера подтверждать результаты оценивания в Сети. Она также позволяет проходящим практику студентам увидеть оценку, выставленную преподавателем, и быстро ее прокомментировать. Также, c-Checker работает ка портфолио-система, последовательно сохраняя результаты оценивания, обратную связь от преподавателей и результаты самоанализа студентов. Исследование по изучению целесообразности применения системы ≪c-Checker≫ для оценки клинической практики начато нами в феврале 2015 г. Лечащие врачи отделений внутренней медицины, общей медицины, неврологии и психиатрии стали использовать систему ≪c-Checker≫ в работе со сменяющимися группами проходящих практику студентов. Чтобы оценить целесообразность применения системы ≪c-Checker≫ для формирования клинических компетенций у проходящих практику студентов, планировалось использовать опросники и полуструктурированное интервью.

Краткое изложение результатов. Преподаватели предвкушали начало работы с программой ≪c-Checker≫, предполагая получить простое в обращении средство и эффективную систему для поддержки клинического развития проходящих практику студентов.

Обсуждение и выводы. Онлайн-система ≪c-Checker≫ считается таким же эффективным средством для улучшения клинических компетенций у проходящих практику студентов, как оценка на рабочем месте и электронное портфолио. Ее применение считается более приоритетным, чем традиционная оценка на бумажных источниках, по нескольким причинам: 1) непосредственная оценка студентов на рабочем месте; 2) интерактивная обратная связь и обсуждение между преподавателями и студентами; 3) последовательное накопление данных и легкость подведения итогов деятельности студентов.



Воспроизводимость и валидность расширенного клинического обследования

(Reliability and validity of an extended clinical examination)

Авторы: G.A.M. Bouwmans1, E. Denessen2, A.M. Hettinga1, C. Michels2, C.T. Postma1

(1 Radboud University Medical Centre, the Netherlands; 2 Radboud University Nij megen, The Netherlands)

Med Teach. 2015; Vol. 37, Is. 12: 1072−7. DOI:10.3109/0142159X.2015.1009423

Описание исследования. Расширенное клиническое обследования (РКО) было выполнено 85 студентами выпускного курса Медицинского центра Университета имени святого Радбода, Нидерланды. Цель исследования - установление психометрического качества и применимости РКО как средства для оценки клинической квалификации по 8 отдельным клиническим навыкам.

Методы. Были проведены исследования, позволяющие установить коэффициент обобщаемости и определить источники изменчивости результатов РКО. Для оценки коэффициентов обобщаемости в условиях изменяющегося количества станций было проведено дополнительное D-исследование.

Результаты. Наибольшими источниками дисперсии результатов оказались сложность навыка (36,18%), общая величина ошибки (26,76%) и степень распределения сложностинавыка между станциями (21,89%). Коэффициент обобщаемости по РКО в целом был выше нижнего предела 0,70 (G = 0,74). Результаты D-исследования показали, что использование отдельных навыков было способно обеспечить достаточно высокие значения G-коэффициентов для 7 из 8 навыков, если что количество станций в РКО увеличивалось с 8 до 14.

Обсуждение результатов. РКО оказалось надежным инструментом клинического оценивания, которое позволяет экзаменующимся составить линию клинического обоснования с помощью самостоятельно полученных данных. РКО также может использоваться в качестве инструмента оценки отдельных клинических навыков.



Проблемно-ориентированное обучение с решением поставленной задачи: 4-летнее ретроспективное исследование случая применения виртуальных пациентов для проблемно-ориентированного обучения

(Decision PBL: A 4-year retrospective case study of the use of virtual patients in problembased learning)

Авторы: Rachel H. Ellaway1, Terry Poulton2, Trupti Jivram2

(1 Northern Ontario School of Medicine, Canada; 2 St George’s University of London, UK)

Med Teach. 2015; Vol. 37, Is. 10: 926−34. DOI:10.3109/0142159X.2014.970627

Общие сведения. В 2009 г. в Лондонском университете святого Георгия задания по проблемно-ориентированному обучению (ПОО) на бумажных носителях были заменены виртуальными пациентами по программе бакалавриата для студентов программы бакалавриата промежуточного уровня. Такой подход включает разработку системы проблемно-ориентированного обучения с решением поставленной задачи (ПОО-Р), которая является вариантом ПОО с постепенной подачей материала, при котором вместо клинических случаев в печатном виде используются виртуальные пациенты, что позволяет сосредоточиться на принятии решений, определяющих тактику ведения пациентов, и на их последствиях.

Методы. В данной статье описывается 4-летний период разработки и внедрения ПОО-Р в Лондонском университете святого Георгия, начиная с отдельных личных инициатив и до такого уровня, когда ПОО-Р стало функционировать как образовательная система.

Результаты. Был выявлен широкий спектр проблемных вопросов: важность дискуссий и процесса принятия решений при привлечении к деятельности в рамках ПОО-Р и при поощрении; сложность управления динамикой малых групп; время, затрачиваемое на завершение деятельности при ПОО-Р; изменение роли фасилитатора; размывание процесса ПОО-Р при продолжительном времени.

Выводы. Ключевыми моментами для понимания данной работы являются построение и осуществление деятельности при ПОО-Р, поскольку ценность данного подхода зависит от действий и взаимодействия студентов, фасилитаторов и виртуальных пациентов в большей мере, чем только от виртуальных пациентов. Для сохранения своей эффективности ПОО-Р нуждается в периодическом обновлении на системном уровне.



Взгляды студентов и преподавателей на использовании лекционных занятий в учебной программе медицинского института

(Student and Faculty Perspectives on the Use of Lectures in the Medical School Curriculum)

Авторы: Matthew Rysavy1, Paul Christine2, Susan Lenoch3, Marc A. Pizzimenti4

(1 Department of Epidemiology, University of Iowa Carver College of Medicine; 2 University of Michigan Medical School; 3 Offi ce of Consultation and Research in Medical Education, University of Iowa Carver College of Medicine; 4 Department of Anatomy and Cell Biology, University of Iowa Carver College of Medicine)

Med Sci Educ. 2015; Vol. 25, Is. 4: 431−37. DOI 10.1007/s40670-015-0171-1

Преподавание образовательного контента с помощью чтения лекций долгое время являлось фундаментальным элементом медицинского образования, однако дискуссия о применении лекций в системе медицинского образования по-прежнему актуальна. Внутри своей организации авторы предприняли попытки определить ожидания студентов и преподавателей от использования лекций в доклинической учебной программе, чтобы использовать данную информацию при составлении новой учебной программы. Студенты и преподаватели, которые были задействованы в реализации существующей доклинической учебной программы, были опрошены относительно их ожиданий от обычных лекций. Опросник об эффективности лекций и о том, каковы преимущества (если таковые имеются) посещения лекций, включал вопросы открытого и закрытого типа. Всего опросник заполнили 110 студентов и 78 преподавателей. По сравнению со студентами преподаватели были достоверно более склонны ожидать, что "живые" лекции будут способствовать выработке у студентов навыков критического мышления, мотивации к обучению и предоставят студентам возможность интерактивного взаимодействия с преподавателями. В то же время студенты были достоверно более склонны ожидать, что лекции будут способствовать усилению социальной поддержки. Тематический анализ произвольных ответов позволил сформулировать дополнительные соображения о преимуществах чтения лекций. Полученные результаты дают основания полагать, что изучение взглядов студентов и преподавателей на цели, преследуемые при чтении лекций, могут выявить, что их ожидания носят различный характер. Создание среды, в которой преподаватели совместно со студентами рассматривают соответствующее использование лекций и их ограничения, может оказать благоприятное действие при разработке моделей учебных программ.

Ключевые слова: доклиническое медицинское образование, лекция, дизайн учебной программы

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»