Новости

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 4. С. 14-19.

Президент РФ узаконил поэтапный переход к аккредитации врачей с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно

В конце прошлого года был принят закон ≪О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации 389-ФЗ. Ряд положений этого закона имеет прямое отношение к изменениям системы медицинского образования и порядка допуска медицинских и фармацевтических работников кработе по специальности.

Внесены изменения в ЗаконОб основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации≫:

Ч. 2 ст. 14 дополнена пунктом 11-1 следующего содержания:

11-1. организация проведения аккредитации специалистов- эта поправка наделяет Минздрав России новыми полномочиями в части аккредитации специалистов.

Ст. 69 (≪Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников≫) дополнена частью 2-1 следующего содержания:

2-1. Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.

Это первый шаг к решению проблемы допуска преподавателей клинических дисциплин к участию в оказании медицинской помощи. В то же время остаются нерешенными вопросы распределения ответственности и полномочий в медицинских организациях, по-видимому, это будет урегулировано отдельными подзаконными актами.

Ч. 3 этой же статьи в новой редакции определяет процедуру аккредитации специалиста и подзаконные акты, которыми эта процедура будет регулироваться.

3. Аккредитация специалиста- процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в 5 лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Помимо конкретизации процедуры изменения коснулись участия профессиональных некоммерческих организаций в процедуре аккредитации, имеется и ссылка на критерии отбора профессиональных НКО в виде ссылки на ст. 76 (≪Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками≫). Важные изменения внесены и в саму ст. 76:

а) часть2 после слов норм и правилдополнить словами в разработке, после слов квалификационных категорийдополнить словами и в проведении аккредитации специалистов- дополнение к перечню прав НКО;

б) ч. 3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

4) в формировании аккредитационных комиссий и проведении аккредитации специалистов.

Напомним, что ч. 3 ст. 76 определяет полномочия НКО, объединяющих не менее 25% врачей региона. Наконец в заключительные положения закона внесены изменения, определяющие этапность перехода на аккредитацию специалиста:

а) в абзаце первом ч. 1 цифры 2016заменить цифрами 2026;

б) дополнить ч. 1-1 следующего содержания:

1-1. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

в) в ч. 2 цифры 2016заменить цифрами 2021.

Эти изменения обеспечат безболезненный переход врачей, работающих в системе здравоохранения, на новую систему допуска к работе по специальности. Подробно процедура аккредитации и сроки перехода на аккредитацию отдельных категорий медицинских работников изложены в проекте Приказа ≪О порядке аккредитации специалиста≫, который вынесен Минздравом на общественное обсуждение.

(комментарии к новости З.З. Балкизова)



Какие портфолио для аккредитации нужно будет готовить врачам?

Об этом рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова. Говоря об аккредитации работающих сегодня врачей, Семенова отметила:≪Когда речь идет об аккредитации врачей, которые сейчас сертифицируются, подразумевается иная процедура, включающая процесс непрерывного медицинского образования. Она пролонгирована еще на 5 лет. После получения последнего сертификата в ближайшие 5 лет врач включается в систему непрерывного профессионального образования. В течение этих 5 лет у врача будет формироваться образовательное портфолио, к которому прикрепляется профессиональное портфолио.На основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность продолжения специалистом его профессиональной деятельности≫.

Также разрабатываются правила третьей аккредитации на возобновление профессиональной деятельности после отстранения.

Источник: http://www.zdrav.ru/news/101502-kakie-portfolio-dlya-akkreditatsii-nujnobudetgotovit-vracham?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_content=news1&utm_ campaign=letternews_09.02.2016_zdrav_readers_32042



Как долго будут действовать сертификаты врачей?

Сертификация как процедура профессиональной переаттестации врачей даже с приходом аккредитации не утратит своей актуальности еще лет 10.

Подтвердить профессиональные компетенции можно по-прежнему раз в 5 лет, пройдя простую процедуру обучения и контроля полученных и имеющихся знаний, но врачам не всех специальностей.

Как уже писал ранее медицинский портал в материале о переменах в профессиональной переаттестации, аккредитация врачей, которая в перспективе заменит сертификацию, только-только стартует, она будет внедряться поэтапно, так как необходимо подготовить базу для ее реализации.

Поэтому практикующие врачи проходить аккредитацию пока не будут, по крайней мере до конца 2016 г. точно. В 2016 г. пройти процедуру аккредитации придется только выпускникам медицинских вузов и только по специальностям стоматологи и провизоры.

Важно, что аккредитацию, в принципе, не нужно проходить врачу, пока у него есть действующий сертификат специалиста о допуске к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.

Сертификация будет актуальна еще очень долго. Конечно, Министерство здравоохранения РФ будет ежегодно пополнять список специальностей врачей, которым необходимо будет пройти аккредитацию в будущем году. Но даже при этих условиях, если у специалиста есть действующий сертификат, он имеет право не проходить аккредитацию до окончания срока его действия.

В то же время, если у врача заканчивается сертификат в следующем году и в этом же году министерство обязывает его пройти аккредитацию, специалист не имеет право получать новый сертификат, он обязан подтвердить профессиональные компетенции в соответствии с новыми стандартами прохождения профессиональной переаттестации через процедуру аккредитации.



Минздравом России опубликованы тесты для аккредитации по специальностям "Стоматология" и "Фармация"

В 2016 г. выпускники вузов по специальностям "Стоматология" и "Фармация" будут проходить трехэтапную процедуру первичной аккредитации: тестирование, практическую проверку навыков в симулированных условиях и решение ситуационных задач.

Для проведения первого этапа Методическим центром аккредитации совместно со специалистами профессиональных некоммерческих и образовательных организаций разработаны тесты, на основе которых будут сформированы индивидуальные наборы заданий для каждого выпускника, проходящего первичную аккредитацию специалиста.

Указанные материалы размещены на официальном сайте Минздрава России в разделе "Тесты".

Войдя по ссылке http://www.rosminzdrav.ru/akkreditatsiya-spetsialista/otsenochnyesredstva, выпускник вуза может ознакомиться с тестами по специальностям "Стоматология" (3500 заданий) и "Фармация" (3200 заданий), скачав файл с соответствующим тестом в формате .pdf, и использовать их для подготовки.

Выпускникам 2016 г. по указанным выше специальностям предоставлена возможность репетировать прохождение первого этапа первичной аккредитации специалистов.

Каждый тест содержит 4 варианта ответа, причем только один среди них правильный.

Во всех тестах правильный ответ размещен на первом месте, под буквой ≪А≫.

Также репетиционный набор тестовых заданий можно выполнить, следуя по ссылке ff os.ru (необходимо пройти регистрацию). Набор тестовых заданий формируется системой автоматически путем их случайного отбора из опубликованного перечня.

Репетиционный набор состоит из 60 тестовых заданий с четырьмя вариантами ответов, причем среди них только один правильный. В тестах репетиционного набора правильный ответ может занимать любое место, под буквамиА≫, ≪Б≫, ≪ВилиГ≫. На выполнение теста дается 90 мин (как при прохождении первого этапа первичной аккредитации специалиста).

Количество попыток выполнения репетиционного набора не ограничено.

На сайте Минздрава уточняется, что перечень тестов является окончательным и дополняться не будет.



Минздрав проведет генеральную репетицию экзамена по аккредитации на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении

Минздрава планирует провести первый экзамен на аккредитацию специалистов в начале апреля. Проверять студентов планируется на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Об этом корреспонденту Vademecum сообщила директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семенова.

Репетиционный экзамен, состоящий из трех частей, планируется приурочить к ежегодной выставке, посвященной медицинскому образованию и проходящей в апреле.

Т. Семенова напомнила, что тесты для специальностей ≪СтоматологияиФармацияуже доступны на сайте Минздрава. Второй этап -клинические задачи, которые студент должен будет решить, используя специальное симуляционное оборудование.

Сам студент находится в помещенииодин на один с ситуацией, которая ему дается.

Перечень этих ситуаций будет опубликован. А конкретно, как они будут проходить, опубликовано не будет≫, -пояснила Т. Семенова и добавила, что самих ситуаций будет очень много.

Предположительно на тест будет выделено 1,5 ч. На решение клинических задач выделяется по 10 мин на каждую станцию. Последний этап -собеседование с профессиональным врачом, который может быть назначен Национальной медицинской палатой.

Источник: http://vademec.ru/news/detail84545.html



Татьяна Семенова: "Задача аккредитации - показать, может ли врач осуществлять свои трудовые функции..."

Министерство здравоохранения РФ создаст совет, задачей которого станет оценка стратегии развития кластеров на территории России. Свою работу совет начнет в начале следующего месяца, а в его состав войдут как представители кластеров, так и независимые эксперты. Необходимость ускорения развития кластеров вызвана задачами, связанными с переформатированием функционала медицинских профессий и появлением новогопрофессионального стандарта, а также в связи с переходом на обязательное непрерывное образование.

О задачах и методах аккредитации рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна

Семенова на совещании с деканами стоматологических факультетов, прошедшем в Москве 8 февраля.

В настоящий момент, по словам Т. Семеновой, Минздрав РФ создает новый образовательный портал. Институты, имеющие государственную лицензию и аккредитацию, будут допущены к регистрации на портале без экспертной оценки, программы образовательных учреждений, предоставляющих услуги в рамках образовательного сертификата, будут отбираться с участием федерального фонда ОМС, оплачивающего эти услуги.

Платные организации будут проходить экспертный отбор Минздрава и оценку профессионального сообщества.

Т. Семенова, считает, что путь узкой специализации, принятый в России еще несколько лет назад, оказался непродуктивным. Эффективным представляется наличие нескольких крупных унифицированных специальностей, при этом индивидуальная траектория развития врача должна быть более мягкой, мультидисциплинарной. В связи с этим целесообразно перевести 5 основных специальностей стоматологии на одну ключевую базу с их последующим перепрофилированием, в том числе через модуль профессиональной переподготовки в рамках непрерывного медицинского образования.

Серьезная проблема профессионального стоматологического сообщества, добавила Т. Семенова, - переизбыток специалистов. В частности в этом году ожидается выпуск стоматологов в 49 субъектах Федерации, при этом единой оценки профессионального качества выпускников до сих пор нет. С этой задачей должна справиться первичная аккредитация - профессиональная аттестация выпускников. В этом году под первичную аккредитацию попадают провизоры и стоматологии. Все молодые специалисты должны будут пройти ее, независимо от того, в каком направлении они намерены развиваться в дальнейшем. В частности аккредитация будет обязательным условием поступления в интернатуру, ординатуру и для работы в первичном звене.

В дальнейшем, сказала Т. Семенова, необходимо добиться такого положения, чтобы свидетельство об аккредитации стало персональным ID медицинского работника с занесением его в единую базу - Федеральный регистр медицинских работников. Кроме того, необходимо прописать норму, при которой отсутствие аккредитации станет основанием для приостановления индивидуального допуска к медицинской деятельности.

Первичная специализация, продолжила Т. Семенова, в обязательном порядке содержит теоретическое тестовое задание. В течение двух лет профессиональное сообщество предлагало различные варианты таких заданий, однако они относились к разным уровням подготовки и в таком виде не отвечали поставленным задачам. Поэтому усилиями независимых специалистов все тесты были приведены к группе А - самому простому варианту тестирования, когда на каждый вопрос существуют лишь 4 варианта ответов.

В настоящее время на сайте методического центра реализована возможность репетиционного экзамена, причем количество попыток прохождения тренировочных тестов не ограниченно, при этом в репетиционном блоке будет представлена полная база вопросов теоретической части.

Вторым этапом аккредитации является общеклинический структурированный экзамен, который пройдет на базе станций, описанных в единых чек-листах. Экзамен будет делиться на две группы. Первая группа - проверка общеклинических навыков, которыми должен владеть каждый специалист. Вторая группа - мониторинг практических умений по специальности.

Третья часть аккредитации - клинические кейсы, описания случаев, на основании которых молодой специалист должен определить характер заболеваний и разработать стратегию лечения. Такие случаи также будут опубликованы на сайте методического центра, и хотя их описания не будут исчерпывающими, в целом, по ним можно представить характер заданий.

В связи с необходимостью определения охвата аккредитации Минздрав направил в образовательные учреждения серию запросов о количестве выпускников и представителей профессорско-преподавательского состава, желающих принять участие в работе, так как члены комиссии должны пройти соответствующую подготовку. Если Минздрав оперативно получит ответы на свои запросы, то уже в апреле сложится четкое понимание, где и как пройдет аккредитация 2016 г.

При адекватном материально-техническом обеспечении свои площадки для аккредитации предоставят профильные вузы. В состав независимой аккредитационной комиссии войдут представители профессионально-образовательного сообщества и потенциальные работодатели, в том числе из негосударственных сетей. Окончательное утверждение аккредитационной комиссии возложено на Министерство здравоохранения РФ с учетом рекомендаций вузов, причем профессиональное сообщество предложило не включать в комиссию педагога из вуза, выпускающего данного специалиста.

Если материально-техническое оснащение не позволяет вузу проводить аккредитационные мероприятия, площадку предоставит Минздрав. Если условий для сдачи нет во всех образовательных организациях региона, аккредитация будет проводиться с использованием мощностей соответствующих стоматологических медицинских организаций других субъектов.

Государственные экзамены и аккредитация, сказала Т. Семенова, могут проходить одновременно, но они не должны быть совмещены, так как ГИА проводится по требованиям вуза, но аккредитация проходит по стандартизированным единым требованиям Минздрава, при этом контроль и надзор за ее проведением осуществляют не образовательные структуры, а территориальные органы Росздравнадзора. Процедура ГИА регламентирована нормативными документами, процедура аккредитации проводится аккредитационной комиссией со сдачей протоколов непосредственно в Минздрав и полным контролем всех ее этапов. В будущем, продолжила Т. Семенова, когда качество образования достигнет соответствующего уровня, ГИА и аккредитация будут проходить слитно, но не по регламенту ГИА, а по стандартам независимой аккредитации.

Глобальное различие аккредитации и диплома об образовании в том, пояснила она, что аккредитация медицинского специалиста проходит далеко не по всем образовательным программам, т.е. рамки диплома намного шире, чем рамки профессиональной аттестации. "Диплом говорит о том, что специалист прошел программу государственного образовательного стандарта. Аккредитация указывает на то, что этот человек способен осуществлять трудовые функции, перечисленные в профессиональном стандарте.

Аккредитация - это переход на систему непрерывного медицинского образования, где каждый выбирает свою образовательную траекторию. Кроме того, здесь зачитываются соответствующие образовательные мероприятия, прошедшие в рамках форума или конгресса. Это значит, что через 5 лет, накопив всю свою образовательную активность, специалист имеет возможность пройти дальнейшую аккредитацию и, показав свое профессиональное и образовательное портфолио, подтвердить свое право работать по выбранной специальности", - рассказала она.

Источник: http:/ /www.zdravmedinfo.com/zdravreform.html?__rmid=tatyana-semenovazadachaakkreditatsii-pokazat-mozhet-li-vrach-osushch-1595671442.html

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»