Проект решения VI Международной конференции "РОСМЕДОБР-2015.
Инновационные обучающие технологии в медицине"
По итогам обсуждений участники конференции пришли к согласованному мнению по следующим вопросам:
1. О РАЗВИТИИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ - НМО) В РФ
1.1. В РФ в 2013-2014 гг., согласно Приказу Минздрава № 837, реализовывался пилотный проект по внедрению новой модели повышения квалификации специалистов (далее - пилотный проект) с вовлечением профессиональных медицинских обществ по специальностям (далее - общества). Проект предусматривал участие врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики. По итогам реализации пилотного проекта достигнуты положительные результаты. Среди них предоставление врачу наряду с традиционными видами образовательной активности в медицинских вузах (108 ч) разнообразных образовательных мероприятий и материалов, подготовленных обществом (36 ч), в том числе посещение общероссийских и региональных конференций, изучение электронных образовательных материалов и др. В результате проведения пилотного проекта и конкуренции между профильными кафедрами вузов и обществами начался процесс актуализации образовательных программ, повысилось качество образовательных мероприятий и материалов, возросло понимание обществами своей роли в НМО. Как следствие, внутри обществ начала формироваться необходимая инфраструктура для реализации НМО. Главные проблемы, выявленные при реализации новой модели НМО (дефицит у врачей времени, отсутствие средств и технических условий для прохождения НМО), должны быть решены с участием работодателей, федерального и региональных органов управления здравоохранением.
1.2. В 2015-2016 гг. в целях исполнения Указа Президента РФ (№ 598 от 7 мая 2012 г.) и в соответствии с Приказом Минздрава № 328 от 9 июня 2015 г. необходимо продолжить работу обществ по всем специальностям и соответствующих кафедр вузов по новой модели повышения квалификации (108 ч - вуз и 36 ч - общество). При заключении договоров о сетевом взаимодействии между обществом и вузом особое внимание необходимо уделить содержанию образовательной программы, качеству образовательных мероприятий и материалов, а также соотношению дистанционных и аудиторных технологий обучения.
Следует отметить, что федеральные средства, предназначенные для целей повышения квалификации врачей в вузах, в связи с их участием в новой модели, сокращены не будут. Обществам рекомендовать воспользоваться методической поддержкой Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), имеющей опыт организации взаимодействия обществ и вузов в пилотном проекте в 2013-2014 гг.
1.3. В целях предоставления врачу возможности формирования индивидуального плана повышения квалификации и получения различных видов образовательной активности предусмотреть возможность использования образовательного сертификата врача для оплаты образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями всех форм собственности и профессиональными общественными организациями.
2. О МИССИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОБЩЕСТВ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1. Для повышения квалификации специалистов медицинским обществам по специальности рекомендовать:
- Участвовать в разработке и актуализации профессиональных стандартов по своей специальности.
- Разрабатывать и актуализировать программы повышения квалификации по своей специальности и способствовать их гармонизации на территории РФ.
- Разрабатывать высококачественные материалы для повышения квалификации специалистов (национальные руководства, клинические рекомендации, электронные образовательные материалы, в том числе электронные библиотеки по специальностям, тестовые вопросы для контроля и др.).
- Разрабатывать и внедрять программы симуляционного обучения, стандарты объективной оценки приобретенных навыков и умений и применения симуляционных методик в аккредитации специалистов.
- Проводить образовательные мероприятия (конференции, семинары и др.).
- Организовать внутри общества экспертный Совет для независимой оценки качества образовательных материалов и мероприятий.
- Объединять позиции по вопросам повышения квалификации в рамках одной специальности: с головными (национальными) научно-исследовательскими центрами, различными региональными обществами, отдельными обществами по данной специальности, профильными кафедрами медицинских вузов.
- Назначить ответственного за развитие НМО внутри Общества.
2.2. В целях соблюдения единых стандартов в подготовке образовательных мероприятий и материалов рекомендовать АСМОК консультировать общества и обеспечивать их методическими материалами.
3. ПО ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ
Рекомендовать внести следующие поправки в проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” в части перехода к системе аккредитации специалиста":
3.1. Организация аккредитации проводится в независимых центрах при образовательных организациях, удовлетворяющих установленному набору требований.
3.2. Разработка и утверждение требований к аккредитационным центрам и к аккредитационным комиссиям должны проводиться с участием профессиональных НКО, соответствующих требованиям части 2 статьи 76 ФЗ-323 (а не только федеральных органов власти).
3.3. В состав аккредитационной комиссии должны входить представители профессорско-преподавательского состава других образовательных организаций и профессиональных НКО, соответствующих требованиям части 2 статьи 76 ФЗ-323.
3.4. Методическое обеспечение процесса первичной и специализированной аккредитации, в том числе разработка контрольно-измерительных материалов для проведения аккредитации, должны разрабатываться и утверждаться Минздравом РФ совместно с профессиональными НКО по специальностям.
3.5. Предусмотреть независимый источник финансирования для организации процесса аккредитации.
3.6. Необходимо дополнить часть 2 статьи 76 действующего закона словами "принимать участие в проведении аккредитации специалистов".
4. ПО ВОПРОСУ ДОПУСКА К РЕАККРЕДИТАЦИИ
При допуске к реаккредитации предусмотреть обязательный учет участия врачей в НМО, а именно не менее 50 ч (±15%) образовательной активности ежегодно, всего не менее 250 ч за 5 лет.
5. ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
5.1. В целях обеспечения высокого качества образовательных мероприятий и материалов, предоставляемых профессиональными обществами, и зачета их в качестве "кредитов" в рамках НМО (1 час = 1 кредиту), они должны проходить оценку соответствия установленному набору требований. Эти требования разработаны на основании международных рекомендаций (Европейский союз медицинских специалистов, с которым у АСМОК заключено соглашение о сотрудничестве и взаимном признании) и утверждены Координационным советом Минздрава России (более подробно - см. на сайте www.sovetnmo.ru).
5.2. Рекомендовать обществам в своей деятельности по НМО в части взаимодействия с представителями медицинской индустрии следовать основным принципам Этического кодекса (проект документа будет выслан в течение 2 нед).
6. ПО ВОПРОСУ О РОЛИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В НМО
Региональным органам управления здравоохранения и руководителям медицинских организаций необходимо предусмотреть все возможности для предоставления врачам права выбора места и способа прохождения НМО, создать технические условия на рабочих местах для доступа к электронным образовательным онлайн-ресурсам, финансово обеспечить процесс НМО и всеми способами мотивировать врачей к прохождению НМО.
7. ПО ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКУ ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
7.1. Рекомендовать Минздраву России организовать повышение квалификации преподавателей в части использования симуляционных технологий для обучения и оценки знаний, умений и навыков. Использовать симуляционные технологии при проведении аккредитации специалистов.
7.2. Рекомендовать РОСОМЕД совместно с обществами продолжить работу над разработкой, апробацией и внедрением программ симуляционного обучения, стандартов объективной оценки приобретенных навыков и умений и применения симуляционных методик в аккредитации специалистов.
8. Данные решения направить в Минздрав России, руководителям региональных органов управления здравоохранением, ректорам медицинских и фармацевтических образовательных организаций, руководителям профессиональных обществ.