События

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 4. С. 11-13.

Проект решения VI Международной конференции "РОСМЕДОБР-2015.

Инновационные обучающие технологии в медицине"

По итогам обсуждений участники конференции пришли к согласованному мнению по следующим вопросам:

1. О РАЗВИТИИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ - НМО) В РФ

1.1. В РФ в 2013-2014 гг., согласно Приказу Минздрава № 837, реализовывался пилотный проект по внедрению новой модели повышения квалификации специалистов (далее - пилотный проект) с вовлечением профессиональных медицинских обществ по специальностям (далее - общества). Проект предусматривал участие врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики. По итогам реализации пилотного проекта достигнуты положительные результаты. Среди них предоставление врачу наряду с традиционными видами образовательной активности в медицинских вузах (108 ч) разнообразных образовательных мероприятий и материалов, подготовленных обществом (36 ч), в том числе посещение общероссийских и региональных конференций, изучение электронных образовательных материалов и др. В результате проведения пилотного проекта и конкуренции между профильными кафедрами вузов и обществами начался процесс актуализации образовательных программ, повысилось качество образовательных мероприятий и материалов, возросло понимание обществами своей роли в НМО. Как следствие, внутри обществ начала формироваться необходимая инфраструктура для реализации НМО. Главные проблемы, выявленные при реализации новой модели НМО (дефицит у врачей времени, отсутствие средств и технических условий для прохождения НМО), должны быть решены с участием работодателей, федерального и региональных органов управления здравоохранением.

1.2. В 2015-2016 гг. в целях исполнения Указа Президента РФ (№ 598 от 7 мая 2012 г.) и в соответствии с Приказом Минздрава № 328 от 9 июня 2015 г. необходимо продолжить работу обществ по всем специальностям и соответствующих кафедр вузов по новой модели повышения квалификации (108 ч - вуз и 36 ч - общество). При заключении договоров о сетевом взаимодействии между обществом и вузом особое внимание необходимо уделить содержанию образовательной программы, качеству образовательных мероприятий и материалов, а также соотношению дистанционных и аудиторных технологий обучения.

Следует отметить, что федеральные средства, предназначенные для целей повышения квалификации врачей в вузах, в связи с их участием в новой модели, сокращены не будут. Обществам рекомендовать воспользоваться методической поддержкой Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), имеющей опыт организации взаимодействия обществ и вузов в пилотном проекте в 2013-2014 гг.

1.3. В целях предоставления врачу возможности формирования индивидуального плана повышения квалификации и получения различных видов образовательной активности предусмотреть возможность использования образовательного сертификата врача для оплаты образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями всех форм собственности и профессиональными общественными организациями.

2. О МИССИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОБЩЕСТВ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

2.1. Для повышения квалификации специалистов медицинским обществам по специальности рекомендовать:

  • Участвовать в разработке и актуализации профессиональных стандартов по своей специальности.
  • Разрабатывать и актуализировать программы повышения квалификации по своей специальности и способствовать их гармонизации на территории РФ.
  • Разрабатывать высококачественные материалы для повышения квалификации специалистов (национальные руководства, клинические рекомендации, электронные образовательные материалы, в том числе электронные библиотеки по специальностям, тестовые вопросы для контроля и др.).
  • Разрабатывать и внедрять программы симуляционного обучения, стандарты объективной оценки приобретенных навыков и умений и применения симуляционных методик в аккредитации специалистов.
  • Проводить образовательные мероприятия (конференции, семинары и др.).
  • Организовать внутри общества экспертный Совет для независимой оценки качества образовательных материалов и мероприятий.
  • Объединять позиции по вопросам повышения квалификации в рамках одной специальности: с головными (национальными) научно-исследовательскими центрами, различными региональными обществами, отдельными обществами по данной специальности, профильными кафедрами медицинских вузов.
  • Назначить ответственного за развитие НМО внутри Общества.

2.2. В целях соблюдения единых стандартов в подготовке образовательных мероприятий и материалов рекомендовать АСМОК консультировать общества и обеспечивать их методическими материалами.

3. ПО ВОПРОСУ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ

Рекомендовать внести следующие поправки в проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерациив части перехода к системе аккредитации специалиста":

3.1. Организация аккредитации проводится в независимых центрах при образовательных организациях, удовлетворяющих установленному набору требований.

3.2. Разработка и утверждение требований к аккредитационным центрам и к аккредитационным комиссиям должны проводиться с участием профессиональных НКО, соответствующих требованиям части 2 статьи 76 ФЗ-323 (а не только федеральных органов власти).

3.3. В состав аккредитационной комиссии должны входить представители профессорско-преподавательского состава других образовательных организаций и профессиональных НКО, соответствующих требованиям части 2 статьи 76 ФЗ-323.

3.4. Методическое обеспечение процесса первичной и специализированной аккредитации, в том числе разработка контрольно-измерительных материалов для проведения аккредитации, должны разрабатываться и утверждаться Минздравом РФ совместно с профессиональными НКО по специальностям.

3.5. Предусмотреть независимый источник финансирования для организации процесса аккредитации.

3.6. Необходимо дополнить часть 2 статьи 76 действующего закона словами "принимать участие в проведении аккредитации специалистов".

4. ПО ВОПРОСУ ДОПУСКА К РЕАККРЕДИТАЦИИ

При допуске к реаккредитации предусмотреть обязательный учет участия врачей в НМО, а именно не менее 50 ч (±15%) образовательной активности ежегодно, всего не менее 250 ч за 5 лет.

5. ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

5.1. В целях обеспечения высокого качества образовательных мероприятий и материалов, предоставляемых профессиональными обществами, и зачета их в качестве "кредитов" в рамках НМО (1 час = 1 кредиту), они должны проходить оценку соответствия установленному набору требований. Эти требования разработаны на основании международных рекомендаций (Европейский союз медицинских специалистов, с которым у АСМОК заключено соглашение о сотрудничестве и взаимном признании) и утверждены Координационным советом Минздрава России (более подробно - см. на сайте www.sovetnmo.ru).

5.2. Рекомендовать обществам в своей деятельности по НМО в части взаимодействия с представителями медицинской индустрии следовать основным принципам Этического кодекса (проект документа будет выслан в течение 2 нед).

6. ПО ВОПРОСУ О РОЛИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В НМО

Региональным органам управления здравоохранения и руководителям медицинских организаций необходимо предусмотреть все возможности для предоставления врачам права выбора места и способа прохождения НМО, создать технические условия на рабочих местах для доступа к электронным образовательным онлайн-ресурсам, финансово обеспечить процесс НМО и всеми способами мотивировать врачей к прохождению НМО.

7. ПО ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКУ ПРАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

7.1. Рекомендовать Минздраву России организовать повышение квалификации преподавателей в части использования симуляционных технологий для обучения и оценки знаний, умений и навыков. Использовать симуляционные технологии при проведении аккредитации специалистов.

7.2. Рекомендовать РОСОМЕД совместно с обществами продолжить работу над разработкой, апробацией и внедрением программ симуляционного обучения, стандартов объективной оценки приобретенных навыков и умений и применения симуляционных методик в аккредитации специалистов.

8. Данные решения направить в Минздрав России, руководителям региональных органов управления здравоохранением, ректорам медицинских и фармацевтических образовательных организаций, руководителям профессиональных обществ.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»