Существуют ли в медицинском образовании важные вопросы, по которым достигнуто общее согласие?

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 3. С. 50-51.

17 августа 2015 г.

Рональд М. Харден Существуют ли в области медицинского образования важные вопросы, по которым достигнуто общее согласие?

Время от времени нас как членов Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (AMEE) просят поддержать ту или иную точку зрения или озвучить вопросы, касающиеся медицинского образования. Самый последний запрос касался заявления со стороны AMEE о поддержке стимулирования преподавания в медицинских школах и об организации стипендиальных программ в области образования.

Время от времени велось обсуждение о том, должна ли AMEE принимать более активное участие в принятии стратегических решений, которые оказывают влияние на медицинское образование, например, в комитетах Европейского союза в Брюсселе по вопросам образования, основанного на оценке результатов обучения, или определения количества занятий и рабочих часов, необходимых для обучения врачей-стажеров.

Мадалена Патрисио считает, что сегодня будут востребованы наиболее авторитетные работы по актуальным вопросам в сфере образования, по которым достигнуто общее согласие.

Однако возникает вопрос: достигнута ли по данному вопросу договоренность членов AMEE, если учесть, что у каждого из них различный свой предыдущий опыт и обязанности. Конечно, это будет проблематично, если исследование будет посвящено медицинской учебной программе, проблемно-ориентированному обучению, проведению государственного экзамена или определению стоимости медицинского обучения. Однако я думаю, что консенсус достижим по таким важным темам, как Официальное признание стипендий в области обучения для стимулирования и премирования, карьера в сфере медицинского образования, планирование и разработка учебного плана, повышение квалификации преподавателя/сотрудников, тренинг для медицинских преподавателей в области обучения; оценка преподавания.

Какие еще темы должны быть в приоритете или могут появиться в списке? Я всегда нахожу для себя много интересного в блоге Пэт Томсон, который называется "Пэттер" (Patter), - я уже ссылался на него в своих предыдущих записях.

Так, в посте от 2 августа 2015 г. Пэт уделяет внимание написанию введения к статье: что оно должно включать и сколько литературных источников следует упомянуть именно в нем? Она считает, что, обдумывая ссылки для введения, нужно учитывать два основных момента.

Во-первых, во введении должна быть изложены цель и назначение работы; какие проблемы или вопрос рассматриваются в работе. Причем проблема должна быть введена в контекст, обозначена и обоснована. Автор должен отметить, что делается в рамках написания работы и какие основные шаги были предприняты.

Вторая ключевая особенность введения - привлечение внимание читателя. Необходимо убедить читателя в том, что он должен потратить какую-то часть своего времени, чтобы прочитать, о чем же данная работа.

Это означает, что введение не должно быть слишком длинным, должно быть читаемым, а первые предложение и абзац должны быть живыми и содержательными.

В какой-то момент я почувствовал, что нам нужно уделить внимание общей продолжительности медицинской учебной программы. А оправданны ли 13 лет обучения врача и нужно ли тратить столько лет?

Продолжительность обучения не выносят на повестку дня при рассмотрении качества медицинского образования; пока были попытки скорее увеличить ее, а не уменьшить.

Приятно осознавать, что эта ситуация меняется, и я с интересом ознакомился со статьей Мэриэнн Грин и ее коллег из Чикаго в онлайн-версии журнала "Academic Medicine", в которой они анализируют уменьшение общей продолжительности обучения, необходимой для получения ученой степени доктора медицинских наук, сократив доврачебную фазу обучения.

Они сравнили ускоренную и стандартную программы. И что же оказалось? Академическая успеваемость студентов-медиков, обучающихся по двум программам, была одинаковой. Авторы предполагают, что использование ускоренных программ может играть важную роль при корректировке продолжительности и стоимости медицинского образования.

http://www.mededworld.org/reflections/reflection-items/August-2015/

HARDEN-S-BLOG-Are-there-important-issues-in-medica.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»