Уважаемые коллеги!
Новый номер нашего журнала выходит в свет сразу после завершения главного события этой осени в области медицинского образования РФ - конференции "Росмедобр-2015", прошедшей 1-2 октября в Москве. Вот уже в шестой раз мы собираем настоящих энтузиастов медицинского образования. В этом году в работе конференции участвовали более 600 человек из 15 стран. Пост-релиз конференции опубликован в рубрике "События".
5 октября я выступал на пленарном заседании III Среднеазиатской конференции "Медицинское образование - новые горизонты", которая проходила в Карагандинском государственном медицинском университете. Активно занимаясь подготовкой к конференции Росмедобр, я легкомысленно согласился выступить с презентацией "Новые тенденции в медицинском образовании" и, только приступив к подготовке слайдов, задумался о том, что медицинские вузы Казахстана, а Карагандинский ГМУ особенно, прошли огромный путь в развитии, внедряя новые технологии образования и оценки, и то, над чем мы сейчас работаем: внедрение НМО, симуляционных технологий, ОСКЭ, - здесь уже стало реальностью. После долгих размышлений я изменил тему выступления, выбрав "Тенденции в медицинском образовании Entrustable Professional Activities" (EPA). Последний термин я бы перевел как "самостоятельная профессиональная деятельность" - способность эффективно выполнять профессиональную деятельность без непосредственного надзора. Причиной развития ЕРА как системы оценки квалификации стало несоответствие между ожиданиями и реальными компетенциями выпускников вузов. В отличие от компетенций, которые описывают модель хорошего врача, ЕРА описывают его повседневную деятельность, включая группы компетенций, отдельные компетенции и основные вехи их достижения.
Основными тенденциями в российском медицинском образовании в этом году стали подготовка к переходу на аккредитацию медицинских специалистов и внедрение новых принципов непрерывного медицинского образования. Статья 69 Федерального закона № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет аккредитацию как необходимое условие допуска к медицинской деятельности. Проект закона, который сейчас проходит общественное обсуждение предлагает внесение изменений, регламентирующих поэтапный переход на аккредитацию в течение 5 лет в 69-ю, 76-ю, 101-ю и другие статьи Закона № 323-ФЗ. Первыми, уже летом 2016 г., процедуру аккредитации пройдут студенты, сейчас обучающиеся по специальностям "стоматология" и "фармация", а с 2017 г. это коснется уже всех выпускников медицинских вузов.
В 2018 г. специализированную аккредитацию пройдут выпускники ординатуры, а также средних медицинских учебных заведений. Медицинские работники, уже работающие в системе здравоохранения, будут переходить на процедуру аккредитации поэтапно: в течение 2016-2021 гг. курсанты, завершающие курсы повышения квалификации, получат сертификаты, после чего они должны начать обучение в системе непрерывного медицинского образования и, набрав 250 зачетных единиц, кредитов, в течение 5 лет пройти процедуру реаккредитации и получить допуск к специальности на следующие 5 лет. Процедура аккредитации выпускников будет проходить в 2 этапа - тестирование и оценка компетенций в формате Объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ).
В предыдущих выпусках журнала мы публиковали руководства по организации этого, нового для нас, метода аттестации. Конечно, проведение ОСКЭ требует не только специальных помещений и обученных экзаменаторов, но и специального оборудования, и в этом году Министерство здравоохранения РФ проводит беспрецедентное по объемам дооснащение медицинских вузов симуляционным оборудованием для организации первичной аккредитации выпускников.
Очень важным нововведением в системе дополнительного профессионального образования стал образовательный сертификат врача, впервые упомянутый в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2015 г. Основная цель введения образовательного сертификата - обеспечение врачам свободы выбора образовательных курсов и учреждений. Уже запущен и наполняется информацией о доступных курсах специальный портал Минздрава России edu.rosminzdrav.ru. Врачи, регистрируясь на этом портале через Единую государственную систему идентификации и аутентификации (она лежит в основе портала Госуслуги), проходят проверку на наличие записи в Федеральном регистре медицинских работников, после чего получают возможность сформировать индивидуальный план обучения, который может включать как циклы повышения квалификации, предоставляемые медицинскими вузами (через систему бронирования мест), так и образовательные мероприятия и учебные материалы, прошедшие оценку на соответствие установленным требованиям в Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
Эти нововведения, без сомнений, затронут всех работников сферы здравоохранения, медицинские вузы и, конечно, преподавателей. Ваш опыт в сфере медицинского образования и ваши идеи очень важны для нас. Приглашаю вас к активному участию в работе журнала. Присылайте статьи для публикации, предложения по новым темам и письма в адрес редакции: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 9, стр. 4, редакция журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие", или на электронный адрес info@medobr.ru, и не забывайте про наш сайт medobr.ru, где мы размещаем все выпуски нашего журнала.
Залим Балкизов, заместитель главного редактора журнала