Редакционная статья

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 3. С. 2

Уважаемые коллеги!

Новый номер нашего журнала выходит в свет сразу после завершения главного события этой осени в области медицинского образования РФ - конференции "Росмедобр-2015", прошедшей 1-2 октября в Москве. Вот уже в шестой раз мы собираем настоящих энтузиастов медицинского образования. В этом году в работе конференции участвовали более 600 человек из 15 стран. Пост-релиз конференции опубликован в рубрике "События".

5 октября я выступал на пленарном заседании III Среднеазиатской конференции "Медицинское образование - новые горизонты", которая проходила в Карагандинском государственном медицинском университете. Активно занимаясь подготовкой к конференции Росмедобр, я легкомысленно согласился выступить с презентацией "Новые тенденции в медицинском образовании" и, только приступив к подготовке слайдов, задумался о том, что медицинские вузы Казахстана, а Карагандинский ГМУ особенно, прошли огромный путь в развитии, внедряя новые технологии образования и оценки, и то, над чем мы сейчас работаем: внедрение НМО, симуляционных технологий, ОСКЭ, - здесь уже стало реальностью. После долгих размышлений я изменил тему выступления, выбрав "Тенденции в медицинском образовании Entrustable Professional Activities" (EPA). Последний термин я бы перевел как "самостоятельная профессиональная деятельность" - способность эффективно выполнять профессиональную деятельность без непосредственного надзора. Причиной развития ЕРА как системы оценки квалификации стало несоответствие между ожиданиями и реальными компетенциями выпускников вузов. В отличие от компетенций, которые описывают модель хорошего врача, ЕРА описывают его повседневную деятельность, включая группы компетенций, отдельные компетенции и основные вехи их достижения.

Основными тенденциями в российском медицинском образовании в этом году стали подготовка к переходу на аккредитацию медицинских специалистов и внедрение новых принципов непрерывного медицинского образования. Статья 69 Федерального закона № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет аккредитацию как необходимое условие допуска к медицинской деятельности. Проект закона, который сейчас проходит общественное обсуждение предлагает внесение изменений, регламентирующих поэтапный переход на аккредитацию в течение 5 лет в 69-ю, 76-ю, 101-ю и другие статьи Закона № 323-ФЗ. Первыми, уже летом 2016 г., процедуру аккредитации пройдут студенты, сейчас обучающиеся по специальностям "стоматология" и "фармация", а с 2017 г. это коснется уже всех выпускников медицинских вузов.

В 2018 г. специализированную аккредитацию пройдут выпускники ординатуры, а также средних медицинских учебных заведений. Медицинские работники, уже работающие в системе здравоохранения, будут переходить на процедуру аккредитации поэтапно: в течение 2016-2021 гг. курсанты, завершающие курсы повышения квалификации, получат сертификаты, после чего они должны начать обучение в системе непрерывного медицинского образования и, набрав 250 зачетных единиц, кредитов, в течение 5 лет пройти процедуру реаккредитации и получить допуск к специальности на следующие 5 лет. Процедура аккредитации выпускников будет проходить в 2 этапа - тестирование и оценка компетенций в формате Объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ).

В предыдущих выпусках журнала мы публиковали руководства по организации этого, нового для нас, метода аттестации. Конечно, проведение ОСКЭ требует не только специальных помещений и обученных экзаменаторов, но и специального оборудования, и в этом году Министерство здравоохранения РФ проводит беспрецедентное по объемам дооснащение медицинских вузов симуляционным оборудованием для организации первичной аккредитации выпускников.

Очень важным нововведением в системе дополнительного профессионального образования стал образовательный сертификат врача, впервые упомянутый в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2015 г. Основная цель введения образовательного сертификата - обеспечение врачам свободы выбора образовательных курсов и учреждений. Уже запущен и наполняется информацией о доступных курсах специальный портал Минздрава России edu.rosminzdrav.ru. Врачи, регистрируясь на этом портале через Единую государственную систему идентификации и аутентификации (она лежит в основе портала Госуслуги), проходят проверку на наличие записи в Федеральном регистре медицинских работников, после чего получают возможность сформировать индивидуальный план обучения, который может включать как циклы повышения квалификации, предоставляемые медицинскими вузами (через систему бронирования мест), так и образовательные мероприятия и учебные материалы, прошедшие оценку на соответствие установленным требованиям в Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

Эти нововведения, без сомнений, затронут всех работников сферы здравоохранения, медицинские вузы и, конечно, преподавателей. Ваш опыт в сфере медицинского образования и ваши идеи очень важны для нас. Приглашаю вас к активному участию в работе журнала. Присылайте статьи для публикации, предложения по новым темам и письма в адрес редакции: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 9, стр. 4, редакция журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие", или на электронный адрес info@medobr.ru, и не забывайте про наш сайт medobr.ru, где мы размещаем все выпуски нашего журнала.

Залим Балкизов, заместитель главного редактора журнала

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»