Интервью с доктором Джеймсом Джонсом, бывшим президентом Американского совета медицины неотложных состояний

Резюме

Доктор Джеймс Джонс - профессор клинической медицины неотложных состояний в Университете Индианы. Он окончил университет DePauw и получил степень доктора медицины на медицинском факультете Университета штата Огайо. Впоследствии он окончил последипломную подготовку по медицине неотложных состояний в государственном Университете округа Райт. Был членом совета директоров Американского совета медицины неотложных состояний, где занимал пост президента.

Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 67-70.

Как Вы выбрали медицинскую карьеру?

Подобно многим другим, кто в конечном итоге выбирает профессию врача, во время своего обучения в средней школе я с удовольствием изучал математику и естественные науки. Первоначально в университете DePauw, в Гринкасле, Индиана, моей основной специализацией была геология.

Однако затем ситуация изменилась. Летом между вторым и третьим курсом обучения я с большим интересом наблюдал за работой нашего семейного врача, после чего незамедлительно сделал свой выбор в пользу медицинской карьеры. Возможность взаимодействия с пациентами, процесс решения проблем и ощущение того, что я помогаю людям почувствовать себя лучше, - это все, и не только это, позволило мне понять, что медицина подходит мне больше всего.

И на протяжении последних двух лет обучения в колледже я усиленно занимался химией, физикой и биологией, которые требовались для поступления на медицинский факультет. И я был принят на медицинский факультет Университета штата Огайо всего за три недели до начала занятий!

Почему вы выбрали в качестве специальности медицину неотложных состояний?

Думаю, по тем же причинам, что и другие, выбравшие данную специальность.

В период ротационного обучения основным дисциплинам в течение первого года я наслаждался каждой из них. Меня всегда интересовало противостояние объема и глубины знаний. Разнообразие задач, темп и четкость действий - словом, то, что всегда сопутствует неотложной по- мощи, - помогли мне принять решение.

Кроме того, на тот момент медицина неотложных состояний была очень молодой специальностью; Американский совет по медицинским специальностям утвердил ее в качестве самостоятельной единицы лишь в 1979 г. На тот момент это открывало большие возможности для врачей, прошедших последипломную специализацию по неотложной медицине. Сегодня, как и на заре становления медицины неотложных состояний, ее особая задача - оказание помощи каждому прибывшему пациенту, независимо от жалоб, причин или его платежеспособности. Это нашло отклик в моей душе в 1979 г., и звучит во мне по сей день.

Сегодня все больше студентов-медиков проявляют интерес к междисциплинарным профессиональным навыкам и степеням (MD/MPH, MD/MBA и т.д.). Поделитесь с нашими читателями, как Вам удается совмещать свою профессиональную карьеру в медицине с руководящей деятельностью?

Прежде всего это замечательно, что все больше студентов-медиков старается получить двойную или междисциплинарную степень. Это создает для них дополнительные краткосрочные и долгосрочные перспективы как в личностном, так и в профессиональном плане. Медицина остро нуждается в руководителях нового поколения. Те, кто обладают этими дополнительными навыками, будут хорошо подготовлены к тому, чтобы в ближайшие годы взять бразды правления в свои руки.

Как я упоминал ранее, медицина неотложных состояний (EM) была новой специальностью, когда в 1982 г. я окончил свое обучение в государственном Университете округа Райт, в Дейтоне, Огайо. У меня не было конкретного плана заниматься чемлибо, помимо своих клинических обязанностей в EM. В то же время у меня всегда было желание сделать что-то значимое всюду, где бы я ни оказался. И поскольку данная специальность только появилась и активно развивалась, в этой сфере были вакантны многие руководящие роли и обязанности.

Моим первым экскурсом в руководство стала должность медицинского директора службы неотложной медицинской помощи (НМП). Не замедлили появиться и другие возможности: медицинский директор отделения неотложной помощи, заместитель директора программы обучения EM, президент отделения штата Индиана Американской коллегии медицины неотложных состояний (ACEP) и заместитель руководителя кафедры неотложной медицины на медицинском факультете Университета Индианы (IUSM). В 2005 г. я был избран в состав совета директоров Американского совета медицины неотложных состояний (ABEM), в 2014 г. для меня было особой честью стать президентом ABEM. Я убежден, что равномерное распределение нагрузки между клиническими обязанностями и руководящими должностями привело к тому, что эти аспекты деятельности дополняли друг друга на всем протяжении моего профессионального пути; без одного из них другой не был бы полноценным. Все руководители в сфере медицины неотложных состояний, включая меня, преследуют одну и ту же цель - улучшение помощи, оказываемой нашим пациентам.

Из Вашего блога следует, что Вы принимаете устные экзамены и участвуете в разработке письменных тестов. Опираясь на свой опыт, как Вы считаете, каковы приоритеты будущего медицинского образования?

На протяжении большей части своей медицинской карьеры я взаимодействовал со студентами-медиками. Помимо обучения у постели больного студентов 4-го курса в период их профильного ротационного обучения EM я участвовал в заседаниях совета по разработке учебной программы для IUSM. Подобно здравоохранению, образование студентов-медиков менялось у меня на глазах. И конечно, есть и перспективы, и проблемы.

Образовательные форматы, в которых студенты в настоящее время овладевают профессией, все в большей степени ориентируются на учащегося. Благодаря обучению, основанному на коллективном подходе, ориентированному на решение определенных проблем, симуляции и онлайн-ресурсам образование стало динамичным, интерактивным, сфокусированным и целенаправленным. В ближайшие годы медицинского образования будут все шире использоваться эти образовательные методы со все менее и менее формальными дидактическими подходами.

Содержание учебных программ будет включать новые направления, но традиционные, разумеется, не уйдут в небытие.

Классический объем знаний сохранится, однако параллельно будут возникать новые аспекты, требующие особого внимания: благополучие пациента, профилактика заболеваний, безопасность пациентов, ведение пациентов с хроническими заболеваниями и обеспечение их медицинской помощью. Объединение этих областей должно стать обязательным для любого врача, планирующего практику в ближайшем будущем.

И дальше будут изменяться учебные программы, ориентированные на взаимодействие с пациентами. Необходим постоянный контакт с пациентами, начиная с ранних этапов подготовки, и не только на протяжении двух последних курсов медицинского факультета, но и в течение всего 4-летнего обучения. Преимущества этого очевидны, они будут содействовать слиянию новых вышеупомянутых направлений учебной программы.

Количество абитуриентов, поступающих на медицинские факультеты, с каждым годом растет. Студентам неизбежно потребуются пациенты для развития и оттачивания клинических навыков. Преподавательский состав испытывает все бо.льшие нагрузки, пытаясь сохранить клиническую продуктивность. Но время для обучения у них сокращается, а следовательно, сокращается количество доступных денежных средств для вознаграждения профессуры за их профессиональную деятельность. Я считаю это одной из наиболее значительных проблем образования студентов-медиков в ближайшие годы.

Меня беспокоит повышение потребности в клиническом опыте на фоне сокращения преподавательского состава, способного предоставить этот крайне важный опыт и обучать студентов у постели больного.

Возможно, симуляция в некоторой степени сможет заполнить эту нишу, но, боюсь, этого будет недостаточно.

Количество вакантных мест для прохождения последипломной специализации было ограничено уже с конца 1990-х гг., в то же время набор на медицинские факультеты в течение последних 10 лет увеличился более чем на 25%. Не за горами появление новых медицинских факультетов. Усиливается конкуренция при попытках студента соответствовать выбранной специальности, все больше студентов сражается за места последипломной практики. Это реальная проблема, с которой мы столкнулись здесь, в IUSM. Многие национальные медицинские организации прилагают усилия, направленные на лоб- бирование конгресса (большинство мест прохождения последипломной практики финансируется CMS) с целью увеличения количества вакантных мест для практики.

Но на сегодняшний день и этих усилий недостаточно. Добавьте к этому недавний отчет Института медицины (IOM) о медицинском образовании, и вы предвидите продолжение борьбы за учебные программы, чтобы идти в ногу с ежегодно растущим количеством выпускников медицинских факультетов.

Каждые несколько недель появляется новая публикация, в которой обсуждается, что количество врачей с синдром выгорания увеличивается и что многие из них не выбрали бы профессию врача, если бы можно было все вернуть вспять. В этой обескураживающей ситуации, с какой, по Вашему мнению, самой большой проблемой сталкиваются сегодняшние студенты-медики?

Реальной финансовой проблемой, с которой сталкиваются почти все студенты, является размер задолженности (на сегодняшний день в среднем почти 200 000 долларов США на 1 студента). Устранение данного препятствия в период и после завершения последипломной подготовки потребует дисциплины и терпения.

Во время обучения на медицинском факультете у нас создается представление о том, что такое медицина и как будет выглядеть наша практика по завершению обучения. Последние 10 лет во многих отношениях перевернули медицину с ног на голову. Изменения происходят быстро и безудержно. Не думаю, что есть некий магический кристалл, который сможет точно предсказать, что будет представлять медицина через 10-15 лет. Это создает нестабильность, и каждый врач должен сам придумать, как преодолеть ее.

Давление современной медицины принимает различные формы. Ожидания пациентов, регулирующих органов, администрации, сторонних плательщиков, лицензионных и сертифицирующих советов большинством воспринимается как

"гора без вершины". Все больше бумажной работы, больше препятствий и вторжений в деятельность и меньше самостоятельности - таковы реалии. Согласно многим данным, работа в медицинской сфере перестает доставлять удовольствие. Все это приводит к неудовлетворенности врачей, их эмоциональному выгоранию, и все больше врачей уходит из медицины. Перед студентамимедиками стоит задача - подойти к своей профессиональной деятельности с широко открытыми глазами. И все же мы выбрали одну из величайших профессий. Нам дана уникальная возможность помогать пациентам каждый божий день. И не стоит забывать об этом. Когда дверь закрыта и вы один на один с пациентом - это особое привилегированное положение. Идите к намеченной цели. Помните, почему вы пришли в медицину. Вернитесь назад и еще раз прочтите свое заявление, которое вы написали при поступлении на медицинский факультет. Это позволит вам не сдавать позиции и пережить шторм постоянно меняющейся системы здравоохранения.

http://blog.osmosis.org/2015/04/dr-jamesjonesformer-president-american-boardemergencymedicine/

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»